Автор: Кудинова Надежда Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР–ДС "Солнышко"
Населённый пункт: р.ХАКАСИЯ, рп.Усть–Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие (НОД) для детей с ОНР III уровня 6-7 лет.
Тема: «
По морю, по океану…»
Цель: расширять словарный запас детей и активизировать речевую деятельность.
Задачи:
Совершенствование связной речи детей; умения отвечать на вопросы полным
предложением.
Уточнение
и
расширение
словаря
по
теме
“Рыбы”.
Дать
новые
понятия
«хищные», «мирные» рыбы.
Научить классифицировать рыб: морские, пресноводные, аквариумные.
Развивать
умения
работать
в
коллективе
и
индивидуально,
воспитание
уважительного отношения друг к другу.
Развитие и совершенствование мимической мускулатуры.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики.
Развитие воображения.
Интеграция
областей: познание,
коммуникация,
музыка,
художественное
творчество, социализация, безопасность, физическая культура, здоровье.
Оборудование:
экран,
компьютер,
презентация
«Рыбы»,
бутылка
с
посланием,
картинки рыб, рисунки моря, аквариума, реки, шаблоны рыб, пластилин, скорлупа
фисташек, макаронные изделия, горох, досточки для лепки, салфетки, музыкальное
сопровождение «Шум моря», песок в ванночках, корабль из стульчиков и ткани,
эмоции для самооценки.
Ход:
Организационный момент.
Логопед: ( в матросской фуражке) «кто со мной в плавание отправляется, собирайся
команда, полный вперед!» ( выполняют плавательные движения руками по кабинету-
плавают)
Логопед « Матросы, слушай меня внимательно! Причаливаем на берег. Матросы я
предлагаю
вам
прогуляться
по
берегу,
смотрите
какой
здесь
песок
чудесный!
( трогают песок). ( дети находят бутылку с посланием) Надо прочитать.»
«Пожалуйста,
кто-нибудь,
спасите
мой
волшебный
остров,
какая-то
страшная
болезнь напала на моих обитателей. И заразила всех рыб. Помогите, спасите.»
1
«Ну, что матросы, решили, что будем делать?»
Дети « спасать рыб.»
Логопед « На чем отправимся в путешествие по воде? Самостоятельно, в ручную мы
не доплывём.»
Дети «На корабле, на яхте, на теплоходе, на лодке…».( отправляются на корабле)
Основная часть: (Звучит шум моря, крики чаек).
Логопед «Ребята, смотрите, что вы видите?» ( океан, море. Слайд 1.)
«А кто там живет, обитает?»
« А если рыбы обитают в море, то они как называются?» ( МОРСКИЕ) (Показ слайд
2-7 : Акула, рыба-меч, касатка, сельдь, лосось, камбала, кит, дельфин, рыба-молот)
«Где еще могут обитать рыбы?» ( в реке- слайд 8 ). «А если рыбы обитают в реке,
озере,
как
они
называются?»
(Пресноводные)
(Показ
презентации слайд
9-11:
форель, карась, лещ, окунь, пиранья, щука, сазан)
« А где еще рыбы могут жить?» (в АКВАРИУМЕ- слайд 12 ) И называться эти рыбы
будут..(АКВАРИУМНЫЕ)
(
показ
презентации слайд
13-15
:
Гуппи,
меченосец,
сомик, золотая рыбка, скалярия)
Логопед: « ребята ответьте мне как нужно вести себя у водоемов?
«Ребята, я предлагаю вам причалить на тот берег и поиграть.»
Физминутка: Подвижная/игра «Морские-речные-аквариумные» (дети делятся на
три команды и вешают рыб на плакаты с соответствующим местом обитания)
«Давайте продолжим путешествие? Скажите мне, пожалуйста, а что есть у рыбы?»
(показ слайд 16: рыбы-схема)
Дети: (полным предложением) «У рыбы есть… хвост, плавники, глаза, жабры, усы,
чешуя и зубы, а зубы рыбе зачем?
рыбы бывают мирные, а бывают хищные.
(Презентация слайд 17 с хищными рыбами)
Игра: « Мирный- хищный» ( показать эмоцию добрую на мирную рыбу и злую – на
хищную)
« Посмотрите, чем рыбы отличаются друг от друга? Местом обитания: морские,
р е ч н ы е ,
а к в а р и у м н ы е .
П и т а н и е м ,
ф о р м о й ,
р а з м е р а м и .
( дети сравнивают двух рыб по схеме. Презентация слайд 18-23 : щука-меченосец,
гуппи-рыба-молот, скалярия-кит, касатка-сомик, карась-акула, дельфин-окунь)
« Ребята, я вижу остров. (слайд 24). Наверное мы прибыли на волшебный остров.
Давайте причаливать.»
Детей встречает хозяйка острова.
2
Хозяйка Острова (руководитель ИЗО-студии).: « Здравствуйте, ребята! Как я рада вас
видеть! Я уж думала что никто моё послание не получил и никто не придет мне на
помощь, а тут вы прибыли. Спасибо вам большое. У меня на острове рыбы заболели и
остались без чего? (показ шаблона рыбы) …… ч е ш у и. Что мы будем делать как им
вернуть чешую? ( пластилином, а потом наклеить чешуйки из разных материалов,
смотря у кого какая рыбка. Н-р: У камбалы мелкая чешуя – надо взять горох или
скорлупу
ореха,
щука
–
скорлупа
фисташек)
.Ребята
выбирайте
себе
рыб.
И
приступайте к работе. За спасение рыб.»
Хозяйка Острова: « Спасибо вам большое ребята! Вы спасли моих рыб. Вы наверное
заметили, что мои рыбки необычные и могут дышать не только в воде, но и на берегу.
И я хочу подарить их вам на память о прибывании на моём волшебном
острове.
Может вы поселите их у себя в аквариуме или на стене дома и будете вспоминать
какое чудесное было у вас путешествие « По морю, по океану».
Логопед:
Ну теперь, наверное, пора возвращаться в детский сад? До свидания
Хозяйка Острова.
Заключительная часть: (на корабле)
Итог: (слайд 25)
Логопед: « Ребята, скажите что вы сегодня в путешествии для себя узнали нового и
интересного? Что вам понравилось делать и что не понравилось делать? Оцените себя
возьмите ту эмоцию которая соответсвует вашему настроению и вашим знаниям. («
улыбка»- все хорошо выполнял, «грусть» – не справился с какими –то заданиями,
«плачет»-вообще не понравилось путешествие) Ответьте почему вы выбрали эти
эмоции?
Логопед: « Мне тоже было приятно с вами путешествовать, но я вижу на горизонте
наш детский сад. Пора в группу. Матросы в заплыв до группы.»
3