Автор: Бадритдинова Гульназ Василовна
Должность: преподаваль
Учебное заведение: МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №3"
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Реализация регионального компонентв в ДШИ. Программа "Северный сувенир"
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка
Одной из обязательных дисциплин в детской художественной школе является
композиция. Учебная программа по данному предмету предусматривает изучение основ
станковой и декоративной композиции. Особую роль в эстетическом воспитании детей играет
декоративно-прикладное
искусство.
Значение
декоративно-прикладного
искусства
определяется прежде всего тем, что оно необычайно массово. Произведения различных видов
прикладного искусства окружают человека ежедневно, ежечасно и повсюду, - а, значит,
постоянно воздействуют на него.
Особое внимание при изучении ДПИ необходимо уделять региональному
компоненту, т.е. изучению традиционных народных художественных промыслов народов
Севера.
Цель изучения традиций коренного населения – познакомить учащихся с традиционным
искусством народностей Севера, художественной обработкой кожи, меха, работе с сукном,
деревом, бисером. Привить любовь к этому виду народного художественного творчества,
обучить практическим навыкам работы с этими материалами, умению создавать и выполнять
самостоятельно
художественные
произведения
в
традициях
местного
национального
искусства и в итоге подготовить молодую смену мастеров народных промыслов.
Северный сувенир
Кожа и мех, удивительный материал, прочный, пластичный, разнообразный по
внешнему виду и интересный в обработке, создала сама природа. Пожалуй, нет более
древнего и в то же время современного материала, чем кожа.
Особое внимание мы должны уделить изделиям из кожи и меха у народов Севера. Их
обособленность и специфические условия существования привели к тому, что традиционное
народное искусство сохранилось практически в нетронутом виде до сих пор. Мы можем
пронаблюдать,
как
мастерицы
применяют
аппликацию
для
изготовления
национальной
одежды, обуви, сумочек, украшений. Рисунок прорезают через два слоя кожи или меха
разного цвета, а потом детали разных цветов меняют местами. Получается светлый рисунок
на темном фоне или темный на светлом. Копирование орнаментов и элементов с изделий
народного прикладного искусства поможет понять принцип обобщения разных мотивов,
оценить и полюбить отточенное веками мастерство.
Для изготовления сувенирной продукции необходимы материалы, которые можно
приобрести
в
ателье,
магазинах:
лоскуты
кожи,
меха,
сукна
а
можно
использовать
отслужившие
свой
век
или
надоевшие
вещи.
Для
работы
понадобятся
инструменты:
ножницы
портьерные,
ножницы
«зиг-заг»,
канцелярский
нож,
металлическая
линейка,
разделочная доска из дерева, пинцет, шило, ножницы, свеча, клей «Момент» или ПВА.
Организуя рабочее место, источник света должен быть слева, коробки с кожей, мехом,
тканями и инструменты справа и перед собой.
Прежде чем начать серьезную композицию (панно) необходимо с детьми изучить приемы
работы с кожей, мехом, деревом, берестой, сукном, вышивке бисером. Изучить орнаменты
северных народностей, научиться их читать, рисовать, вырезать.
Приемы работы с кожей:
1.
Драпировка
«жмурка».
Для
работы
используется
мягкая
кожа,
изнанка
которой
смазывается клеем. Складки драпируются пинцетом на основе изделия или бумаге.
2. Драпировка «травка». Полоска кожи с изнаночной стороны смазывается клеем и при
помощи пинцета укладывается петельками на основу.
3. Термообработка. Чтобы получилась выпуклая деталь, кожу подвергают термообработке
(нагревание кожи на плите или над свечой).
4. Аппликация. Вырезанные детали наклеиваются на основу.
5. Оплетки. Украшение изделия различными видами плетения.
6. Обтяжка. Обтягивание кожей картона, пластмассы, металла, папье-маше.
7. Выжигание.
8. Резьба. Резьба по толстой коже выполняется резцом.
Методические рекомендации
Приступая
к
изучению
раздела,
преподаватель
проводит
вступительную
беседу.
Теоретические занятия совмещаются с практическими, с экскурсиями в краеведческие музеи,
просмотрами фильмов о народном декоративно-прикладном искусстве Севера. Программа
рассчитана на развитие у детей творческого начала и ознакомление их с искусством народов
Севера.
Практические
занятия
необходимо
совмещать
с
теоретическими.
С
беседами
о
художественных промыслах, о культуре, быте, традициях.
Важным этапом создания композиции является копирование образцов народного искусства.
Для этого отбираются наиболее ценные в художественном отношении изделия мастериц.
Отдельное внимание необходимо уделить цвету и цветовой символике, орнаменту, одежде
Северян.
По
изученным
сказкам,
мифам,
легендам
можно
создать
композиционно
интересные работы из кожи, меха, бисера, сукна.
Процесс трансформации натурных мотивов в декоративную композицию очень
сложен.
Он требует освоения таких понятий, как плоскостность изображения, силуэт,
симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, стилевое единство, колорит. Чтобы дети
освоили
этот
материал,
теоретические
знания
должны
быть
закреплены
практическими
упражнениями.
После
изучения
приемов
работы
с
материалами,
вдохновившись
прочитанными
мифами и легендами, увиденными фото и видео материалами о быте,
культуре коренного населения можно приступить к выполнению эскизных разработок. И
после этого приступать к удивительно интересной работе-выполнению декоративных панно в
технике кожаная пластика, выполнению изделий и сувенирной продукции из кожи, меха,
сукна и бисера.
Практическая работа по освоению приемов художественной обработки кожи, меха,
сукна, бисера и по созданию собственных произведений из этих материалов производится в
специально оборудованных учебных классах-мастерских.
В процессе обучения в 1, 2, 3 классах художественной школы, учащиеся знакомятся
с различными приемами и способами декорирования кожи, меха, сукна, бисера, выполняют
образцы изделий в различных техниках, с различными видами декора. В 4 классе учащиеся
самостоятельно, от начала до конца выполняют художественное изделие в характере и с
традициями народов Севера.
В
конце
каждого
года
обучения
организуется
выставка
выполненных
учащимися
практических работ, зарисовок, эскизов.
Данная программа рассчитана на 4-х летний курс обучения по 2 часа в неделю.
Количественный состав класса: до 10 человек. В первый класс поступают дети в возрасте 11-
13 лет, соответственно заканчивают свое обучение – 14-16 лет. Состав класса формируется из
учеников одного возраста.
Реализация программы осуществляется по следующим этапам:
1-й класс: I полугодие (32 часа)
II полугодие (34 часов)
2-й класс: I полугодие (32 часа)
II полугодие (34часов)
3-й класс: I полугодие (32 часа)
II полугодие (34 часов)
4-й класс: I полугодие (32 часа)
II полугодие (34 часов)
В конце каждого полугодия проводится просмотр работ, а в конце года - отчетная выставка
работ, сувениров, изделий учащихся.
В учебно-тематический план входят задания по декоративно-прикладному искусству с учетом
доступности
исполнения
изделий
в
связи
с
возрастными
особенностями
учащихся
и
количеством учебных часов. В приложениях программы предоставлены фотографии изделий,
сувениров, выставок работ учащихся.
Программа направлена:
1. На усвоение и изучение творчества народов Севера.
2. На осознание принадлежности учащихся к социально-исторической общности
(изучение и сохранение традиций коренного населения Севера).
3. На воспитание у учащихся трудовых навыков, последовательности и аккуратности.
4. На самоопределение учащихся в профессиональном плане.
5. На познание своего внутреннего мира через изделия, сделанные своими руками.
Цель программы: развитие творческих способностей у детей.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с историей развития творчества народов Севера.
2. Дать теоретические и практические знания.
3. Научить детей способам работы с кожей, меха, сукна, бисера.
4. Научить детей изготовлению сувениров и панно из кожи, меха, сукна, бисера в
традиционном колорите северян.
5. Приобщать к миру прекрасного, развивать ЗУН.
6. Подготовиться к просмотру работ и выставкам.
7.Подготовить учащихся к дальнейшему выбору профессии.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для успешного результата в освоении программы по художественной работе с кожей, мехом,
сукном, бисером необходимы следующие учебно-методические пособия:
1) таблицы по этапам работы над изделиями в традициях искусства народов Севера;
2) наглядные пособия (орнаменты народов Севера, одежда и быт народов Севера);
3) фото и видео материал с изделиями народного творчества Севера;
4) методические таблицы и раздаточный материал по темам: «Одежда народов Севера»,
«Орнаменты
лесных
ненцев»,
«Мансийские
орнаменты»,
«Сумки»,
«Куклы,
идолы»,
«Шаманы», «Боги, духи, идолы (мифы народов Севера)», «Животные Севера»,
«Природа
Севера», «Стилизация Животных», «Стилизация природных форм»;
5) трафареты орнаментов народов Севера различных форм и видов;
6) книги для учителя и учащихся: методическая литература, художественные альбомы с
орнаментами народов Севера, альбомы по истории предметов быта, костюмов и основных
традиционных народных промыслов северян,
энциклопедии по истории народов Севера,
энциклопедии о животных и растениях Севера, фольклор, сказки, мифы народов Севера;
7) методички: фактуры, ритмы, цветоведение, стилизация, формообразование, изображение
человека и животных, сюжетная композиция;
8) детские работы соответствующего возраста (альбомы и эскизы, зарисовки), работы детей
предыдущих лет в материале (изделия из кожи, меха, сукна и бисера).
Также необходимо оснастить кабинет всеми необходимыми материалами и инструментами
для работы.
Материально-техническое оснащение
Оборудование:
-столы, стулья, линолеум 50х35(для рабочего места) на кол-во человек;
-плита, электровыжигатель, свеча;
-шило, щипцы, ножницы, ножницы «зигзаг»;
-линейки; канцелярский нож;
-иглы; наперстки, пробойники;
-вентиляция.
Материалы:
-мех оленя, норки, нерпы, лисы, песец;
-кожа (разные виды и цвета);
-сукно (красного, желтого, синего, зеленого, коричневых цветов);
-бисер (красного, желтого, зеленого, синего цвета;
-нитки, пуговицы, бусы деревянные, монисты;
-клей «Момент», «ПВА»;
-бумага, альбомы, краски, карандаши.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обучения композиции прикладного искусства в курсе четырехлетнего обучения
в ДХШ каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений, навыков,
необходимых для самостоятельного создания эскизов, декоративных композиций, сувениров,
игрушек в материале.
Учащийся должен знать:
1) основные законы т правила декоративной композиции;
2) основы цветоведения;
3) основные принципы организации декоративной композиции.
Учащийся должен уметь:
1) применять навыки рисования в декоративной композиции;
2) овладеть процессом стилизации реальных природных форм в декоративные;
3) общность древнейших истоков содержания орнаментальных мотивов в искусстве разных
народов Севера;
4) взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;
5) овладеть всеми приемами и способами работ с материалами;
6) освоить первичные приемы работы с бисером;
7)выполнять художественные изделия и сувенирную продукцию с использованием
традиционного северного колорита.
Примерный тематический план
Наименование темы
часы
№
1 КЛАСС
1.
Введение в курс ДПИ. Экскурсия в краеведческий музей.
2 ч.
2.
Приемы работы с кожей и мехом. История обработки кожи. Виды кожи и
меха. Экскурсия в мастерскую мастера.
2ч.
3.
Работа с кожей и мехом. Инструменты и приспособления. Упражнения.
2ч.
4.
Образный „язык" орнамента северян - изучение несложных северных
орнаментов.
4ч.
5.
Шаблоны орнаментов – вырезание шаблонов.
4ч.
6.
Подвеска «орнамент».
2ч.
7.
Кулон «Совушка».
4ч.
8.
«Северное солнышко» - выполнение северного плоскостного сувенира.
6ч.
9.
«Северяночка» - выполнение северного плоскостного сувенира.
4ч.
10.
Кулон. Эскизные разработки кулонов. Изготовление кулона из кожи и меха.
4ч.
11.
«Северная красавица». Выполнение игрушки-сувенира. Эскиз. Изготовление
игрушки-сувенира
8ч.
12.
Панно «Север».
20ч.
68ч
2 класс
13.
Образный „язык" орнамента северян – продолжение изучения северных
орнаментов. Шаблоны орнаментов.
4ч.
14.
Изучение работы с бисером.
4ч.
15.
Брошь. Эскизные разработки. Изготовление броши из кожи и меха.
4ч.
16.
Кукла – сувенир «Акань», вид 1.
6ч.
17.
Кулон-оберег. Эскизные разработки кулонов. Изготовление кулона из кожи и
меха.
8ч.
18.
Подушка «Сон ребенка». Изготовление подушки.
8ч.
19.
Шкатулка из кожи. Изготовление шкатулки с использованием северных
мотивов и орнамента.
6ч.
20.
Сувенир «Северная красавица-2».
6ч.
21.
Повторение законов, правил и принципов организации декоративной
композиции.
2ч.
22.
Панно «Северные мотивы».
20ч.
68ч.
3 класс
23.
Кукла – сувенир «Акань», вид 2.
6ч.
24.
«Люлька» - изготовление игрушки – сувенира.
8ч.
25.
Чехол под сотовый телефон.
6ч.
26.
Игольница «Намт».
8ч.
27.
Сумочка-сувенир по северным мотивам «Падко». Изготовление сумки.
10ч.
28.
Ваза «Орнаменты Севера». Выполнение эскизов вазы. Изготовление вазы с
использованием северных мотивов.
6ч.
29.
Сувенир «Северянка».
8ч.
30.
Панно «Мой северный олень». Выполнение эскизов к панно. Работа над
панно.
16ч.
4 класс.
31.
Кукла – сувенир «Акань», вид 3.
6ч.
32.
«Подвеска» - изготовление сувенира.
8ч.
33.
Чехол под сотовый телефон.
6ч.
34.
Подушка «Глухарка».
8ч.
35.
Сумка по северным мотивам. Изготовление сумки.
10ч.
36.
Варежки «Медведь». Выполнение эскизов вазы. Изготовление вазы с
использованием северных мотивов.
6ч.
37.
Сувенир «Ямалочка» -матрешка. Роспись матрешек.
8ч.
38.
Панно «Северный край». Выполнение эскизов к панно. Работа над панно.
16ч.
68ч
5 класс.
39.
Панно «Легенды Севера» (диптих или триптих) - работа над эскизами панно
с использованием традиционного северного колорита.
32
40.
Панно «Легенды Севера» (диптих или триптих). Выполнение изделия
целиком в материале. Организация итоговой выставки.
36
Содержание курса.
№
Темы
Тема, содержание
Материалы, литература.
1 КЛАСС
1.
Введение в курс ДПИ. Экскурсия в
краеведческий музей.
Традиционное народное декоративно-
прикладное искусство, самодеятельное
народное и профессиональное
декоративно-прикладное искусство.
Возникновение и развитие декоративно-
прикладного искусства. Искусство
художественной обработки кожи и меха.
Декоративно-прикладное искусство
Севера. Местный промысел
художественной обработки кожи и меха.
Экскурсия в краеведческий музей, где
собраны образцы местных
этнографических художественных
изделий. История местного
художественного промысла.
Литература:
Пучков П. «Арктика - мой
дом. Народы Севера земли».
Полярная энциклопедия
школьника. М. 2001.;
Приходько М. Хомаку.
Няруй В. Колыбельная для
тундровичка.
2 ч.
2.
Приемы работы с кожей и мехом.
История обработки кожи. Виды кожи и
меха. Экскурсия в мастерскую мастера.
Художественные особенности изделий из
кожи и меха. Демонстрация работ
художника, иллюстративного материала
(фотографии, наглядный материал).
2ч.
3.
Работа с кожей и мехом. Инструменты и
приспособления. Упражнения. Освоение
простейших приемов работы с кожей и
мехом.
Виды кожи и меха.
Инструменты и приспособления.
Приемы работы с кожей и мехом.
Приемы декоративной обработки кожи и
меха.
Кожаная пластика. Техника безопасности
при работе. Упражнения.
-термообработка;
-жмурка, драпировка.
Для учащихся:
Кожа тонкая, ножницы, клей,
свеча, спички, пробойники,
щипцы, нож канцелярский,
линейка, ручка, картон.
Литература:
Е. Черкизова М. Синеглазова
2ч.
4.
Образный „язык" орнамента северян -
изучение несложных северных
орнаментов. Выполнение эскизов
орнаментов ненцев и ханты. Из
зарисовок, выполняемых учащимися,
могут быть созданы собственные
альбомы, которые прослужат в
дальнейшем ценными пособиями в их
практической работе. Зарисовки
создаются в музеях, с фото и видео
материала, а также с таблиц, схем и
литературы. Освоение приемов
изготовления аппликационного
орнамента.
Для учащихся:
Картон, карандаш, линейка,
миллиметровая бумага,
ножницы.
4ч.
5.
Шаблоны орнаментов – вырезание
шаблонов.
Тренировка в рисовании орнамента из
крючковидных геометрических форм
ненецкого или хантыйского орнамента.
Соединение орнаментальных полос
между собой (упражнения).
Для учащихся:
Картон, карандаш, линейка,
миллиметровая бумага,
ножницы.
4ч.
6.
Подвеска «орнамент».
Выполнение эскизов подвесок. Подбор
материала. Изготовление подвески из
сукна и бисера. Декорирование,
завершение работы.
Для учащихся:
Картон, сукно, мех, бисер,
ножницы, клей, игла, нитки.
7.
Кулон «Совушка».
Перед тем как приступить к работе над
выполнением эскизов учащиеся изучают
по фотографиям изделия сувенирной
продукции местных мастеров.
Выполнение эскизов кулонов. Эскизные
разработки кулонов. Подбор материала.
Изготовление кулона из кожи, меха,
сукна, бисера. Декорирование,
завершение работы.
Для учащихся:
Картон, сукно, мех, бисер,
ножницы, клей, игла, нитки.
4ч.
8.
«Северное солнышко» - выполнение
северного плоскостного сувенира.
Выполнение эскиза игрушки-сувенира в
альбоме. Детальная разработка наиболее
удачного эскиза. Подбор материала.
Выкраивание деталей игрушки.
Роспись лица. Украшение
орнаментировкой, бисером, тесьмой,
мехом.
Завершение работы. Организация
выставки.
Коллективное обсуждение работ.
Для учащихся:
Картон, сукно, мех, бисер,
ножницы, клей, игла, нитки.
6ч.
9.
«Северяночка» - выполнение северного
плоскостного сувенира.
Выполнение эскиза игрушки-сувенира в
альбоме. Детальная разработка наиболее
удачного эскиза. Подбор материала.
Выкраивание деталей игрушки.
Выкраивание одежды. Роспись лица.
Изготовление игрушки-сувенира
«Северяночка». Украшение
орнаментировкой, бисером, тесьмой,
мехом.
Завершение работы. Организация
выставки.
Коллективное обсуждение работ.
Для учащихся:
Для учащихся:
Картон, сукно, мех, бисер,
ножницы, клей, игла, нитки.
Литература:
Бондаренко Ф. Куклы и
игрушки Агана.
Нижневартовск. 2003.
4ч.
10.
Кулон.
Перед тем как приступить к работе над
выполнением эскизов учащиеся изучают
по фотографиям изделия сувенирной
продукции местных мастеров.
Выполнение эскизов кулонов. Эскизные
разработки кулонов. Подбор материала.
Изготовление кулона из кожи, меха,
сукна. Декорирование,
завершение работы.
Для учащихся:
Картон, сукно, мех,
ножницы, клей, игла, нитки.
4ч.
11.
«Северная красавица». Выполнение
игрушки-сувенира. Эскиз. Подбор
материала.
Изготовление игрушки-сувенира:
Выкраивание одежды. Выкраивание
деталей игрушки.
Роспись лица. Выполнение декоративных
деталей.
Украшение орнаментировкой, бисером,
тесьмой, мехом. Завершение работы.
Организация выставки.
Коллективное обсуждение работ.
Для учащихся:
Деревянная основа, сукно,
мех, акрил, кисти, ножницы,
клей, .
8ч.
12.
Панно «Север».
Стилизация и образность. Трансформация
формы. Выполнение эскизов к панно.
Выбор лучшего. Цветовой поиск. Подбор
материала, подготовка основы.
Подготовка декоративных элементов.
Выполнение панно «Север» в материале
(практическая работа). Декорирование.
Завершение.
Организация выставки.
Коллективное обсуждение выполненных
работ.
Для учащихся:
Кожа, дермантин, сукно, мех,
бисер, нитки, игла, ножницы,
клей, картон или двп 40х55.
20ч.
68ч
2 класс
13.
Образный „язык" орнамента северян
– продолжение изучения северных
орнаментов. Изучение орнаментов.
Изучение орнамента разных народностей
(ненцев, ханты, манси). Выполнение
эскизов орнаментов ненцев и ханты. Из
зарисовок, выполняемых учащимися,
могут быть созданы собственные
альбомы, которые прослужат в
дальнейшем ценными пособиями в их
практической работе. Зарисовки
создаются в музеях, в мастерских
местных мастеров и художников, с фото и
видео материала, а также с таблиц, схем и
литературы. Освоение приемов
изготовления аппликационного
орнамента. Тренировка в рисовании
орнамента из крючковидных
геометрических форм ненецкого или
хантыйского орнамента. Соединение
орнаментальных полос между собой
(упражнения).
Для учащихся:
Для учащихся:
Картон, карандаш, линейка,
миллиметровая бумага,
ножницы.
Литература: Шишкин П.
Мансийские орнаменты.
Спб. 1993.
4ч.
14.
Изучение работы с бисером. Освоение
первичных приемов работы с бисером.
Применение бисера как декоративного
материала в изделиях у народов Севера.
Подбор бисера по цвету. Свойства бисера
как декоративного материала, качество
бисера. Применение бисера как
декоративного материала различными
народностями. Набор на нитку с
соблюдением определенного цветового
ритма. Закрепление бисера на сукне или
коже (упражнения). Выполнение
несложного элемента пояса с помощью
плетения бисером.
Для учащихся:
Бисер (красный, белый,
желтый), иглы, нитки, сукно,
ножницы.
Литература:
Федотова М. Кабошоны с
бисером. Культура и
традиции. М. 1999.
4ч.
15.
Брошь.
Для учащихся:
4ч.
Выполнение эскизов броши на бумаге
карандашом и в цвете.
Подбор материала. Поэтапное
выполнение изделия.
Изготовление броши из кожи, меха,
сукна, бисера. Декорирование,
завершение работы.
Сукно, ножницы, клей, мех,
картон, бисер, нитки, игла,
булавка.
Литература: Тюрина Н. Чудо-
кожа. М.,1999
16.
Кулон-оберег.
Перед тем как приступить к работе над
выполнением эскизов учащиеся изучают
по фотографиям изделия сувенирной
продукции местных мастеров.
Выполнение эскизов кулонов. Эскизные
разработки кулонов. Подбор материала.
Изготовление кулона из кожи, меха,
сукна, бисера. Декорирование,
завершение работы.
Для учащихся:
Кожа тонкая, ножницы,
свеча, спички, щипцы, клей,
картон, сукно, мех, бисер,
игла, нитки.
Литература: Черкизова Е.
Новикова И. 100 поделок из
кожи.
6ч.
17.
Кукла – сувенир «Акань».
Выполнение эскиза игрушки-сувенира в
альбоме. Подбор материала.
Выкраивание деталей игрушки, одежды.
Изготовление игрушки-сувенира.
Украшение орнаментом, бисером,
тесьмой, мехом. Завершение работы.
Организация выставки.
Коллективное обсуждение работ.
Для учащихся: сукно, мех,
бисер, ножницы, клей, игла,
нитки.
8ч.
18.
Подушка «Сон ребенка».
Характер и приемы художественного
оформления декоративных изделий.
Зарисовка изделий в цвете в местном
краеведческом музее с подлинников, с
таблиц, фото, видео материалов в альбом.
Подбор материала для выполнения
работы. Выполнение заготовок для
изделия, изготовление выкроек.
Поэтапность выполнения. Сшивание
деталей из меха и кожи. Декорирование
изделия сукном, бисером. Завершение
работы.
Для учащихся: сукно, мех,
бисер, ножницы, клей, игла,
нитки.
Литература:
Бондаренко Ф. Куклы и
игрушки Агана.
Нижневартовск. 2003.
8ч.
19.
Шкатулка из кожи.
Перед тем как приступить к работе над
выполнением эскизов учащиеся изучают
по фотографиям изделия сувенирной
продукции местных мастеров.
Выполнение эскизов шкатулки
карандашом (альбом). Выбор лучшего
эскиза. Решение в цвете. Поэтапность
работы: Подбор материала, выполнение
заготовок изделия, подготовка деталей
декора. Изготовление шкатулки.
Приклеивание кожи к основе, используя
методы и приемы декорирования кожи
Для учащихся:
Бисер (белый, красный,
желтый), игла, нитки.
Кожа, дермантин, мех,
ножницы, клей, основа.
Литература:
Синеглазова М. 1000
мелочей из кожи. М., 2002.
6ч.
изученные ранее. Работы могут быть
декорированы не только мехом, но и
всевозможными деревянными,
металлическими бусами, монистами,
пуговицами и подвесками. (Количество
шкатулок может варьироваться от
степени сложности и скорости работы
учащихся). Изготовление шкатулки.
20.
Сувенир «Северная красавица-2».
Выполнение эскиза игрушки-сувенира в
альбоме. Детальная разработка наиболее
удачного эскиза. Подбор материала.
Выкраивание деталей игрушки.
Выкраивание одежды. Роспись лица.
Украшение орнаментировкой,
бисером, тесьмой, мехом. Завершение
работы. Организация выставки.
Коллективное обсуждение работ.
Для учащихся:
Картон, сукно, мех, бисер,
ножницы, клей, игла, нитки.
6ч.
21.
Повторение законов, правил и принципов
организации декоративной композиции.
Выполнение упражнений. Стилизация
плоской формы.
Цветовые фактуры и техники в
стилизации. Трансформация формы в
стилизации. Стилизация и образность.
2ч.
22.
Панно «Север».
Выполнение эскизов к панно. Выбор
лучшего. Цветовой поиск. Подбор
материала, подготовка основы.
Подготовка декоративных элементов.
Выполнение панно «Север» в материале
(практическая работа). Декорирование.
Завершение.
Организация выставки.
Коллективное обсуждение выполненных
работ.
Для учащихся:
Кожа, дермантин, сукно, мех,
бисер, нитки, игла, ножницы,
клей, пробойники, картон
или двп 40х55.
20ч.
68ч.
3 класс
23.
Кукла «Акань».
Выполнение эскиза игрушки-сувенира в
альбоме. Подбор материала.
Выкраивание деталей игрушки, одежды.
Изготовление игрушки-сувенира.
Украшение орнаментом, бисером,
тесьмой, мехом. Завершение работы.
Организация выставки.
Коллективное обсуждение работ.
Для учащихся: сукно, мех,
бисер, ножницы, клей, игла,
нитки.
6ч.
24.
«Люлька» - изготовление игрушки –
сувенира.
Выполнение эскиза игрушки-сувенира в
альбоме. Подбор материала.
Выкраивание деталей игрушки.
Выполнение декоративных деталей.
Изготовление игрушки-сувенира.
Украшение орнаментом, бисером,
тесьмой, мехом. Завершение работы.
Организация выставки.
Коллективное обсуждение работ.
Для учащихся: ветка березы,
сукно(2-3 цвета), ситец, мех,
бисер, ножницы, клей, игла,
тесьма, нитки.
8ч.
25.
Чехол под сотовый телефон.
Эскизные разработки чехла по мотивам
Севера. Разработка эскиза в цвете.
Подбор материала для выполнения
изделия. Изготовление, поэтапность
работы над изделием. Выполнение
заготовок изделия. Декорирование
изделия вышивкой и прочими
декоративными элементами. Завершение.
Организация выставки.
Для учащихся: сукно, мех,
бисер, ножницы, клей, игла,
нитки.
6ч.
26.
Игольница «Намт».
Характер и приемы художественного
оформления декоративных изделий.
Зарисовка изделий в цвете в местном
краеведческом музее с подлинников, с
таблиц, фото, видео материалов в альбом.
Подбор материала для выполнения
работы. Поэтапность выполнения.
Выполнение заготовок для изделия,
изготовление выкроек. Сшивание деталей
из меха, сукна и кожи. Декорирование
изделия сукном, бисером. Завершение
работы.
Для учащихся:
Картон, сукно, мех, бисер,
ножницы, клей, игла, нитки.
8ч.
27.
Сумочка-сувенир по северным
мотивам «Падко».
Перед тем как приступить к работе над
выполнением эскизов учащиеся изучают
по фотографиям изделия сувенирной
продукции местных мастеров.
Эскизные разработки декоративной
сумочки-сувенира по мотивам Севера.
Разработка эскиза в цвете. Изготовление
сумки. Поэтапность работы над
изделием. Подбор материала для
выполнения изделия. Выполнение
заготовок изделия. Декорирование
изделия вышивкой и прочими
декоративными элементами.
Изготовление сумки (практическая
работа). Декорирование. Завершение.
Организация выставки.
Для учащихся:
Кожа, сукно, мех, бисер,
ножницы, клей, игла, нитки,
веревка, деревянные бусы ,
монеты.
Литература:
Синеглазова М. 1000
мелочей из кожи. М., 2002.
Бондаренко Ф. Куклы и
игрушки Агана.
Нижневартовск. 2003.
10ч.
4 класс
28.
Ваза «Орнаменты Севера».
Изготовление вазы с использованием
северных мотивов. Перед тем как
приступить к работе над выполнением
эскизов учащиеся изучают по
фотографиям изделия сувенирной
продукции местных
мастеров.Выполнение эскизов вазы в
альбомах. Выбор лучшего эскиза.
Цветовое решение эскиза. Подбор
материала для выполнения изделия,
подготовка его к работе. Поэтапность
работы. Выполнение заготовок изделия.
Изготовление вазы с использованием
северных мотивов. Декорирование
изделия декоративными элементами.
Завершение. Организация выставки.
Для учащихся:
Кожа, дермантин, мех,
ножницы, клей, бисер,
стеклянный сосуд.
Литература:
Синеглазова М. 1000
мелочей из кожи. М., 2002.
6ч.
29.
Сувенир «Северная красавица-2».
Выполнение эскиза игрушки-сувенира в
альбоме. Подбор материала.
Выкраивание основы игрушки.
Приклеивание меха. Роспись лица.
Украшение орнаментировкой,
бисером, тесьмой, мехом. Завершение
работы. Организация выставки.
Коллективное обсуждение работ.
Для учащихся:
Картон, сукно, мех
полосками, бисер, тесьма,
ножницы, клей, игла, нитки,
резак.
8ч.
30.
Панно «Мой северный олень».
Повторение законов, правил и
принципов организации декоративной
композиции. Выполнение упражнений.
Выполнение эскизов к панно. Выбор
лучшего. Цветовой поиск. Подбор
материала, подготовка основы.
Подготовка декоративных элементов.
Выполнение панно в материале
(практическая работа). Декорирование.
Завершение. Организация выставки.
Коллективное обсуждение выполненных
работ.
Для учащихся:
Кожа, дермантин, сукно, мех,
бисер, нитки, игла, ножницы,
клей, пробойники, картон
или двп 40х55.
16ч.
68ч
5 класс
31.
Панно «Легенды Севера» (серия).
Повторение законов, правил и принципов
организации декоративной композиции.
Выполнение упражнений. Стилизация
плоской формы.
Цветовые фактуры и техники в
стилизации. Трансформация формы в
стилизации. Стилизация и образность.
Для эскизов: альбом,
цветные карандаши,
орнаменты.
32.
Проектирование и самостоятельное
выполнение в материале
художественного изделия в традициях
местного национального искусства
художественной обработки кожи и меха
(по прочитанным сказкам, мифам и
легендам Севера). Сбор материала для
дальнейшей работы над эскизами панно с
использованием традиционного
северного колорита. Выполнение
эскизных разработок по теме. Выбор
лучшего, детальная разработка наиболее
удачного эскиза. Выполнение эскиза в
цвете. Изучение конструкций изделия,
композиции орнаментальных схем,
соотношения. Подборка материала для
выполнения композиций. Подготовка
основы для работы.
32.
Панно «Легенды Севера» (серия).
Подготовка основы для работы.
Выполнение деталей. Выполнение
изделия в материале. Организация
итоговой выставки. Коллективный
просмотр и обсуждение работ,
выполненных учащимися за 4 год
обучения в школе. Отбор наиболее
интересных из них, включая упражнения
и зарисовки.
Работа над экспозицией выставки.
Литература:
Борко Т. Культура народов
Ямала; Попов Ю. Приходько
М. Хомани
Для учащихся:
Кожа, дермантин, сукно, мех,
бисер, камни, ножницы,
клей, бусы, пробойники,
картон или двп 40х55 (2-3
шт.)
36.
68ч.
Рекомендуемая литература.
1. Черкизова Е. Кожа Техника Приемы Изделия. М., 2004.
2. Новикова И. 100 поделок из кожи. Ярославль. 1999.
3. Синеглазова М. 1000 мелочей из кожи. М., 2002.
4. Тюрина Н. Чудо-кожа. Основы художественного мастерства. М.,1999.
5. Филиппова С. Изделия из кожи. Донецк. 2003.
6. Мицель И. Кожа. Культура и традиции. М., 1999.
7. Синеглазова М. Кожа. Культура и традиции. М., 2000.
8. Шичанина В. Украшения из кожи. Практическое пособие. Спб., 1999.
9. Федотова М. Кабошоны с бисером. Культура и традиции. М. 1999.
10.Головнев А. История Ямала. Тобольск, 1992.
11. Сивотялова О. Изделия из кожи. Обработка, элементы одежды, украшения. Спб.2000.
12. Борко Т. Культура народов Ямала. Учебник. Тюмень. 2002.
13. Попов Ю. Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник. Тюмень. 2001.
14. Приходько М. Хомани. Книга о жизни лесных ненцев. Спб. 2002.
15. Богатеева З. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.,1986.
16. Сокольникова Н. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной
школе. М., 1999.
17. Слинкина Г. Олле и гусь-богатырь. Хантыйские сказки. Сврд. 1989.
18. Логвиненко Г. Декоративная композиция. Уч. Пособие для вузов. М., 2008.
19. Бондаренко Ф. Куклы и игрушки Агана. Нижневартовск. 2003.
20. Пучков П. «Арктика - мой дом. Народы Севера земли». Полярная энциклопедия
школьника. М. 2001.
21. Приходько М. Хомаку. Картинный словарь русско-нещанского языка. Спб. 2000.
22. Няруй В. Колыбельная для тундровичка. Спб. 2001.
23. Лапцуй Л. Песни мои детям. Спб.2001.
24. Бармич М. Малыш учится. Спб. 2000.
25. Шишкин П. Мансийские орнаменты. Спб. 1993.
26. Емельянова Т. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России В трудах
Исследователей. М. 2002.
27. Акбальян Е. Северная энциклопедия. М. 2004.
Журналы.
1. «Северяне» народный журнал.
2. «Ямальский меридиан» Историко-культурный научно-популярный журнал.
3. «Юный художник» Ежемесячный журнал по изобразительному искусству для детей и
юношества.
4. «Художественная школа» Журнал для художников-педагогов и любителей
изобразительного искусства.
5. «Художественный совет» Журнал для практикующих художников и любителей искусств.
Программы.
1. Композиция прикладного искусства и работа в материале. Художественная обработка меха
и кожи. Терещенко Т.В. 1985.
2. Композиция прикладного искусства и работа в материале. Казарина Л.А. М., 1986.
3. Декоративная композиция. Миронова Т.А.М., 2006.
4. Визуальный аккорд. Комплексная программа и методическое пособие по предметам
рисунок, живопись, основы композиции, сюжетная (станковая) композиция для детских
художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. Бурмакова
Г.М.2006.
5. Декоративная композиция. Миронова Т.А. М., 2006.