Напоминание

статья "Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ"


Автор: Морозова Евгения Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Родничок"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: статья "Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Морозова Евгения Васильевна

Воспитатель 1 младшей группы.

ДОУ «Родничок»

Новосибирская область город Куйбышев

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях

ДОУ.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья

детей является как никогда ранее актуальной.

От состояния здоровья детей

во

многом

зависит

благополучие

общества. Экологические проблемы,

некачественное

питание,

эмоциональный

дискомфорт

-

лишь

некоторые

факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. По

данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими

заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только

несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Несмотря на

тенденцию

возрождения

в

российских

семьях

здорового

образа

жизни,

активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство

родителей

не

заботятся

в

должной

мере

о

здоровье

своего

ребенка,

не

прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в

дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются

все органы и системы человека. Сегодня

в

дошкольных

учреждениях

уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые

направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования –

сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной

задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального

здоровья

воспитанников

детских

садов,

воспитание

валеологической

культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и

жизни

как

собственных,

так

и

других

людей.

Основная

работа

по

здоровьесбережению

детей

основывается

на

обеспечении

непрерывного,

адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического

и социального комфорта в ДОУ.

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние

годы

медицинская

статистика

свидетельствует

о

том,

что

количество

дошкольников

с

хроническими

заболеваниями

увеличивается,

и

в

школу

по ступают

только

не сколько

процентов

абсолютно

зд о р о в ы х

первоклассников.

Причины

самые

разные:

от

объективных

факторов

(нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности,

несбалансированное

питание,

психологическое

перенапряжение).

Поэтому

проблема

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей,

приобщение

их

к

здоровому

образу

жизни,

активному

отдыху

остро

стоит

в

современном

обществе. Кроме этого, к дошкольникам при переходе из детского сада в

школу предъявляются высокие требования, которые может осилить только

здоровый ребёнок.

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем

известно,

что

именно

в

дошкольном

возрасте

закладывается

фундамент

здоровья:

происходит

становление

всех

жизненно

важных

систем

и

психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы,

мелкая

и

крупная

моторика,

повышается

устойчивость

к

воздействиям

внешних

факторов,

формируются

основные

физические

качества,

приобретаются

культурно-гигиенические

навыки,

нарабатываются

приемы

самообслуживания.

Именно

в

этом

возрасте

зарождаются

предпочтения,

привычки,

представления,

черты

характера

ребенка,

от

которых

будет

зависеть образ жизни человека в дальнейшем. Поэтому оздоровление детей

(сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание

условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач ДОУ.

По определению Н.К. Смирнова,

«Здоровьесберегающие

образовательные технологии – такая организация образовательного процесса

на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание

д е т е й

п р о и с ход и т

б е з

у щ е р б а

и х

зд о р о в ь ю » .

В о с п и т а н и е

здоровьесберегающего

поведения

у

дошкольников

во

многом

связано

с

предупреждением

травматизма

и

формированием

соответствующего

двигательного

поведения.

В

своей

работе

«Здоровьесберегающие

образовательные

технологии»

Н.К.

Смирнов

отмечает,

что

«если

существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается,

ребенок заболевает – явно или подспудно, немедленно или по прошествии

определенного времени».

В связи с этим проблема здоровьесбережения детей становится не

только

медицинской,

но

и

педагогической.

Качественное

образование,

особенно

дошкольное,

возможно

только

при

здоровьесберегащих

и

здоровьеукрепляющих условиях.

Считаю,

что

работа

по

укреплению

и

сохранению

здоровья

детей

должна быть комплексной и включать в себя:

осмотры узкими специалистами поликлиники;

закаливание;

различные виды гимнастики (утренняя, пальчиковая и др.);

физкультурные занятия, досуги и праздники;

максимальное пребывание на свежем воздухе.

Учитывая вышесказанное, физкультурно-оздоровительную работу строю на

основе результатов мониторинга состояния здоровья и физического развития

детей.

Особое место в данной работе отвожу закаливанию, так как считаю,

что

оно очень

полезно

для

детского

организма.

Закаливание

способно

повысить защитные силы организма, увеличить стойкость к инфекциям и

перепадам температур. Поскольку большую часть времени малыши проводят

в дошкольном учреждении, то закаливание детей в детском саду должно быть

обязательной мерой. Основной целью закаливания является оздоровление и

профилактика простудных и инфекционных заболеваний.

При организации закаливания придерживаюсь следующих основных

правил:

постепенность

и

регулярность.

В

своей

практике

использую

следующие виды закаливания - водные и воздушные процедуры. Летом в

этом нам помогают и природные факторы: солнце, воздух, вода. Использую

водные процедуры – умывание прохладной водой, хождение по мокрому

одеялу,

коврикам

с

шипованной

поверхностью.

В

течение

года

дети

употребляют

в

пищу

лук

и

чеснок.

Наряду

с

традиционными

методами

закаливания провожу с детьми самомассаж от простуды, опираясь, на авторов

А.И.Уманская

и

К.Динейки,

которые

интерпретировали

и

адаптировали

методики спецзакаливания для детей:

-игровой

массаж

(закаливающее

дыхание,

массаж

рук,

массаж

волшебных точек ушек). С целью разнообразия закаливающих мероприятий

использую нетрадиционное оборудование:

-поролоновые бруски;

-дорожки из пуговиц;

-тактильная дорожка «Контрастные ощущения»;

-массажный коврик.

Использую

различный

спортивный

инвентарь

и

нетрадиционное

оборудование: дорожки из пробок, пуговиц и др. В группе оформлен центр

физической активности «Здоровый малыш», в котором имеются: резиновые

мячи, резиновые коврики, набивные мячи, скакалки, приспособления для

самомассажа.

Чтобы

до стичь

наибольшей

двигательной

активно сти

и

эмоционального подъёма с детьми провожу утреннюю зарядку, которую чаще

всего

в

игровой

форме

с

использованием

музыкального

сопровождения,

придумываю интересные игровые комплексы, различные физминутки. Это

способствует не только физическому развитию и укреплению здоровья, но и

развитию

речи,

памяти,

воображения,

сенсорному

развитию.

Для

психического

здоровья

детей

стараюсь

поддерживать

в

группе

положительный эмоциональный комфорт, чтобы дети с удовольствием шли в

детский

сад.

Уделяю

больше

внимание

ребёнку,

у

которого

плохое

настроение, настраиваю на радостное с помощью игрушек, книг и т.д.

Еще

одним

элементом

здоровьесбережения

считаю

пальчиковую

гимнастику.

Ведущими

педагогами

отводится

большая

роль

пальчиковым

играм в сохранении и укрепления здоровья. Систематические упражнения

пальцев

являются

мощным

средством

повышения

работоспособности

головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук

развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. С этой

целью в группе создала картотеку пальчиковых игр, которая представляет:

картонную

карточку

с

изображением

названия

упражнения

и

весёлыми

стихами (например, «заборчик», «лягушка» и т.д.).

Важным

элементом

закаливания

организма

и

физического

развития

ребёнка

является

прогулка

и

как

отмечал

Г.А

Сперанский:

«День,

проведённый

ребёнком

без

прогулки,

потерян

для

его

здоровья».

Через

прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают

необходимый

опыт,

учатся

исследовать,

наблюдать,

заботятся

о

своём

здоровье. На прогулке дети получают солнечные и воздушные ванны, что

благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и

увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет

оздоровительную направленность, а используемая в комплексе

здоровьесберегающая деятельность, рациональное использование и

гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников и

уменьшению адаптационного периода в детском саду, в итоге формирует у

ребёнка привычку к здоровому образу жизни.



В раздел образования