Автор: Морозова Евгения Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Родничок"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: статья "Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Морозова Евгения Васильевна
Воспитатель 1 младшей группы.
ДОУ «Родничок»
Новосибирская область город Куйбышев
Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях
ДОУ.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья
детей является как никогда ранее актуальной.
От состояния здоровья детей
во
многом
зависит
благополучие
общества. Экологические проблемы,
некачественное
питание,
эмоциональный
дискомфорт
-
лишь
некоторые
факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. По
данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими
заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только
несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Несмотря на
тенденцию
возрождения
в
российских
семьях
здорового
образа
жизни,
активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство
родителей
не
заботятся
в
должной
мере
о
здоровье
своего
ребенка,
не
прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в
дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются
все органы и системы человека. Сегодня
в
дошкольных
учреждениях
уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые
направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования –
сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной
задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального
здоровья
воспитанников
детских
садов,
воспитание
валеологической
культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и
жизни
как
собственных,
так
и
других
людей.
Основная
работа
по
здоровьесбережению
детей
основывается
на
обеспечении
непрерывного,
адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического
и социального комфорта в ДОУ.
Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние
годы
медицинская
статистика
свидетельствует
о
том,
что
количество
дошкольников
с
хроническими
заболеваниями
увеличивается,
и
в
школу
по ступают
только
не сколько
процентов
абсолютно
зд о р о в ы х
первоклассников.
Причины
самые
разные:
от
объективных
факторов
(нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности,
несбалансированное
питание,
психологическое
перенапряжение).
Поэтому
проблема
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей,
приобщение
их
к
здоровому
образу
жизни,
активному
отдыху
остро
стоит
в
современном
обществе. Кроме этого, к дошкольникам при переходе из детского сада в
школу предъявляются высокие требования, которые может осилить только
здоровый ребёнок.
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем
известно,
что
именно
в
дошкольном
возрасте
закладывается
фундамент
здоровья:
происходит
становление
всех
жизненно
важных
систем
и
психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы,
мелкая
и
крупная
моторика,
повышается
устойчивость
к
воздействиям
внешних
факторов,
формируются
основные
физические
качества,
приобретаются
культурно-гигиенические
навыки,
нарабатываются
приемы
самообслуживания.
Именно
в
этом
возрасте
зарождаются
предпочтения,
привычки,
представления,
черты
характера
ребенка,
от
которых
будет
зависеть образ жизни человека в дальнейшем. Поэтому оздоровление детей
(сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание
условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач ДОУ.
По определению Н.К. Смирнова,
«Здоровьесберегающие
образовательные технологии – такая организация образовательного процесса
на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание
д е т е й
п р о и с ход и т
б е з
у щ е р б а
и х
зд о р о в ь ю » .
В о с п и т а н и е
здоровьесберегающего
поведения
у
дошкольников
во
многом
связано
с
предупреждением
травматизма
и
формированием
соответствующего
двигательного
поведения.
В
своей
работе
«Здоровьесберегающие
образовательные
технологии»
Н.К.
Смирнов
отмечает,
что
«если
существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается,
ребенок заболевает – явно или подспудно, немедленно или по прошествии
определенного времени».
В связи с этим проблема здоровьесбережения детей становится не
только
медицинской,
но
и
педагогической.
Качественное
образование,
особенно
дошкольное,
возможно
только
при
здоровьесберегащих
и
здоровьеукрепляющих условиях.
Считаю,
что
работа
по
укреплению
и
сохранению
здоровья
детей
должна быть комплексной и включать в себя:
осмотры узкими специалистами поликлиники;
закаливание;
различные виды гимнастики (утренняя, пальчиковая и др.);
физкультурные занятия, досуги и праздники;
максимальное пребывание на свежем воздухе.
Учитывая вышесказанное, физкультурно-оздоровительную работу строю на
основе результатов мониторинга состояния здоровья и физического развития
детей.
Особое место в данной работе отвожу закаливанию, так как считаю,
что
оно очень
полезно
для
детского
организма.
Закаливание
способно
повысить защитные силы организма, увеличить стойкость к инфекциям и
перепадам температур. Поскольку большую часть времени малыши проводят
в дошкольном учреждении, то закаливание детей в детском саду должно быть
обязательной мерой. Основной целью закаливания является оздоровление и
профилактика простудных и инфекционных заболеваний.
При организации закаливания придерживаюсь следующих основных
правил:
постепенность
и
регулярность.
В
своей
практике
использую
следующие виды закаливания - водные и воздушные процедуры. Летом в
этом нам помогают и природные факторы: солнце, воздух, вода. Использую
водные процедуры – умывание прохладной водой, хождение по мокрому
одеялу,
коврикам
с
шипованной
поверхностью.
В
течение
года
дети
употребляют
в
пищу
лук
и
чеснок.
Наряду
с
традиционными
методами
закаливания провожу с детьми самомассаж от простуды, опираясь, на авторов
А.И.Уманская
и
К.Динейки,
которые
интерпретировали
и
адаптировали
методики спецзакаливания для детей:
-игровой
массаж
(закаливающее
дыхание,
массаж
рук,
массаж
волшебных точек ушек). С целью разнообразия закаливающих мероприятий
использую нетрадиционное оборудование:
-поролоновые бруски;
-дорожки из пуговиц;
-тактильная дорожка «Контрастные ощущения»;
-массажный коврик.
Использую
различный
спортивный
инвентарь
и
нетрадиционное
оборудование: дорожки из пробок, пуговиц и др. В группе оформлен центр
физической активности «Здоровый малыш», в котором имеются: резиновые
мячи, резиновые коврики, набивные мячи, скакалки, приспособления для
самомассажа.
Чтобы
до стичь
наибольшей
двигательной
активно сти
и
эмоционального подъёма с детьми провожу утреннюю зарядку, которую чаще
всего
в
игровой
форме
с
использованием
музыкального
сопровождения,
придумываю интересные игровые комплексы, различные физминутки. Это
способствует не только физическому развитию и укреплению здоровья, но и
развитию
речи,
памяти,
воображения,
сенсорному
развитию.
Для
психического
здоровья
детей
стараюсь
поддерживать
в
группе
положительный эмоциональный комфорт, чтобы дети с удовольствием шли в
детский
сад.
Уделяю
больше
внимание
ребёнку,
у
которого
плохое
настроение, настраиваю на радостное с помощью игрушек, книг и т.д.
Еще
одним
элементом
здоровьесбережения
считаю
пальчиковую
гимнастику.
Ведущими
педагогами
отводится
большая
роль
пальчиковым
играм в сохранении и укрепления здоровья. Систематические упражнения
пальцев
являются
мощным
средством
повышения
работоспособности
головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук
развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. С этой
целью в группе создала картотеку пальчиковых игр, которая представляет:
картонную
карточку
с
изображением
названия
упражнения
и
весёлыми
стихами (например, «заборчик», «лягушка» и т.д.).
Важным
элементом
закаливания
организма
и
физического
развития
ребёнка
является
прогулка
и
как
отмечал
Г.А
Сперанский:
«День,
проведённый
ребёнком
без
прогулки,
потерян
для
его
здоровья».
Через
прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают
необходимый
опыт,
учатся
исследовать,
наблюдать,
заботятся
о
своём
здоровье. На прогулке дети получают солнечные и воздушные ванны, что
благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и
увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность, рациональное использование и
гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников и
уменьшению адаптационного периода в детском саду, в итоге формирует у
ребёнка привычку к здоровому образу жизни.