Авторы: Донец Татьяна Леонидовна, Майзельс Джемма Владимировна
Должность: музыкальный руководитель, учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 67"
Населённый пункт: Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: Проект
Тема: "Путешествие в Уссурийский заповедник"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 67»
г. Уссурийска Уссурийского городского округа
Авторы – составители:
музыкальный руководитель
Донец Татьяна Леонидовна
учитель – логопед
Майзельс Джемма Владимировна
Проект «Путешествие в Уссурийский заповедник»
Актуальность проекта:
Каждый человек, живущий на земле должен заботливо и бережно относиться к
своему дому, сохраняя и оберегая его ценности т богатства. Этому нужно
приучать детей с раннего детства.
Поэтому педагогам в своей работе важно способствовать накоплению детьми
эмоционального позитивного опыта общения с природой, воспитывать у детей
гуманное отношение к окружающему миру, осуществляя комплексный подход
через различные виды деятельности, в том числе и музыкальную.
Цель:
Экологическое
образование
дошкольников,
становление
у
детей
познавательного,
эмоционально-нравственного,
практически-деятельностного
отношения
к
окружающей
среде
через
музыкальную
и
художественно-
творческую деятельность.
Задачи:
1.
Формирование
системы
элементарных
экологических
знаний
о
растительном и животном мире нашего края.
2.
Развитие познавательного интереса к изучению родного края.
3.
Воспитание
гуманного,
эмоционально-положительного,
бережного,
заботливого
отношения
к
миру
природы
через
различные
виды
деятельности.
4.
Формирование активной позиции родителей в экологическом образовании
детей.
Паспорт проектной деятельности.
Возраст детей: подготовительная к школе логопедическая группа детского сада
«Ромашка».
Направленность проекта: продуктивно-творческий сезонный.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по
проекту:
комплексная – разные виды деятельности: познавательная, театрализованная,
художественная, трудовая, музыкальная, творческая, групповая.
Участники проекта:
дети
подготовительной
к
школе
группы,
музыкальный
руководитель,
воспитатель, учитель – логопед, родители.
Тип проекта:
практико-ориентированный, творческий
Форма проведения:
познавательные занятия, консультации, выставка поделок, конкурс рисунков,
изготовление кормушек для птиц, КВН, развлечение.
Продолжительность проекта:
Краткосрочный
Предполагаемый результат:
дошкольники
будут
знать
особенности
природы
Приморского
края
(особенности
заповедников,
их
обитателей,
растения,
для
чего
нужны
заповедники),
будут
бережно
относиться
к
природе,
овладеют
навыками
экологически
безопасного
поведения
в
природе;
совместная
деятельность
родителей
и
детей
будет
способствовать
активной
позиции
взрослых
в
экологическом воспитании детей.
Продукт проектной деятельности:
поделки из природного материала для природных уголков, рисунки, кормушки
для птиц, создание фонотеки в группе по программе: «Шедевры классической
музыки» О.П. Радыновой, «Природа и музыка», развлечение «Путешествие в
Уссурийский заповедник».
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
определение темы проекта
формулировка цели, задач проекта
изучение литературы
подбор
информационного
материала
по
теме
(стихи,
приметы,
иллюстрации, художественная литература)
разработка конспектов образовательной деятельности
подготовка и подбор материала для проведения проекта.
2 этап – основной:
беседы с детьми на темы: «Что такое природа», «Животные и растения
нашего края», «О правилах поведения на природе», «Лес и наше здоровье»
рассматривание иллюстраций П.С. Меньшикова «Дикие животные», С.Н.
Николаева «Картины из жизни животных»
знакомство
детей
с
голосами
животных
и
птиц,
с
пословицами,
поговорками, стихами
разучивание
музыкально-литературного
материала
к
развлечению
«Путешествие в «Уссурийский заповедник»
изготовление
родителями
совместно
с
детьми
поделок
из
природного
материала, кормушек для птиц
подготовка к конкурсу детских рисунков.
3 этап – заключительный:
анализ
и
обобщение
результатов,
полученных
в
процессе
изучения
материала по теме
выставка рисунков «Жители заповедника»
развлечение «Путешествие в Уссурийский заповедник».
Подведение итогов.
В результате работы над проектом у детей сформировалось эмоционально-
положительное
отношение
к
родной
природе,
появились
способности
ориентироваться в мире животных, птиц и растений.
Дети проявляют любознательность и интерес по отношению к родной природе.
Они
отражают
свои
впечатления
в
предполагаемой
деятельности:
рассказывают,
изображают,
воплощают
образы
в
играх
и
импровизациях,
разворачивают сюжет.
В ходе реализации проекта у детей сформировалось творческое отношение к
окружающей среде, активная позиция взрослых в экологическом воспитании
детей.
Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного
края.
Спортивно – познавательное развлечение
с элементами логоритмики
для детей старших логопедических групп
«Путешествие в Уссурийский заповедник»
Цель: привлечь внимание детей к Уссурийскому заповеднику имени Комарова.
Задачи: обобщить знания детей о флоре и фауне Уссурийского заповедника,
развивать
и
совершенствовать
движения
детей,
способствовать
развитию
артикуляционной моторики, фонематического восприятия, воспитывать любовь
к родной природе, бережное отношение к ней.
Действующие лица:
Ведущий – взрослый
Дядюшка Ау – взрослый
Оборудование: сундук, картинки – белка, заяц, волк, паук, барабан, обручи,
мел, фонограмма с записью пения птиц.
Под веселую музыку «Веселые путешественники» дети заходят в зал и
садятся на стулья.
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по
нашему Уссурийскому заповеднику, а идти туда нам поможет веселая песенка
про заповедник.
Дети становятся врассыпную по всему залу и поют, выполняя движения по
тексту песни.
В заповедник наш мы пойдем с тобой
Будем там смотреть как живет лиса,
Как живет барсук, как живет медведь
А на берегу, прямо у скалы
Грозный тигр рычит
И по дереву своим носиком дятел там стучит
Припев: Заповедник родной
Для зверей – там покой
Заповедник родной
Райский мир колдовской.
Ведущий: Хорошую, веселую песенку вы пели, но до заповедника мы еще не
дошли. Дальше нас туда поведет ручеек.
Ребенок 1 (ручеек): Быстрый, маленький ручей
Выбегает из ключей
По лесу петляет, хвостиком виляет.
Вот он поле пересек,
Вот нырнул под мостик
Невозможно ручеек ухватить за хвостик.
Вставайте, ребята, друг за другом, побежим за ручейком.
А теперь пора идти, что же ждет нас впереди?
Подвижная игра «Ручеек»
Движения, упражняющие в различных видах ходьбы.
1.
По тропиночке пойдем
друг за дружкою гуськом ходьба змейкой
2.
По траве мы все шагаем ходьба с высоким
ноги выше поднимаем подниманием колен
3.
Осторожней все шагайте
только веток не ломайте, ходьба
ветки хрупкие сейчас полуприсядью
просят «Берегите нас!»
Ведущий: Вот мы и в заповеднике.
Здравствуй, заповедник
Здравствуй дуб и клен!
Тебе, наш заповедник
До земли поклон!
Ведущий: Ребята,
посмотрите,
какой
красивый
лес.
Сколько
здесь
разных
деревьев растет! А если мы крикнем в лесу «Ау!», нам кто-то ответит тихонько
«Ау!». Что же это такое? Кто нам отвечает?
Дети: Эхо.
Ведущий: Давайте послушаем эхо.
Исполняется песня «Эхо», М. Андреевой.
Затем дети несколько раз кричат «Ау!». Им отвечает из-за двери эхо. Так
повторяется несколько раз.
В зал вбегает дядюшка Ау.
Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! Вот и я!
В заповеднике живу
И зовут меня Ау.
Ведущий: Здравствуй, дядюшка Ау! Ты – эхо?
Дядюшка Ау: Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха!
Повторяю я за вами
Все, что скажите вы сами.
Ведущий: Наверное очень интересно быть эхом?
Дядюшка Ау: Хотите, я и вас научу отвечать, как эхо?
Ведущий: Конечно хотим, дядюшка Ау!
Дядюшка Ау: Я буду говорить что-нибудь, а вы, как эхо отвечайте – повторяйте
последний слог.
Коммуникативная игра «Эхо», Н. Пикулевой.
Дядюшка Ау: Дети:
Собирайся, детвора!
Начинается игра
Да ладошек не жалей
Бей в ладоши веселей
Сколько времени сейчас?
Сколько будет через час?
И неправда: будет два
Думай, думай, голова!
Как поет в селе петух?
Да не филин, а петух!
Вы уверены, что так?
А на самом деле как?
Это ухо или нос? (показать на ухо)
Или, может сена воз?
Это локоть или глаз? (показать на
локоть)
А вот это что у нас? (показать на
нос)
Вы хорошие всегда?
Или только иногда?
Не устали отвечать?
Ра! Ра!
Ра! Ра!
Лей! Лей!
Лей! Лей!
Час! Час!
Час! Час!
Два! Два!
Ва! Ва!
Ух! Ух!
Ух! Ух!
Так! Так!
Как! Как!
Нос! Нос!
Воз! Воз!
Глаз! Глаз!
Нас! Нас!
Да! Да!
Да! Да!
Чать! Чать!
Разрешаю помолчать!
Ведущий: Как здорово быть эхом. (Замечает сундук). Ой, дядюшка Ау, мы с
ребятами
пришли
в
заповедник,
чтобы
полюбоваться
на
красоту
природы,
узнать какие же звери и птицы здесь живут.
Ведущий: А теперь я хочу проверить, знаете ли вы, какие деревья растут в
Уссурийском заповеднике?
Познавательная подвижная игра
«Назови дерево» (с какого дерева листок)
Ведущий: Давайте попробуем все превратиться в красивые деревья.
Этюд – пантомима «Дерево» под музыку «Апрель»
Времена года П.И. Чайковского
Ведущий:
На полянке дерево росло постепенно поднять
Протянуло ветви к солнышку оно руки вверх
Ветер прилетает наклоны корпуса
Деревце качает вправо, влево
Ветер сильный прилетал энергичные наклоны
Сильно дерево сгибал вправо, влево
Тучи по небу бежали качают из стороны в сторону руками
Все листочки задрожали легкие взмахи кистями
Частый дождик льет и льет опустить руки
Дерево водичку пьет перебирая пальцами
И растет, растет, растет потянуться руками вверх
Ведущий: Как здорово быть деревом! Ой, дядюшка Ау, а что это у тебя под
кусточком стоит? Никак сундучок?
Дядюшка Ау: Точно, сундучок разноцветный бочок, я в него загадки положил.
Коли загадку разгадаете, отгадка из сундучка появится.
Футы – нуты, лапти гнуты
Сундучок, сундучок,
Открывай-ка свой бочок.
(открывает сундук)
Дядюшка Ау: Вот вам первая загадка. Слушайте!
С ветки на ветку, быстрый, как мяч
Прыгает по лесу рыжий циркач
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал (белка).
Дядюшка Ау: (достает из сундучка белочку) Вот она, рыжехвостенькая. А зима
придет, что белочка со своей шубкой сделает?
Правильно ребята. На зиму
белочка шубку меняет. Зимой она у нее серого цвета. А теперь поможем белочке
на зиму выбрать теплое дупло.
Проводится финская народная игра «Белка выбирает дупло»
Группа
детей
встает
врассыпную,
изображая
деревья.
Остальные
дети
–
«белки». «Белочек» должно быть на одну больше, чем деревьев. Под легкую
музыку «белки» резвятся посреди зала, «грызут орехи», «ищут грибы и ягоды».
С окончанием музыки «белки» разбегаются по своим «дуплам» (встают за
ребенком «деревом»). «Белочка», оставшаяся лишней, произносит: «Раз, два,
три!» На этот счет «белки» меняются «дуплами», а лишняя спешит занять себе
место.
Дядюшка
Ау: А сейчас давайте сядем и попробуем отгадать, какие же еще
звери живут в Уссурийском заповеднике.
Загадки.
1.
Посмотрите на меня, разве не красавец?
Спинка – пятнистая, рога – ветвистые
(пятнистый олень)
2.
Люблю я под дубами кормиться желудями
Хоть я родственник свиней, но выносливей, сильней
Смелость, ловкость мне дана
Узнаете? (кабана)
3.
Очень я похож на кошку, только хищник я, как лев
Рыжий, в черную полоску
Нагоняю страх на всех (тигр)
4.
У него смешные щечки
На спине полосок пять
А за щечками мешочки
Чтобы семечки таскать (бурундук).
Ведущий: А сейчас мы попробуем понаблюдать за тем, что делают звери в
заповеднике.
Комплекс общеразвивающих упражнений на координацию слова и движения по
тексту.
По – лосинному красиво
Ходит лось в лесу густом
По – мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом
И по – заячьи зайчишка
Все спешит запутать след
По – медвежьи ходит мишка
Косолап он с детских лет
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста
Птицы летают, крылья расправляют
С ветки на ветку рыжий зверек
Весело прыгает скок – поскок
А в берлоге спит медведь
Тише, тише, не шуметь!
Тс – с – с – с!
Ведущий: Дядюшка Ау, а у тебя загадки остались? А сейчас посмотрю, может
одна и завалялась, ну, конечно, вот же она.
Чьи следы в лесу я вижу?
Вижу черный нос торчит
Глаз косой на нас глядит
Кто же это? Угадай-ка
Это наш трусишка (зайка)
Дядюшка Ау: Показывает картинку и говорит:
- Ты малыш, не бойся нас,
Поиграем мы сейчас
Подвижная игра
«Кто быстрее займет норку»
В
зале
по
кругу
лежат
маленькие
обручи.
Под
музыку
дети
изображают
прыгающих зайцев, по окончании музыки дети занимают места в обручах.
Воспитатель в ходе игры убирает по 2 – 3 обруча. Кому обруча не досталось,
тот выходит из игры.
Дядюшка Ау: Ребята, есть люди, которых боятся в лесу все звери и птицы. Что
же это за люди? (ответы детей). Конечно, звери и птицы боятся охотников.
Подвижная игра «Охотник»
Дети встают в круг и считалкой выбирают «охотника», разбегаясь от него на
последние слова:
Ведущий:
Ты – хомяк,
А ты – хорек.
Ты – зайчишка, прыг да скок
Ты – лисица,
Ты – куница,
Ты – бобриха – мастерица.
Ты – охотник
Ой, беда!
Разбегайтесь, кто куда!
«Охотник» пытается запятнать детей.
Звучит фонограмма – пение птиц.
Дядюшка
Ау: Ой,
ребята,
слышите,
как
птицы
распелись.
Давайте
ближе
подойдем и послушаем.
Дети подходят к дядюшке Ау.
Дядюшка Ау: Давайте вспомним, какие птицы живут в заповеднике.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Пой – ка, подпевай – ка
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Это – стриж,
Это – развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан,
Птички, птички – по домам.
Дети «улетают» на стульчики.
Дядюшка Ау: Случится, в солнечный денек
Ты в лес придешь поглуше –
Присядь попробуй на пенек,
Не торопись, послушай……
Дети слушают запись звуков леса.
Дядюшка Ау прощается с ребятами и уходит. Дети, взявшись за руки уходят из
зала спокойным шагом.