Автор: Бондаренко Людмила Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ Березовская школа–интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: Березово, Березовский район, Тюменской области
Наименование материала: конспект
Тема: "Диагностический инструментарий"
Раздел: начальное образование
КОУ ХМАО-Югры
«Березовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Учитель: Бондаренко Л.Н.
Диагностический инструментарий
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Диагностическй
инструментарий
составлен
на
основании
авторской
программы
курса
коррекционных
занятий
по
«Развитию
психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, авт.: Э.Я Удалова.
Данный материал адаптирован и направлен на решение следующих задач:
формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция
недостатков
познавательной
деятельности
детей
путем
систематического
и
целенаправленного
воспитания
у
них
полноценного восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Название раздела, тематика занятий
Форма
проведения
Оборудование
Информационное обеспечение
Развитие
моторики,
графомоторных
навыков.
1
Развитие
согласованности
движений
на
разные
группы Занятие-игра
Мячи
мышц (по инструкции педагога)
в зале
скакалки
2
Соотношение
движений
с
поданным
звуковым
сигналом
(один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)
Занятие-игра
в зале
«Дорожка следов»
полоса препятствий
3
Выполнение
целенаправленных
действий
по
двух-
трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два
шага
вперед
—
один
шаг
назад),
словесный
отчет
о
выполнении
Занятие-
путешествие
Мячи
скакалки
стрелки-символы
4
Совершенствование
точности
мелких
движений
рук
(соединение колец в цепочку)
Занятие-
игра
мелкая мозаика, «Лего»
5
Графический диктант с усложненными заданиями
Занятие-
практикум
Т.Томилина.
«Зарядка
для
пальчиков».
М.
Просвещение
2007г
6
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат,
треугольник)
Традиционное
В н у т р е н н и е
и
в н е ш н и е
трафареты
7
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Традиционное
Игры со шнурками;
пособие «Гусеница»
8
Вырезание
ножницами
на
глаз
изображений
предметов
(елочка, снежинка, яблоко)
Занятие-
игра
Материалы для аппликации
Восприятие
формы, величины,
цвета,
конструирование
предметов 12
1
Группировка
предметов
по
двум
с амо стоятельно
выделенным признакам, обозначение словом.
Традиционное
Предметные картинки
2
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и
цвету
Традиционное
Предметы
разнообразные
по
форме
3
Составление
предметных
рядов
по
самостоятельно
выделенным признакам из 4—5 предметов
Традиционное
Предметы
разнообразные
по
форме
4
Использование
простых
мерок
для
измерения
и
сопоставления отдельных параметров предметов (по длине,
ширине, высоте)
Традиционное
Предметы
разнообразные
по
форме
5
Конструирование сложных форм предметов («Технический
конструктор», пазлы)
Р а б о т а
с
конструктором
Конструктор
Развитие
зрительного
восприятия
1
Нахождение
отличительных
и
общих
признаков
на
наглядном
материале
(сравнение
2—3-предметных
(сюжетных) картинок)
Традиционное
Предметные картинки
2
Нахождение нелепиц на картинках
Традиционное
Предметные картинки
3
Дидактическая игра «Лабиринт»
Дидактическая
игра
«Что
изменилось?»
(4—5 предметов)
Предметные картинки
4
Тренировка
зрительной
памяти.
Дидактическая
игра
«Нарисуй по памяти»
Традиционное
Зрительный тренажер
5
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Занятие-игра
Зрительный тренажер
Восприятие
пространства
1
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем
пространстве
Занятие-игра
в зале
Мячи
скакалки
стрелки-символы
2
Моделирование расположения предметов в пространстве,
вербализация пространственных отношений
Традиционное
Набор предметов
3
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции Традиционное
Листы бумаги разного формата
педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)
4
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный,
альбомный,
ватман)
и
по-разному
расположенного
(горизонтально, вертикально, под углом)
Занятие-игра
Предметные картинки;
натуральные предметы
Восприятие
времени
1
Времена года, их закономерная смена.
Дидактическая
игра
«12месяцев»
графическая модель «год»
2
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра
«Береги минутку»
графическая модель «часы»
3
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)
Игры с моделью
часов
Табл. « Сутки. Дни недели»
4
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Игры
с
моделью
часов
Табл. «Дни недели»