Авторы: Нугаева Севиль Сабир Кызы, Князькова Ольга Владиславовна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №163"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Совместная проектная деятельность старших дошкольников, педагогов и родителей
Тема: "Красная книга Саратовской области"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад компенсирующего вида №163» г. Саратова
Совместная проектная деятельность
старших дошкольников, педагогов и родителей по теме:
«Красная книга Саратовской области»
Разработали:
Воспитатель:
Нугаева С.С.,
Учитель-логопед
Князькова О.В.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное
развитие, физическое развитие.
Вид проекта: познавательно-исследовательский;
Продолжительность: 1,5 месяца
Участники:
дети
старшей
группы,
воспитатели,
учитель-логопед,
музыкальный руководитель, родители.
Актуальность:
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к
природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В наше
время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им
уделяют
все
большее
внимание.
Актуальность
проблемы
обусловлена
деятельностью человека в природе, часто безграмотной неправильной с
экологической
точки
зрения,
расточительной,
ведущей
к
нарушению
экологического равновесия.
Экологическое
образование
детей
дошкольного
возраста
имеет
важное
значение в их развитии, так как в этот период ребенок проходит самый
интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период
формируется
первоосновы
экологического
мышления,
сознания
экологической
культуры.
Огромную
роль
в
экологическом
образовании
детей
дошкольного
возраста
играет
практическая,
исследовательская
деятельность
в
природных
условиях.
Изучать
их
можно
в
процессе
проектно-исследовательской деятельности. Именно в дошкольном возрасте
необходимо познакомить детей с красной книгой родного края, чтобы
ребенок узнал о растительном и животном мире, которые находятся под
угрозой
исчезновения,
осознал
причины
уменьшения
численности
или
вовсе исчезновения тех или иных видов растений и животных.
Цель:
Формирование системы осознанно-правильных экологических
представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через
различные виды детской деятельности.
Задачи:
- расширять и обогащать знания детей о природе, правилах поведения в
ней;
- формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;
- формировать экологическую культуру детей;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ее ресурсам,
животному и растительному миру;
- развивать эстетическое восприятие природы через изобразительную,
музыкальную деятельность, восприятие художественной литературы;
- расширять и активизировать словарь по данной теме;
- организовать практическую природоохранную деятельность детей и
родителей;
Предполагаемый результат:
- расширение знаний о растительном и животном мире нашей области;
- повышение экологической культуры детей;
- совершенствование уровня знаний экологической компетентности
родителей по теме проекта;
- расширение и активизация словаря по данной теме.
Продукт проекта:
- создание Красной книги Саратовской области;
План реализации проекта:
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Организационный этап
Сбор информации по теме
проекта с использованием
Интернет-ресурсов, составление
плана реализации проекта
3-5 апреля
Воспитатели,
учитель-логопед,
родители
Практический этап
Ознакомительная беседа
«Что такое природа?»;
Д/игра «Живая и неживая
природа»;
*д/игра «Земля, воздух, вода»;
*д/игра «Можно - нельзя»;
*Подвижная игра «Ручейки и
озера»;
*Чтение Н.А. Рыжова «Как
люди речку обидели».
6-7 апреля
Воспитатели,
учитель-логопед
Беседа «Что такое Красная
книга?»;
НОД «Люблю березку русскую»;
Рисование «Белая береза»;
Д/игра «Найди дерево по
описанию»;
д/игра «С какого дерева
листок?»
Опыт «Можно ли дать жизнь
срезанной веточке?»
(наблюдение за веточкой,
10-14 апреля
Воспитатели,
учитель-логопед
поставленной в воду);
Консультация для родителей
«Учите детей любить и охранять
природу».
Посещение лекции сотрудника
музея боевой славы «Берегите
природу»
экскурсовод музея,
сотрудники ДОУ
НОД «Животные нашего края»;
Показ презентации «Животные,
занесенные в Красную книгу
Саратовской области: барсук, еж
ушастый, зверек «Перевязка»,
выхухоль русская, сурок»;
Д/игра «Рассели животных по
домам»;
д/игра «Опиши, мы отгадаем»;
Конструирование из бумаги в
технике оригами «Лисичка»;
Лепка «Лесные звери»;
Инсценировка В.Бианки «Лис и
мышонок»;
Подвижная игра «Медведь и
пчелы»;
Консультация для родителей на
тему: «Использование
художественной литературы в
экологическом воспитании
ребенка»;
Чтение рассказа М.Пришвина
«Беличья память».
17-21 апреля
Воспитатели,
учитель-логопед,
НОД «Лес – богатство и краса!
Береги свои леса!»
Д/игра «Правила поведения в
лесу»;
д/игра «Что растет в лесу?»;
д/игра «Что было бы, если из
леса исчезли…?»;
д/игра «Экологический
светофор»;
Беседа «Берегите растения» -
знакомство детей с растениями,
занесенными в Красную книгу
Саратовской области: сон-трава,
ковыль, тюльпаны, пион
узколистный, ежовник, василек
24-28 апреля
Учитель-логопед,
воспитатели,
музыкальный
руководитель
русский.
Д/игра «Собери цветок»;
д/игра «Узнай цветок по
описанию»;
Настольно-печатная игра «Лес,
поле, луг»;
Рисование «Первоцветы»;
Слушание музыкальных
произведений: П.И. Чайковского
«Подснежник», А. Гречанинова
«Подснежник».
Разучивание танца «Шел по лесу
человек»
Беседа «Птицы – наши друзья»;
Презентация «Птицы
Саратовского края, занесенные в
Красную книгу (дрофа, степной
орел, орел скопа)».
Д/игра «Опиши птицу»;
д/игра «Что за птица?»;
д/игра «Чей клюв?»;
Чтение В.Сухомлинский
«Стыдно перед соловушкой»;
«Прилетели к нам птички» -
коллективная лепка.
Чтение Г.Х.Андерсена «Гадкий
утенок»;
Конструирование из бумаги
«Лебедь»;
Чтение р. н. сказки «Птичий
язык» обработка А. Афанасьева.
2-5мая
воспитатели,
учитель-логопед
НОД «О шестиногих»;
Лепка «Божья коровка».
Д/игра «Летает, ползает»;
д/игра «Узнай насекомое».
Выставка рисунков по охране
родного края «Сохраним
природу вместе».
10-12мая
Воспитатели,
учитель-логопед,
родители
Итоговый этап
Создание Красной книги
Саратовской области.
15 мая
Воспитатели,
учитель-логопед