Автор: Ахметзянова Лия Вадимовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 48"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание молодежи"
Раздел: среднее образование
Молитвою
усердною
молитесь
о
детях,
и
Бог
сохранит
в
добрых
порядках..." )
Глубокие
социально-экономические
преобразования,
происходящие
в
современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность
проблемы воспитания и обучения школьников. Наше общество нуждается в
подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих
не только знаниями, но и положительными чертами личности.
Главными
задачами
современной
школы
являются
раскрытие
способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного
человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники
могли
самостоятельно
ставить
и
достигать
серьёзных
целей,
умело
реагировать на разные жизненные ситуации.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач
общества и государства — воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс
образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы
знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу
учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности,
принятия духовно-нравственных ,социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса
образования.
Теоретическая
база
духовно-нравственного
воспитания
формируется во время учебного процесса на основе задач, которые мы
ставим перед собой: дать представление о добре и зле, «заставить» детей
задуматься
о
тех
поступках,
которые
они
совершали
и
совершают,
сформировать умение анализировать свои и чужие поступки, высказывать
своё
мнение,
уважать
мнение
своих
одноклассников. Как это сделать? В
своей работе мы используем разнообразные формы (игровую, групповую,
индивидуальную). Это позволяет сделать урок
особенным, интересным и
1
неожиданным. Широко применяем методы проблемного и интерактивного
обучения
(презентации).
Успешно
применяем
технологию
критического
мышления,
основные
виды
коммуникативной
деятельности,
работу
по
группам,
технологию
проектной
деятельности,
различные
творческие
задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки.
Основные
принципы:
1)
в
центре
обсуждения
должна
быть
понятная
(близкая, повседневная) проблемная ситуация; 2) высказаться может каждый;
3) нет неправильных мнений; 4) свою точку зрения надо доказать; 5) ребёнок
имеет право поменять свою точку зрения в ходе обсуждения. В процессе
таких
дискуссий
каждый
высказывал
ценностные
суждения,
выдвигал
собственное
обоснование
тех
или
иных
норм
действия,
делился
своими
представлениями
о
добре
и
зле,
о
должном
и
недолжном.
Этому
способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы.
Мы заметили, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, т.к
речь
шла
не
об
абстракциях,
а
о
вполне
обычных
ситуациях,
которые
случались в их жизни, или свидетелями которых они были.
Наша задача помочь ребенку ориентироваться в обществе, что поможет
ему
в
дальнейшей
жизни.
На
школу
ложится
ответственность
найти
адекватные
современным
условиям
способы
организации
воспитательной
работы.
На
уроках
важным
представляется
показать
школьникам
такие
общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость,
доброжелательность.
На уроках истории, обществознания и ОРКСЭ я провожу целенаправленную
работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшим развитием.
Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для
духовно-нравственного воспитания школьников.
Его средствами решаются следующие задачи:
формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих
земляков;
2
привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных
ценностей;
формирование у школьников собственной позиции к тем или иным
историческим и политическим событиям.
Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися
обсуждаем вопросы:
как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели,
проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?
Как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет
положительный
результат,
но
осуществляется
жестокими
методами
и
средствами?
Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом
наблюдаешь,
как
у
них
происходит
формирование
духовных
ценностей.
Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении
ученику
реальных
возможностей
примерять
на
себе
исторические
роли.
Ярким
примером
для
детей
служат
тексты
исторических
документов,
древнерусские
летописи,
сказания.
Например,
описание
русского
князя
Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим
его
людям,
и
совершенно
противоположным
человеком
после
принятия
христианства.
Князь
Святослав
"В
повести
временных
лет"
предстаёт
идеальным
мужем,
храбрым
воином,
а
в
описании
Льва
Диакона,
византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов
заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений.
Хочется
подчеркнуть,
что
само
присутствие
в
исторических
текстах
оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического
выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с
другой
-
войти
в
круг
тех,
кто
эти
роли
оценивает.
Глубокую
духовно-
нравственную нагрузку несёт в себе "Поучение детям" Владимира Мономаха.
Идет урок в 8 классе по теме "Тайные общества. Выступление на Сенатской
площади". Обычное вступление. Объявляю тему. Настороженное выражение
лиц учащихся. И вот перед учащимися репродукция картины художника Р. Р.
Ференца "Восстание декабристов на Сенатской площади". Я описываю ее:
"Зимний день. На берегу реки Медный всадник. У памятника Петру на
Сенатской площади с ружьями наперевес застыли войска. Гремит залп. В кого
стреляют солдаты? Почему здесь разыгрывается трагедия? Обо всем этом мы
узнаем вскоре. Но чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский
день
1825
года
в
Петербурге,
вернемся
к
периоду,
когда
разгромившие
Наполеона войска возвращаются домой". Продолжаю свой рассказ, обращаю
3
внимание, что главным стимулом возникновения освободительного движения
среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль
подчеркиваю отрывками из стихов, высказываниями декабристов. Гремит на
уроке голос Рылеева, беспощадный Пестель приговаривает к смерти семью
царя. Перед учащимися встает плеяда истинных и верных сынов Отечества.
Уроки
обществознания
призваны
формировать
ценностные
ориентации
учащихся,
научить
их
глубоко
и
серьезно
анализировать
жизненные
установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что
в
их
руках
ее
будущее,
а
человек
будущего
должен
быть
разумным
и
пытливым,
гуманным
и
деятельным,
всесторонне
развитой
личностью,
прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом.
Одним
из
возможных
путей
духовного
и
нравственного
возрождения
человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины.
Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот
основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.
В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну
из действенных форм духовно- нравственного, гражданско- патриотического
воспитания.
При изучении темы «Личность и социальная среда» в 8 классе провожу
конкурсы поисково-исследовательских работ « Человек с большой буквы»,
«Людей неинтересных в мире нет», «Всем смертям назло».
Работу над темой « Товар и деньги» завершаю уроком – дискуссией «Роль
денег в жизни человека».
Изучение темы «Семья» (8 класс) тоже тесно связываю с краеведением.
Ребята
получают
увлекательное
поисково-исследовательское
задание
для
всей семьи: «Моя родословная», «Я горжусь своей семьей», «Традиции моей
семьи», «Памятная фотография в семейном альбоме», «Дорогая и памятная
вещь в моей семье» и др.
Важной воспитательной задачей современной школы является воспитание
патриотов
России,
граждан
правового,
демократического
государства,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную
и
религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и
культуре
других
народов.
Решению
этой
гуманной
задачи
способствуют
уроки
обществознания
и
внеклассные
мероприятия
по
темам:
«Нации
и
народности» (8 класс), «Религия», (9 класс). Ребята на деле убеждаются в
том,
что
только
дружба,
взаимопонимание
и
взаимоуважение
могут
способствовать миру и процветанию общества.
На
уроках
ОРКСЕ
постоянно
используем
компьютер,
составляем
презентации
с
новыми
терминами,
иллюстрации
к
текстам
учебника.
4
Например,
на
уроке
«Милосердие
и
сострадание»
некоторые
ребят
возмутились оказанию помощи человеку, который тебя обидел. Они бурно
выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла
проблемная
ситуация:
как
быть?
каким
быть?
В
ходе
самостоятельного
поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека. Ребята
очень
неплохо
работают
с
книгой.
Они
с
увлечением
рассматривают
иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень
часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими
знаниями.
Применяя диалоговые технологии, я использую тексты российского
писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Савина) «Маленькие
притчи для детей и взрослых», а также Большая книга восточной мудрости
( притчи, афоризмы, истории). По объему они очень короткие и на уроке
удаётся обсудить, сравнить 2-3 притчи. Часть текстов на уроках используются
как раздаточный материал, часть воспринимались учениками на слух.
Например, изучая тему «Добро и зло», ребята в парах работали одновременно
с 3 текстами. К каждой притче были даны опорные вопросы, по которым они
объясняли поступки героев, определяя в них добро и зло. В курсе «Основы
религиозных культур и светской этики», уроков обществознания притчи
могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и
светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и
показываются образцы поведения. Они отражают ценности, интерпретации,
идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной
жизни
Церковнослявянское слово «притча» состоит из 2-х частей «при» и «тча»
(теку, бегу, поспешаю). По другой версии – происходит от славянского слова
«притъка» – случай, происшествие. В греческой Библии притчи называются
паремиями («паре» – при, «мия» - путь) и означают что-то вроде верстового
столба (то есть указателя, который руководит человеком на пути жизни).
Недосказанность и подсказка – два противоположных полюса учебного
процесса. «Учитель лишь указывает путь, а посвящённый идёт по нему», -
гласит древняя мудрость. И немалую роль в «указании пути» отводится
5
притчам. Красота притчи заключается в том, что она даёт людям намек на то,
каким все должно быть.
Схема работы с притчей
Подведение итогов.
Составление
синквейна
о
добре
и
зле.
Улыбнитесь
друг
другу.
Давайте
спешить делать добро!
Домашнее задание. (по выбору)
1.
Придумать сказку о добре и зле.
2.
Нарисовать добро и зло.
3.
Подобрать пословицы о добре и зле, подготовив задание для товарища
«собери пословицу»
Культурологический
подход
на
уроках
истории
при
изучении
культуры
разных периодов времени. На уроках ОРКСЕ
и истории при изучении
православных храмов, их устройства и убранства. Во время виртуальных
экскурсий внимание учеников обращалось не только на то, из чего состоит
православный храм, но и как надо вести себя в нём, чтобы не обидеть
верующих, пришедших туда для своих целей.
Для усиления интереса учащихся мы с учителем информатики
разработали
ряд
практических
занятий
по
духовно
нравственному
воспитанию средствами Microsoft office.
Представляю
вашему
вниманию
разработанные
практические
работы
по
Power Point, в которых ребята, используя знания, полученные на уроках
истории, обществознания, ОРКСЭ создают презентации.
Тематику презентаций, подсказывает Лия Вадимовна, в зависимости от темы,
которую они сейчас проходят.
Например,
создание
открыток
к
празднику.
Мы
с
ребятами
подбираем
картинки,
ищем
стихи,
обсуждаем
праздники.
Кто
как
встречает,
как
празднует, и т.д.
Часто на уроках используются притчи, обучающиеся создают презентацию, в
которой визуализируют каждую строчку. Обсуждая мораль притчи.
Вашему вниманию, представляю готовые работы учащихся.
6
Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка происходит под
влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда,
учёбы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников;
увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с
окружающими, из СМИ.
Я считаю, что работа, о которой мы рассказали, поможет учащимся
продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,
где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Содействует интеграции всех участников образовательного процесса
(школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру;
способствует
формированию
широкого
кругозора
и
осознанного
нравственного
мировоззрения
граждан,
что
определяется
в
качестве
основных задач содержания образования в законодательстве России.
Наша работа продолжится в след году. Заинтересовали духовно-нравственные
ролики, размещенные в интернете. Мы планируем, в следующем году, когда
ребята станут постарше попробовать выпустить цикл своих роликов на тему
«Православные праздники». Обязательно поделимся с вами результатом.
7