Напоминание

Сборник активных методов обучения


Автор: Гринь Ольга Артуровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО Дом творчества
Населённый пункт: Республика Хакасия, с.Шира
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Сборник активных методов обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования Дом творчества

Сборник активных методов

обучения

с.Шира, 2018

1

Пояснительная записка.

Цель данного пособия – показать логику и смысл использования активных

методов

обучения

на

занятиях

или

внеклассных

мероприятиях.

Данный

материал

показывает,

что

перечисленные

методы

действительно

составляют

систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической

деятельности обучающихся на всех этапах образовательного процесса, приводя

к полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному

овладению новыми знаниями и умениям.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие обучающихся к

активной

мыслительной

и

практической

деятельности

в

процессе

овладения

учебным

материалом.

Активное

обучение

предполагает

использование

такой

системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение обучающими

знаниями

и

умениями

в

процессе

активной

мыслительной

и

практической

деятельности.

Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в детстве. Педагогу

необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ребёнка

мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать

активные методы обучения.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения.

К ним относят различные формы организации обучения, такие, как интерактивный

семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное

обучение, обучающие игры. В других случаях, авторы относят к активным методам

обучения отдельные приемы, решающие конкретные задачи. Понятно, что и в том и

другом случае происходит активизация образовательного процесса. Наверное, по

этому признаку все перечисленное можно отнести к активным формам, методам,

приемам обучения.

Активные

методы

обучения

подразделяются

на

методы:

начала

занятия,

выяснения

целей,

ожиданий,

опасений,

презентации

учебного

материала,

организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из

этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного

этапа занятия.

Занятия с использованием активных методов обучения интересны не только

для

обучающихся,

но

и

для

педагогов.

Но

бессистемное,

непродуманное

их

использование

не

дает

хороших

результатов.

Поэтому

очень

важно

активно

разрабатывать и внедрять в занятия свои авторские игровые методы в соответствии

с индивидуальными особенностями своего объединения.

2

Активные методы начала образовательного

мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся

локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена»

эффективно и динамично помогут вам начать занятие, задать нужный ритм,

обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы обучающиеся

могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Педагог просит обучающихся встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на

первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были

направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были

направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и

выставляет локти в стороны.

Педагог говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять

минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом

одногруппников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут обучающиеся собираются в три группы так, чтобы вместе

оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они

приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед

более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между

обучающимися.

Метод "Здороваемся глазами"

Цель: п р и ве т с т в и е ,

с о зд а н и е

п ол ож и т е л ь н о го

н а с т р оя

н а

р а б о т у.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча -

глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Метод «Подари подарок другу».

Цель: активизация внимания обучающихся, воспитание коммуникативных качеств,

доброжелательности.

Необходимые

материалы:

фонограмма

с

записью

песни

«Дружба»,

подарочная

коробка с подарком внутри.

Проведение: обучающиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда

музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Примечание: каждый ребёнок передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т.

д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

3

Метод «Карусель».

Ученики образуют два круга - большой и маленький. Под музыку круги

вращаются в разные стороны, когда музыка останавливается, ученики разыгрывают

сценку «Знакомство» друг с другом.

Ценность метода в многократности повторения речевых образцов, благодаря

этому методу ученики имеют возможность лучше узнать друг друга,

раскрепощаются.

Метод «Черный ящик»

Детям предъявляется «черный ящик», они должны отгадать, какой предмет в нем

находится и о чем пойдет речь на занятии. Можно попросить дежурного внести

ящик. Дети пытаются отгадать, используя разные виды вопросов.

Ценность метода в том, что дети самостоятельно определяют цель, тему занятия,

метод способствует созданию положительной мотивации, обеспечивает включение

всех обучающихся в образовательный процесс.

Активные методы выяснения целей,

ожиданий и опасений

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на

сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение

ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Метод «Фруктовый сад»

Педагогу результаты применения метода позволят лучше понять

обучающихся, полученные материалы педагог сможет использовать при

подготовке и проведении занятий для обеспечения личностно-

ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со

своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем,

чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и

лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них

деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево».

Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки

и лимоны.

Педагог предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что

они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и

опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы

и методы обучения, стиль и способы работы на занятиях, атмосфера в группе и

т.д.

Свои ожидания обучающимся предлагается записать на яблоках, а

опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям

4

и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все

обучающиеся прикрепят свои фрукты к деревьям, педагог озвучивает их. После

озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и

систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе

обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В

завершении метода педагог подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Метод «Солнышко и туча»

Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи для каждого

обучающегося.

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью

магнитов солнышко, неуверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале занятия можно отследить

неуверенных в своих способностях обучающихся; по количеству солнышек в конце

занятия можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на

картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу

на следующих занятиях по этой теме.

Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: обучающимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

Педагог: «Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у

меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело,

человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое,

воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на

занятии может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для

этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце,

сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились

ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Игра “Импульс”.

Дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог пожатием посылает импульс.

Который передается следующему. Как только импульс достигает первого, игра

заканчивается.

Игра “Фруктовый салат”.

Дети стоят в кругу. Педагог распределяет фрукты. Апельсины – 1 группа,

яблоки – 2 группа, сливы – 3 группа. По команде – апельсин, местами меняются

апельсины. Яблоки – меняются яблоки. По команде – фруктовый салат, местами

меняются все.

Игра “Пожелания”.

Участники стоят в кругу. Педагог держит предмет (игрушка, мячик, цветок),

передает следующему, говоря при этом комплимент с хорошими пожеланиями.

5

Активные методы презентации учебного материала

В процессе занятия педагогу регулярно приходится сообщать новый

материал

обучающимся.

Такие

методы,

как

«Инфо-угадайка»,

«Кластер»,

«Мозговой

штурм»

позволят

вам

сориентировать

обучающихся

в

теме,

представить

им

основные

направления

движения

для

дальнейшей

с а м о с т о я т е л ь н о й

р а б о т ы

с

н о в ы м

м а т е р и а л о м .

Вместо привычного устного рассказа педагога о новой теме можно

использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели : представление нового материала, структурирование материала,

оживление внимания обучающихся.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:

Педагог называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист

ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа

разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с

сектора 1, педагог вписывает в сектор название раздела темы, о котором он

сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается

обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем

педагог раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные

моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты

маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения.

Закончив изложение материала по первому разделу темы, педагог вписывает во

второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде

представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме

постепенно заполняются.

В конце презентации педагог задает вопрос, действительно ли им были

затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых

аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения

по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, педагог дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за

аргументацией педагога и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект

темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует

лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут

обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Золотой ключик»

Цели

метода:

привлечение

внимания

и

мотивация

учащихся,

активизация

мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания

обучающихся.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

6

Педагог говорит, что информация на занятии будет ценной. Чтобы получить

к ней доступ, надо найти ключ. Педагог загадывает детям загадку. Записывает на

ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной

информацией.

Педагог

открывает

1-ю

дверь,

раскрывает

первую

часть

темы,

подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-

го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и

т.д.

Таким

образом,

наглядно

и

четко

представляется

весь

новый

материал,

выделяются его главные моменты.

Метод «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и

практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной

деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7

человек.

Первый

этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения.

Критика и комментирование не допускаются.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе

главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения

имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен

во времени и проведен на следующем занятии.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна

иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный

интерес обучающихся. Общим требованием, которое необходимо учитывать при

выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих

неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед

обучающимися как учебная задача.

Метод «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые

поля

того

или

иного

понятия.

Слово кластер

в

переводе

означает пучок,

созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует

стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от

которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях занятия.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

7

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и

интуиции.

Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее

определенному плану.

Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».

Этот

прием

является

средством,

позволяющим обучающимся

отслеживать

свое

понимание

прочитанного

задания,

текста.

Технически

он

достаточно

прост.

Обучающихся

надо

познакомить

с

рядом

маркировочных

знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях

специально

подобранного

и

распечатанного

текста.

Помечать

следует,

отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка»

отмечается в тексте информация, которая уже

известна обучающемуся. Он ранее с ней познакомился.

(+)

Знаком

«плюс»

отмечается

новое

знание,

новая

информация.

Обучающийся

ставит

этот

знак

только

в

том

случае,

если

он

впервые

встречается с прочитанным заданием, текстом.

(?)

Знаком «вопрос»

отмечается то, что осталось непонятным

обучающемуся и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать

подробнее.

(!) Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что обучающихся

удивило.

Данный прием требует от обучающегося не просто читать, а вчитываться в

задание,

в

текст,

отслеживать

собственное

понимание

в

процессе

чтения

задания,

текста

или

восприятия

любой

иной информации.

На

практике

обучающиеся

просто

пропускают

то,

что

не

поняли.

И

в

данном

случае

маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать

непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую

информацию с имеющимися представлениями.

Вопросы, заданные обучающимися по той или иной теме, приучают их

осознавать что знания, полученные на занятии, не конечны, что многое остается

«за

кадром».

А

это

стимулирует

обучающихся

к

поиску

ответа

на

вопрос,

обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей,

что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной

литературе, можно получить ответ от педагога на следующем занятии.

Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.

Метод «Написание синквейна»

В

чем

смысл

этого

методического

приема?

Составление

синквейна

требует

от

обучающихся

в

кратких

выражениях

резюмировать

учебный

материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным

правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть

тема синквейна.

8

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему

синквейна.

На

третьей

строчке

записываются

три

глагола,

описывающих

действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к

теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником

фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы,

позволяет

выразить

к

ней

личное

отношение.

Понятно,

что

тема

синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию обучающихся.

Метод «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по

ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на

собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые

моменты.

На одном из следующих занятий возвращаемся к этому приёму, чтобы

выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Метод «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для

того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в

котором

ценится

самостоятельность,

проявление

индивидуальности,

дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно

эссе

пишется

прямо

в

классе

после

обсуждения

проблемы

и

по

времени

занимает не более 5 минут.

Метод «Лекция со стопами»

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод.

Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано.

После

каждой

смысловой

части

обязательно

делается

остановка.

Во

время

«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск

ответа

на

основной

вопрос

темы,

или

дается

какое-то

задание,

которое

выполняется в группах или индивидуально.

Метод «Ковёр идей».

«Ковёр

идей

один

из

методов

решения

проблемы.

Проходит

в

три

этапа.

Обучающиеся делятся на 3-4 группы.

9

Первый

этап –

понимание

проблемы.

Участникам

предлагается

ответить

на

вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные

листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Обучающиеся отвечают

на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа

записывает

на

листах

цветной

бумаги

размером

с

альбомный

лист,

затем

вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает

свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы

изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что

смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Метод «Чистая доска»

На

доске

вывешиваются

изображения,

например,

разных

пейзажей,

обучающиеся

формируют

тему.

Педагог

просит

назвать

с

чем

у

них

ассоциируется данная тема, но ассоциации должны состоять из одного слова.

Метод «Шапка вопросов»

Педагог

составляет

вопросы

и

кладет

их

в

шапку

или

шкатулку.

Обучающиеся делятся на команды. Каждая команда тянет по очереди вопрос.

(вопрос может подлежать обсуждению или нет) если команда не знает ответ то

на него отвечает команда соперников. За ответ дается бал, кто больше балов

собрал тот победил.

Активные методы организации самостоятельной

работы над темой

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся –

«Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка» и др.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата),

фломастеры.

Проведение:

Педагог определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы

(оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7

человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке

(на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем

вопросом по теме. Педагог ставит задачу группам – записать на листе основные

моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах

обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем

по команде педагога группы переходят по часовой стрелке к следующей

10

автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при

необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие

записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к

новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и

добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой

остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет

участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая

группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении педагог

резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы

и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить

листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе

обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно

стилизовать под названия автобусных остановок

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с

темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая

группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные

задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу

за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока

каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах

помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы

записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно,

хотя и не в контакте друг с другом.

Метод «Экспертиза»

Метод прост в применении и очень эффективен для развития аналитических

способностей,

рефлексии.

Он

широко

используется

для

экспертной

оценки

действий обучаемых во время педагогических, познавательных, деловых игр; при

анализе рефератов, выполнения опытов, решения различных задач, преодоления

конфликтных

ситуаций.

Обучаемые,

выступающие

в

роли

экспертов,

должны

хорошо владеть учебным материалом, знать проблему обсуждения и оценки.

Метод экспертизы применяется в двух формах – письменной и устной,

причем вторая более популярна.

Метод «Заполни пробелы»

Предлагается текст, в котором упоминаются термины, используемые в теме.

После

названия определения

в

скобках

указано

задание-вопрос,

на

который

необходимо ответить.

Метод «Волшебной палочки»

Представьте, что у Вас появилась волшебная палочка, которую Вы в любой

момент можете использовать, на свое усмотрение. Коснитесь ею своего бизнеса и

карьеры. Если бы Вам, как старику из сказки про золотую рыбку, предложили

загадать

три

желания,

но

только

касающихся

сферы

вашей

непосредственной

деятельности, что бы вы пожелали? А теперь, коснитесь волшебной палочкой

11

своего финансового положения. Если бы и в этой сфере Вам представилась возмож-

ность загадать три желания, какими бы они были?

Коснитесь волшебной палочкой своей семейной жизни. О чем Вы мечтаете?

Какой была бы Ваша семья, если бы все в жизни складывалась идеально?

Коснитесь волшебной палочкой и своего здоровья, какие три желания Вы

загадали бы здесь?

Теперь коснитесь палочкой собственных способностей и умений. Если бы

Вам предложили выбрать три способности доведенных до совершенства, что бы вы

выбрали? В каких областях хотели бы достичь идеала?

Метод «волшебной палочки», — это с одной стороны, приятное развлечение,

а с другой — очень полезное упражнение. Ведь каждый раз, представляя у себя в

руках волшебную палочку, вы с легкостью определяете свои самые заветные цели в

той

или

иной

области,

не

думая

при

этом

об

ограничениях.

Можете

смело

рекомендовать

это

веселое

упражнение

своим

друзьям,

сомневающимся

в

собственных мечтах и желаниях. Иногда мы даже не подозреваем, сколько нового

нам может открыться, стоит только задать этот вопрос.

Метод «Слепой капитан»

Обучающиеся каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают

глаза,

и,

руководствуясь

указаниями-подсказками

только

своего

ряда,

они

выполняют учебное задание.

-

вставляют

пропущенные

слова

в

тексты (определения),

заранее

написанные

педагогом на доске (по тексту на каждого капитана; содержание текстов может

совпадать или быть разным);

- вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);

- угадывают отвечающего домашнее задание (правило, определение и т. п.);

- вставляют ответы в столбиках примеров на доске;

- на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказывают о нем все,

что знают, и т. п.

- ищут наглядное пособие по теме занятия (горячо-холодно);

- собирают из составных частей модель, схему, конструкцию;

- расшифровывают столбик условных обозначений;

- дорисовывают (или исправляют) чертеж на доске;

Подобные задания, как правило, вызывают у обучающихся большой азарт и

надолго

запоминаются

вместе

с

тем

учебным

материалом,

который

был

за-

действован в задании.

Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Подчеркнем,

что смешная путаница стимулирует стремление обучающихся «задним числом», в

спокойной обстановке (например, дома или на перемене).

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы

или

сложная

задача,

сделайте

паузу,

вспомните

о

восстанавливающей

силе

релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того,

12

чтобы

встряхнуться,

весело

и

активно

расслабиться,

восстановить

энергию.

Активные

методы

«Энергия

-

1»,

«Роботы»,

Постройся

по

росту»,

«Красная

Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Пантомима» и многие другие позволят вам это

сделать, не выходя из кабинета.

Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы

приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы

вытягиваете

руки

вперед

и

совершаете

плавательные

движения.

Если

скажу

"воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете.

Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку.

Начали.

Метод «Муха».

На

доске

нарисовано

поле

3х3.

В

центре

«сидит

муха».

«Муха»

может

перемещаться вверх, вниз, влево, вправо. Участники по очереди отдают команды и

следят за положением воображаемой «мухи». Тот, кто выведет муху за пределы

поля, выбывает.

Метод «Снежинки».

Вы

попали

в

волшебный

зимний

лес.

Чудесный

морозный

день.

Вам

приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы

легкие,

нежные

снежинки.

Ваши

ручки

легкие-легкие

это

тонкие

лучики

снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий

ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше

поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие,

легкие

снежинки….

(Пауза).

Вам

хорошо,

приятно.

Но

вот

пришла

пора

возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь

ласковому ветерку и друг другу.

Активные методы презентации результатов

практической работы

Метод «На линии огня»

Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за»,

другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому

вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

Метод «Светофор»

Материалы:

подготовленные

тезисы;

по

красной,

жёлтой

и

зелёной

карточке

каждому ученику.

13

Каждый ребёнок получает карточки. Педагог зачитывает тезисы по одному.

Обучающиеся, согласные с тезисом, поднимают зелёную карточку. Несогласные –

красную. Сомневающиеся и воздерживающиеся от решения – жёлтую. Всякий раз

необходимо

предоставлять

обучающимся

несколько

минут

на

обдумывание

решения. Если тезис требует обсуждения, обучающихся просят обосновать их

положительную

или

отрицательную

реакцию.

Если

дискуссия

угасает,

следует

переходить к следующему тезису.

Метод «Мне это пригодится»

На

любом

этапе

занятия,

в

зависимости

от

изучаемого

материала

(желательно

после

предварительного

знакомства

с

материалом),

обучающимся

предлагается кое-что доказать. Для этого необходимо всем детям задать сложный и

в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас

на занятии материал?». После чего обучающиеся самостоятельно пытаются найти

ответ

на

поставленный

вопрос,

доказывая,

что

изучаемый

материал

имеет

конкретную

прикладную

или

теоретическую

ценность.

Если

обучающиеся

затрудняются

ответить,

то

педагог

сам

популярно

объясняет

необходимость

изучения той или иной темы.

Ценность

данного

методического

приема

в

том,

что

обучающиеся

действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

Метод «Ступеньки интеллекта»

После

прохождения

определенного

этапа

учебного

материала

или

этапа

занятия педагог предлагает детям составить вопросы по определенной теме. Их

количество

должно

быть

не

менее

5.

Предварительно

нужно

объяснить

обучающимся

значимость

умения

составлять

и

задавать

вопросы.

Необходимо

привести

психологическую

истину: «Умение правильно формулировать глубокие

вопросы

есть

показатель

развитости

интеллекта

человека».

Как

правило,

объявляется конкурс на лучший вопрос по теме.

Метод «Лото»

Методический

прием

представляет

собой

игру.

Для

организации

игры

необходим

крутящийся

барабан

(или

какая-нибудь

эстетически

оформленная

емкость).

В

барабане

должны

находиться

открывающиеся

бочонки,

в

которые

вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон

«Приз» и жетон «Зеро».

Вопросы для лото подготавливаются педагогом. Вопросы могут быть по

конкретным темам, блокам, разделам или носить общеразвивающий характер.

Если обучающемуся выпадает бочонок «Приз», то он вообще освобождается

от ответа на вопрос и ему вручается символический сладкий приз. Если выпадает

бочонок «Зеро», то, значит, педагог получил право задать обучающемуся любой

вопрос на свое усмотрение.

14

При этой игре в кабинете всегда царит атмосфера коллегиальности между

педагогом

и

обучающимися,

игра

сопровождается

высоким

положительным

эмоциональным фоном. Она хорошо влияет на развитие мотивационных аспектов

изучения предмета, а также позволяет учащимся усовершенствовать эмоционально-

волевую сферу и увеличить скорость мыслительных операций.

Прием «Похлопаем, помашем»

Данный методический прием используется как экспресс-диагностика знаний

обучающихся, выполняет контролирующую функцию.

По выбору педагога (или по жребию) поднимается ребенок, который должен

будет ответить на поставленный тематический вопрос. После чего всем детям

дается установка: «Как только Василий (которого подняли) ответит на вопрос, вы

должны по моему сигналу одновременно отреагировать на его ответ. Отреагировать

вы должны следующим образом: при правильном ответе нужно очень громко

захлопать в ладоши, а при неправильном – помахать высоко поднятой правой

рукой.»

После

проведения

вышеуказанной

схемы

педагогу

сразу

становится

понятным

общий

уровень

подготовки

обучающихся

по

определенной

теме.

Главное,

четко

зафиксировать

момент

условного

знака,

т.е.

когда

начинать

механические действия (махи и хлопки) после ответа обучающегося.

Прием «Кепка лидера»

Методический

прием

представляет

собой

развивающую

игру.

Для

игры

необходим какой-либо

головной убор (кепка или шляпа) и большое количество

жетонов.

Смысл

игры

в

том,

чтобы

каждый

обучающийся,

который

отвечает,

пытается отвечать или имеющий просто идею, будет отмечен и оценен. За каждый

ответ или попытку ответа обучающийся получает жетон или два

жетона (в

зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего занятия, а в

конце

обучающиеся

подсчитывают

количество

набранных

ими

жетонов.

Победитель получает приз – кепку лидера (на голову надевается головной убор или

кладется на стол лидера, так как многие дети не соглашаются надевать кепку на

голову). Кепка лидера будет принадлежать победителю всё следующее занятие, и

все будут знать, что на прошлом занятии он был лучшим.

Игра

воспитывает

в

обучающихся

положительные

лидерские

качества,

повышает инициативность, активность, учит радоваться за успех другого, развивает

дух здорового соперничества.

Метод «635»

Данный

метод

является

разновидностью

«круглого

стола».

Смысл

заключается в следующем:

6

– участников игры

предлагают по

3

идеи для

решения поставленной цели. Записывают их в свои бланки, которые передают

по кругу. И так

5

раз. Отсюда название метода «635».

В чем

В чем заключается проблема?

15

заключается

решение?

В каком направлении можно развить идею?

1-ый

участник

2-ой

участник

3-ий

участник

4-ый

участник

5-ый

участник

6-ой

участник

1-ая идея

2-ая идея

3-я идея

Активные методы подведения итогов занятия.

Завершить

занятие,

внеклассное

мероприятие

можно,

применив

такие

методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Метод «Ромашка».

Дети

отрывают

лепестки

ромашки,

по

кругу

передают

разноцветные

листы

и

т.д.

и

отвечают

на

главные

вопросы,

относящиеся

к

теме

урока,

мероприятия, записанные на обратной стороне.

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Педагог предлагает обучающимся представить, что сегодняшний день они

провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на

несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист,

комментируя.

Примечание: Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет

выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание

на следующем занятии. Кроме того, обратная связь от обучающихся позволяет

педагогу скорректировать занятие на будущее.

Упражнение «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов,

хвалят за то, как они работали на занятии, желают дальнейших успехов.

Упражнение «Письмо самому себе»

Упражнение проводится в завершающей части занятия или внеклассного

занятия

и

позволяет

каждому

обучающемуся

задуматься

над

тем,

как

он

с о б и р а е т с я

п р и м е н и т ь

п о л у ч е н н ы е

з н а н и я

в

с в о е й

ж и з н и .

16

Педагог даёт следующие задание: «Сейчас вам нужно написать письмо

самому

себе,

которое

вы

получите

через

3

месяца,

причем

написать

тому

человеку,

который

применил

навыки,

полученные

на

тренинге,

и

добился

определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы

хотите

задать?

Вы

можете

порадоваться

за

этого

человека

или

выразить

понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути и

т.д.»

Можно

предложить

участникам

фразы,

которые

они

могут

использовать,

например «Я надеюсь, что ты успел…», Я думаю, что у тебя получилось…»,

попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к

этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось

благодаря этому.

После того как письма написаны, они запечатываются в конверты, на

которых каждый участник пишет свой реальный адрес.

Педагог собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их

адресатам.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги

занятия. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что

ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем

занятии.

Кроме

того,

обратная

связь

от

обучающихся

позволяет

педагогу

скорректировать занятие на будущее.

Очень продуктивно работает на занятии комментированное письмо.

Для развития самоконтроля и самооценки часто задаваемые вопросы:

- Что ты узнал на занятии?

- Чему научился? За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

- Достиг ли ты поставленной в начале занятия цели?

Обучающиеся

охотно отвечают на вопросы, оценивают свою работу,

испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня,

честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда

сами, иногда с помощью педагога.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана:

- сегодня я узнал…

- было интересно узнать…

- было трудно выполнять…

- теперь я могу решать..

- я научился…

- у меня получилось…

- я смог…

- я попробую сам…

17

Метод «Все у меня в руках»

Цель: Выяснить получить обратную связь от обучающихся от прошедшего занятия.

Обучающиеся рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, и вписывают

внутри контура ответы на вопросы:

Большой палец– над этой темой я хотел еще бы поработать.

Указательный палец – я узнал все, что хотел.

Средний – мне совсем ничего не понравилось.

Безымянный – психологическая атмосфера на занятии.

Мизинец – мне захотелось…

Метод «Шкатулка успехов, достижений»

Цель: подведение итогов занятия

Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулки каждому

ученику, фломастеры.

У каждого из вас есть вот такая шкатулка. Как правило, в шкатулках люди

хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи. Давайте мы с вами поместим в эту

шкатулку те знания и умения, которые для нас являются важным приобретением на

этом занятии.

На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может

познакомиться каждый обучающийся. Уходя домой, дети забирают свою шкатулку.

18



В раздел образования