Напоминание

"Семья и семейные ценности"


Автор: Анисимова Августина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Абагинская начальная школа – детский сад им. М.Д. Нартаховой"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Олекминский район
Наименование материала: открытый урок по ОРКСЭ
Тема: "Семья и семейные ценности"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Курс ОРКСЭ. Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Учитель начальных классов

МБОУ «Абагинская начальная школа –

детский сад им. М.Д. Нартаховой»

Анисимова Августина Николаевна

Цель: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные

религии относятся к семье. Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое,

самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Задачи:

Познавательные: Формировать

понятия: «семья»,

«члены

семьи»,

«дружная

семья».

Выявить особенности

семьи,

обратить

внимание

на

характерные

особенности

этого

института.

Регулятивные: Способствовать развитию речи, внимания, мышления, памяти, формировать

уважительное

отношение

к

родителям,

окружающим,

способствовать

формированию

понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать

развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей

семье.

Личностные: Содействовать воспитанию любви и уважению к своей семье. Воспитывать

доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Формирование у

учащихся

стремления

помогать

семье

во

всем;

пробуждение

в

ребенке

чувства

ответственности и заботы за семью.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент (1 мин.): (приветствие, настрой на урок, проверка готовности

к уроку)

Солнце на небе проснулось

Нам, ребята, улыбнулось

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

-

Посмотрите,

как

удивительно

ласково

и

нежно

улыбается

вам

солнышко!

Давайте

улыбнемся ему в ответ! Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам?

II.Мотивация учебной деятельности (6 мин.):

-

Вы не знаете, что означает слово семья. Может вам помогут дети Планеты Земля? Но

прежде я расскажу вам одну сказку:

Звучит музыка к песни «Маленький принц»

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В

ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то

очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой

разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом вздохнув, ответила: «Свет мой ставится тусклым тогда,

когда мне одиноко. Ведь рядом со мной никого нет, ни одной звёздочки, похожей на меня. А

так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было

интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна.

«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое

время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг

давался ему с трудом, но глаза…»

«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и

продолжила. – Чему ты радуешься, Странник?»

И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска снега, задыхаясь от жары, я шагал

вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и

сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить

даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как

можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А хотела бы ты

иметь

свою

семью,

любящих

звёздочек,

которые

бы

помогали

тебе

делать

людей

счастливыми»?

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг

на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим

светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь

– одна Семья!» (Дети поднимают заранее подготовленные свои звездочки)

III. Актуализация опорных знаний (до 6 мин.):

-Кем вы стали для Звездочки?

-Довольно часто мы слышим и произносим это слово. Но мы задумываемся ли над тем, что

оно обозначает? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы услышите это слово?

(Варианты детей)

Вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на

уроках. (Ответы

уч-ся:

любовь,

уважение,

доброта,

милосердие,

совесть,

честность,

порядочность, товарищество)

- Ребята, а что же такое семья для вас? С помощью этих опорных слов дайте определение

понятию слова СЕМЬЯ (Разные определение детей: Это место где тебя поддержать, это

родные и близкие люди, которых объединяет общие интересы и т. д.)

- Теперь определите тему сегодняшнего урока.

И так тема нашего урока «Семья».

IV.Изучение нового материала (26 мин.):

1.

Что такое семья

2.

Принципы дружной семьи

3.

Семья в понимании мировых религий

1.ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ: Что же такое семья? Давайте обратимся к словарям:

Ожегов «Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими

интересами»

как

вы

понимаете

слова

«люди,

живущие

рядом»? (члены

семьи,

соседи,

друзья,

окружающие родственники).

- Каким словом можно назвать людей, живущих рядом? (семья)

-

Какими качествами должны обладать люди, живущие в семье? (уважение, терпение,

любовь, взаимовыручка, трудолюбие)

-На чем держится семья? (семейных ценностях)

-Какие семейные ценности лежат на основе крепкой и дружной семьи?

-Послушайте старую китайскую притчу:

Жила-

была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в

этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете:

ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и

лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду

ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота,

достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как

люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься

такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно

не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать

каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге:

Давайте подумаем, какие три слова написал старик? У вас на столе лежит ромашка, на

лепесточках напишите эти три слова, которые написал старик.

- И так, готовы, ребята? Какие же слова написал старик? Почему? (Выслушает ответы

групп, поощряет учитель и просит прикрепить лепестки к доске)

Учитель дочитает притчу и добавляет к ромашке лепестки со словами.

ЛЮБОВЬ,

ПРОЩЕНИЕ,

ТЕРПЕНИЕ.

И

в

конце

листа:

сто

раз

ЛЮБОВЬ,

сто

раз

ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

«И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И,

подумав, добавил: - «И мира тоже.»

Физкультминутка

Вы любите отдыхать с семьей? Сейчас вам предлагаю отдохнуть во время

физкультразминки. Слушайте задание выполняйте.

– Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

– У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой.

– У кого есть сестра и брат подпрыгните несколько раз.

– Кто помогает дома близким подпрыгните и хлопните в ладоши.

– У кого в семье живут домашние животные, помашите руками.

– Хлопните те, кто очень любит свою семью!

-Давайте, еще раз подумаем, какие семейные ценности лежат на основе крепкой и дружной

семьи? На этот вопрос поможет нам христианская притча «Хлебец с маслом». Внимание на

экран.

-

Работая

в

группе,

запишите

ваше

слово

на

оставшихся

лепестках

ромашки.

(Обоснованные ответы детей)

-А как вы думаете, почему для данного задания была выбрана ромашка? (Ответы)

Дело в том, что в России символом семьи является ромашка.

- а в чем держатся лепестки ромашки? (Сердцевина)

-А что лучится, если повредить сердцевину?

-А что символизирует сердцевина?

-Правильно

рассуждаете,

ребята.

Сердцевина

цветка

является

тем

стержнем,

который

сохраняет семью в радости и согласии, лепестки ромашки – это члены семьи.

2.ПРИНЦИПЫ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ:

Инсценировка экспромт

Расцвел белый Цветок. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок

два лепестка. И вот один Лепесток возгордился! "Я самый красивый. Без меня Цветок не

цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?"

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и

смотрит, что будет делать Цветок.

А Цветок как ни в чем ни бывало улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел

Лепесток, повстречал Муравья.

- Ты кто? - спрашивает Муравей.

- Я - Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет.

Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.

-Ребята, как вы думаете, почему погиб лепесток?

-Как мы можем применить эту сказку в жизни?

-А что ожидает того, кто отрицает семейные ценности?

-Давайте, сделаем опыт. Что за инструмент у меня? (Веник)

-Найдите тут прутик и возьмите себе. Теперь попробуйте сломать. Что случилось? Легко ли

это получилось?

-Теперь попробуйте сломать веник.

-Увидев

инсценировку-экспромт

и

опыт

с

веником,

какой

вывод

сделаем?

(Варианты

ответов групп)

3. СЕМЬЯ В ПОНИМАНИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

-На столах лежат конверты, откройте и содержимое поставьте на середине стола. (Таблички:

Буддизм, Христианство, Ислам…)

-Что это такое, Ислам, Христианство, Буддизм (Мировая религия)

-Как вы думаете, одинаково ли все эти религиозные культуры относятся к семье? (Дети

высказывают свои предположения)

-Молодцы, вы высказались свои предположения. Теперь осталось проверить и доказать.

-Мы должны найти ответ на вопрос, как традиционная религия России относится к семье?

Для

того,

чтобы

проверить

ваши

предположения

и

ответить

на

вопрос

урока,

вам

необходимо стать исследователями.

-Работаем определенными религиями. На рабочих листах необходимо выписать из учебника

семейные ценности, той религиозной культуры, с которой ваша группа работает.

-Было достаточно времени, и так, начинаем..(Отвечают исследовательские группы)

-Похожее отношение к семье? Продолжаем слушать другие религии.

Давайте, сделаем выводы: одинаково ли все эти религии относятся к семье? А почему?

-Каждая

религия

в

понятие

«брак»

-

создание

семьи

вкладывает

о собо е

значение. Христианский брак – школа любви; в иудаизме – брак одна из главнейших

заповедей; в исламе брак – обязанность; в буддизме брак – ответственность. Но для каждой

р е л и г и и

с е м ь я

я в л я е т с я

г л а в н о й

ц е н н о с т ь ю .

V.Закрепление изученного материала (3 мин.):

1.Что символизируют лепестки ромашки?

2.Для всех религий семья – это…..

VI.Итоги урока (1 мин.):

Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности 8 июля. Этот

праздник появился совсем недавно, в 2008 году.

Я желаю вам, что бы ваши семьи были крепки и дружны.

VII.Рефлексия (2 мин.):

Сегодня я узнал….

Я понял, что….

Мне понравилось….



В раздел образования