Автор: Анисимова Августина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Абагинская начальная школа – детский сад им. М.Д. Нартаховой"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Олекминский район
Наименование материала: открытый урок по ОРКСЭ
Тема: "Семья и семейные ценности"
Раздел: начальное образование
Тема: «СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Курс ОРКСЭ. Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Учитель начальных классов
МБОУ «Абагинская начальная школа –
детский сад им. М.Д. Нартаховой»
Анисимова Августина Николаевна
Цель: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные
религии относятся к семье. Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое,
самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.
Задачи:
Познавательные: Формировать
понятия: «семья»,
«члены
семьи»,
«дружная
семья».
Выявить особенности
семьи,
обратить
внимание
на
характерные
особенности
этого
института.
Регулятивные: Способствовать развитию речи, внимания, мышления, памяти, формировать
уважительное
отношение
к
родителям,
окружающим,
способствовать
формированию
понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать
развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей
семье.
Личностные: Содействовать воспитанию любви и уважению к своей семье. Воспитывать
доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Формирование у
учащихся
стремления
помогать
семье
во
всем;
пробуждение
в
ребенке
чувства
ответственности и заботы за семью.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент (1 мин.): (приветствие, настрой на урок, проверка готовности
к уроку)
Солнце на небе проснулось
Нам, ребята, улыбнулось
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
-
Посмотрите,
как
удивительно
ласково
и
нежно
улыбается
вам
солнышко!
Давайте
улыбнемся ему в ответ! Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам?
II.Мотивация учебной деятельности (6 мин.):
-
Вы не знаете, что означает слово семья. Может вам помогут дети Планеты Земля? Но
прежде я расскажу вам одну сказку:
Звучит музыка к песни «Маленький принц»
Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В
ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то
очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой
разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?
Звёздочка долго молчала, а потом вздохнув, ответила: «Свет мой ставится тусклым тогда,
когда мне одиноко. Ведь рядом со мной никого нет, ни одной звёздочки, похожей на меня. А
так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»
«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было
интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?
«Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое
время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг
давался ему с трудом, но глаза…»
«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.
«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и
продолжила. – Чему ты радуешься, Странник?»
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска снега, задыхаясь от жары, я шагал
вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и
сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить
даже невозможное».
Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как
можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А хотела бы ты
иметь
свою
семью,
любящих
звёздочек,
которые
бы
помогали
тебе
делать
людей
счастливыми»?
«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг
на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим
светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь
– одна Семья!» (Дети поднимают заранее подготовленные свои звездочки)
III. Актуализация опорных знаний (до 6 мин.):
-Кем вы стали для Звездочки?
-Довольно часто мы слышим и произносим это слово. Но мы задумываемся ли над тем, что
оно обозначает? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы услышите это слово?
(Варианты детей)
Вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на
уроках. (Ответы
уч-ся:
любовь,
уважение,
доброта,
милосердие,
совесть,
честность,
порядочность, товарищество)
- Ребята, а что же такое семья для вас? С помощью этих опорных слов дайте определение
понятию слова СЕМЬЯ (Разные определение детей: Это место где тебя поддержать, это
родные и близкие люди, которых объединяет общие интересы и т. д.)
- Теперь определите тему сегодняшнего урока.
И так тема нашего урока «Семья».
IV.Изучение нового материала (26 мин.):
1.
Что такое семья
2.
Принципы дружной семьи
3.
Семья в понимании мировых религий
1.ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ: Что же такое семья? Давайте обратимся к словарям:
Ожегов «Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими
интересами»
-А
как
вы
понимаете
слова
«люди,
живущие
рядом»? (члены
семьи,
соседи,
друзья,
окружающие родственники).
- Каким словом можно назвать людей, живущих рядом? (семья)
-
Какими качествами должны обладать люди, живущие в семье? (уважение, терпение,
любовь, взаимовыручка, трудолюбие)
-На чем держится семья? (семейных ценностях)
-Какие семейные ценности лежат на основе крепкой и дружной семьи?
-Послушайте старую китайскую притчу:
Жила-
была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в
этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете:
ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и
лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду
ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота,
достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как
люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься
такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно
не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать
каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге:
–
Давайте подумаем, какие три слова написал старик? У вас на столе лежит ромашка, на
лепесточках напишите эти три слова, которые написал старик.
- И так, готовы, ребята? Какие же слова написал старик? Почему? (Выслушает ответы
групп, поощряет учитель и просит прикрепить лепестки к доске)
Учитель дочитает притчу и добавляет к ромашке лепестки со словами.
ЛЮБОВЬ,
ПРОЩЕНИЕ,
ТЕРПЕНИЕ.
И
в
конце
листа:
сто
раз
ЛЮБОВЬ,
сто
раз
ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:
«И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И,
подумав, добавил: - «И мира тоже.»
Физкультминутка
Вы любите отдыхать с семьей? Сейчас вам предлагаю отдохнуть во время
физкультразминки. Слушайте задание выполняйте.
– Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
– У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой.
– У кого есть сестра и брат подпрыгните несколько раз.
– Кто помогает дома близким подпрыгните и хлопните в ладоши.
– У кого в семье живут домашние животные, помашите руками.
– Хлопните те, кто очень любит свою семью!
-Давайте, еще раз подумаем, какие семейные ценности лежат на основе крепкой и дружной
семьи? На этот вопрос поможет нам христианская притча «Хлебец с маслом». Внимание на
экран.
-
Работая
в
группе,
запишите
ваше
слово
на
оставшихся
лепестках
ромашки.
(Обоснованные ответы детей)
-А как вы думаете, почему для данного задания была выбрана ромашка? (Ответы)
Дело в том, что в России символом семьи является ромашка.
- а в чем держатся лепестки ромашки? (Сердцевина)
-А что лучится, если повредить сердцевину?
-А что символизирует сердцевина?
-Правильно
рассуждаете,
ребята.
Сердцевина
цветка
является
тем
стержнем,
который
сохраняет семью в радости и согласии, лепестки ромашки – это члены семьи.
2.ПРИНЦИПЫ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ:
Инсценировка экспромт
Расцвел белый Цветок. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок
два лепестка. И вот один Лепесток возгордился! "Я самый красивый. Без меня Цветок не
цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?"
Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и
смотрит, что будет делать Цветок.
А Цветок как ни в чем ни бывало улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел
Лепесток, повстречал Муравья.
- Ты кто? - спрашивает Муравей.
- Я - Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет.
Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.
-Ребята, как вы думаете, почему погиб лепесток?
-Как мы можем применить эту сказку в жизни?
-А что ожидает того, кто отрицает семейные ценности?
-Давайте, сделаем опыт. Что за инструмент у меня? (Веник)
-Найдите тут прутик и возьмите себе. Теперь попробуйте сломать. Что случилось? Легко ли
это получилось?
-Теперь попробуйте сломать веник.
-Увидев
инсценировку-экспромт
и
опыт
с
веником,
какой
вывод
сделаем?
(Варианты
ответов групп)
3. СЕМЬЯ В ПОНИМАНИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
-На столах лежат конверты, откройте и содержимое поставьте на середине стола. (Таблички:
Буддизм, Христианство, Ислам…)
-Что это такое, Ислам, Христианство, Буддизм (Мировая религия)
-Как вы думаете, одинаково ли все эти религиозные культуры относятся к семье? (Дети
высказывают свои предположения)
-Молодцы, вы высказались свои предположения. Теперь осталось проверить и доказать.
-Мы должны найти ответ на вопрос, как традиционная религия России относится к семье?
Для
того,
чтобы
проверить
ваши
предположения
и
ответить
на
вопрос
урока,
вам
необходимо стать исследователями.
-Работаем определенными религиями. На рабочих листах необходимо выписать из учебника
семейные ценности, той религиозной культуры, с которой ваша группа работает.
-Было достаточно времени, и так, начинаем..(Отвечают исследовательские группы)
-Похожее отношение к семье? Продолжаем слушать другие религии.
Давайте, сделаем выводы: одинаково ли все эти религии относятся к семье? А почему?
-Каждая
религия
в
понятие
«брак»
-
создание
семьи
вкладывает
о собо е
значение. Христианский брак – школа любви; в иудаизме – брак одна из главнейших
заповедей; в исламе брак – обязанность; в буддизме брак – ответственность. Но для каждой
р е л и г и и
с е м ь я
я в л я е т с я
г л а в н о й
ц е н н о с т ь ю .
V.Закрепление изученного материала (3 мин.):
1.Что символизируют лепестки ромашки?
2.Для всех религий семья – это…..
VI.Итоги урока (1 мин.):
Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности 8 июля. Этот
праздник появился совсем недавно, в 2008 году.
Я желаю вам, что бы ваши семьи были крепки и дружны.
VII.Рефлексия (2 мин.):
Сегодня я узнал….
Я понял, что….
Мне понравилось….