Напоминание

"Интервалы. Большие и малые секунды. Тональность ре минор."


Автор: Павлович Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГБУ ДО ДМШ №2
Населённый пункт: г.Байконур
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интервалы. Большие и малые секунды. Тональность ре минор."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого урока по сольфеджио

преподавателя теоретических дисциплин

ГБУ ДО ДМШ №2 Павлович Е.Д.

Дата проведения: 28.11.2018 г.

Класс: 2

ор

.

Отделение: общеразвивающее.

Срок обучения: 4 года.

Количество учащихся: 8.

Количество уроков в неделю: 1.

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Интервалы. Секунды большие и малые. Тональность ре минор».

Цель урока:

закреплять теоретические знания об интервалах, дать подробную

информацию о секундах,

расширять знания квинтового круга на примере

тональности ре минор.

- образовательные:

- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов;

- формировать умение и навыки в освоении интервалов;

- развивающие:

- развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки

благодаря

осознанному пению интервалов;

- развивать слуховые представления об интервалах, умение анализировать и

сопоставлять элементы музыкального языка в нотных примерах;

- развивать аналитическое мышление (анализировать, размышлять);

- воспитательные:

- вызывать у обучающихся интерес к музыкальному искусству;

- воспитывать ответственное отношение к обучению, готовности к мобилизации

усилий на безошибочное выполнение заданий;

- воспитывать умение работать в команде, чувство взаимопомощи;

- воспитывать организованность, работоспособность, активность,

самостоятельность.

Методы обучения:

Словесный (беседа, объяснение).

Наглядно-зрительный (показ карточек, записи на доске).

Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

Эвристический (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

Методические приёмы:

-

вопросы,

стимулирующие

мыслительную

деятельность

и

создающие

поисковые ситуации;

- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся,

групповой и индивидуальный опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе опроса теории,

слухового анализа, пения;

1

- вариативность заданий на тему урока;

- образные сравнения, побуждающее образное мышление обучающихся.

Задачи:

- продолжать учить названия интервалов по порядку и в разбивку;

- запоминать деление интервалов на группы (большие, малые, чистые);

- в ходе анализа на слух осознавать классификацию интервалов на диссонансы

и консонансы, ладовую принадлежность или отсутствие таковой;

- дать теоретические сведения о секундах;

- научить сравнивать и эмоционально воспринимать в ходе анализа на слух

малую и большую секунду;

- закреплять осознанное интонирование большой и малой секунды;

- осваивать тональность ре минор, три вида минора, устойчивые звуки, t

5

3

, t

6

t

6

4

,

вводные звуки;

- уметь найти к заданной тональности параллельную тональность;

- проанализировать секунды в нотных примерах;

- уметь определять на слух сыгранные фразы из №239 в тональности ре минор;

- в приведённых примерах определить и подписать малые и большие секунды.

Ход урока:

Содержание урока:

Методика проведения:

Время

:

I. Организационный

момент.

1.Приветствие, психологический настрой учащихся.

2. Проверка наличия учащихся на уроке.

3. Объявление темы урока

и его задач: «Интервалы.

Большие и малые терции. Тональность ре минор».

1 мин.

II.Теоретические

сведения по теме

урока.

1.Теоретический опрос:

-

дать

определение

интервалу. (Интервал

это

расстояние между двумя звуками);

- перечислить все простые интервалы в пределах октавы;

-

какими

символами

обозначают

интервалы?

(Буквой,

цифрой);

-

что обозначает цифра? (количество

ступеней) Буква?

(количество тонов);

-

на

какие

виды

делятся

интервалы? (Большие, малые,

чистые, увеличенные и уменьшённые);

-

какие

интервалы

называются

большими?

( М а ж о р н ы е ) . М а л ы м и ? ( М и н о р н ы е ) . Чистые?

(нейтральные, без ладовой принадлежности).

- на какие группы делятся интервалы?

(диссонансы и

консонансы).

2. Работа с карточками.

3 . А н а л и з

н а

с л у х

интервалов

(дать

звуковую

характеристику интервалам), трезвучий, гамм.

4.Секунды большие и малые:

- дать определение секундам – записать правило в

тетрадь (Секунда – это интервал, состоящий из двух

20

мин.

2

ступеней. Секунды бывают большими - б.2 и малыми -

м.2.

Большая секунда

содержит

тон (1 т.), малая

-полутон

(0.5

т.)

(Дать

определение

тону

и

полутону.

Полутон – это ближайшее расстояние между звуками, два

полутона составляют целый тон);

-

показать

на

клавиатуре

тоны

и

полутоны,

получить

ответы учащихся по определению тонов (б.2) и полутонов

(м.2);

- проанализировать произведения, начинающиеся с м.2:

Л.В.

Бетховен

«К

Элизе»,

В.Шаинский

«Пусть

бегут

неуклюже…», С.Прокофьев «Сказочка».

б.2 – руссская народная попевка «Дон-дон, загорелся

кошкин дом», «Как под горкой под горой» и т.д.

- дать объяснение мелодическому

(последовательного) и

гармоническому (одновременного) сочетанию секунд;

- разобрать памятку с интервальными попевками.

III. Проверка

домашнего задания.

1. Тональность ре минор:

- назвать тонику;

- ключевой знак;

- сыграть и спеть гамму, три вида минора;

t

5

3

,

t

6

,

t

6

4

,

вводные звуки;

2.№238 («Сольфеджио 1-2 класса» Н.Баев, Т. Зебряк):

(играть,

петь,

переписать,

определить

и

подписать

интервалы):

-

проанализировать

музыкальный

пример:

назвать

размер,

ключевой

знак,

тональность,

найти

секунды,

перечислить их;

- играть, петь по нотам, наизусть;

- спеть отдельно пентахорд, трихорд, опевание;

15

мин.

IV. Устный диктант.

Пример

№239

из учебника «Сольфеджио 1-2 класса»

Н.Баев, Т. Зебряк.

2

мин.

V. Задание на дом.

1.Играть, петь секунды в Фа мажоре, ре, ми, ля миноре,

t

5

3

, t

6

, t

6

4

.

2. Упражнение на странице 57 (в - г) играть, петь.

3.№239

(«Сольфеджио 1-2 класса» Н.Баев, Т. Зебряк)

играть,

петь нотами, подписать ступени,

обозначить

устойчивые звуки, интервалы, транспонировать в ми, ля

минор.

2

мин.

Используемая литература:

1.

Б. Калмыков, Г. Фридкин «Практическое руководство по музыкальной

грамоте», М.- «Музыка», 1968.

2.

Баев Н., Зебряк Т., Учебник сольфеджио для 1-2 классов ДМШ, – М.,1980.

3.

В.А.Вахромеев

«Вопросы

методики

преподавания

сольфеджио»,

изд.

«Музыка», М., 1978.

3

4.

Е.Давыдова «Сольфеджио», методическое пособие, изд. «Музыка», М.,

2006.

Самоанализ открытого урока по сольфеджио на тему

«Интервалы. Секунды большие и малые. Тональность ре минор».

Урок на тему: «Интервалы. Секунды большие и малые. Тональность ре

минор» предназначен для учащихся 2 года обучения по предмету сольфеджио

общеразвивающего отделения.

Это третье занятие в изучении данной темы,

направленное

на

первоначальное

формирование

понятия

интервалов,

знакомство

с

их

количественной

и

качественной

величиной,

понятиями

мелодического

и

гармонического

сочетания

интервала,

диссонансами

и

консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием

интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного

возраста, в занятии я использовала разнообразные формы подачи материала.

Для

лучшего

запоминания

нового

материала

использовала

карточки,

специально подобранный музыкальный материал для анализа

на слух.

Все

новые знания закрепляла не только через слово, но и через действие - «Я слышу

и осознаю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

Цели и задачи поставила в соответствии с заявленной темой урока. Урок

выстроила по плану, охватив следующие разделы сольфеджио: теоретические

сведения по заявленной теме, анализ на слух,

проверка домашнего задания,

устный диктант.

В

разделе

«Теоретические

сведения»

взяла

за

основу технологию

проблемного

обучения.

Для

этого

подготовила

ряд

вопросов

по

теме

«Интервалы»,

с учащимися закрепила названия интервалов, их количественный

и качественный состав, повторили виды интервалов. Подробную информацию

дала о большой и малой секунде, повторили правила о тоне и полутоне.

Учащиеся показали своё умение построения интервалов на инструменте,

определяли

интервалы

в

нотном

тексте,

активно

принимали

участие

в

определении на слух интервалов, пели. Анализ на слух построила на контрасте,

чтобы

подчеркнуть

звуковую

природу

диссонанса

и

консонанса.

Учащиеся

активно включались в мыслительную деятельность, высказывали собственное

мнение, приходя к новым знаниям.

В ходе урока опиралась на

технологию личностно-ориентированного

обучения

И.

С.

Якиманской.

Создавала

необходимые

условия

для

самореализации

каждого учащегося,

старалась,

чтобы

все принимали

активное

участие

в

процессе

урока.

Для

развития

индивидуальных

познавательных способностей

давала возможность высказывать своё личное

мнение по данной теме каждому учащемуся. Я как учитель выступала в роли

организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала,

помогала. Старалась, чтобы отношения «учитель и ученик» на уроке были

основаны на взаимоуважении.

В ходе занятия использовала технологию формирования мотивации или

игровой технологии: определение интервалов на слух («Угадай интервал!»), по

карточкам, в нотном тексте. Данные задания

повышают интерес учащихся к

занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутреннюю

4

мотивацию – потребность в познавательном процессе).

Старалась создать на

уроке так называемую «ситуацию успеха», повышающую мотивацию учащихся

к урокам сольфеджио, вызывать желание самостоятельно решать поставленные

задачи.

В ходе опроса домашнего задания закрепили знания квинтового круга на

примере

гаммы ре минор, подробно разобрали заданный на дом №238. В

номере определили размер, тональность, вид минора, перечислили секунды в

тексте, затем спели номер по нотам и наизусть. Устным диктантом послужил

номер №239.

В конце урока предложила в качестве анализа на слух популярные

произведения

классиков,

для

активизации

мыслительной

деятельности

и

определения изучаемых интервалов на слух.

Закончила урок заданием на дом и подведения итога работы учащимися на

уроке.

Применяемые

мной

методы

и

приёмы

способствовали

развитию

музыкального слуха, музыкальной памяти, аналитическому мышлению, а также

развитию

навыков

точного

интонирования,

анализу

на

слух

интервалов.

Учащиеся на протяжении всего занятия были активны, внимательны, собраны.

При

построении

и

ведении

урока

старалась

избегать

статичности,

по

возможности

наращивала

динамику

и

темп

урока,

старалась

разнообразить

задания.

Все

поставленные

цели

были

реализованы:

образовательные

цели

осуществлялась на всех этапах урока, воспитательные - через работу в команде,

развивающие – в процессе работы над анализом музыкального материала, а

также в процессе индивидуальных и групповых ответов.

Система моей работы на данном уроке осуществлялась по средствам чёткой

постановки цели в начале урока, логики в построении урока, подведение итогов

после выполнения заданий и в конце урока.

В конце урока подобрала домашнее задание, нацеленное на закрепление

теоретических навыков по теме «Интервалы».

В целом, уровень усвоения пройденного материала был хорошим: учащиеся

справлялись с поставленными задачами по мере собственных творческих

способностей.

Рефлексия, проводимая в конце урока, показала вклад каждого ученика в

достижение поставленных в начале урока целей, активность каждого учащегося,

эффективность работы класса.

5

6



В раздел образования