Автор: Павлович Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГБУ ДО ДМШ №2
Населённый пункт: г.Байконур
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интервалы. Большие и малые секунды. Тональность ре минор."
Раздел: дополнительное образование
Конспект открытого урока по сольфеджио
преподавателя теоретических дисциплин
ГБУ ДО ДМШ №2 Павлович Е.Д.
Дата проведения: 28.11.2018 г.
Класс: 2
ор
.
Отделение: общеразвивающее.
Срок обучения: 4 года.
Количество учащихся: 8.
Количество уроков в неделю: 1.
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: «Интервалы. Секунды большие и малые. Тональность ре минор».
Цель урока:
закреплять теоретические знания об интервалах, дать подробную
информацию о секундах,
расширять знания квинтового круга на примере
тональности ре минор.
- образовательные:
- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов;
- формировать умение и навыки в освоении интервалов;
- развивающие:
- развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки
благодаря
осознанному пению интервалов;
- развивать слуховые представления об интервалах, умение анализировать и
сопоставлять элементы музыкального языка в нотных примерах;
- развивать аналитическое мышление (анализировать, размышлять);
- воспитательные:
- вызывать у обучающихся интерес к музыкальному искусству;
- воспитывать ответственное отношение к обучению, готовности к мобилизации
усилий на безошибочное выполнение заданий;
- воспитывать умение работать в команде, чувство взаимопомощи;
- воспитывать организованность, работоспособность, активность,
самостоятельность.
Методы обучения:
Словесный (беседа, объяснение).
Наглядно-зрительный (показ карточек, записи на доске).
Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
Эвристический (подход к новому знанию, получение и закрепление его).
Методические приёмы:
-
вопросы,
стимулирующие
мыслительную
деятельность
и
создающие
поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся,
групповой и индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе опроса теории,
слухового анализа, пения;
1
- вариативность заданий на тему урока;
- образные сравнения, побуждающее образное мышление обучающихся.
Задачи:
- продолжать учить названия интервалов по порядку и в разбивку;
- запоминать деление интервалов на группы (большие, малые, чистые);
- в ходе анализа на слух осознавать классификацию интервалов на диссонансы
и консонансы, ладовую принадлежность или отсутствие таковой;
- дать теоретические сведения о секундах;
- научить сравнивать и эмоционально воспринимать в ходе анализа на слух
малую и большую секунду;
- закреплять осознанное интонирование большой и малой секунды;
- осваивать тональность ре минор, три вида минора, устойчивые звуки, t
5
3
, t
6
t
6
4
,
вводные звуки;
- уметь найти к заданной тональности параллельную тональность;
- проанализировать секунды в нотных примерах;
- уметь определять на слух сыгранные фразы из №239 в тональности ре минор;
- в приведённых примерах определить и подписать малые и большие секунды.
Ход урока:
Содержание урока:
Методика проведения:
Время
:
I. Организационный
момент.
1.Приветствие, психологический настрой учащихся.
2. Проверка наличия учащихся на уроке.
3. Объявление темы урока
и его задач: «Интервалы.
Большие и малые терции. Тональность ре минор».
1 мин.
II.Теоретические
сведения по теме
урока.
1.Теоретический опрос:
-
дать
определение
интервалу. (Интервал
–
это
расстояние между двумя звуками);
- перечислить все простые интервалы в пределах октавы;
-
какими
символами
обозначают
интервалы?
(Буквой,
цифрой);
-
что обозначает цифра? (количество
ступеней) Буква?
(количество тонов);
-
на
какие
виды
делятся
интервалы? (Большие, малые,
чистые, увеличенные и уменьшённые);
-
какие
интервалы
называются
большими?
( М а ж о р н ы е ) . М а л ы м и ? ( М и н о р н ы е ) . Чистые?
(нейтральные, без ладовой принадлежности).
- на какие группы делятся интервалы?
(диссонансы и
консонансы).
2. Работа с карточками.
3 . А н а л и з
н а
с л у х
интервалов
(дать
звуковую
характеристику интервалам), трезвучий, гамм.
4.Секунды большие и малые:
- дать определение секундам – записать правило в
тетрадь (Секунда – это интервал, состоящий из двух
20
мин.
2
ступеней. Секунды бывают большими - б.2 и малыми -
м.2.
Большая секунда
содержит
тон (1 т.), малая
-полутон
(0.5
т.)
(Дать
определение
тону
и
полутону.
Полутон – это ближайшее расстояние между звуками, два
полутона составляют целый тон);
-
показать
на
клавиатуре
тоны
и
полутоны,
получить
ответы учащихся по определению тонов (б.2) и полутонов
(м.2);
- проанализировать произведения, начинающиеся с м.2:
Л.В.
Бетховен
«К
Элизе»,
В.Шаинский
«Пусть
бегут
неуклюже…», С.Прокофьев «Сказочка».
б.2 – руссская народная попевка «Дон-дон, загорелся
кошкин дом», «Как под горкой под горой» и т.д.
- дать объяснение мелодическому
(последовательного) и
гармоническому (одновременного) сочетанию секунд;
- разобрать памятку с интервальными попевками.
III. Проверка
домашнего задания.
1. Тональность ре минор:
- назвать тонику;
- ключевой знак;
- сыграть и спеть гамму, три вида минора;
t
5
3
,
t
6
,
t
6
4
,
вводные звуки;
2.№238 («Сольфеджио 1-2 класса» Н.Баев, Т. Зебряк):
(играть,
петь,
переписать,
определить
и
подписать
интервалы):
-
проанализировать
музыкальный
пример:
назвать
размер,
ключевой
знак,
тональность,
найти
секунды,
перечислить их;
- играть, петь по нотам, наизусть;
- спеть отдельно пентахорд, трихорд, опевание;
15
мин.
IV. Устный диктант.
Пример
№239
из учебника «Сольфеджио 1-2 класса»
Н.Баев, Т. Зебряк.
2
мин.
V. Задание на дом.
1.Играть, петь секунды в Фа мажоре, ре, ми, ля миноре,
t
5
3
, t
6
, t
6
4
.
2. Упражнение на странице 57 (в - г) играть, петь.
3.№239
(«Сольфеджио 1-2 класса» Н.Баев, Т. Зебряк)
играть,
петь нотами, подписать ступени,
обозначить
устойчивые звуки, интервалы, транспонировать в ми, ля
минор.
2
мин.
Используемая литература:
1.
Б. Калмыков, Г. Фридкин «Практическое руководство по музыкальной
грамоте», М.- «Музыка», 1968.
2.
Баев Н., Зебряк Т., Учебник сольфеджио для 1-2 классов ДМШ, – М.,1980.
3.
В.А.Вахромеев
«Вопросы
методики
преподавания
сольфеджио»,
изд.
«Музыка», М., 1978.
3
4.
Е.Давыдова «Сольфеджио», методическое пособие, изд. «Музыка», М.,
2006.
Самоанализ открытого урока по сольфеджио на тему
«Интервалы. Секунды большие и малые. Тональность ре минор».
Урок на тему: «Интервалы. Секунды большие и малые. Тональность ре
минор» предназначен для учащихся 2 года обучения по предмету сольфеджио
общеразвивающего отделения.
Это третье занятие в изучении данной темы,
направленное
на
первоначальное
формирование
понятия
интервалов,
знакомство
с
их
количественной
и
качественной
величиной,
понятиями
мелодического
и
гармонического
сочетания
интервала,
диссонансами
и
консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием
интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного
возраста, в занятии я использовала разнообразные формы подачи материала.
Для
лучшего
запоминания
нового
материала
использовала
карточки,
специально подобранный музыкальный материал для анализа
на слух.
Все
новые знания закрепляла не только через слово, но и через действие - «Я слышу
и осознаю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».
Цели и задачи поставила в соответствии с заявленной темой урока. Урок
выстроила по плану, охватив следующие разделы сольфеджио: теоретические
сведения по заявленной теме, анализ на слух,
проверка домашнего задания,
устный диктант.
В
разделе
«Теоретические
сведения»
взяла
за
основу технологию
проблемного
обучения.
Для
этого
подготовила
ряд
вопросов
по
теме
«Интервалы»,
с учащимися закрепила названия интервалов, их количественный
и качественный состав, повторили виды интервалов. Подробную информацию
дала о большой и малой секунде, повторили правила о тоне и полутоне.
Учащиеся показали своё умение построения интервалов на инструменте,
определяли
интервалы
в
нотном
тексте,
активно
принимали
участие
в
определении на слух интервалов, пели. Анализ на слух построила на контрасте,
чтобы
подчеркнуть
звуковую
природу
диссонанса
и
консонанса.
Учащиеся
активно включались в мыслительную деятельность, высказывали собственное
мнение, приходя к новым знаниям.
В ходе урока опиралась на
технологию личностно-ориентированного
обучения
И.
С.
Якиманской.
Создавала
необходимые
условия
для
самореализации
каждого учащегося,
старалась,
чтобы
все принимали
активное
участие
в
процессе
урока.
Для
развития
индивидуальных
познавательных способностей
давала возможность высказывать своё личное
мнение по данной теме каждому учащемуся. Я как учитель выступала в роли
организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала,
помогала. Старалась, чтобы отношения «учитель и ученик» на уроке были
основаны на взаимоуважении.
В ходе занятия использовала технологию формирования мотивации или
игровой технологии: определение интервалов на слух («Угадай интервал!»), по
карточкам, в нотном тексте. Данные задания
повышают интерес учащихся к
занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутреннюю
4
мотивацию – потребность в познавательном процессе).
Старалась создать на
уроке так называемую «ситуацию успеха», повышающую мотивацию учащихся
к урокам сольфеджио, вызывать желание самостоятельно решать поставленные
задачи.
В ходе опроса домашнего задания закрепили знания квинтового круга на
примере
гаммы ре минор, подробно разобрали заданный на дом №238. В
номере определили размер, тональность, вид минора, перечислили секунды в
тексте, затем спели номер по нотам и наизусть. Устным диктантом послужил
номер №239.
В конце урока предложила в качестве анализа на слух популярные
произведения
классиков,
для
активизации
мыслительной
деятельности
и
определения изучаемых интервалов на слух.
Закончила урок заданием на дом и подведения итога работы учащимися на
уроке.
Применяемые
мной
методы
и
приёмы
способствовали
развитию
музыкального слуха, музыкальной памяти, аналитическому мышлению, а также
развитию
навыков
точного
интонирования,
анализу
на
слух
интервалов.
Учащиеся на протяжении всего занятия были активны, внимательны, собраны.
При
построении
и
ведении
урока
старалась
избегать
статичности,
по
возможности
наращивала
динамику
и
темп
урока,
старалась
разнообразить
задания.
Все
поставленные
цели
были
реализованы:
образовательные
цели
осуществлялась на всех этапах урока, воспитательные - через работу в команде,
развивающие – в процессе работы над анализом музыкального материала, а
также в процессе индивидуальных и групповых ответов.
Система моей работы на данном уроке осуществлялась по средствам чёткой
постановки цели в начале урока, логики в построении урока, подведение итогов
после выполнения заданий и в конце урока.
В конце урока подобрала домашнее задание, нацеленное на закрепление
теоретических навыков по теме «Интервалы».
В целом, уровень усвоения пройденного материала был хорошим: учащиеся
справлялись с поставленными задачами по мере собственных творческих
способностей.
Рефлексия, проводимая в конце урока, показала вклад каждого ученика в
достижение поставленных в начале урока целей, активность каждого учащегося,
эффективность работы класса.
5
6