Напоминание

"Праздник урожая"


Авторы: Панкина Татьяна Васильевна, Зубова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Москвы "Школа на Юго–Востоке имени Маршала В. И. Чуйкова"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы
Тема: "Праздник урожая"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное Бюджетное Общеобразовательное

Учреждение города Москвы

"Школа на Юго-Востоке имени Маршала В. И. Чуйкова"

Сценарий осеннего праздника

для детей подготовительной группы

«Праздник урожая»

Воспитатели - Зубова О. С.

Камышника О. И.

Муз. Руководитель – Панкина Т.В

МОСКВА 2018

Праздник урожая

Для детей подготовительной группы

Действующие лица: Ведущая, Хозяйка - взрослые в костюмах. Остальные герои –

дети в русских народных костюмах.

Входят 2 ведущих в русских народных костюмах.

1-я ведущая.

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

На ветру шумят колосья -

Будет урожайной осень!

Хозяйка.

Одарила осень-гостья урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой.

Будем радоваться вместе -

Осень, это праздник твой!

Дети в русских костюмах выходят с 2-х сторон под русскую народную мелодию

«Подъезжаем мы под село»

Дети делятся на две группы.

1-й ребёнок. Ба, кого мы видим,

Знакомых встречаем!

2-й ребёнок. А вы откуда будете?

1-я группа детей. Мы из села Коровино! (любые названия сёл)

2-я группа детей. А мы из села Бескудниково!

А какие у вас, коровинцев, урожаи?

1-я группа детей. Хорошие, знатные.

1-й ребёнок. Колос от колоса - не слышно и голоса!

Сноп от снопа - целая верста.

Копна от копны - день езды.

А как тише поедешь, так три дня проедешь!

2-й ребёнок. Так ведь это вы не жали!

Под межой лежали да ворон считали!

А вот мы-то жали-пожали;

Три пяди нажали:

Первую пядь - на еду,

Вторую - на семена,

Третью - про запас!

1-я группа детей. Что посеешь - то и пожнёшь;

2-я группа детей. Что пожнёшь - то и смолотишь

1-я группа детей. Что смолотишь - то и смелешь

2-я группа детей. Что смелешь - то и съешь

Вед. Какая осень урожайная славная

Перекличка осенняя.

Песня «Осень в гости приходи»

Леша Л.. А ну-ка, стойте, девчата,

Погодите, жнеюшки!

Есть у нас в Коровине

Знатная работница:

Не прядёт, не вяжет,

То сядет, то ляжет.

Дети. Так это же наша Кострома

(По очереди.)

Лев: Хорошо лентяю жить:

Ему не о чем тужить.

Лентяй пашенку не пашет,

Сеть шелковую не вяжет.

Он избу не прибирает,

Как испечь калач, не знает.

С зарёй рано не встаёт,

С косой в поле не идёт.)

Девочка Кострома садится на лавочку.

Кострома. Ох, и устала я, день-деньской в окошко-то глядючи! Ох, уморилась,

притомилась! Ручки, ножки затекли. (Зевает?) Ой! Мамка родимая, батюшки мои!

Работнички идуть и чего им надобно?

Мать. Ох, скорее, доченька, доченька! Прячь, моя ласточка, руки под платок! Вот и

ладно.

Дети (встают и подходят к Костроме, хором). Здорово, Кострома!

Кострома. Здоровенько!

Леша л. А что вы делаете?

Пойдём с нами снопы вязать?

Кострома. Вы что, не видитя?

У меня ручки болять!

А снопы вязать - только ручки колоть!

Идитя и не зовитя!

Дети идут по кругу под музыку, приплясывая, снова подходят к Костроме.

Дети (хором). Здорово, Кострома!

Кострома. Здоровенько! (Ложится и охает)

Леша л. Кострома, мы уж снопы навязали. Поехали с нами жито молоть?

Мать. Вы что, не видитя? Она же больная ляжить.У неё же всё болить!

Кострома. Ох, всё болить! Плечики, животик, пятки!

маша. Ох, горемычная ты наша! Мы бабку-знахарку приведём. (дети садятся) 4 чел

идут за штору перевоплощаться

Две девочки уходят. Один из детей охает, жалеет Кострому, гладит по голове.

Входит знахарка (сгорбленная и хромая, с палкой-клюкой, на ней чёрный платок, на

поясе бутыль с «живой водой»).

Знахарка. Сходитя, девки, в огород,

Сорвитя травки-гречки,

Попарьте ей плечики.

Две девочки приносят ветки и начинают хлестать Кострому по плечам.

Кострома (кричит). Ой! Ой! Болит животок!

Знахарка. Бегитя, девки, в огород,

Сорвитяе травки репеёк!

Попарьте ей животок.

Девочки приносят травки и хлещут Кострому по животу.

Кострома (кричит). Ой! Ой! Болят пятки!

Знахарка. Опять бежите, девки, в огород, сорвите травки мятки! Попарьте ей пятки.

Девочки приносят травки и хлещут Кострому по пяткам.

Кострома. Ой! Ой! Всё болить!

Соня и Маша (обращаются к знахарке).

Уж мы парили, парили,припевали, приговаривали.

Её пар не берёт,

Пуще прежнего орёт!

Знахарка. Народная медицина здесь бессильна. Звоните «ноль три».

появляется доктор.

Вед. Вот приехал детский врач

Пал Витальевич Пугач.

Врач. Где больная? Что болит?

Есть ли пульс и аппетит?

Кострома кричит и охает. Врач достаёт огромный шприц.

Врач. Укол вас на ноги поставит

И положение исправит!

Кострома. Ой, батюшки мои, мамоньки родные! Не надо мне укола! Я лучше работать

буду, что хотите, буду делать: и пахать, и полоть, и жать, и молоть.

Хозяйка. Ну, вот и славно! Ленивым да нерадивым не место в нашем селе. Делу время

- потехе час.-игра //Кострома» // Музыкальный руководитель. - 2 №5. - С. 52

(на стульчики)

хозяйка. Как растили хлеб в старину, мы сейчас покажем нашим гостям.

Проводится игра «Как рос хлеб». Дети встают врассыпную, выполняют движения

по тексту под фоновую музыку Светит месяц.Дети

Бороним землю, сеем семена.

Просим дождик:

«Дождик, лей-лей!»

Просим солнышко:

«Солнышко, свети!»

Прорастает колосок,

качается на ветру.

Жнём серпами колосья,

вяжем в снопы.

Пошли молотить.

Поехали на мельницу. Помололи.

Получилась мука.

Из полученной муки Хозяйка предлагает испечь пирожки.

Проводится игра «Печём пирожки». Дети выполняют движения по тексту под

фоновую музыку по выбору педагога.

Дети встают в хоровод.

Дети. Засучим рукава,

Вымоем руки.

Точим ножи.

(Трут рёбра ладоней друг о друга произносят: «вжик-вжик!»)

Рубим капусту. (Стучат ребром

Просеиваем муку. (Выполняют движение «сито», произносят «шик-шик!»)

Разбиваем яйцо. («Бум-чпок!»)

Сыплем соль и сахар.

(«Пыш-пыш!»)

Греем молоко. (Поднимают сцепленные пе} собой руки до уровня груди: «Ш-ш-ш-ш».

Дуют вниз на руки и опускают их)

Выливаем молоко. («Булъ-булъ»)

Дети берутся за руки, садятся на корточки. Поднимаются волной - изображают, как

тесто поднимается.

Дети. Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня -

Посадите в печь меня.

Хозяйка. Мы месили тесто так легко. (Де имитируют движение - мнут воображае^

тесто кулачками)

Поднималось тесто высоко. (Дети постепенно поднимаются в пружине)

Пирожки лепили: раз, два, три. (Хлопают в ладоши)

Много получилось - посмотри! (Вытягивают вперёд обе руки ладонями вверх)

садятся

Хозяйка. Есть такая пословица: Один с сошкой, а семеро с ложкой». Она означает

-один работает а семеро бездельничают. Но наши ребята с ложками не бездельничают,

а танцуют. Берите, танцоры, ложки.

Танец с ложками.

Хозяйка. Пора и в поле собираться: жать

Да снопочки вязать.

Солнце поднимается,

Заря занимается,

А наши жнецы поют-заливаются.

Исполняется жнивная попевка «Серпы золотые» (в полукруге

Хозяйка. А что может помешать работе? (Ответы детей) Ну, конечно, непогода. Ведь

осенью дождик идёт очень часто. Когда колосья растут, им дождь просто необходим. А

вот во время жатвы, он главная помеха. Поэтому часто в жнивных песнях просили,

чтобы не было дождя, чтобы плохая погода их миновала. Пели такие песни и дети,

когда помогали родителям в поле.

Дети исполни закличку «Уйди, туча грозовая», садятся

В конце августа празднуется Успение. Оно посвящается окончанию жатвы и встрече

осени.

Хозяйка.

Спасибо, работнички! В снопы повязали, в скирды сложили. Теперь отгадайте мои

загадки. А все отгадки вы в поле найдёте.

Загадки

Сито-вито, соломой крыто,

А посерёдке золото. (Сноп?)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Скирды?)

Скоро ест, мелко жуёт,

Сама не глотает -

Другой сыт бывает.

Крыльями машет,

А улететь не может. (Мельница?)

Хозяйка. Теперь пора и на мельницу отправляться - и поможет нам чёрный да весёлый

баран.

(Дети, стоя в рассыпную, исполняют песню «Жил у нашей бабушки чёрный

баран»,

Ведущая: Будут колосья

В печи пирогами.

А будут пироги,

Будут и посиделки.

Дети садятся на банкетку

Дети (по очереди).

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались,

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче, мы общались –

Без общенья жизни нет.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь тотчас.

Отдых - это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

(Хором) Для друзей и для гостей!

Хозяйка. Дети, вы знаете, что такое Семёнов день?

В Семёнов день хоронят мух икомарами до следующего года.

И мы на прощание споем песню про комара

(Дети в полукруге исполняют игровую песню «Комарочек»,

Считалось, что в Семёнов день нигде не увидишь воробьев. А где же они летают?

Знаете

знаем

(Дети исполняют игровую песню «Летал, летал воробей», приложение 5.)

А ведь только Покров прошёл! Петухи покидают насест,

женихи выбирают невест.

А мы играем в свадебную игру

хоровод-игру «Селезень» и утица

В зале появляются дети-кузнецы с музыкальными инструментами в руках.

Леша л. Хозяйка, кузнецы нужны?

Хозяйка. А что вы умеете делать?

Кузнецы. А вот что.

(Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице», на припев аккомпа-

нируют на шумовых инструментах?).

Хозяйка. Ах, спасибо, работнички, уважили, кузнецы умелые, музыканты смелые.

Чтение классики Настя Рахманова С.Есенин "Есть в осени первоначальной.."

Хоз Коль пошло веселье споро,

Становитесь с нами скоро.

Мы на празднике на нашем

Спляшем, Ваня, спляшем.

Танец «Спляшем, Ваня, спляшем»

Все выходят на полукруг

Реб. Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Приближается зима.

Над селом дымки плывут,

Пироги в домах пекут.

Подходите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь.

(В. Степанов)

1-реб.

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

2-реб.

И хлеб-соль, этот русский обычай,

Из далёкой пришёл старины:

Уваженье гостям, радость встречи,

Словно символ людской доброты.

Хозяйка. Дорогих гостей встречаем

Вкусным пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Песня в полукруге

Песня «Поклонитесь хлебу русскому»,

Звучит фонограмма колокольного звона.



В раздел образования