Напоминание

"Организация опытно–экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Денисенко Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №17
Населённый пункт: г.Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация опытно–экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста».

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством

детского экспериментирования.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через

опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно экспериментирование

является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования

пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность,

пытливость ума. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать

не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами

наблюдаемых явлений. Практико-познавательная деятельность реализуется в разных

формах: 1) самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого

ребенка - стихийно, 2) непосредственная образовательная деятельность - организованная

воспитателем; 3) совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства. В процессе

практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения

и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности

– знания, в ней добытые. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности,

которое мы активно используем, – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в

свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой

метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является

ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную

радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или

«Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления,

выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои

суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают

от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство

удовлетворения от проделанной работы.

В своей работе я активно использую для развития познавательной активности у детей -

опыты. Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с

огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду

заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как

постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и

классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,

целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для

достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка,

творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет

повышения общего уровня двигательной активности.

В уголке имеются:

•Различные приборы: увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

• Природные материалы: песок, глина, земля, семена;

• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик

•Медицинские материалы: пипетки, шприцы, вата, бинт;

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, я делаю вывод о том, что

исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной

потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску,

открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания

в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию

личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.



В раздел образования