Автор: Денисенко Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №17
Населённый пункт: г.Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация опытно–экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста».
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством
детского экспериментирования.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через
опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно экспериментирование
является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования
пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность,
пытливость ума. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать
не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами
наблюдаемых явлений. Практико-познавательная деятельность реализуется в разных
формах: 1) самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого
ребенка - стихийно, 2) непосредственная образовательная деятельность - организованная
воспитателем; 3) совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства. В процессе
практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения
и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности
– знания, в ней добытые. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности,
которое мы активно используем, – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в
свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой
метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является
ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную
радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или
«Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления,
выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои
суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают
от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство
удовлетворения от проделанной работы.
В своей работе я активно использую для развития познавательной активности у детей -
опыты. Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с
огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду
заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,
целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для
достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка,
творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет
повышения общего уровня двигательной активности.
В уголке имеются:
•Различные приборы: увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Природные материалы: песок, глина, земля, семена;
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик
•Медицинские материалы: пипетки, шприцы, вата, бинт;
Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, я делаю вывод о том, что
исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной
потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску,
открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания
в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию
личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.