Автор: Камалетдинова Руфина Рафкатовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д⁄ №4
Населённый пункт: село Стерлибашево, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формы и методы обогащения двигательного опыта детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Рассмотрим
подробнее
структурный
и
содержательный
компоненты
модели
педагогического
управления
физкультурным
образованием
детей
старшего
дошкольного возраста, принимая во внимание системообразующее положение этих
компонентов.
Структурный
компонент модели
представлен
четырьмя
базовыми
на
правлениями физического развития старших дошкольников.
В современных условиях структурного многообразия направлений воспитания и
обучения
дошкольников
(художественно-эстетическое,
математическое,
экологическое,
экономическое,
трудовое,
духовное
и
др.),
чтобы
добиться
конкретных
и
обоснованных
результатов,
следует
чётко
обозначить
образовательные приоритеты и обеспечить создание такой объективной ситуации,
при которой возможно максимальное развитие личности ребёнка и реализация
творческих возможностей персонала ДОУ.
Содержательный компонент является интегрирующим звеном концептуальной
модели, поскольку через его реализацию осуществляется процесс и достигается
результат
педагогического
управления
физическим
развитием
старших
дошкольников.
Рассмотрим более детально каждый из выделенных блоков.
Организационно-методический
блок модели
педагогического
управления
физкультурным образованием старших дошкольников отражает систему подходов и
принципов
организации
образовательного
процесса
в
условиях
реализуемой
концепции.
Реализация
ценностного
потенциала
физической
культуры
в
нашей
концептуальной
модели
обеспечена
педагогическойтехнологией,
основанной
на
системном
взаимодействии
субъектов
физкультурного
образования
в
ДОУ:
администрации, воспитателей, инструктора по физической культуре, родителей и
детей.
С
у ч ё том
э то го основными
направлениями
работы по
созданию
и
оптимальному
функционированию
образовательной
среды
дошкольного
учреждения,
обеспечивающей
высокую
результативность
физкультурного
образования, были определены следующие:
–
гуманизация
и
гуманитаризациявсех
видов
деятельности
детей
в
ДОУ;
–
расширение возможностей применения диалоговых форм работы воспитателей и
дошкольников, направленной на решение проблемных задач и ситуаций;
–
организация целенаправленнойработы с персоналом ДОУ, ориентированной
на разъяснение и понимание роли нравственности в деятельности дошкольного
педагога;
–
обеспечение методической подготовки педагогов ДОУ к эффективной работе с
детьми
и
родителями
в
направлении
гуманизации
воспитания,
формирования
культуры здорового образа жизни;
–
повышение
психологической
готовности
персонала
ДОУ
к
здоровье
сбережению воспитанников;
–
внедрение
разработанной
моделипедагогического
управления
процессом
гуманно ориентированного физкультурного образования детей и системы контроля
качества её реализации в условиях деятельности ДОУ.
Физкультурно-развивающий
блок в
содержательном
компоненте
модели
физкультурного образования старших дошкольников направлен на формирование
повышеннного
интереса
и
ценностного
от
ношения
к
занятиям
физической
культурой, на гармонизацию физического развития.
Решение задач в области физического развития детей обеспечивается в процессе
различных видов деятельности:
–
режимных
мероприятий
(физкультурные
занятия,
утренняя
гимнастика,
гимнастика
после
дневного
сна,
физкультминутки,
физкультур
ныепаузы,
физкультурные праздники, дни здоровья и т.д.);
–
игровой
деятельности
(подвижные
игры,
физические
упражнения
соревновательного характера на прогулке, игры на дому и др.);
–
самостоятельной деятельности(когда дети утром приходят в детский сад, на
прогулке, дома);
–
совместной деятельности с родителями (подвижные игры; зарядка; прогулки;
катание на велосипеде, роликах, лыжах, санках; посещение бассейна и т.д.).
Используемые при этом средства характеризовались большим разнообразием и
определялись временем года, условиями организации образовательного процесса,
уровнем педагогического мастерства воспитателей, возможностями и желанием
родителей, привлечённых к совместной деятельности.
Опытно-прикладной
блок содержа тельного компонента предложенной нами
модели направлен на решение задач накопления и обогащения двигательного опыта
детей, связанного с овладением основными, жизненно важными движениями (бег,
прыжки, метание, лазание, висы, упоры, плавание, езда на велосипеде, лыжах,
коньках, переноска предметов, со хранение равновесия и т.д.).
Успешное решение названных задач во многом зависит от качества согласованных
действий в данном направлении персонала ДОУ и родителей. Это обусловлено, во-
первых, возможностью использования раз личных видов детской деятельности
(игровой,
трудовой,
коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
музыкально-художествен ной и др.)