Автор: Бондаренко Людмила Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ ХМАО–ЮГРА " Березовская школа–интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: Березово, Березовский район, Тюменской области
Наименование материала: Портфолио
Тема: "Проблема, над которой работаю."
Раздел: начальное образование
ПОРТФОЛИО
Бондаренко Людмила Николаевна
учитель
Казенного
общеобразовательного
учреждения
Ханты-Мансийского
автономного
округа
–
Югры
«Березовская
школа-интернат
для
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
1986 год. Я принята на работу в Березовскую
коррекционную школу-интернат на должность старшей пионерской вожатой, а это значит
пионерские сборы, торжественные линейки с построением, горном, барабаном, выносом
знамени пионерской дружбы имени героя советского союза
Гавриила Епифановича
Собянина, нашего земляка, орденоносца ВОВ из п.Игрим.
На августовском совещании педагогов района в 1988 году я представляла школу-
интернат с выступлением из опыта работы. За довольно короткий промежуток времени
работы в школе в 1989 году была награждена почетной грамотой главного управления
народного образования Тюменского облисполкома.
Так начиналась моя трудовая деятельность на березовской земле. А продолжалась
в
Березовской
начальной
школе
в
должности
заместителя
директора
по
учебно-
воспитательной
работе.
В
1997
году
была
приглашена
в
Комитет
образования
на
должность заведующей дошкольным отделом, где проработала 17 лет. В годы работы на
должности
организовала
выполнение
законодательства
в
области
лицензирования,
аттестации и аккредитации 23 дошкольных учреждений района.
В 2006 году мне присвоено звание «Почетный работник общего образования РФ».
Мои
профессиональные
достижения
отмечены
отраслевой
наградой
Министерства
образования и науки Российской Федерации – нагрудным знаком «Почетный работник
общего образования Российской Федерации» 2006 год, приказ Минобрнауки России от 19
июля 2006 года №996/к.н
С благодарностью вспоминаю своих первых учителей, их любовь к профессии
передалась и мне, что послужило выбором моей настоящей работы. Поколесила по стране
– Дальний Восток, Приморский край, Тюменская область город Тобольск, Березово, но
везде – оставалась верной своей профессии.
Профессиональное образование, курсовая подготовка.
Высшее, закончила Тобольский государственный педагогический институт им
Д.И. Менделеева. Диплом ПВ №42481.
Прошла курсы повышения квалификации:
-
«Психолого-педагогическое
сопровождение
образовательного
процесса»,
итоговая работа на тему «Формирование связной речи детей с ОНР» февраль 2014 года.
-
АНО
«Академия
дополнительного
Профессионального
Образования»
по
программе
«Методическое
обеспечение
образовательного
процесса
в
соответствии
с
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) февраль 2016 года.
-
АНО
«Академия
дополнительного
Профессионального
Образования»
по
программе «Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сентябрь 2016 года.
- АНО Академия дополнительного Профессионального Образования «Медиация в
образовании».
Цель моей профессиональной деятельности:
-
создание
условий
для
успешной
социализации
учащихся,
максимальное
содействие их личностному развитию;
-
создание
условий
для
обучения
и
воспитания
в
индивидуальных
формах
коррекционной поддержки;
-
организация
динамического
наблюдения
за
результативностью
продвижения
воспитанника на всех этапах коррекционного обучения;
- сохранение и укрепление физического и нравственно-психического здоровья
учащихся через использование здоровье сберегающих технологий;
-
формирование
коммуникативных
умений,
социальных
контактов
с
окружающими людьми, адекватного поведения в социальной сфере;
-
активизация
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
ребенка через организацию консультативной практической помощи в вопросах развития и
воспитания ребенка;
-
ежегодно
работаю
над
проектированием
и
разработкой
адаптированных
программ
по
учебным
дисциплинам,
основываясь
на
данных
диагностических
исследований
уровня
развития,
степени
обученности
учащихся
с
учетом
их
индивидуальности особенностей, в соответствии с заключением ПМПК.
Современные технологии в моей работе
В своей работе применяю технологии, способствующие эффективности работы
через
разработку
и
внедрение
современных
методов
обучения:
здоровье
сбережение,
проектная
деятельность,
построение
взаимодействия
с
родителями,
законными
представителями учащихся. В инновационном режиме для достижения положительных
результатов
использую
современные
методы
психокоррекции:
психогимнастика,
кинезиологическая
гимнастика;
метод
проектов,
компьютерные
технологии
(Проект.
Большие проблемы из-за маленькой пуговицы).
Опыт практических педагогических результатов транслирую в педагогическом
коллективе на методическом объединении учителей, на уровне района – выступление на
секции в дни работы районной августовской педагогической конференции август 2014
года на тему: «Работа группы компенсируемого обучения в КОУ». Учебно-методические
материалы опубликованы на сайтах сетевых педагогических сообществ»
Принимала участие в проведении общешкольного мероприятия «День открытых
дверей». Провела круглый стол для всех участников образовательных отношений на тему
«Построение
взаимоотношения:
учащийся-родитель-учитель»,
приняла
участие
в
проведении общешкольного праздника, посвященного Дню мамы.
Научно-методическая работа.
Тема самообразования: организация коррекционно-развивающего обучения учащихся с
учетом индивидуальных проявлений речевой деятельности.
Цель работы: повышение профессионального уровня коррекционно-педагогической
работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
На данном этапе работы по теме самообразования(3-ий год реализации- практический),
мною решались следующие задачи :
1.
Повысила уровень знаний в области психолого-педагогического направления.
-
Мною
были
отобраны
и
адаптированы
упражнения
психогимнастики
для
детей
младшего школьного возраста. Цель подборки – создать картотеку по предупреждению
утомляемости, с некоторыми приемами психогимнастики, которые можно использовать
как на занятиях, так и в свободной деятельности. Выполняя данные упражнения, дети,
учатся воссоздавать действия и поступки вымышленных героев, овладевают двигательным
компонентом соответствующих психических состояний (внимание, сосредоточенность,
расслабленность, гнев и т. п.). У них развивается внимание, память, автоматизированная и
выразительная
моторика,
формируется
способность
к
психомышечному
саморасслаблению.
Психопрофилактика особенно важна в наше время, когда нагрузки на детей растут, а
возможности
для
отдыха
и
для
эмоциональной
и
двигательной
рарядки
становятся
меньше.
Поэтому
актуальным
становится
использование
здоровьесберегающих
технологии
в
учебно-воспитательном
процессе.
Одним
из
приемов,
помогающих
сохранить физическое и психическое здоровье, является психогимнастика.
Познакомилась
с
работами:
«Психогимнастика
в
тренинге»,
Н.
Ю.
Хрящевой,
С.
И.
Макшанова, Е. В. Сидоренко, И. Буянова, В. Коваленко, А. Воронькова.
- Изучила и применяю на практике психокоррекционные игры, упражнения и приемы,
массажные
комплексы,
релаксационные
упражнения,
игры
для
развития
внимания,
произвольности,
самоконтроля
по
коррекции
поведенческих
нарушений(
сборник
«Коррекция поведенческих нарушений» Царев Ю.И.).
- использовала на практике теоретический материал в условиях межпредметной связи,
внеклассной деятельности;
- проводила мониторинговую деятельность,
с целью
определения
уровня речевого
развития
учащихся;
адаптировала
мониторинг
речевого
развития
учащихся
с
учетом
диагноза, заключения ПМПК,
в рамках индивидуальной образовательной программы
обучения;
Диагностический инструментарий мониторинга составлен на основании авторской
программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных
процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова.
Данный материал адаптирован и направлен на решение следующих задач:
* обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии
формирование
адекватного
восприятия
явлений
и
объектов
окружающей
действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического
и
целенаправленного
воспитания
у
них
полноценного
восприятия
формы,
величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
исправление
недостатков
моторики,
совершенствование
зрительно-двигательной
координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Осваивала методики развития слухового восприятия учащихся с нарушением слуха,
опробировала на практике выбранные приемы, методы обучения (из опыта работы). Для
усиления
слухового
компонента
в
слухо-зрительном
восприятии
речи,
усвоения,
пополнения,
активизации
словаря
на
практике
применяю
метод
слухо-зрительного
восприятия,
слухового
восприятия,
проговаривание
(дополнение
предложений
по
карточке, за экраном, по картинкам самостоятельно). Отрабатывались фразы разговорно-
обиходного характера, фразы и задания развивающего характера (карточки с заданиям,
контрольные работы по развитию речевого восприятия).
Результаты профессиональной деятельности.
Разработала и реализую адаптированные программы по учебным дисциплинам,
составленные
на
основе
данных
диагностических
исследований
и
индивидуальных
особенностей учащихся.
Мною систематически отслеживается степень продвижения учащихся в условии
образовательной программы, уровня психолого-педагогического, личностного развития
учащихся.
Достигла
положительной
динамики
в
освоении
учащимися
программ
по
учебным
дисциплинам.
По
результатам
мониторинга
освоения
образовательной
программы
прослеживается
положительная
динамика.
Для
оценки
планируемых
результатов использую технологии оценивания учебных достижений – с учетом психо-
физических
особенностей
учащихся.
Для
оценки
качества
индивидуальных
образовательных достижений использую:
- текущую оценку знаний;
- административные мониторинговые исследования;
-диагностический
инструментарий:
развитие
психомоторики
и
сенсорных
процессов,
мониторинг
устной
и
письменной
речи,
психолого-педагогическое
обследование учащихся.
Оценку знаний провожу в форме устного опроса, письменных и практических
работ,
наблюдения
за
учащимися
в
соответствии
с
параметрами
диагностического
инструментария.
Использую
диагностический
комплекс
«Практический
материал
ля
проведения
психолого-педагогического
обследования
детей»
автор
Забрамная
С.Д.,
Боровик О.В., «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» автор Э.Я. Удилова, Л.А
Метиева. По результатам мониторинга отмечается положительная динамика в обучении и
воспитании учащихся в индивидуальных формах коррекционной поддержки.
Результаты уровня усвоения программ по учебным дисциплинам за 3 учебных года.
СОУ (в процентном отношении).
Учебный предмет
2015 год
2016 год
2017 год
1.
Развитие устной речи
36
36
50
2.
Чтение
50
50
64
3.
Письмо
50
50
64
4.
Математика
50
50
64
5.
Живой мир
64
50
50
6.
Изо
50
64
64
7.
Трудовая подготовка
50
50
64
Средний балл успеваемости
Учебный предмет
2015 год
2016 год
2017 год
1.
Развитие устной речи
3,0
3,5
4,0
2.
Чтение
3,5
3,5
4,5
3.
Письмо
3,5
3,5
4,0
4.
Математика
3,5
3,5
4,0
5.
Живой мир
3,0
3,5
4,0
6.
Изо
3,5
4
4
7.
Трудовая подготовка
3,5
3,5
4,5
Результаты уровня усвоения программ по учебным предметам за 3 учебных года
говорят о положительной динамике освоения учебных дисциплин.
Усвоения программного материала по учебным дисциплинам «Чтение», «Письмо»
имеют устойчивый, положительный результат обучения. Учащимися усвоены 19 звуков
и букв алфавита, соотносятся звуки и буквы, определяется место звука в слове, усвоено
рукописное написание букв (возможно обращения к опорной схеме), устойчив навык
списывания, письма под диктовку слогов, слов, предложений после предварительного
анализа. Учащиеся читают по слогам, целыми словами, объясняют смысл прочитанного
текста с опорой на предметные картинки. Необходимо продолжить работу по коррекции
звукопроизношения,
развития
фонематического
слуха,
связной
речи,
активного
понятийного словарного запаса.
По
учебной
дисциплине
«Живой
мир»,
«Развитие
устной
речи»
имеются
положительные
результаты:
имеют
представления
о
живой
и
неживой
природе,
выработано умение наблюдать за природой. Однако, эта область обучения остается
наиболее сложной по причине низкого уровня речевого развития,
речевой практики в
соответствии с диагнозом.
Программный материал по учебной дисциплине «Математика» усвоен учащимися с
положительной динамикой. Учащиеся оперируют числами в пределах 15-ти, соотносятся
число и цифра, усвоено рукописное написание цифр, решают примеры и простые задачи
на предметной основе. Выработано умение проводить вычисления на числовой ленте, на
калькуляторе в процессе различных сюжетно-ролевых, бытовых ситуаций.
Конкурсы, публикации
Разработала и опубликовала на сайтах учебно- методический разработки. Имею
свидетельство о публикации:
-
методическая
разработка
«Коррекция
поведенческих
нарушений
у
детей
младшего школьного возраста»;
- методические рекомендации для родителей: картотека «Коррекция чтения и
письма»;
- конспект урока «Математические представления. Счет от 0 до 5».
Являюсь победителем Всероссийского дистанционного конкурса в номинации
«Лучший сценарий праздника» (Диплом 2 степени №АБ2211 от 12 сентября
2015года),
«Лучший педагогический проект» (Диплом 1 степени №АБ9647 от 21.09.2016
года).
Диплом за подготовку Потехина Николая Победитель (Iместо ) в творческом
конкурсе «Талантоха», май 2016года.
Диплом участника «Педагогика ХХI века, «Методическая разработка. Мониторинг
речевых процессов учащихся с ОВЗ», февраль 2018 года.
Грамота Районного Дома культуры за подготовку Потехина Николая к
конкурсу «Мои любимые мультфильмы»;
Благодарность за подготовку участников 3 фестиваля творчества для людей с ОВЗ
«Я Звезда», Березовская школа искусств.
Внеурочная
деятельность
Учащиеся
постоянно
задействованы
во
внеурочной
деятельности
организации:
к о н к у р с ы ,
в ы с т а в к и ,
предметные декады, спортивные
состязания,
общешкольные
праздники
по
профилю
моей
деятельности.
Учащиеся
постоянно принимают участие в конкурсах, проводимых в учреждении, совместно с
социальными
партнерами
района,
на
окружном
и
федеральном
уровне
по
профилю
профессиональной деятельности.
Активно
участвую
в
проектировании
и
реализации
инициатив
по
развитию
взаимодействия
с
социальными
партнерами:
Березовский
краеведческий
музей,
центральная районная библиотека, районный Досуговый центр, детская школа искусств,
ГИБДД,
пожарная
охрана,
полиция.
Формы
взаимодействия:
встречи,
экскурсии,
совместные массовые мероприятия по организации здорового образа жизни, воспитанию
культурно-нравственного воспитания, участие в конкурсах, уроки на базе учреждений.
Взаимодействие с социальными партнерами направленно на решение задач социализации
и коммуникации воспитанников, воспитания толерантности, активной жизненной позиции
через совместные мероприятия (праздники, встречи, экскурсии).
Взаимодействие
с
родителями
(з а кон н ы ми
представителями обучающихся) учащихся организую
в
различных
формах.
В
рамках
взаимодействия
провожу
индивидуальное
консультирование,
анкетирование, тематические консультации.
Дипломы, грамоты учащихся:
-
Диплом
Победитель
(3
место)
Всероссийского
творческого конкурса «Мы и космос»;
-
Диплом
Победитель
(3
место)
Всероссийского
творческого
конкурса
«Пасхальное волшебство»;
- Диплом участника ( Потехин Николай) конкурса «Бабочка – лучшая новогодняя
игрушка», Центр адаптивного спорта г. Х-Мансийск;
- Грамота. Победитель школьного конкурса «Самая аккуратная тетрадь»;
Грамота 1 место в школьном конкурсе рисунков «Люблю тебя мой край родной»,
февраль 2018 года;
-Диплом (Брянцева Нина, Потехин Николай) фестиваля для людей с ОВЗ « Я Звезда»,
декоративно-прикладное искусство, Березовская школа искусств.