Автор: Капитонова Анжела Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина"
Населённый пункт: Тамбов (г)
Наименование материала: статья
Тема: "Методика проведения урока по лёгкой атлетике"
Раздел: среднее образование
Методика проведения урока по лёгкой атлетике
В комплексе с другими видами спорта программа по лёгкой атлетике
направлена на решение таких важных задач, как укрепление здоровья и
повышение работоспособности учащихся, приобретение ими высоких
нравственных качеств и необходимых знаний в области гигиены, медицины,
физической культуры и спорта, развитие двигательных качеств и умение
применять их в различных условиях.
Основная форма проведения занятий – урок.
Характер и преимущественная направленность поставленных задач,
выбор средств и методов обучения, методические приёмы организации
учащихся так же этап обучения определяют тип лёгкоатлетического урока. В
зависимости от этих условий уроки подразделяются на вводные, учебные,
уроки повторения, тренировочные, совершенствования и закрепления
усвоенного материала, контрольные уроки (уроки проверки усвоенных
знаний, умений и навыков, а так же уровня физической и технической
подготовленности), уроки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).
Независимо от типа по своей структуре школьный лёгкоатлетический
урок, как и другие уроки физической культуры, делится на
подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть. На неё отводится 8-10 мин, из них 3 мин – на
организацию внимания учащихся, на построение, рапорт, проверку
посещаемости, на краткое сообщение учителя о главных задачах и основном
содержании урока. После этого следует подготовка организма учащихся к
выполнению упражнений, запланированных в основной части урока.
Для достижения необходимого эффекта упражнения в разминке должны
быть тщательно подобраны в соответствии с тремя основными принципами:
1) упражнения следует подбирать с таким расчётом, чтобы они постепенно
вовлекали в работу сначала мелкие, а затем всё более крупные мышцы и
мышечные группы;
2) ввиду кратковременности подготовительной части урока разминочные
упражнения не должны быть очень интенсивными (в противном случае
наступит утомление организма и затруднится выполнение упражнений в
основной части урока);
3) в подготовительной части упражнения должны подбираться в
соответствии с характером занятий, предстоящих в основной части урока.
Разминку лучше всего начинать с постепенно ускоряющейся ходьбы и
медленного бега в течение 1,5-2 мин. Затем следуют общеразвивающие
упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног, а после этого
специальные упражнения. Например, если в основной части урока
планируются прыжки в длину с разбега, то в разминку необходимо включить
упражнения, воздействующие, прежде всего на мышечно-связочный аппарат
стопы, голени и бедра. Это – бег с высоким подниманием бедра в быстром
темпе и на месте и с продвижением вперёд, подскоки с отталкиваниями
одной и двумя ногами, прыжки в длину и тройной прыжок с места и др.
Основная часть длится обычно 20–25 мин. В течение этого времени
решаются задачи повышения общей и специальной физической
подготовленности учащихся, а также обучения и совершенствования техники
того или иного лёгкоатлетического упражнения. В рамках запланированного
материала целесообразно таким образом строить основную часть
лёгкоатлетического урока, чтобы первыми выполнялись упражнения по
обучению технике и её совершенствованию (новый материал). После этого
должны идти упражнения для развития быстроты и координационных
способностей, затем силовые и скоростно-силовые и последними –
упражнения, развивающие преимущественно выносливость. Например, если
основная задача занятий – совершенствование физической подготовленности
и техники спринтерского бега, то упражнения могут быть подобраны в такой
последовательности:
1) упражнения, имитирующие основные моменты низкого старта и бега по
дистанции (выполнение отдельных элементов старта с помощью партнёра,
семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, упираясь руками в стену и
др.);
2) 2-3 пробежки с низкого старта по 20-40 м и 2-3 пробежки с хода по 20-30
м;
3) различные прыжки и прыжковые упражнения (прыжки в длину, тройной и
пятерной прыжки с места, выпрыгивание вверх из низкого приседа и др.);
4) 2-3 пробежки по 120-150 м в ¾ силы. Отдых между пробежками –
спокойная ходьба 250-300 м.
В основную часть можно включать соревнования, кто быстрее пробежит,
выше прыгнет, дальше бросит, или в отдельных простейших видах лёгкой
атлетики: беге на 30, 60 м, прыжках с места, многоскоках, эстафете и др.
Заключительная часть урока длится 3-5 мин. Она нужна для
постепенного снижения нагрузки и подведения итогов урока. Для решения
первой задачи наиболее рационально использовать медленный бег с
переключением на ходьбу, а так же различные упражнения дыхательного
характера и на расслабление. Умело подведённые итоги урока (с выделением
как отличившихся, так и отстающих учеников) повышают интерес учащихся
к данному и последующим урокам.
Согласно программе школьные лёгкоатлетические уроки планируются на
I и IV четверти (сентябрь- октябрь и апрель- май). В это время погодные
условия позволяют проводить уроки на открытом воздухе. Проведение
занятий на местности не только имеет большое оздоровительное значение, но
и позволяет увеличить плотность урока, повысить интерес к выполняемым
упражнениям, что способствует повышению эффективности занятий в целом.
В младших и средних классах для повышения плотности урока
используются подвижные игры, в старших классах - спортивные (баскетбол,
футбол, волейбол и др.). Сочетание высокой эмоциональности с технически
правильным выполнением значительно сократит срок обучения новым
упражнениям и сделает навык более прочным.
Плотность урока можно повысить за счёт применения кругового метода.
Заключается он в том, что учащиеся делятся на 3-5 равных по численности
групп, которые одновременно начинают выполнять предназначенные для них
упражнения. Через определённое время (5-7 мин) группы переходят с одного
места на другое (по кругу) и так последовательно все упражнения. Этот
метод удобен тем, что позволяет работать одновременно с учащимися все
возрастов и различного уровня подготовленности.
Задания на дом – одна из форм внеклассной работы. Они тесно связаны с
материалом, который изучается в это время на уроке. Назначение домашних
заданий – повышать уровень развития физических качеств, совершенствовать
определённые двигательные навыки и умения. Неправильно давать задания
на дом только неуспевающим ученикам. Дифференцированные домашние
задания подобранные учителем в строгом соответствии с уровнем
физической и технической подготовленности отдельных учащихся, не только
помогают ликвидировать недостатки, но и способствуют повышению
интереса к занятиям. Эффективным домашнее задание становится только
при условии регулярной и тщательной проверки учителем его выполнения.