Напоминание

"Методика проведения урока по лёгкой атлетике"


Автор: Капитонова Анжела Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина"
Населённый пункт: Тамбов (г)
Наименование материала: статья
Тема: "Методика проведения урока по лёгкой атлетике"
Раздел: среднее образование





Назад




Методика проведения урока по лёгкой атлетике

В комплексе с другими видами спорта программа по лёгкой атлетике

направлена на решение таких важных задач, как укрепление здоровья и

повышение работоспособности учащихся, приобретение ими высоких

нравственных качеств и необходимых знаний в области гигиены, медицины,

физической культуры и спорта, развитие двигательных качеств и умение

применять их в различных условиях.

Основная форма проведения занятий – урок.

Характер и преимущественная направленность поставленных задач,

выбор средств и методов обучения, методические приёмы организации

учащихся так же этап обучения определяют тип лёгкоатлетического урока. В

зависимости от этих условий уроки подразделяются на вводные, учебные,

уроки повторения, тренировочные, совершенствования и закрепления

усвоенного материала, контрольные уроки (уроки проверки усвоенных

знаний, умений и навыков, а так же уровня физической и технической

подготовленности), уроки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).

Независимо от типа по своей структуре школьный лёгкоатлетический

урок, как и другие уроки физической культуры, делится на

подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть. На неё отводится 8-10 мин, из них 3 мин – на

организацию внимания учащихся, на построение, рапорт, проверку

посещаемости, на краткое сообщение учителя о главных задачах и основном

содержании урока. После этого следует подготовка организма учащихся к

выполнению упражнений, запланированных в основной части урока.

Для достижения необходимого эффекта упражнения в разминке должны

быть тщательно подобраны в соответствии с тремя основными принципами:

1) упражнения следует подбирать с таким расчётом, чтобы они постепенно

вовлекали в работу сначала мелкие, а затем всё более крупные мышцы и

мышечные группы;

2) ввиду кратковременности подготовительной части урока разминочные

упражнения не должны быть очень интенсивными (в противном случае

наступит утомление организма и затруднится выполнение упражнений в

основной части урока);

3) в подготовительной части упражнения должны подбираться в

соответствии с характером занятий, предстоящих в основной части урока.

Разминку лучше всего начинать с постепенно ускоряющейся ходьбы и

медленного бега в течение 1,5-2 мин. Затем следуют общеразвивающие

упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног, а после этого

специальные упражнения. Например, если в основной части урока

планируются прыжки в длину с разбега, то в разминку необходимо включить

упражнения, воздействующие, прежде всего на мышечно-связочный аппарат

стопы, голени и бедра. Это – бег с высоким подниманием бедра в быстром

темпе и на месте и с продвижением вперёд, подскоки с отталкиваниями

одной и двумя ногами, прыжки в длину и тройной прыжок с места и др.

Основная часть длится обычно 20–25 мин. В течение этого времени

решаются задачи повышения общей и специальной физической

подготовленности учащихся, а также обучения и совершенствования техники

того или иного лёгкоатлетического упражнения. В рамках запланированного

материала целесообразно таким образом строить основную часть

лёгкоатлетического урока, чтобы первыми выполнялись упражнения по

обучению технике и её совершенствованию (новый материал). После этого

должны идти упражнения для развития быстроты и координационных

способностей, затем силовые и скоростно-силовые и последними –

упражнения, развивающие преимущественно выносливость. Например, если

основная задача занятий – совершенствование физической подготовленности

и техники спринтерского бега, то упражнения могут быть подобраны в такой

последовательности:

1) упражнения, имитирующие основные моменты низкого старта и бега по

дистанции (выполнение отдельных элементов старта с помощью партнёра,

семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, упираясь руками в стену и

др.);

2) 2-3 пробежки с низкого старта по 20-40 м и 2-3 пробежки с хода по 20-30

м;

3) различные прыжки и прыжковые упражнения (прыжки в длину, тройной и

пятерной прыжки с места, выпрыгивание вверх из низкого приседа и др.);

4) 2-3 пробежки по 120-150 м в ¾ силы. Отдых между пробежками –

спокойная ходьба 250-300 м.

В основную часть можно включать соревнования, кто быстрее пробежит,

выше прыгнет, дальше бросит, или в отдельных простейших видах лёгкой

атлетики: беге на 30, 60 м, прыжках с места, многоскоках, эстафете и др.

Заключительная часть урока длится 3-5 мин. Она нужна для

постепенного снижения нагрузки и подведения итогов урока. Для решения

первой задачи наиболее рационально использовать медленный бег с

переключением на ходьбу, а так же различные упражнения дыхательного

характера и на расслабление. Умело подведённые итоги урока (с выделением

как отличившихся, так и отстающих учеников) повышают интерес учащихся

к данному и последующим урокам.

Согласно программе школьные лёгкоатлетические уроки планируются на

I и IV четверти (сентябрь- октябрь и апрель- май). В это время погодные

условия позволяют проводить уроки на открытом воздухе. Проведение

занятий на местности не только имеет большое оздоровительное значение, но

и позволяет увеличить плотность урока, повысить интерес к выполняемым

упражнениям, что способствует повышению эффективности занятий в целом.

В младших и средних классах для повышения плотности урока

используются подвижные игры, в старших классах - спортивные (баскетбол,

футбол, волейбол и др.). Сочетание высокой эмоциональности с технически

правильным выполнением значительно сократит срок обучения новым

упражнениям и сделает навык более прочным.

Плотность урока можно повысить за счёт применения кругового метода.

Заключается он в том, что учащиеся делятся на 3-5 равных по численности

групп, которые одновременно начинают выполнять предназначенные для них

упражнения. Через определённое время (5-7 мин) группы переходят с одного

места на другое (по кругу) и так последовательно все упражнения. Этот

метод удобен тем, что позволяет работать одновременно с учащимися все

возрастов и различного уровня подготовленности.

Задания на дом – одна из форм внеклассной работы. Они тесно связаны с

материалом, который изучается в это время на уроке. Назначение домашних

заданий – повышать уровень развития физических качеств, совершенствовать

определённые двигательные навыки и умения. Неправильно давать задания

на дом только неуспевающим ученикам. Дифференцированные домашние

задания подобранные учителем в строгом соответствии с уровнем

физической и технической подготовленности отдельных учащихся, не только

помогают ликвидировать недостатки, но и способствуют повышению

интереса к занятиям. Эффективным домашнее задание становится только

при условии регулярной и тщательной проверки учителем его выполнения.



В раздел образования