Автор: Чернышова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель ДОО
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с № 8 "Родничок" г.Грязи
Населённый пункт: город Грязи Липецкой области
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи для детей группы компенсирующей направленности 5–6 лет
Тема: "Полевые цветы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Родничок»
г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
(МАДОУ д\с № 8 «Родничок »г. Грязи)
«Полевые цветы».
( Конспект ОД для детей старшей группы)
Подготовила: воспитатель
Чернышова И.Г.
"Полевые цветы"
Цель: Закрепить знания детей о полевых цветах, их внешнем виде, пользе, условиях
произрастания.
Задачи:
Образовательные: активизация и актуализация словаря по теме : « Полевые цветы»,
совершенствование
навыка
составления
рассказа
по
плану
(мнемотаблице);
совершенствование грамматического строя речи ( Образование множественного числа
существительных,
образование
слов-
антонимов,
согласование
существительных
с
прилагательными), автоматизация правильного произношения звука / ж/.
Развивающие: развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков,
зрительного внимания, артикуляции, тонкой и общей моторики, координации речи с
движением.
Воспитательные:
формирование
навыков
сотрудничества,
самостоятельности,
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход:
l. Орг. Момент:
Восп.: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и сядем на стульчики.
(Дети садятся).
ll. Постановка проблемной ситуации:
Восп.: Ой, а вы слышите как кто -то жужжит?(аудиозапись « Полет шмеля» Римский-
Корсаков).
-Как вы думаете: Кто это? (пчела)
-Давайте пожужжим как она. Только сделаем это правильно: сделайте язычок чашечкой,
спрячьте его, зубы вместе сомкните, губки трубочкой и все вместе ж-ж-ж.
-Молодцы! Достаточно.
В группу залетает пчелка Жужа. (мягкая игрушка.)
Пчела:— Здравствуйте, ребята. Со мной случилась большая беда. В моем родном поле
начался пожар, я испугалась и улетела, и теперь никак не могу найти его, потому что от
страха забыла, как выглядят цветы, растущие на поле.
Восп.:— Здравствуй, пчелка! Ты не расстраивайся, наши ребята тебе помогут вспомнить
название всех цветов и рассказать как они выглядят, и твоя полянка обязательно найдется.
-Поможем пчелке?
Пчела:— Неужели ваши ребята знают, как выглядят полевые цветы?
Восп.:— А в этом, пчелка, ты сейчас сможешь убедиться.
1.Игра: « Выбери цветок».
-Давайте поиграем с пчелкой в игру: « Выбери цветок».
-Ребята, пройдите к столу.
Восп.: На столе лежат картинки с изображением цветов. Вам нужно выбрать только
полевые цветы.
-Вика, какой цветок ты выбрала?
-А ты?(задаю вопросы всем детям)
-Как назовем все эти цветы одним словом? Какие это цветы? (полевые)
-Почему они так называются?( потому что растут в поле).
-Какие картинки остались на столе? (комнатные и садовые).
-Почему мы называем цветы комнатными?(потому что они растут дома на подоконнике).
-А почему цветы называют садовыми?(потому что растут в саду, на улице).
— Молодцы, вы прекрасно отличаете по внешнему виду садовые и комнатные цветы от
полевых.
2.Игра: « Один- много».
-На полянке ведь растет не один цветок, а сколько? (много цветов).( дети стоят около
стола).
-Пчелка села на одну ромашку, а когда их много, то как мы скажем? (много ромашек)
-Все вместе повторим:- «много ромашек».
-Правильно. Как можно составить предложение? (На поле растет много ромашек).
- Повторите это предложение (несколько детей)
-Сейчас пчелка будет садиться на каждый ваш цветочек, а вы будете ей отвечать.(один-
много).
-Вы очень хорошо справились с этим заданием (собрать у детей картинки с цветами).
(дети сели на стульчики).
3.Презентация: « Определи части растений».
-Мы выяснили, что растения по внешнему виду все разные.
-А что же общего у всех растений ? (корень, стебель, листья, цветок, семена - презентация
на экране).
-Назовите части растений по порядку: корень, стебель, лист, цветок.
- Для чего растению нужны корни? (чтобы удерживать растение в земле, забирать из
почвы питательные вещества)
4. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики рук).
- Давайте поиграем с пальчиками и посмотрим, как цветочки распускаются:
-Вырос высокий цветок на полянке ( ладони поднять пальцами вверх, прижать друг к
другу).
-Утром весенним раскрыл лепестки ( развести пальцы и слегка пошевелить ими).
-Всем лепесткам красоту и питанье ( ритмично разводят пальцы в стороны и сводят
вместе).
-Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать
друг к другу, а пальцы развести).
5. Работа с мнемотаблицей.
- А теперь расскажите пчелке о полевых растениях пользуясь мнемотаблицей .
1. Название цветка.
2.Где растет.
3.Что нужно для того, чтобы он вырос? (солнце или дождь)
4. Как выглядят его части — стебель, листья, цветы.
5. Какую пользу приносит цветок.
-О каком цветке ты бы хотела рассказать?(спросить несколько детей)
-Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А теперь немного отдохнем.
6.Физкультминутка:
Вместе дружно мы идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на поле. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Колокольчик, мак и клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом
наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнули все, встряхнулись
И друг другу улыбнулись.
Восп.:— Ребята, посмотрите, мы с вами попали на полянку. Но, что это с ней?
-Она какая то не такая, какой мы привыкли видеть ее всегда. Видимо это полянка нашей
пчелки. Давайте посмотрим. Да, цветы немного пострадали после пожара, но мы с вами
постараемся все исправить. Посмотрите внимательно на полянку. Как мы сможем помочь
привести полянку в порядок?(рассыпались части растений, их необходимо правильно
собрать, дети собирают пазлы из цветов на полу).
7. Дыхательная гимнастика.
-Восп.: Какая красивая полянка! А какой стоит аромат цветов! Давайте представим какой
запах может быть у цветов. (Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот). Какой
можно почувствовать запах цветов? (нежный, ароматный, сладкий, душистый).
8. Игра с мячом « Скажи наоборот».
Восп.: Пчелка так обрадовалась, что захотела с вами поиграть в уже знакомую вам игру «
Скажи наоборот»( игра с мячом проходит возле полянки).
Вы будете заканчивать начатое мною предложение.
-Цветки бывают большие, а бывают…(маленькие)
- Повтори предложение еще раз (говорю тому, кто держит мяч)
-Цветы можно рвать, а можно…(сажать)
-Стебли у цветов могут быть длинные, а могут быть …(короткие)
-Семена у цветов могут быть крупными, а могут быть…(мелкими)
-Цветы бывают полевые, а бывают…(комнатные, садовые)
-Цветы приносят пользу, а иногда и…(вред ) (ядовитые- белена)
-Цветы можно уничтожать, а можно…(беречь)
Восп.: Конечно же, полевые цветы нужно беречь. Вы уже знаете, что многие полевые
цветы занесены в Красную книгу. Лучше любоваться полевыми цветами, рисовать или
фотографировать их, потому что сорванные они живут недолго, быстро вянут, иногда вы
даже не успеваете донести их до дома.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все: и я, и ты-
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты.
lll. Итог:
- Ребята, мы помогли пчелке найти ее дом?
- Как мы ей помогали?
- Какие задания для этого выполняли?
Пчела:— Спасибо, ребята, что вы мне помогли найти мой дом. Теперь я полечу на свою
полянку, мои родные меня уже наверное заждались. И вам ребята, хочу напомнить о
правилах пожарной безопасности . Наступает лето, пора, когда все люди очень любят
выезжать на природу и разводить костры, знайте, что особенно это опасно в сухую,
ветреную погоду. Помните о нас, ведь поля, луга- это наш дом. До свидания.
-До свидания пчелка!
lV.Оценка деятельности детей:
-Ребята, вы все молодцы! Отлично справились с заданиями, помогли пчелке найти свое
поле, а для вас она приготовила подарок. Пчелка сфотографировала полевые цветы и
просила передать их вам.