Напоминание

"Компетентностный подход в инновационной деятельности современной дошкольной образовательной организации"


Автор: Вотинова Елена Григорьевна
Должность: доцент кафедры дошкольного и начального образования
Учебное заведение: МАОУ ДПО "Институт повышения квалификации"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентностный подход в инновационной деятельности современной дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Компетентностный подход в инновационной деятельности современной

дошкольной образовательной организации

Актуальность

проблемы

организации

и

содержания

инновационной

деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает

сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии

дошкольного

образования

и

относятся

к

таким

изменениям

в

работе

учреждения,

которые

носят

существенный

характер,

сопровождаются

изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников,

вносят

в

среду

внедрения

новые

стабильные

элементы

(новшества),

вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций

различного характера, направленности и значимости, проводятся большие

или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию

и

содержание,

методику

и

технологию

преподавания.

Теоретическая

проработка

проблемы

инновационной

деятельности

служит

основой

обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть

стихийность этого процесса, эффективно управлять им.

Инновационная деятельность в дошкольном образовании имеет свои

особенности.

Первая

особенность

заключается

в

том,

что

субъектами

инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не

учитывать,

то

из

педагогической

инновации

выпадает

всё

собственно

образовательное,

вся

гуманистическая

составляющая

инновационной

деятельности.

Второй

отличительной

особенностью

педагогической

инновации является необходимость системного охвата возможно большего

числа

педагогических

проблем.

Условием,

определяющим

эффективность

педагогической

инновации,

является

исследовательская

деятельность

педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими

вопросами

и

начинают

по-новому

переосмысливать

существующие

дидактические принципы. Применительно к сфере дошкольного образования

инновацией

можно

считать

конечный

результат

инновационной

деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода,

формы организации образовательного процесса, либо в новом подходе к

оказанию

социальных

услуг

в

области

образования

на

основе

реальных

запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования.

Успешная

организация

и

реализация

инновационной

деятельности

зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной

идеи, так как в условиях инновационного режима идёт активный процесс

личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере

взаимоотношений

между

сотрудниками

дошкольного

учреждения.

Этот

процесс достаточно длительный и сам по себе он не может произойти.

В

Государственной

программе

Российской

Федерации

«Развитие

образования» на 2013-2020 годы приоритетами государственной политики

выделены: обеспечение доступности дошкольного образования и повышение

качества

образования.

В

соответствии

с

законом

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

№ 273-ФЗ

от

29.12.2012г.

все

образовательные

учреждения переименованы в организации. В дошкольных образовательных

организациях создаются условия, обеспечивающие безопасность и комфорт

детей, использование новых технологий обучения, а также - современная

прозрачная для потребителей информационная среда управления и оценки

качества

образования,

развиваются

вариативные

формы

предоставления

услуг.

Достижение

нового

качества

дошкольного

образования

детей

предполагает

в

качестве

приоритетной

задачи

обновление

состава

и

компетенций педагогических кадров.

Таким образом, на сегодняшний день ДОО как система – сложное

социопсихопедагогическое

образование,

состоящее

из

совокупности

системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов,

условий

функционирования.

Системообразующие

факторы

представлены

целью, концепцией и программой развития, образовательными программами,

фиксирующими

совокупность

ведущих

идей,

целей

и

результатов

деятельности ДОО.

Структурными компонентами являются управляющая и управляемая

системы,

их

состав

(воспитатели,

родители,

дети),

а

также

технологии

деятельности

субъектов

всех

уровней

управления

для

реализации

программного содержания в ДОО.

Функциональные

компоненты

определяются

н а з н ач е н и е м

управленческих функций в ДОО (аналитико-диагностической, мотивационно

-стимулирующей,

планово-прогно стиче ской,

о р г а н и з а ц и о н н о

-исполнительской,

контрольно-оценочной,

регулятивно-коррекционной)

по

форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители»

и соответствующих подсистемах.

Условия

функционирования

определяются

существующими

пространствами

деятельности

дошкольной

организации:

медико-

валеологическим, социальным; психологической и педагогической средами,

временными рамками и психофизиологическими особенностями участников

образовательного процесса.

Открытость

ДОО

как

системы

определяется

по

пространствам

развития,

которые

существуют

в

учреждении,

а

также

по

динамике

их

изменений.

Характеристиками открытости ДОО могут выступать:

– степень соответствия его состояния;

– механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды

(приспособление или сверхадаптивная активность);

тип

и

степень

регламентированности

системы

управления

(традиционная

или

инновационная,

преобладание

вертикальных

или

горизонтальных связей) и др.

Основным

результатом

функционирования

открытой

системы

становится

успешное

взаимодействие

с

социумом,

осваивая

который

дошкольная

образовательная

организация

становится

мощным

средством

социализации

личности.

Выделенные

пространства

необходимы

на

сегодняшний день, и, как правило, достаточны для обеспечения высоких

результатов образовательной деятельности в ДОО.

Пространство

развития

ДОО

состоит

их

трех

взаимосвязанных

пространств

его

субъектов:

воспитателей,

родителей

и

детей.

Основной

структурной

единицей

в

нем

является

взаимодействие

участников

образовательного

процесса.

Рассматривая

специфику

функционирования

системы,

можно

увидеть

направленность

и

назначение

выделенных

пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ

на

уровне

общественной

потребности,

воспитатели

реализуют

образовательные

услуги

на

уровне

государства

(муниципального

образования),

дети

становятся

потребителями

оказываемых

ДОО

образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

Структурно-функциональная модель деятельности ДОО как открытой

развивающейся системы представлена на рисунке 1.

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств

заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция,

индивидуализация.

Эти

этапы,

с

одной

стороны,

свидетельствуют

о

непрерывности

и

количестве

трансформации

изменения

того

или

иного

пространства развития дошкольной организации.

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития

и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода

их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами

взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой

продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход

педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу.

На

этапе

индивидуализации

осуществляется

анализ

степени

обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем

интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе

максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Интегрирование

названных

пространств

позволяет

разработать

механизм

комплексного

медико-социального

и

психолого-педагогического

сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в

логике:

– структурной организации социального заказа в области дошкольного

образования

(уровни:

федеральный,

национально-региональный,

внутриконституционный);

– смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта:

адаптация, интеграция, индивидуализация;

эволюции

ведущих

видов

управления

в

ДОО

(традиционное,

мотивационное

программно-целевое,

соуправление,

рефлексивное,

самоуправление);

смены

ведущих

форм

взаимосвязанной

деятельности

субъектов

процесса развития ДОО: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.

Таким образом, масштабные преобразования в системе дошкольного

образования

в

настоящее

время

стимулируют

руководителей

и

педагогов

дошкольных

образовательных

организаций

к

активной

инновационной

деятельности,

поиску

ресурсов

развития

организации,

повышению

её

привлекательности и конкурентоспособности в образовательной среде.

Первоочередное

внимание

при

работе

дошкольной

организации

в

режиме

развития

уделяется

развитию

кадрового

потенциала:

повышению

социально-профе ссиональной

мобильно сти

и

ком п е т е н т н о с т и

педагогического

коллектива.

Именно

от

компетентности

педагога,

его

способности

перестраиваться

в

соответствии

с

новыми

условиями

образовательной

деятельности,

во

многом

зависит

совершенствование

деятельности ДОО.

Рис.

1.

Модель

деятельности

ДОО

как

открытой

развивающейся

системы.

На современном этапе развития образования в связи с обсуждением и

введением

в

действие

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

(ФГОС),

Закона

"Об

образовании"

273-ФЗ

от

29.12.2012,

развитие инновационной деятельности - одно из стратегических направлений

в дошкольном образовании. В сферу инновационной деятельности включены

уже

не

отдельные

дошкольные

учреждения

и

педагоги

-

новаторы,

а

практически

каждое

дошкольное

учреждение.

Инновационные

преобразования приобретают системный характер.

Рассматривая инновационные процессы в системе образования, следует

отметить, что современные трактовки понятия "инновации в образовании"

чаще

связывают

с

разработкой

и

внедрением

новых

средств,

методов

и

технологий

воспитания

и

обучения.

Инновационная

деятельность

это

особый вид педагогической деятельности. Жизнь современного дошкольного

учреждения

немыслима

без

серьезной

опоры

на

научные

достижения

в

области

педагогики,

без

внедрения

новых

технологий,

ведения

экспериментальной деятельности. Это обуславливается тем, что, независимо

от

вида

образовательного

учреждения,

деятельность

педагогического

коллектива всегда направлена на поиск качества образования [38.39]

К.Ю.

Белая

выделяет

следующие

причины

инновационной

деятельности:

. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих

в дошкольном образовании проблем.

.

Стремление

педагогических

коллективов

повысить

качество

представляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем

самым сохранить свои детские сады.

.

Подражая

другим

дошкольным

учреждениям

(организациям),

интуитивное

представление

педагогов,

что

нововведения

улучшат

деятельность всего коллектива.

. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми

результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности

к большому, значительному делу.

.

Стремление

недавних

выпускников

педвузов,

слушателей

курсов

повышения квалификации реализовать полученные знания.

. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

. Конкуренция между детскими садами [3]

Потребность

в

инновациях

возникает

тогда,

когда

появляется

необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между

желаемым и реальным результатами.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций,

способных привести к организации инновационной деятельности:

требования гуманизации образовательного процесса;

высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с

внедрением ФГОС;

ориентация на культурно-нравственные ценности;

конкурентные отношения между образовательными учреждениями;

активное

реагирование

на

многообразие

интересов

и

потребностей

детей и их родителей;

большие

потенциальные

возможно сти,

выражающие ся

в

инновационной образовательной инициативе педагогов [3.19,29,37].

Инновационная

инфраструктура

создается

в

целях

обеспечения

модернизации

и

развития

сферы

образования

с

учетом

перспектив

и

основных

направлений

социально-экономического

развития

Российской

Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений

государственной

политики

Российской

Федерации

в

сфере

образования,

интеграции системы образования в Российской Федерации в международное

образовательное

пространство,

более

полного

удовлетворения

образовательных потребностей граждан [53]

Н о во в вед е н и я ,

и л и

и н н о ва ц и и ,

ха р а кт е р н ы

д л я

л ю б о й

профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся

предметом

изучения,

анализа

и

внедрения.

Инновации

сами

по

себе

не

возникают,

они

являются

результатом

научных

поисков,

передового

педагогического

опыта

отдельных

учителей

и

целых

коллективов.

Этот

процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Словарь С.И.

Ожегова даёт следующее определение нового: "Новый - впервые созданный

или

сделанный,

появившийся

или

возникший

недавно,

взамен

прежнего,

вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему

времени, недостаточно знакомый, малоизвестный" [42].

Философский

энциклопедический

словарь

определяет

развитие

как

изменения,

направленные,

закономерные

и

необходимые.

Понятие

"инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество

или изменение". Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке

и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале

XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях,

в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений

в

сфере

материального

производства.

Педагогические

инновационные

процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х

годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

В настоящее время исследованы многие аспекты данной проблемы:

вопросы управления инновационной деятельностью в образовательных

учреждениях (И.И. Аркин, К.Ю. Белая, Л.А. Иванова, В.И. Зверева, В.Ю.,

Юсуфбекова и другие) [1,4,16,17, 58];

критерии уровня инноваций и методы их экспертной оценки (Д.Л.

Бенькович, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.П. Кузьмин, А.Б. Кузнецов,

Л.С. Подымова, В.А. Сластенин) [6,15.24,28,51];

анализ факторов, влияющих на ход инновационной деятельности в

образовательных

учреждениях

(В.И.

Андреева,

С.Ф.

Багаутдинова,

Н.И.

Войтина, Н.В. Горбунова, Л.А. Иванова, Д.Ф. Ильясов, В.Н. Казакова, [2, 9,

13,56, 20].

В педагогической теории в определении разными авторами основных

понятий

(инновация,

новшество,

нововведения)

существуют

некоторые

разногласия.

Согласно первой позиции российские авторы Г.М. Коджаспирова, А.Ю.

Коджаспиров, С.А. Бараннникова и другие) считают понятия "новшество,

нововведения, инновации" - синонимами [44,7]. Сюда же можно отнести В.Н.

Кузьмина, И.П. Подласого, Л.В. Поздняк и других [45.46].

Исследователи, представляющие вторую позицию (К.Ю. Белая, С.Ф.

Багаутдинова, В.С. Лазарев, А.В. Лоренсов, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики

[1,2,48,] и другие, группируют данные понятия, считая синонимами "новое -

новшество", "инновации - нововведения". Новшество - это именно новое

средство, новый метод, методика, технология, программа и т.д. Инновации -

нововведение

-

это

процесс

освоения

этого

средства.

Нововведение

определяется данными авторами как целенаправленное изменение, вносящее

в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие

переход системы из одного состояния в другое.

При определении понятия "инновационный процесс" К.Ю. Белая, В.С.

Лазарев,

М.М.

Поташник

используют

категорию

"деятельность".

Инновационный

процесс

-

это

комплексная

деятельность

по

созданию,

освоению, использованию и распространению новшеств [4,34,48]. Несмотря

на некоторое различие обозначенных позиций ученых, можно сделать вывод,

что

общей

основой

понятий

"новшество",

"инновации",

"нововведения"

является внесение элементов нового в изучаемый объект, приводящий к его

развитию. В исследовании мы будем придерживаться данной точки зрения.

Следует отметить, что часть исследователей и практиков связывает

инновационную

деятельность

только

с

экспериментальной.

Другая

часть

исследователей

(С.Ф.

Багаутдинова

и

другие)

трактует

более

широко

категорию "инновационная деятельность", включая в нее такие понятия, как

"внедрение

передового

педагогического

опыта,

внедрение

результатов

научных

исследований

в

практику,

экспериментальная

деятельность,

внедрение инноваций" [2,49]. Нам близка данная точка зрения.

Данные

понятия

используются

в

различных

областях

и

наиболее

широко в сфере содержания и технологии организации образовательного

процесса.

В

последние

годы

появились

новые

понятия:

инновационное

образовательное учреждение, инновационные образовательные программы,

инновационный

вуз

и

т.д.,

инновационный

менеджмент,

управление

инновационной деятельностью, управленческие инновации и другие.

Рассмотрим

подробнее

категории:

инновационное

образовательное

учреждение,

управление

инновационной

деятельностью,

управленческие

инновации, инновационный менеджмент.

"Инновационное

образовательное

учреждение

-

это

учреждение,

в

деятельности которого прослеживаются следующие черты: разрабатывается и

реализуется иная, чем в массовом учреждении, модель устройства жизни

ребенка; ведется поиск другого содержания труда педагога, апробируются

новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих

черт его личности [34,35,39].

Определение

"управление

инновационной

деятельностью"

можно

найти в работах Л.М. Денякиной, Л.А. Ивановой, Г.В. Яковлевой [14.17.59].

Управление

инновационной

деятельностью

как

особым

объектом

представляет собой сложный комплекс кооперативных воздействий людей на

управляемую

систему

в

целях

обеспечения

ее

развития

в

новом,

более

прогрессивном направлении.

Понятие "управленческие инновации" вводит в своем исследовании

доктор

экономических

наук

П.И.

Ваганов.

"Управленческие

инновации

(нововведения)

-

это

целенаправленное

изменение

состава

функций,

организационных структур, технологии и организации процесса управления,

методов работы системы управления, ориентированное на замену элементов

системы управления или системы управления в целом, с целью ускорения

или улучшения решения поставленных перед предприятием задач на основе

выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов"

[8].

Понятие

"инновационный

менеджмент"

все

чаще

используется

в

области

экономики,

маркетинга

и

представляет

современную

концепцию

управления

инновационной

деятельностью

организации.

Инновационный

менеджмент

-

взаимосвязанный

комплекс

действий,

нацеленный

на

достижение

или

поддержание

необходимого

уровня

жизнеспособности

и

конкурентоспособности

предприятия

с

помощью

механизмов

управления

инновационными

процессами

[32,46].

Объектами

инновационного

менеджмента

являются

инновации

и

инновационный

п р о ц е с с .

Принципиальным моментом является расширенное видение инновационных

процессов.

Развитие образовательного учреждения (то есть переход его в новое,

качественное

состояние)

не

может

быть

осуществлено

иначе,

чем

через

освоение нововведений, через развитие инновационного процесса. Чтобы

управлять инновационной деятельностью, руководителю образовательного

учреждения необходимо познать и изучить её строение и структуру.

Процесс

развития

дошкольного

учреждения

представляет

сложную

динамическую систему, поэтому инновационная деятельность (как система)

тоже полиструктурна и в её составе можно выделить следующие структурные

компоненты:

деятельностную,

субъектную,

уровневую,

содержательную,

управленческую, организационную [38,54].

Деятельностная

структура

представляет

собой

совокупность

следующих

компонентов:

мотивы,

цель,

задачи,

содержание,

формы,

методы,

результаты. Субъектная структура включает инновационную деятельность

всех участников образовательного процесса: руководителя, его заместителей,

педагогов, учащихся, родителей и т.д. Уровневая структура предполагает, что

инновационная деятельность в учреждении должна коснуться субъектов на

всех уровнях управления: на международном, федеральном, региональном,

районном и школьном. Содержательная структура инновационного процесса

предполагает рождение, разработку и освоение новшеств во всех сферах

образовательного процесса, в управлении ДОО и т.д. Отсутствие управления

инновационным процессом в образовательном учреждении быстро приведет

к

его

затуханию,

поэтому

наличие

управленческой

структуры

является

стабилизирующим

и

поддерживающим

этот

процесс

фактором,

что

не

исключает

элементов

самоуправления.

Организационная

структура

инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический -

прогностический

-

собственно

организационный

-

практический

-

обобщающий - внедренческий.

Все

структурные

компоненты

инновационной

деятельности

взаимосвязаны

друг

с

другом.

Важно

и

необходимо,

чтобы

они

осуществлялись

параллельно,

одновременно,

что

позволит

эффективно

развиваться образовательному учреждению.

Образовательное

учреждение

как

самостоятельный

организм

представляет

собой

довольно

сложную

структуру,

в

которую

входят

следующие компоненты: совокупность целей, деятельность, обеспечивающая

их реализацию; сообщество взрослых и детей, ее организующих и в ней

участвующих; отношения, их объединяющие; среда внутренняя и внешняя;

управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в единое целое,

его

целесообразное

функционирование

и

развитие.

В

этом

контексте

новшества могут коснуться любого компонента, тем самым пробуждая к

жизни

инновационный

процесс

различного

характера.

Именно

поэтому

ученые разделяют все нововведения на определенные виды, опираясь при

этом на разнообразные методологические основания.

Классификация

новшеств,

инноваций

рассматривается

в

теории

управления дошкольными образовательными учреждениями исследователями

С.Ф. Багаутдиновой, К.Ю. Белой, Л.В. Поздняк и другими [2,3,46].

Интересна типология Л.В. Поздняк, характеризующая инновации по

потенциалу, механизму его осуществления, по объему и последствиям и

совершенно

новый

критерий,

которого

нет

в

школьных

типологиях

-

особенности инновационного процесса.

По инновационному потенциалу Л.В. Поздняк выделяет следующие

инновации: радикальные, комбинированные, модифицированные;

по особенностям механизма осуществления: единичные - диффузные;

завершенные - незавершенные; успешные - неуспешные;

по объемам, целям, социальным последствиям: точечные, системные,

многочисленные, стратегические.

по особенностям инновационного процесса: абсолютная новизна (нет

аналогов);

относительная

новизна

(местная,

в

данном

ДОО,

регионе);

целесообразная новизна [46].

Классификацию

нововведений

необходимо

знать

современному

руководителю образовательного учреждения, прежде всего для того, чтобы

разобраться

в

объекте

развития

детского

сада,

выявить

всестороннюю

характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет

его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств, и

наилучшим образом разработать технологию его освоения.

Любое

педагогическое

нововведение

представляет

проце сс,

развивающийся

в

пространстве

и

во

времени,

оно

содержит

идеи

и

технологии,

опирающиеся

на

объективные

закономерности

и

на

практический

опыт

исканий.

Чаще

всего

нововведения

зарождаются

практически,

когда

отдельные

педагоги

осознанно

или

интуитивно

улавливают прогрессивные тенденции и стремятся преодолеть возникающие

трудности.

Но

чтобы

нововведение

развивалось,

для

этого

необходима

официальная

поддержка

его

внедрения,

его

научная

разработка

и

обоснование.

К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая

схема развития инновационной деятельности в социальных организациях, в

том числе образовательном учреждении (школе, детском саду) [17,32,49,55]:

.

Обнаружение потребности в новшестве и возникновение идеи

такого новшества; условно его называют этапом открытия, который является

результатом фундаментальных или прикладных научных исследований (или

мгновенного "озарения");

2.

Изобретение, то есть создание новшества, воплощенного в какой-

либо

объект,

материальный

или

духовный

продукт-образец.

Сюда

включаются разработка, создание и первое освоение новшества.

.

Нововведение

-

этап,

на

котором

новшество

находит

практическое применение, происходит его доработка; завершается этот этап

получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества,

процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступает

лишь при условии восприимчивости к новшеству.

.

Распространение

новшества,

заключающееся

в

его

широком

внедрении и распространении в новые сферы.

.

Господство

новшества

в

конкретной

области,

когда

собственно

новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот

этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества

более эффективным.

. Сокращение масштабов применения новшества, связанное с заменой

его новым продуктом.

Инновационная

деятельность

всегда

имеет

своих

носителей.

Это

педагоги

-

инноваторы,

педагогические

коллективы,

руководители

-

инноваторы,

которые

вносят

в

педагогическую

теорию

и

практику

конструктивную новизну. Субъективный фактор играет решающую роль на

стадии

внедрения

и

распространения

новшества.

В

связи

с

этим

с

инноваторами

следует

работать

как

со

специфической

социальной

категорией,

занимающей

в

педагогическом

сообществе

особое

место

и

имеющей собственную структуру, психологию, потребности. Без понимания

этого невозможно управлять развитием инновационных процессов [43, 56].

Наряду с научным изучением сущности инновационных процессов в

образовании в нашей стране разрабатывались нормативно-правовые основы

инноваций. В инновационной деятельности образовательного учреждения

могут

быть

использованы

документы

различного

уровня

-

акты

международного

права,

федеральные

законы

и

постановления

местных

органов

власти,

решения

региональных

и

муниципальных

органов

образования [15.17.22,41]. Руководитель образовательного учреждения, где

организован

инновационный

процесс,

обязан

все

преобразования

осуществлять на безупречной правовой основе.

Еще

в

конце

90-х

годов

был

принят

документ

"Концепция

непрерывного

образования.

Данный

документ

позволил

создать

в

стране

такой

механизм

развития

образования,

который

смог

превратить

нашу

систему

образования

в

реальный

фактор

развития

самого

общества.

Непрерывное

образование

-

это

философско-педагогическая

концепция,

согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий

всю жизнь человека При этом указывалось, что понимание развития как

непрерывного процесса необходимо соединить с принципом развивающего

обучения,

с

ориентацией

образовательной

деятельности

не

только

на

познание, но и на преобразование действительности.

Идея

непрерывного

образования,

длящегося

в

течение

всей

жизни,

получает неожиданное отражение в сфере дошкольного образования и с

принятием в 2012 году нового Закона РФ "Об Образовании", и с введением в

действие

в

2013

году

Федерального

Государственного

Образовательного

Стандарта дошкольного образования. Непрерывное и конечное (школьное)

образование

сталкиваются

здесь

самым

непосредственным

образом.

Образование

не

начинается

с

первого

посещения

школы

-

в

форме

непрерывного оно возникает с первых дней жизни и протекает особенно

быстро,

невиданными

темпами

у

детей

в

дошкольном

детстве.

Именно

поэтому дошкольное образование становится первой ступенью образования.

школе

учат

всех

и

равным

образом,

в

дошкольном

образовании

обучающийся учится сам, только интересному и своеобразным образом…"

[52].

Требования к образовательным учреждениям на современном этапе

развития системы образования нашли свое выражение в Законе Российской

Федерации

"Об

образовании",

2012

года.

Закон

закрепил

принципы,

структуру

системы

образования,

право

образовательных

учреждений

на

демократический,

государственно-общественный

характер

управления,

определил компетентность, самостоятельность образовательных учреждений

в выборе вариативных образовательных программ.

Вопросы развития инновационной деятельности в системе образования

нашли

отражение

и

в

принятых

в

последующие

годы

документах.

Ряд

документов коснулся области управления дошкольными учреждениями. Они

способствовали

активизации

деятельности

дошкольных

учреждений

по

созданию и внедрению новшеств - новых форм организации дошкольного

образования. Так, еще в 2005 г. правительством принят Национальный проект

"Образование", реализация которого была рассчитана на 6 лет: с 2005 г. по

2010

г.

Приоритетными

направлениями

Национального

проекта

явилось

стимулирование инновационных программ высшего профессионального и

общего

образования,

информатизация

образования,

поддержка

инициативной, способной, талантливой молодежи. Главными результатами

реализации

Национального

проекта

стали

системные

преобразования

и

масштабные

изменения

практически

по

всем

уровням

образования.

Постановление

правительства

РФ

от

9

апреля

2010

г.

219

государственной

поддержке

развития

инновационной

инфраструктуры

в

федеральных

образовательных

учреждениях

высшего

профессионального

образования"

создает

условия

для

развития

малого

инновационного

предпринимательства в вузах, что позволяет приблизить теорию обучения и

воспитания к практике.

Таким

образом,

Закон

РФ

"Об

образовании",

ФГОС

ДО,

и

другие

нормативные

документы

создали

юридически-правовое

основание

для

развития инновационной деятельности в отечественной системе образования,

в том числе и в управлении школьными и дошкольными образовательными

учреждениями,

разработки

новых

форм

организации

образовательных

учреждений и новых моделей воспитания, обучения и развития человека в

образовательном пространстве.

О

РГАНИЗАЦИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

ДОО

В

условиях

модернизации

системы

российского

образования,

ориентирами

которой

являются

доступность,

качество,

эффективность,

происходит

смена

требований

и

к

дошкольным

образовательным

организациям. Приоритетными направлениями для развития деятельности

ДОО являются:

Повышение качества дошкольного образования;

Использование инновационных образовательных технологий;

Личностное

развитие

ребенка

дошкольного

возраста,

способного

реализовать себя как часть социума;

Любая дошкольная образовательная организация проходит три этапа:

становление

(при

создании

нового

ДОО

и

нового

коллектива),

функционирование

(образовательный

процесс

организован

на

основе

традиционных стабильных программ, педагогических технологий); развитие

(прежнее содержание образования, педагогические технологии воспитания и

образования приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОО и

федеральными

стандартами)

[32].

Развивающиеся

ДОО,

работающие

в

поисковом режиме, значительно отличаются от тех, целью которых является

стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка

функционирования.

Существует

два

основных

режима

деятельности

дошкольной

образовательной организации. Ниже приводятся основные характеристики

каждого типа и их отличительные особенности.

Деятельность

ДОО

в

режиме

развития –

целенаправленный,

закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в

качественно

новое

состояние,

характеризующийся

разноуровневой

организацией,

культурно-творческой

направленностью

и

использованием

постоянно расширяющегося потенциала развития.

Деятельность

ДОО

в

режиме

функционирования –

процесс

жизнедеятельности, направленный на стабильное поддержание какого-либо

определенного

состояния,

характеризующийся

цикличным

повторением,

воспроизводством

накопленного

опыта

и

использованием

наработанного

потенциала.

В

таблице

1

представлены

сравнительные

характеристики

режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в

управлении

инновационными

процессами,

позволяющими

перевести

учреждение из традиционного режима в инновационный.

Таблица 1

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОО

Показатели

Функционирование

Развитие

Тип/вид

ДОУ

Традиционный, типовой

Инновационный

Ц е л и

и

задачи

управления

Поддержание стабильных

результатов,

воспроизводство

опыта,

использование

наработанного

потенциала

Обновление

компонентов

образовательного

процесса

для обеспечения мобильности,

гибкости. вариативности

Субъект

управления

Админист рация,

п р и

ограниченных

правах

д р у г и х

с у б ъ е к т о в ,

неразвитость

горизонтальных

связей,

единоначалие

п р е о б л а д а е т

н а д

коллегиальностью

Ко л л е к т и в н ы й

с у б ъ е к т

у п р а вл е н и я .

Р а з в и т о с т ь

го р и зо н т а л ь н ы х

с в я з е й .

Паритет

единоначалия

и

коллегиальности:

поощрение

и инициативы.

Научные

концепции

управления,

подходы

Эмпирический,

основанный

на

личном

опыте

Мотивационное

программно-

целевое

управление,

е го

вариации.

Ре фл е кс и в н о е

у п р а в л е н и е .

С о з д а н и е

комплексно-целевых

п р о г р а м м

и

п р о г р а м м ы

развития

Мотивацион

ное

обеспечение

Создание благоприятного

психологического

климата

для

стабильной

работы

С о з д а н и е

а т м о с ф е р ы

т во рч е с т ва ,

п о и с ка

п р и

соответствующей

системе

материального

и

морального

стимулирования

самореализации субъектов

Образовател

ьный

процесс

Достижение

устойчивых

результатов в стабильных

условиях

Получение качественно новых

результатов

в

изменяющихся

условиях

Содержание

образования

Использование

т р а д и ц и о н н ы х

и д е й ,

учебных

п р ед ме т н ы х

И с п о л ь з о в а н и е

п л а н о в

развития, комплексно-целевых

п р о г р а м м

п о

о с в о е н и ю

планов и программ

новшеств

Технологии

Обеспечивают

стабильные результаты

Личностно-ориентированное

воспитание

и

образование,

обеспечивающее

саморазвитие субъектов

Организация

образователь

ного

процесса

П р е ж н я я

с и с т е м а

с

определенным

кол и ч е с т вом

д н е й

и

ступеней обучения

Многоуровневое,

многоступенчатое,

непрерывное

образование

в

системах ДОО - школа - ВУЗ

Нормативно-

правовое

обеспечение

Использование

типовых

документов,

обеспечивающих

стабильную работу

Т и п о в ы е

д о к у м е н т ы

ст ановят ся

о сновой

д л я

разработки собственных

Кадровое

обеспечение

Традиционные

требования

к

уровню

профессиональной

компетентности,

н е о б х о д и м о м у

д л я

получения

стабильных

результатов воспитания и

обучения

К о н к у р с н а я

о с н о в а .

Конкурентоспособность.

Инновационные

методики

подготовки.

Вариативность

курсов

Научно-

методическо

е

обеспечение

Традиционные

учебные

программы и планы

Инновационные,

авторские

методики,

ориентированные

на зону ближайшего развития

субъектов

Финансовое

обеспечение

Бюджетное

Бюджетное и внебюджетное

Материальн

о-

техническое

обеспечение

Организация

базового

процесса

на

имеющихся

материалах

Постоянно

расширяющееся

обеспечение

как

результат

динамического развития

Существует

несколько

признаков,

по

которым

можно

определить,

находится ли ДОО в режиме развития:

Актуальность

(значимость

и

своевременность)

проводимой

работы,

направленной

на

выработку

практических

мер

для

решения

серьезной проблемы.

– Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов;

инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов

всех участников инновационной деятельности.

Характеристика

результатов:

эффективность,

продуктивность,

оптимальность.

– Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость,

воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех

компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации

в ДОО.

А.А. Майер [39] выделяет условия развития ДОО и источники идей

развития: четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного

анализа;

наличие

концепции

развития;

наличие

кадрового

обеспечения,

материально-технической

базы,

научно

-

методического

сопровождения,

ресурсов

для

предстоящей

работы;

благоприятный

социально-

психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации

программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами

работы,

сбалансированность

интересов

всех

участников

инновационного

процесса; предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;

выбор

педагогически

целесообразных,

оптимальных

технологий

инновационной деятельности; использование образовательного потенциала

социума;

расширение

внешних

связей,

открытость

ДОО;

организация

целесообразного

управления,

оптимальное

сочетание

видов

управления;

изучение и использование позитивного опыта других ДОО.

В

современный

период

развитие

отечественного

дошкольного

образования идет по следующим направлениям:

– Формирование нового содержания образования;

– Разработка, внедрение и реализация инновационных педагогических

технологий, методик, систем развития детей;

– Создание новых видов дошкольных организаций.

Происходящие

трансформации

в

системе

дошкольного

образования

обусловлены

объективной

потребностью

в

адекватном

общественному

развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в

осознании

педагогической

общественностью

необходимости

серьезных

изменений в функционировании учреждения. Поиск и освоение инноваций,

способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО - основной

механизм

оптимизации

развития

системы

дошкольного

образования.

В

таблице 2 предложены Современные тенденции в развитии дошкольного

образования.

Таблица 2.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Тенденции

Процессы

Управление

Педагогическая

деятельность

С о п р о в о ж д е н и е

и

обеспечение

Гуманизация

Рефлексивное.

Соуправление.

Самоуправлен

ие

Личностно-

ориентированн

ый,

личностно-

деятельностный

подходы.

Расширение

комплекса

у с л у г

д л я

удовлетворения

п о т р е б н о с т е й

и

интересов личности.

Демократи-

Расширение

Новые

Расширение

зация

состава

коллективного

субъекта

управления.

Расширение

горизонтальны

х связей.

отношения

и

позиции:

субъект-

субъектные;

возможность

гибкой

смены

позиции

о б ъ е к т а

и

субъекта

каждым

участником.

полномочий

и

состава

субъектов

воспитательно-

образовательного

процесса

Диверсифи-

кация

Расширение

т и п о в

и

уровней

управления.

Индивидуализа

ц и я

и

дифференциаци

я.

Вариативность

в

ре а лизации

образовательны

х услуг.

Расширение

структур

сопровождения: медико-

валеологическая;

социально-

педагогическая;

психологическая;

коррекционно-

педагогическая

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование

отражает мировую тенденцию развития. В.Т. Кудрявцев [27] отмечает, что в

России

дошкольное

воспитание

находится

в

подчинении

структур

управления

образованием:

это

фактически

свидетельствует

о

том,

что

ребенок

дошкольного

возраста

нуждается

в

воспитании,

обучении

и

развитии.

Таким

образом,

дошкольное

образование

становится

исходной,

неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом,

как это и определено законом «Об образовании в РФ».

На

сегодняшний

день

можно

с

уверенностью

констатировать

факт

формального

или

содержательного

перехода

большинства

ДОО

в

режим

поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям

и переводу ДОО в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода:

насколько

инновации

соответствуют

насущным

потребностям

и

возможностям в ДОО. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в

развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в

сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций

в развитии системы (таблица 2).

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов

(родителей,

педагогов,

детей),

центрацию

образовательного

процесса

на

ценностях

человеческого

развития,

ориентацию

на

всестороннее

и

гармоничное

формирование

личности,

перевод

субъекта

на

позицию

самоуправляемого развития. Гуманизация образования, как указывает В.А.

Сластенин [51], – процесс, направленный на развитие личности как субъекта

творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа

жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно

человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и

является

ключевым

компонентом

педагогиче ского

мышления,

сфокусированного на идее развития личности.

Ведущим

направлением

гуманизации

образования

считается

самоопределение

личности

в

культуре,

её

приобщение

к

национально-

культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация

проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей

ценности

общества,

в

формировании

гражданина

с

высокими

интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Демократизация

связывается

с

расширением

прав

и

полномочий

участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение

индивидуальных

потребностей

и

запросов

субъектов.

Это

предполагает

создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества

воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же

широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация

предполагает

необходимое

и

до статочное

разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в

целях

удовлетворения

запросов

участников

образовательного

процесса

в

ДОО.

Проекция данных оснований на образовательный процесс в ДОО по-

новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд

базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в

процессе развития ДОО и его участников:

– человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

– целостности педагогического процесса и комплексности целей;

– активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии

всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОО предполагает многообразие видов и

технологий

управления,

обеспечивающих

комплексное

и

всестороннее

воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОО в рамках

мотивационного

и

программно-целевого

подходов

к

соуправлению,

рефлексивному управлению и самоуправлению.

Инновационный менеджмент

– это совокупность принципов, методов

и

форм

управления

инновационными

процессами,

инновационной

деятельностью,

занятыми

этой

деятельностью

организационными

структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента,

для

него

характерно

следующее:

постановка

цели

и

выбор

стратегии;

планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Организация комплексного сопровождения индивидуального развития

детей в условиях дошкольного образовательного учреждения требует разных

подходов

к

образовательному

процессу,

его

планированию

и

разработке

программно-методического

обеспечения

деятельности

детского

сада.

Изменяющиеся

запросы

российского

общества

к

качеству

дошкольного

образования должны мотивировать дошкольное учреждение к использованию

современных образовательных комплексных программ, технологий, методик.

Инновационный

менеджмент

в

современном

дошкольном

образовательном учреждении предполагает:

– разработку планов и программ инновационной деятельности;

– наблюдение за ходом разработки инновационного продукта и его

внедрением;

– рассмотрение проектов создания новых продуктов;

проведение

единой

инновационной

политики

-

координация

деятельности всех структурных подразделений;

– финансовое и материальное обеспечение инновационных процессов;

– управление персоналом, осуществляющим инновации;

– создание целевых групп для комплексного решения инновационных

проблем.

Примерами управления инновациями в ДОО могут быть:

– Разработка программно-методического обеспечения инновационных

процессов:

Программы

развития

ДОО,

бизнес-плана,

образовательной

программы, годового плана.

– Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и

индивидуальных педагогических проектов.

– Внедрение новых форм дифференциации специального образования:

временной логопедической группы, логопункта.

Создание

сети

дополнительных

бесплатных

образовательных

и

оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.

Расширение

спектра

образовательных

услуг

для

детей,

не

посещающих

ДОО:

платные

образовательные

услуги,

группы

кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные,

коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших

дошкольников.

Создание

консультативного

пункта

для

родителей

(законных

представителей)

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

воспитывающихся

в

условиях

семьи

для

обеспечения

единства

и

преемственности

семейного

и

общественного

воспитания,

оказание

психолого-педагогической

помощи

родителям

(законным

представителям),

поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОО.

Внедрение

инновационных

подходов

к

ф и з кул ьт у р н о -

оздоровительной

работе

ДОО

(оздоровительно-игрового,

динамического

«часа», «часа» двигательного творчества).

Социальные

технологии

гармонизации

детско-родительских

отношений.

Научно-методические

продукты

инновационной

деятельности –

публикации методических пособий и разработок, размещение материалов

педагогов

на

сайтах

сети

Интернет;

участие

в

виртуальных

проблемных

семинарах,

научно-практических

конференциях,

Интернет-сообществах,

форумах, педсоветах.

– Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.

Информатизация

образовательного

процесса:

организация

работы

сайта ДОО, использование потенциала медиаобразовательных средств для

презентации

продуктов

проектно-исследовательской

деятельности,

составление

баз

данных,

работа

с

Интернет-ресурсами,

разработка

диагностического инструментария и др.

– Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение

внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Таким

образом,

для

эффективного

и

рационального

руководства

современным

дошкольным

образовательным

учреждением

менеджер

образования

-

заведующий,

директор,

руководитель

должен

овладеть

основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и

методах управления ДОО, технологиях работы с коллективом, основанных на

позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя.

На

современном

этапе

существует

ряд

проблем

в

развитии

инновационной деятельности в ДОО, в частности:

– совмещение инновационных программ с уже существующими;

сосуществование

представителей

различных

педагогических

концепций;

несоответствие

новых

типов

образовательных

учреждений

требованиям родителей;

– потребность

в

обновлении

научно-методического

и

материально-

технического обеспечения;

– потребность в квалифицированных педагогических кадрах;

– приспособление новшеств к конкретным условиям;

проблема

воспроизводства

инновационности

и

формирования

условий, способствующих этому.

В.Т.

Кудрявцев

выделяет

четыре

ведущих

направления

развития

инновационной деятельности в ДОО [27].

Рассмотрение

дошкольного

образования

в

качестве

не

подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной,

развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию

(обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи

дошкольным

видам

деятельности

(творческий

характер

игры,

активное

восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.).

– Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе

равнопартнерского

взаимодействия

и

сотрудничества

детей

и

взрослых

посредством диалога в педагогическом процессе.

Развитие

связи

между

практиками

и

теоретиками

в

области

инноватики.

– Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая

с позиции исследовательского подхода.

Таким образом, рассмотрев организацию инновационной деятельности

в

современной

дошкольной

образовательной

организации,

мы

выявили

следующее:

Любая

ДОО

может

функционировать

в

двух

основных

режимах

деятельности:

«функционирование»

и

«развитие»,

причем

последний

является

оптимальным,

инновационным,

так

как

в

современный

период

развитие

отечественного

дошкольного

образования

идет

по

следующим

направлениям:

– Формирование нового содержания образования;

– Разработка, внедрение и реализация инновационных педагогических

технологий, методик, систем развития детей.

Определены актуальные проблемы и ведущие направления развития

инновационной

деятельности

в

ДОО.

Поиск

и

освоение

инноваций,

способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО – основной

механизм

оптимизации

развития

системы

дошкольного

образования,

в

котором ведущую роль играют творческие педагоги, готовые к внедрению

инновационной деятельности.

На

сегодняшний

день

ДОО

как

система –

сложное

образование,

состоящее из совокупности системообразующих факторов. Структурными

компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав

(воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов

всех

уровней

управления.

Функциональные

компоненты

определяются

назначением управленческих функций в ДОО (аналитико-диагностической,

мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-

исполнительской, контрольно-оценочной и др.). Условия функционирования

определяются

пространствами

деятельности

дошкольной

организации:

медико - валеологическим, социальным; психологической и педагогической

средами

и

т.д.

Масштабные

преобразования

в

системе

дошкольного

образования

в

настоящее

время

стимулируют

руководителей

и

педагогов

ДОО к активной инновационной деятельности, поиску ресурсов развития

организации, повышению её привлекательности и конкурентоспособности.

Сущность

инновационной

деятельности

необходимо

знать

современному руководителю для того, чтобы разобраться в объекте развития

детского

сада,

выявить

всестороннюю

характеристику

осваиваемых

инноваций, и наилучшим образом разработать технологию их освоения.

Наличие компетентности является необходимым условием успешного

выполнения

профессиональной

деятельности.

Компетентности

могут

состоять из большого числа компетенций, многие из которых относительно

независимы друг от друга и относятся к совершенно разным сферам. Под

компетенциями подразумеваются характеристики специалиста, выраженные

через

способность

действовать,

базирующуюся

на

единстве

знаний,

профессионального опыта и поведения в соответствии с целью и ситуацией.

Компетенции – это

те

качества,

которыми

должен

обладать

конкретный

специалист, занимающий данную должность.

Компетентностный подход является одним из актуальных в системе

образования.

Это

обусловлено

нормативными

документами

(ФЗ

«Об

образовании в РФ», «Стандарт педагога»), требованиями работодателей и

современными

научно-методологическими

основаниями

системы

образования РФ.

Можно

согласиться

с

тем,

что

компетентностный

подход

является

реакцией

профессионального

образования

на

изменившиеся

социально-

экономические

условия,

на

процессы,

появившиеся

вместе

с

рыночной

экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту специфические

с

точки

зрения

системы

образования

требования. Для

данного

подхода

разработаны показатели, которые помогают преподавателю ИПК соизмерить

собственную деятельность с наполнением каждого показателя. Их восемь,

рассмотрим и охарактеризуем их с позиции реализации в образовательном

процессе со слушателями ИПК.

Первый

показатель

цели.

В

компетентностном

подходе

основой

проектирования

образовательного

процесса

выступает

компетентностная

модель выпускника, в соответствии с которой педагогу требуется создать

организационно-педагогические условия для развития личностных качеств и

компетенций,

прописанных

в

матрице

компетенций.

Цели

обязательно

должны носить деятельностно-ориентированный характер, так как только в

процессе

деятельности

формируются

компетенции,

переходящие

в

определённые

компетентности.

Таким

образом,

главной

целью

компетентностного подхода можно считать развитие личности, раскрытие

задатков

и

педагогических

способностей

слушателей.

Цель

может

реализовываться в процессе изучения модуля программы через организацию

различных форм практической деятельности слушателей. Главное – создание

проблемной

ситуации

«кризиса

компетентностей»,

способствующей

рефлексии имеющихся затруднений, требующих практических действий для

их разрешений.

Следующий

показатель

содержание.

Особенностью

данного

показателя является опора на знаниевую базу, имеющуюся у слушателя в

определённой

области.

Особенностью

деятельности

преподавателя

со

слушателями по освоению содержания будет являться не только обсуждение

теоретических

аспектов

(«что»),

но

и

практических

ситуаций

(«как»).

Содержание

деятельности

со

слушателями

определяется

из

логики

применения

методических

средств:

«с

помощью

чего

учу».

Например,

рассматривая

со

слушателями

методы

и

приёмы

формирования

познавательных

умений

у

дошкольников,

можно

разделить

их

на

микрогруппы

для

выполнения

следующего

задания:

разработайте

и

представьте

алгоритм

деятельности

педагога

по

формированию

познавательных умений у детей младшего (среднего/старшего) дошкольного

возраста.

Показатель

«пути

реализации»

компетентностного

подхода

предполагает

освоение

слушателями

новых

видов

деятельно сти,

в о с т р е б о ва н н ы х

в

л ю б ы х

ж и з н е н н ы х

с и туа ц и я х ,

о с о б е н н о

профессиональных.

При

этом

необходимо

использовать

адекватные

образовательные технологии, многообразие методов и форм организационной

деятельности, увеличить долю самостоятельной деятельности слушателей

(проектирование, моделирование, исследование и др.), на занятиях делать

акцент на практике решения проблемных задач или ситуаций, опирающихся

на

полученные

знания,

создавать

ситуации

для

приобретения

опыта

самостоятельного

решения

разнообразных

проблем,

формы

работы

основывать на ответственности самих слушателей.

Параметр «оценивание» реализуется на этапах завершения каких-либо

проблемных ситуаций или овладения учебным модулем. Единицей измерения

потенциала слушателя является при этом не только сумма знаний, умений и

навыков, а круг задач, потенциально им решаемых, наличие способности к

самостоятельному

приобретению

знаний.

Система

оценивания

учебных

достижений слушателей осуществляется через многообразие педагогического

инструментария мониторинга (портфолио, карта самостоятельной работы,

комбинированные

тесты

и

т.д.).

Задача

преподавателя

обеспечить

соответствие

методов

обучения

и

процедур

оценивания.

Основная

цель

оценивания – развитие познавательной активности и мотивации к изучению

материала

модуля

или

программы

в

целом.

Оценивание

необязательно

применять только на этапах зачётов по модулям программы или итогового

контроля. Оценивание можно осуществлять и в процессе работе микрогрупп,

когда

представляются

результаты

профессиональной

деятельности

по

определённым проблемным ситуациям, предложенным слушателям в рамках

овладения программой ПК.

При реализации компетентностного подхода велика роль педагога. Это

следующий

параметр

характеристики.

Преподаватель

становится

организатором

самостоятельной

активной

познавательной

деятельности

слушателей, находясь в субъект-субъектной позиции и ярко развивающий

диалог со слушателями.

Результатом

образования

слушателей

в

качестве

параметра

станет

готовность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся

знаний,

способность

педагога

действовать

в

различных

проблемных

ситуациях профессионального характера.

В

процессе

реализации

компетентностного

подхода

будет

реализовываться формула «компетенция – деятельность – компетентность»,

означающая, что первоначально у слушателей формируются компетенции на

основе полученных или систематизированных знаний, актуализированных

умений.

Затем

в

процессе

специально

организованной

деятельности

формируются

компетентности,

как

способности

личности

качественно

выполнять профессиональные действия, решать возникающие проблемные

ситуации.

Таким

образом,

занятие

на

курсах

повышения

квалификации

как

параметр

характеристики

является

не

только

ограниченным

во

времени

отрезком

учебного

процесса,

а

законченным

в

логическом

и

смысловом

отношении отрезком учебного процесса, на котором в процессе активной

деятельности происходит усвоение слушателями материала, осуществляются

их саморазвитие и самореализация.



В раздел образования