Автор: Эдиев Тохтар Муссаевич
Должность: учитель по ОБЖ
Учебное заведение: МКОУ СОШ а. Верхняя Мара
Населённый пункт: КЧР, Карачаевский район, а. Верхняя Мара
Наименование материала: статья
Тема: "Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста"
Раздел: среднее образование
Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся
среднего школьного возраста
В
настоящее
время
развитие
мотивационной
сферы
личности
является
предметом
разносторонних
исследований.
При
этом
большое
внимание
уделяется
вопросам
развития
ценностных
ориентаций
как
важнейших
элементов
структуры
личности,
мотивирующих
настоящее
поведение
и
программирующих будущее. Система ценностных ориентаций личности не
является
чем-то
абсолютно
упорядоченным
и
неподвижным,
она
противоречива и динамична, отражает как главные, существенные изменения
взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, в известной
мере случайных жизненных ситуаций. Рассматривая ценностные ориентации,
выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что «…это ведущий
мотив
…
такие
жизненные
мотивы
способны
создать
внутреннюю
психологическую оправданность существования, которая составляет смысл
жизни» . В психолого-педагогических исследованиях изучаются структура
ценностных
ориентаций
личности
в
процессе
обучения,
их
динамика
и
условия
формирования.
Исследуются
роль
ценностных
ориентаций
в
механизме
социальной
регуляции
поведения,
их
взаимосвязи
с
особенностями
личности
и
т.д.
Современными
педагогическими
исследованиями показано, что важная роль в процессах формирования и
развития ценностных ориентаций школьников принадлежит образовательной
среде.
Особое
внимание
уделяется
изучению
вопросов
о
ценностных
ориентациях учащихся применительно к среднему школьному возрасту (10-
11 – 12-13 лет, т.е. 5-7 классы). Почему? В среднем школьном возрасте
определяются
особенности
взаимоотношений
личности
с
окружающими,
которые
влияют
на
ее
формирование
и
развитие,
в
действиях
личности
формируется совокупность норм, правил и форм поведения. Важное место в
процессе формирования ценностных ориентаций школьников на этом этапе
обучения
принадлежит
курсу
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
(ОБЖ).
Значимость
курса
ОБЖ
в
формировании
и
развитии
личностно-
мотивационной
сферы
учащихся
обусловливается,
прежде
всего,
актуальностью
вопросов
безопасности
и
ее
обеспечения
в
повседневной
жизни. Проблема безопасности жизнедеятельности в её современном виде
возникла в связи с ростом мощности технологий преобразования человеком
окружающей среды. Разработка и применение всё более мощных технологий
преобразования
стимулируются
базовой
потребностью
человека
в
безопасности.
Однако,
как
показывает
практика,
преобразовательная
деятельность
человека
по
борьбе
с
исходными
опасностями
от
взаимодействия
с
окружающей
средой
также
потенциально
опасна:
устранение исходных опасностей неизбежно приводит к появлению новых,
вторичных опасностей, теперь уже от взаимодействия с преобразованной
средой. Вследствие этого всегда существовали вопросы безопасности двух
типов - безопасности от окружающей среды и безопасности от собственных
действий.
К
настоящему
времени
выявлен
целый
ряд
глобальных
угроз,
возникших от жизнедеятельности человека. Глобальной катастрофой стало
грозить
даже
применение
прежде
безопасных
(при
ограниченном
применении)
технологий
промышленности
и
сельского
хозяйства,
постепенно
преобразующих
природную
среду,
но
при
этом
повсеместно
уничтожающих
естественные
экосистемы.
Создание
и
применение
технологий,
изначально
предназначенных
для
повышения
уровня
безопасности и комфорта, привели как к возникновению «невидимых» (до
поры до времени) угроз природных и социальных катаклизмов, так и к
очевидному росту числа угрожающих аварий технических систем и опасных
ситуаций в повседневной жизни современного человека. Новые опасности и
угрозы жизни, здоровью людей усугубляются ростом численности населения
Земли
и
деформацией
сознания
общества:
утверждается
господство
потребительской
идеологии
в
ущерб
духовно-нравственным
ценностям
и
моральным
принципам,
обеспечившим
существование
и
развитие
человечества.
В
общем
итоге
сформировался
новый
комплекс
взаимоувязанных
задач
обеспечения
безопасности,
который
стал
современной комплексной проблемой безопасности жизнедеятельности. В
этой
связи
образование
в
области
безопасности
жизнедеятельности
рассматривается
как
одно
из
приоритетных
направлений
развития
современной
школы.
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом (ФГОС) общего образования в основной и в
полной (средней) школе курс ОБЖ является обязательным. ФГОС определяет
требования к результатам освоения основной образовательной программы
общего
образования
–
предметным,
метапредметным
и
личностным.
Из
требований
ФГОС
основного
общего
образования
к
личностным
образовательным
результатам:
«…формирование
ценности
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
усвоение
правил
индивидуального
и
коллективного
безопасного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах; … развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [11, С.6-7].
Таким
образом,
формирование
у
учащихся
системы
ценностей,
среди
которых одними из важнейших являются здоровье и безопасность, а значит, и
соответствующих
ценностных
ориентаций
–
закрепленная
во
ФГОС
конкретная образовательная задача. Ключевая роль в решении этой задачи
принадлежит
курсу
ОБЖ.
Цель
образования
школьников
в
области
безопасности
жизнедеятельности
–
формирование
их
мировоззрения,
культуры безопасности. Учащиеся должны овладеть комплексом знаний и
умений, необходимым для безопасной жизни и деятельности в окружающей
человека среде, с одной стороны, и для создания безопасной и комфортной
среды обитания, с другой. Так как человек сталкивается с опасностью на
протяжении всей жизни, а круг опасностей и их характер в зависимости от
возраста
и
вида
деятельности
постоянно
расширяется
и
изменяется,
то
образование должно быть непрерывным и опережающим по отношению к
номенклатуре
опасностей,
с
которыми
сталкивается
человек.
Под
непрерывностью
образования
следует
понимать
то,
что
оно
должно
включаться
во
все
ступени
уровни
воспитания
и
образования
человека.
Остановимся
на
некоторых
особенностях
учащихся
среднего
школьного
возраста. В этот период школьникам присуща неравномерность физического
развития. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения,
поэтому преподавателю-организатору ОБЖ следует более тщательно следить
за
дисциплиной
на
уроках.
Восприятие
среднего
школьника
иногда
отличается
тонкостью
и
глубиной,
а
иногда,
поражает
сво ей
поверхностностью.
Более
организованными
и
управляемыми
процессами
становятся память и внимание. Интересные уроки и задания очень увлекают
учащихся
5-7
классов,
поэтому
следует
тщательно
отбирать
учебный
материал, использовать педагогические технологии и методы, адекватные
этапу и задачам обучения. В этом возрасте школьник не опирается слепо на
авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к
спорам и возражениям, что делает целесообразным включение в структуру
урока проблемных вопросов, ситуационных задач. Нравственные идеалы и
моральные убеждения учащихся среднего школьного возраста складываются
под
влиянием
различных
факторов
и
поэтому
очень
многообразны:
так,
мальчики
склонны
выбирать
своими
кумирами
сильных,
мужественных,
смелых людей. Поэтому в данном возрасте стоит особое внимание уделить
мероприятиям
патриотической
направленности,
чтобы
кумирами
стали
положительные личности, а не пираты из книг. Нравственно-патриотическое
воспитание
является
одной
из
важнейших
задачей
задач
школьного
образования.
Оно
должно
пронизывать
все
уровни
образования
и
все
школьные
предметы.
Курсу
ОБЖ
наряду
с
литературой
и
историей
в
нравственно-патриотическом
воспитании
принадлежит
особая
роль.
Патриотизм
-
это
любовь
к
родине,
своему
народу
и
готовность,
при
необходимости, пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью для их блага.
Но любая жертва, любой риск должны быть мотивированными. Воспитание
осознанности и мотивированности риска, заботы о собственной безопасности
и
безопасности
окружающих
человека
среды
и
людей,
понимания
необходимости создания безопасной техники, благоприятной окружающей
среды - это повседневный патриотизм, который формируется при изучении
безопасности
жизнедеятельности.
Необходимо
отметить,
что
вопросы
патриотического воспитания школьников в процессе обучения ОБЖ, как и
другие
вопросы
формирования
и
развития
их
личностно-мотивационной
сферы
(в
первую
очередь,
ценностного
отношения
к
здоровью
и
безопасности)
являются
важной
и
неотъемлемой
составляющей
профессиональной
подготовки будущих
бакалавров
и
м а г и с т р о в
педагогического
образования,
обучающихся
по
программе
«Безопасность
жизнедеятельности». Следует подчеркнуть, что ФГОС определяет предмет
ОБЖ в разряд обязательных для изучения в школе. Попытки ликвидировать
ОБЖ
как
самостоятельный
предмет
и
перенести
элементы
его
содержательной части в качестве отдельных изучаемых вопросов в другие
предметы (физику, химию, биологию и т.д.) несостоятельны и вредны. В этом
случае эффективность формирования культуры безопасности будет низка, у
человека не сложится общего представления об опасностях окружающей
среды,
общих
закономерностях
формирования
и
проявления
опасностей,
методах
защиты
и
организации
безопасного
жизненного
пространства.
Введение
в
программы
отдельных
школьных
курсов
изучения
вопросов
безопасности должно быть, но как содержание, направленное на достижение
обозначенной
цели
-
формирование
у
учащихся
культуры
безопасности.
Реализация
межпредметных
связей
в
процессе
обучения
содействуют
достижению метапредметных и личностных образовательных результатов, в
том
числе
и
такого
значимого
личностного
результата,
как
ценностные
ориентации школьника.