Напоминание

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Задачи физического развития дошкольников по ФГОС


Автор: Двирник Галина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24
Населённый пункт: г.Невинномысск Ставропольский край
Наименование материала: Доклад
Тема: Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Задачи физического развития дошкольников по ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического

направления развития воспитанников № 24 г. Невинномысска

Доклад

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в

соответствии с ФГОС

Задачи физического развития дошкольников по ФГОС

Разработала: воспитатель

Двирник Галина Валерьевна

г. Невинномысск

2016 г.

Доклад

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в

соответствии с ФГОС

Задачи физического развития дошкольников по ФГОС

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем –

общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация

системы образования с целью повышения качества образования, его

доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка,

сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и

ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные

государственные образовательные стандарты.

Давайте рассмотрим этот документ сегодня лишь в одном направлении

образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками:

родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья

рассматривается как соучастник образовательного процесса, как

полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые

детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную

работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и

заказов родителей.

Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая

культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область

«Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое

развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями:

«Здоровье» и «Физическая культура».

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение

опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе

связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких

физических качеств, как координация и гибкость, способствующих

правильному формированию опорно-двигательной системы организма,

развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а

также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением

основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных

представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с

правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в

двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни,

овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,

двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна

соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип

интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и

возможностями.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее

разрозненных компонентов и элементов системы на основах

взаимозависимости и взаимодополняемости.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как

основополагающий принцип работы ДОУ.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования»

определяется как средство и условие достижения целостности мышления.

Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая

культура», выделяется задача, направленная на достижение целей

гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через

формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного

отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области

«Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной

области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и

укреплению физического и психического здоровья.

При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в

свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями,

определяют целостный подход к здоровью человека как единству его

физического, психологического и социального благополучия.

Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что

основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок.

При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию,

которая должна быть основана на индивидуальных потребностях,

обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения

необходимых знаний и навыков.

ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не

просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а

организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и

ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные

образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у

ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся

необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его

материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и

социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух

образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура», основанная

на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в

ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного

физического и психического развития личности и формирования навыков

здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего

развития детей.

Содержание области «Физическое развитие» предусматривает решение ряда

специфических задач:

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости,

выносливости, координации) ;

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и

физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение

цели формирования культуры здоровья детей через решение

следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге

призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно

относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у

педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах

сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности,

сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении

художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать

вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил

здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у

ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-

пространственной среде по всем образовательным областям…

Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам

внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому

развитию».

В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это

целевые ориентиры

Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу

своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут

служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического

развития» ребенка.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные

характеристики возможных достижений ребенка. В программе «От рождения

до школы», т. ж. как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:

- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,

- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного

образования) .

Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики,

которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать

различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом

участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными

движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,

владеет основными движениями, может контролировать свои движения и

управлять ими.

Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС

ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако

каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и

могут углублять и дополнять эти требования.

Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического

наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит

мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец

года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной

работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику

развития.

Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область

«Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой

моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.

Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.

Таким образом, физическая культура – не только средство развития

собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и

важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического

воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка

по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение

методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные

подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты

развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых

привычек, двигательных умений и навыков.

Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации

ФГОС

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического

здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование,

укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного

физкультурного воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка

и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого

человека, включающее в себя:

• эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям

и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил

природы, к правилам личной гигиены соблюдению режима дня;

• начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области

физической культуры;

• начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего

характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки,

умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных

действиях (играх, танцах, праздниках) проявлять культуру поведения,

самостоятельность, организованность и дисциплинированность;

• навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.

Физическое развитие – это одно из направлений, которое курирует наше

государство. Мы стоим на пороге «Стандартизации» дошкольного

образования. Проект Федерального Государственного Образовательного

Стандарта дошкольного образования вышел на всеобщее обсуждение в июле

2013 года. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей

основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного

образования, где в основе лежат условия направленные на развитие

личностного потенциала ребенка. Рассмотрим этот документ сегодня лишь в

одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое

развитие». По ФГОС, образовательная работа по «Физическому развитию»,

строится с учетом потребностей детей. Стандарт утверждает основные

принципы образования. В Стандарте четко определены основные цели и

задачи. Рассмотрим задачи направленные на «Физическое развитие».

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации

и способностей детей и интегрировать образовательные области в различных

видах их деятельности. Образовательная область «Физическое развитие»

включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:

двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,

направленных на развитие таких физических качеств, как координация и

гибкость, способствующих правильному формированию опорно-

двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной

и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба

организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие

прыжки).Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

овладение подвижными играми с правилами. Становление

целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление

ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и

правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при

формировании полезных привычек) .

Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие»

зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах

деятельности: это непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские

действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная

активность и тактильно-двигательные игры; совместные игры со

сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с

бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр., восприятие

смысла музыки, сказок, стихов, двигательная активность, а также игры с

правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и

взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-

исследовательская (исследования объектов окружающего мира, двигательная

(овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Из выше рассмотренного можно сделать вывод: образовательная область

«Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой

моторики ребенка, но она еще и интегрируется с другими областями

Стандарта.

Физическая культура – не только средство развития собственно физических

качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и

средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему

принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически

правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к

выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития

интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек,

двигательных умений и навыков.

Задачи ДОУ по физическому развитию детей

Основными задачами детского сада по физическому развитию

дошкольников являются:

- охрана и укрепление здоровья детей

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

- воспитание культурно-гигиенических навыков

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,

выносливости и координации)

- накопление и обогащение двигательного опыта

- формирование потребности в двигательной активности и физическом

совершенствовании

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии

комплексного использования всех средств физического воспитания:

рациональные режим, питание, закаливание (в повседневной жизни,

специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика,

развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственная

образовательная деятельность по образовательной области "физическая

культура") .

Направления работы:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости

детей

- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации

воспитателей детского сада

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с

медицинскими работниками

- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и

семьи

Для полноценного физического развития детей, реализации потребностей в

движении в детском саду созданы определённые условия. В каждой группе

проводятся три раза в неделю занятия по физической культуре. Два занятия -

в зале.

Одно занятие на улице. Также каждый день по утрам проводится гимнастика.

Для спортивных занятий оборудован физкультурный зал с разнообразным

физкультурным оборудованием. Одно из самых любимых упражнений у

наших воспитанников - лазание по шведской стенке. Такие занятия

способствуют развитию мышц рук и ног, плечевого пояса.

Игры с мячами всегда проходят на "ура" у детей. Ведь для ребёнка мяч -

предмет увлечения с первых лет жизни. Такие игры развивают детей

эмоционально и физически.

Движения пальцев и кистей рук имеют особенное значение для развития

функций мозга ребёнка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных

сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление

информации, а следовательно, и интеллектуальное развитие малыша.

В группах имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия.

Проводятся мероприятия по закаливанию. Всё это повышает интерес

малышей к физической культуре, увеличивает эффективность занятий,

позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в

помещении.



В раздел образования