Автор: Двирник Галина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24
Населённый пункт: г.Невинномысск Ставропольский край
Наименование материала: Доклад
Тема: Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Задачи физического развития дошкольников по ФГОС
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического
направления развития воспитанников № 24 г. Невинномысска
Доклад
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в
соответствии с ФГОС
Задачи физического развития дошкольников по ФГОС
Разработала: воспитатель
Двирник Галина Валерьевна
г. Невинномысск
2016 г.
Доклад
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в
соответствии с ФГОС
Задачи физического развития дошкольников по ФГОС
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем –
общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация
системы образования с целью повышения качества образования, его
доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка,
сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и
ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные
государственные образовательные стандарты.
Давайте рассмотрим этот документ сегодня лишь в одном направлении
образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками:
родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья
рассматривается как соучастник образовательного процесса, как
полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые
детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную
работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и
заказов родителей.
Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая
культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область
«Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое
развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями:
«Здоровье» и «Физическая культура».
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение
опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе
связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость, способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна
соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип
интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и
возможностями.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее
разрозненных компонентов и элементов системы на основах
взаимозависимости и взаимодополняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как
основополагающий принцип работы ДОУ.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования»
определяется как средство и условие достижения целостности мышления.
Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая
культура», выделяется задача, направленная на достижение целей
гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через
формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного
отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области
«Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной
области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и
укреплению физического и психического здоровья.
При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в
свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями,
определяют целостный подход к здоровью человека как единству его
физического, психологического и социального благополучия.
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что
основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок.
При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию,
которая должна быть основана на индивидуальных потребностях,
обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения
необходимых знаний и навыков.
ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не
просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а
организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и
ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные
образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у
ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся
необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его
материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и
социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух
образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура», основанная
на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в
ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного
физического и психического развития личности и формирования навыков
здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего
развития детей.
Содержание области «Физическое развитие» предусматривает решение ряда
специфических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости,
выносливости, координации) ;
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение
цели формирования культуры здоровья детей через решение
следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге
призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно
относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у
педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах
сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности,
сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении
художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать
вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил
здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у
ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-
пространственной среде по всем образовательным областям…
Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам
внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому
развитию».
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это
целевые ориентиры
Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу
своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут
служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического
развития» ребенка.
Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка. В программе «От рождения
до школы», т. ж. как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:
- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,
- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного
образования) .
Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики,
которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать
различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом
участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными
движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими.
Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС
ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако
каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и
могут углублять и дополнять эти требования.
Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического
наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит
мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец
года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной
работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику
развития.
Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область
«Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой
моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.
Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.
Таким образом, физическая культура – не только средство развития
собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и
важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического
воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка
по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение
методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные
подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты
развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых
привычек, двигательных умений и навыков.
Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации
ФГОС
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического
здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование,
укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного
физкультурного воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка
и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого
человека, включающее в себя:
• эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям
и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил
природы, к правилам личной гигиены соблюдению режима дня;
• начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области
физической культуры;
• начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего
характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки,
умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных
действиях (играх, танцах, праздниках) проявлять культуру поведения,
самостоятельность, организованность и дисциплинированность;
• навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.
Физическое развитие – это одно из направлений, которое курирует наше
государство. Мы стоим на пороге «Стандартизации» дошкольного
образования. Проект Федерального Государственного Образовательного
Стандарта дошкольного образования вышел на всеобщее обсуждение в июле
2013 года. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей
основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного
образования, где в основе лежат условия направленные на развитие
личностного потенциала ребенка. Рассмотрим этот документ сегодня лишь в
одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое
развитие». По ФГОС, образовательная работа по «Физическому развитию»,
строится с учетом потребностей детей. Стандарт утверждает основные
принципы образования. В Стандарте четко определены основные цели и
задачи. Рассмотрим задачи направленные на «Физическое развитие».
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации
и способностей детей и интегрировать образовательные области в различных
видах их деятельности. Образовательная область «Физическое развитие»
включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость, способствующих правильному формированию опорно-
двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной
и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки).Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами. Становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек) .
Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие»
зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах
деятельности: это непосредственное эмоциональное общение с взрослым,
манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские
действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная
активность и тактильно-двигательные игры; совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с
бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр., восприятие
смысла музыки, сказок, стихов, двигательная активность, а также игры с
правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-
исследовательская (исследования объектов окружающего мира, двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Из выше рассмотренного можно сделать вывод: образовательная область
«Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой
моторики ребенка, но она еще и интегрируется с другими областями
Стандарта.
Физическая культура – не только средство развития собственно физических
качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и
средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему
принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически
правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к
выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития
интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек,
двигательных умений и навыков.
Задачи ДОУ по физическому развитию детей
Основными задачами детского сада по физическому развитию
дошкольников являются:
- охрана и укрепление здоровья детей
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- воспитание культурно-гигиенических навыков
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,
выносливости и координации)
- накопление и обогащение двигательного опыта
- формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии
комплексного использования всех средств физического воспитания:
рациональные режим, питание, закаливание (в повседневной жизни,
специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика,
развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственная
образовательная деятельность по образовательной области "физическая
культура") .
Направления работы:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости
детей
- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации
воспитателей детского сада
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с
медицинскими работниками
- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и
семьи
Для полноценного физического развития детей, реализации потребностей в
движении в детском саду созданы определённые условия. В каждой группе
проводятся три раза в неделю занятия по физической культуре. Два занятия -
в зале.
Одно занятие на улице. Также каждый день по утрам проводится гимнастика.
Для спортивных занятий оборудован физкультурный зал с разнообразным
физкультурным оборудованием. Одно из самых любимых упражнений у
наших воспитанников - лазание по шведской стенке. Такие занятия
способствуют развитию мышц рук и ног, плечевого пояса.
Игры с мячами всегда проходят на "ура" у детей. Ведь для ребёнка мяч -
предмет увлечения с первых лет жизни. Такие игры развивают детей
эмоционально и физически.
Движения пальцев и кистей рук имеют особенное значение для развития
функций мозга ребёнка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных
сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление
информации, а следовательно, и интеллектуальное развитие малыша.
В группах имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия.
Проводятся мероприятия по закаливанию. Всё это повышает интерес
малышей к физической культуре, увеличивает эффективность занятий,
позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в
помещении.