Напоминание

Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет.


Автор: Двирник Галина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24
Населённый пункт: г.Невинномысск Ставропольский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологические особенности детей дошкольного возраста

5 – 6 лет.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении;

творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

- общение со взрослым ситуативно-личностное;

- проявление произвольности всех психических процессов;

- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-

деловой формы к внеситуативно-деловой;

- проявление творческой активности во всех видах деятельности;

- развитие фантазии;

- половая идентификация.

Новообразования:

- предвосхищение результата деятельности;

- активная планирующая функция речи;

- внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

Рекомендации для взрослых:

- обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.

Использоватьвоображение как предпосылку развития у детей

внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль

посредством речи;

- организовывать совместную деятельность с целью развития

элементов сотрудничества;

- способствовать развитию эмпатийных представлений;

- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности

мышления во всех видах деятельности;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого

потенциала ребенка;

- формировать элементы произвольности психических процессов у

детей во всех видах деятельности.

Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим

от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы

ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и

для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к

взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря

взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится

оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей.

Родители выступают для ребенка как образец поведения.

Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания

взрослого и это является благоприятным условием для воспитания,

обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения

норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми

пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти

мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания,

захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки,

заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением

сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему

дошкольному возрасту и это служит основой правильной

самооценки.

У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в

самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка

формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в

умении, выполнять практические действия, и моральные качества,

которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам

поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок

может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в

овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник

при самооценке зависят от педагога.

Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском

коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои

интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой

самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком

завышенная самооценка, которая может привести к возникновению

агрессивности и высокомерия.

Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он

добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить

успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не

пользуются популярностью среди детей, это может привести к

изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным

средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить

уверенность в себе и самооценку.

Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от

отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей

внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят

смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В

рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем

ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у

старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма,

величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые

не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают

их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном.

Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки

(трусость, жадность, лень, хвастовство). Одушевление знакомых

предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое.

Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить

смешное.



В раздел образования