Автор: Двирник Галина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24
Населённый пункт: г.Невинномысск Ставропольский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Раздел: дошкольное образование
Психологические особенности детей дошкольного возраста
5 – 6 лет.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении;
творческая активность.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
- общение со взрослым ситуативно-личностное;
- проявление произвольности всех психических процессов;
- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-
деловой формы к внеситуативно-деловой;
- проявление творческой активности во всех видах деятельности;
- развитие фантазии;
- половая идентификация.
Новообразования:
- предвосхищение результата деятельности;
- активная планирующая функция речи;
- внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
Рекомендации для взрослых:
- обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
Использоватьвоображение как предпосылку развития у детей
внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль
посредством речи;
- организовывать совместную деятельность с целью развития
элементов сотрудничества;
- способствовать развитию эмпатийных представлений;
- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого
потенциала ребенка;
- формировать элементы произвольности психических процессов у
детей во всех видах деятельности.
Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим
от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы
ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и
для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к
взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря
взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится
оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей.
Родители выступают для ребенка как образец поведения.
Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания
взрослого и это является благоприятным условием для воспитания,
обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения
норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми
пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти
мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания,
захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки,
заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением
сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему
дошкольному возрасту и это служит основой правильной
самооценки.
У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в
самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка
формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в
умении, выполнять практические действия, и моральные качества,
которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам
поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок
может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в
овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник
при самооценке зависят от педагога.
Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском
коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои
интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой
самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком
завышенная самооценка, которая может привести к возникновению
агрессивности и высокомерия.
Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он
добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить
успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не
пользуются популярностью среди детей, это может привести к
изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным
средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить
уверенность в себе и самооценку.
Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от
отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей
внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.
В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят
смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В
рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем
ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у
старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма,
величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые
не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают
их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном.
Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки
(трусость, жадность, лень, хвастовство). Одушевление знакомых
предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое.
Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить
смешное.