Напоминание

"Экспериментирование в детском саду"


Авторы: Резвина Наталья Викторовна, Ефимова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№130 «ЦРР – детский сад»
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Презентация
Тема: "Экспериментирование в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экспериментирование

в детском саду»

Ребенок

-

дошкольник

активная,

думающая, любознательная личность.

Познавая

мир,

ребенок

д е л а е т

множество

открытий.

Детское

экспериментирование является одним

из

наиболее

эффективных

способов

интеллектуального развития.

Экспериментирование прониз

ывает

все

с ф е р ы детской

деятельности:

прием

пищи,

игру,

занятия,

п ро г у л к у ,

сон. Деятельность

экспериментирования

способствует формированию у

д е т е й

п о з н а в а т е л ь н о г о

и н т е р е с а ,

р а з в и в а е т

наблюдательность,

мыслительную деятельность

В

процессе экспериментирования ребенку

необходимо ответить на следующие вопросы:

o Как я это делаю?

o Почему я это делаю именно так, а не

иначе?

o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что

получилось в результате?

В детском

саду проводятся

опыты с предметами неживой

природы,

растениями

и

ж и в о т н ы м и .

Н е с л о ж н ы е

о п ы т ы

м о г у т

б ы т ь

использованы в играх детей;

они могут быть связаны с их

трудом в уголке природы и на

о г о р о д е ,

в к л ю ч а т ь с я

в

занятия.

С детьми можно проводить следующие

опыты и эксперименты

: Экспериментирование с песком, глиной (Уточнить представления о свойствах

песка и глины.)

Опыты с водой (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и

развития растений (вода, свет, тепло).

Экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения

воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха). Наблюдение за

жизнью растений, животных Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут?

Могут ли животные жить в земле?

Экспериментирование с предметами (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных

предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)

В младшей группе необходимо оборудовать мини –

лабораторию для проведения исследований:

специальная посуда, простые приборы, объекты

живой и неживой природы, тазы с песком и водой,

емкости с сыпучими продуктами и т. д.

В старшей группе этого возраста формируются

уголки экспериментирования. Материалы,

находящиеся в уголке экспериментирования,

распределяются по разным разделам, которые

расположены в доступном для

свободного экспериментированияместе и в

достаточном количестве.

В уголке экспериментирования желательно иметь

разное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла;

Разнообразные сосуды из различных материалов

разного объема и формы;

Природный материал; Разные виды бумаги;

Красители: пищевые и непищевые;

Медицинские материалы;

Требования к проведению наблюдений:

1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы

был максимально доступен каждому ребенку.

В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно

участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все они находились в одном ряду. Ребенок

должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить

характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие

от него, почувствовать запах). Вдоль грядки можно разместить всю группу (если грядка большая), а

вокруг аквариума — не более пяти человек.

Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием —

только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это

психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого

усилия, умственного напряжения.

Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время

для

интенсивной

умственной

деятельности

детей

3—10

минут,

этим

временем

и

ограничивается

наблюдение.

3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец.

Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие

приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:

призыв вместе посмотреть что-то интересное;

ласковая интригующая интонация;

загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая часть — основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог

предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2—3 секунды. Секунды молчания и тишины

— главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы.

Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами,

играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух

секунд наблюдения предложить детям показать, как открывает и закрывает рот рыба, как прикрывает глаза

птица, спросить, что ощущают дети. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение

информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о

наблюдаемом объекте.

4. Необходима специальная подготовка к наблюдениям.

Например, перед тем как наблюдать за тем, как птица отдыхает и спит вечером, нужно включить свет с

одной стороны, соблюдать тишину и т. д. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного

наблюдения: послушать, как птица поет, какие звуки издает, что означает пение птицы и пр

Педагог сам отбирает содержание для выполнения

следующих задач:

Для детей 2-3 лет: Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение,

вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию

интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания

причины и т. д.

Для детей 3-5 лет: Продолжать развивать интеллектуальные способности,

прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную

активность.

Для детей 5-7 лет: Развивать самостоятельность детей в постановке целей,

прогнозирование событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и

выразительность решений.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными

исследовательскими методами, с различными способами измерений, с

правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети

сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за

пределы знаний и умений, полученных в специально организованных

видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку,

насыщенный запахами воздух и т. п.

Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим

развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное

отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в

стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое

личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.

Критерием результативности детского экспериментирования является

не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего

интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное

отношение к реальном.



В раздел образования