Авторы: Резвина Наталья Викторовна, Ефимова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№130 «ЦРР – детский сад»
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Презентация
Тема: "Экспериментирование в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
«Экспериментирование
в детском саду»
Ребенок
-
дошкольник
активная,
думающая, любознательная личность.
Познавая
мир,
ребенок
д е л а е т
множество
открытий.
Детское
экспериментирование является одним
из
наиболее
эффективных
способов
интеллектуального развития.
Экспериментирование прониз
ывает
все
с ф е р ы детской
деятельности:
прием
пищи,
игру,
занятия,
п ро г у л к у ,
сон. Деятельность
экспериментирования
способствует формированию у
д е т е й
п о з н а в а т е л ь н о г о
и н т е р е с а ,
р а з в и в а е т
наблюдательность,
мыслительную деятельность
В
процессе экспериментирования ребенку
необходимо ответить на следующие вопросы:
o Как я это делаю?
o Почему я это делаю именно так, а не
иначе?
o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что
получилось в результате?
В детском
саду проводятся
опыты с предметами неживой
природы,
растениями
и
ж и в о т н ы м и .
Н е с л о ж н ы е
о п ы т ы
м о г у т
б ы т ь
использованы в играх детей;
они могут быть связаны с их
трудом в уголке природы и на
о г о р о д е ,
в к л ю ч а т ь с я
в
занятия.
С детьми можно проводить следующие
опыты и эксперименты
: Экспериментирование с песком, глиной (Уточнить представления о свойствах
песка и глины.)
Опыты с водой (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и
развития растений (вода, свет, тепло).
Экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения
воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха). Наблюдение за
жизнью растений, животных Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут?
Могут ли животные жить в земле?
Экспериментирование с предметами (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных
предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)
В младшей группе необходимо оборудовать мини –
лабораторию для проведения исследований:
специальная посуда, простые приборы, объекты
живой и неживой природы, тазы с песком и водой,
емкости с сыпучими продуктами и т. д.
В старшей группе этого возраста формируются
уголки экспериментирования. Материалы,
находящиеся в уголке экспериментирования,
распределяются по разным разделам, которые
расположены в доступном для
свободного экспериментированияместе и в
достаточном количестве.
В уголке экспериментирования желательно иметь
разное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла;
Разнообразные сосуды из различных материалов
разного объема и формы;
Природный материал; Разные виды бумаги;
Красители: пищевые и непищевые;
Медицинские материалы;
Требования к проведению наблюдений:
1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы
был максимально доступен каждому ребенку.
В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно
участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все они находились в одном ряду. Ребенок
должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить
характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие
от него, почувствовать запах). Вдоль грядки можно разместить всю группу (если грядка большая), а
вокруг аквариума — не более пяти человек.
Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием —
только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это
психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого
усилия, умственного напряжения.
Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время
для
интенсивной
умственной
деятельности
детей
—
3—10
минут,
этим
временем
и
ограничивается
наблюдение.
3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец.
Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие
приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:
призыв вместе посмотреть что-то интересное;
ласковая интригующая интонация;
загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.
Вторая часть — основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог
предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2—3 секунды. Секунды молчания и тишины
— главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы.
Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами,
играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух
секунд наблюдения предложить детям показать, как открывает и закрывает рот рыба, как прикрывает глаза
птица, спросить, что ощущают дети. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение
информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о
наблюдаемом объекте.
4. Необходима специальная подготовка к наблюдениям.
Например, перед тем как наблюдать за тем, как птица отдыхает и спит вечером, нужно включить свет с
одной стороны, соблюдать тишину и т. д. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного
наблюдения: послушать, как птица поет, какие звуки издает, что означает пение птицы и пр
Педагог сам отбирает содержание для выполнения
следующих задач:
Для детей 2-3 лет: Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение,
вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию
интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания
причины и т. д.
Для детей 3-5 лет: Продолжать развивать интеллектуальные способности,
прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную
активность.
Для детей 5-7 лет: Развивать самостоятельность детей в постановке целей,
прогнозирование событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и
выразительность решений.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными
исследовательскими методами, с различными способами измерений, с
правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети
сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за
пределы знаний и умений, полученных в специально организованных
видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку,
насыщенный запахами воздух и т. п.
Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим
развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное
отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в
стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое
личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.
Критерием результативности детского экспериментирования является
не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего
интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное
отношение к реальном.