Напоминание

Технология Целеполагания на уроках Английского Языка


Автор: Сухина Вера Ивановна
Должность: учитель английского языка ,завуч
Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 10
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Технология Целеполагания на уроках Английского Языка
Раздел: полное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

__________________________________________________________

Независимо от того, идёт ли речь об отдельном уроке как составляющей единого модуля

(серии уроков), эффективность данной организационной формы учебно-воспитательной

работы

в

школе

в

полной

мере

определяется

тем,

насколько

чётко

и

ясно

учитель

представляет себе цели каждого занятия и фиксирует его конкретные результаты.

Иными словами, уровень владения учителем технологией целеполагания урока является

залогом успеха в обучении иностранному языку.

Определение целей и задач урока требует учёта следующих основных его характеристик:

1.

Современный урок английского языка направлен на коммуникативное развитие

учащихся (а не сообщение знаний о языке).

2.

Каждый

урок

выполняет

не

только

коммуникативную,

но

и

воспитательную,

образовательную и развивающую функцию.

3.

Урок

должен

быть

интересным

для

учащихся

и

эффективным,

что

связано

с

отбором

содержания

обучения,

а

также

с

использованием

образовательных

технологий.

4.

Эффективность урока определяется интеллектуальной, познавательной и речевой

активностью учащихся, что требует отказа от преимущественного использования

фронтальных

форм

работы

в

пользу

групповых,

проектных

способов

форм

и

методов обучения.

5.

Урок должен готовить учащихся к выполнению домашнего задания.

6.

Используемые

на

уроке

задания

должны

отражать

определённую

последовательность

активных

шагов

учащихся

от

овладения

ими

языковыми

средствами общения до аутентичного общения на английском языке.

К

сожалению,

в

книгах

для

учителя

достаточно

часто

встречаются

неконкретные

формулировки задач, которые нельзя механически переносить в свои поурочные планы,

надо избегать формализма.

Чем конкретнее сформулированы цели и задачи, тем ощутимее успехи урока не только

для учителя, но и для учащихся.

Это позволит профессионально корректно определить:

1)

содержание урока (какой материал и какие средства обучения следует отобрать

для достижения цели и задач);

2)

форму

и

общую

стратегию

ведения

урока

(какие

действия

должны

совершить

ученики, чтобы быстрее и эффективнее достичь цели).

Не

секрет,

что

ода

и

та

же

цель,

например,

«формирование

способности

к

устному

общению

в

ситуациях…»

может

означать

для

одной

группы

учащихся

свободное

высказывание в условиях группового взаимодействия, а для других – подготовленное

высказывание с опорой на исходный текст или ключевые слова.

1

Здесь ещё возникает проблема взаимосвязи целевой установки учителя и мотивации

учащихся к изучению языка и общению на этом языке.

Опытные учителя знают, насколько легче работать и добиваться качественных результатов

в группе учащихся, отличающихся высокой мотивацией и осознающих цель и содержание

урока в качестве личностно значимых. Поэтому следует помнить, что для учащихся важно,

что

язык

привносит

в

их

жизнь.

Значит,

интерес

могут

вызвать

лишь

содержание

обучения (о чём писать, говорить, читать, слушать) и технология его усвоения (что и как

делать с этим содержанием). Отсюда очевидно, что важной составляющей любой целевой

установки

должно

быть

формирование

у

учащихся

мотивационной

готовности

к

её

выполнению. Из теории обучения иностранным языкам известно, что цель обучения

иностранному языку есть совокупность трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных

аспектов: прагматического, когнитивного и педагогического.

Так

для

прагматического

аспекта

цели

обучения

иностранному

языку

это

система

целевых практических установок урока, связанных с формированием необходимых для

иноязычного общения знаний, навыков и умений.

Когнитивный

аспект

цели

урока

формулируется

через

систему

образовательных

(обогащение языковой и концептуальной картин мира) и развивающих (способности и

стратегии овладения языком) задач.

Педагогический

аспект,

определяющий

модус

«внелингвистического

существования»

личности обучающегося, есть по сути воспитательный компонент урока.

Например, тема урока «Путешествие в страну изучаемого языка», цель – формирование у

учащихся способности и готовности к чтению на иностранном языке. Задачи:

практическая

– развитие

умения

читать

текст

проспект

с

пониманием

его

общего содержания;

образовательная – расширение представлений учащихся о стране изучаемого

языка;

воспитательная – воспитание внимательного отношения к печатному тексту,

интереса к достопримечательностям другой страны;

развивающая – развитие умения осуществлять содержательную идентификацию

(например, соотнесение вопроса и соответствующего фрагмента текста).

Для формулирования этих задач могут быть использованы следующие глаголы:

сформировать/активизировать навык:

слухо-произносительный,

лексический,

грамматический,

орфографический,

техники чтения;

развить умение:

2

диалогической

речи

(начать

диалог,

соблюдать

нормы

речевого

этикета,

реагировать согласием, возражением, одобрением),

монологической речи,

аудирования,

чтения, письменной речи.

Главное, чтобы практическая задача была сформулирована конкретно и позволяла чётко

представлять конечные результаты урока.

Воспитательные задачи могут встречаться в следующих формулировках:

вызвать интерес к…,

пробудить любознательность, творческую активность за счёт…,

пробудить гордость,

привлечь внимание,

стимулировать способность работать в коллективе.

Образовательные задачи:

расширить представления/знания о…

расширить (общий, лингвистический) кругозор за счёт…

познакомить с традициями, обычаями, реалиями…

Развивающие задачи:

развитие

речи

(обогатить

словарный

запас

школьников,

способность

самостоятельно высказываться),

развитие компенсаторных умений,

развитие

мышления

умения

анализировать,

обобщать,

систематизировать

языковые явления, выражать и обосновывать свою точку зрения,

развитие речевых механизмов устной и письменной речи,

развитие саморефлексии и универсальных учебных умений.

Поэтому

при

формулировании

целевых

установок

каждого

урока

учителю

важно

задуматься над следующими вопросами:

1.

Какие результаты ожидаемы по окончании урока?

2.

Как

обеспечивается

комплексность

и

взаимосвязь

четырёх

(практическая,

образовательная, воспитательная, развивающая) составляющих цели урока?

3.

Как учитываются особенности учебной группы?

4.

Какие

формы,

методы

и

содержание

обучения

будут

соответствовать

цели

и

задачам урока?

5.

Как можно оценить результаты урока?

Таким

образом,

технология

целеполагания

урока

предполагает

осуществление

таких

педагогических шагов, как:

определения места урока в системе/серии уроков,

анализ заданных извне установок и требований,

3

использование

личностных

возможностей,

потребностей

и

предпочтений

по

отношению к уроку,

чёткое определение результатов урока,

выявление способов для формирования мотивации обучающихся в реализации

цели и задач урока,

анализ и обобщение полученных результатов,

определение путей дальнейшего продвижения.

Таким

образом,

новые

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

заставили переосмыслить цели, содержание, структуру, форму учебного взаимодействия,

характер решаемых учебных задач, планируемые результаты.

В цели урока должно быть отражено устремление не учителя (научить, создать условия и

пр.),

а

самого

обучающегося,

который

сможет

выполнить

определённые

речевые

действия для решения той или иной коммуникативно-познавательной задачи.

Итак,

отличительной

особенностью

современного

урока

является

то,

что

учитель

и

обучающиеся

в

равной

мере

понимают

цели

совместной

деятельности

и

осознанно

стремятся к достижению запланированных результатов.

Учебные

задания,

выполняемые

во

фронтальном

режиме,

признаны

в

современной

методике малоэффективными и не экономными по времени. Основное учебное время

урока отводится парной, групповой, командной работе обучающихся, а также хоровой

работе,

что

позволяет

повышать

плотность

общения.

Поэтому

особое

значение

приобретает

умение

учителя

выявлять

и

реализовывать

оптимальные

условия

межличностного общения, обучать школьников правилам взаимоотношений в группе,

приёмам установления и поддержания эмоционального контакта.

В

терминологическом

поле

методической

науки

появилось

понятие

«технологическая

карта

урока».

Создание

технологической

карты

урока

можно

рассматривать

как

проектирование

определённого

отрезка

учебно-воспитательного,

то

есть

создание

концептуальной модели, прообраза урока. Она может иметь форму понятной таблицы, в

которой

обозначены

формулировки

целей

урока,

показаны

наиболее

рациональные

приёмы

и

технологии,

указаны

формы

учебного

взаимодействия

и

планируемые

результаты.

Урок иностранного языка в силу специфики учебной дисциплины является многоцелевым.

Поэтому в технологической карте обозначаются три – четыре практические цели, которые

формулируются

с

учётом

изучаемого

языкового

и

речевого

материала,

например:

«к

концу урока учащиеся смогут:

1)

использовать новую грамматическую структуру в небольших высказываниях;

2)

придумывать предложения, логически связанные с данными;

3)

выделять в прослушанном тексте основные смысловые элементы;

4)

составлять монологические высказывания по теме.

4

В соответствии с целями выбираются приёмы, технологии и прогнозируемые учебные

результаты.

Таким

образом

грамотное

планирование

приводит

к

достижению

запланированных

результатов.

В.И. Сухина

Заслуженный учитель РФ

5



В раздел образования