Автор: Сухина Вера Ивановна
Должность: учитель английского языка ,завуч
Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 10
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Технология Целеполагания на уроках Английского Языка
Раздел: полное образование
ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
__________________________________________________________
Независимо от того, идёт ли речь об отдельном уроке как составляющей единого модуля
(серии уроков), эффективность данной организационной формы учебно-воспитательной
работы
в
школе
в
полной
мере
определяется
тем,
насколько
чётко
и
ясно
учитель
представляет себе цели каждого занятия и фиксирует его конкретные результаты.
Иными словами, уровень владения учителем технологией целеполагания урока является
залогом успеха в обучении иностранному языку.
Определение целей и задач урока требует учёта следующих основных его характеристик:
1.
Современный урок английского языка направлен на коммуникативное развитие
учащихся (а не сообщение знаний о языке).
2.
Каждый
урок
выполняет
не
только
коммуникативную,
но
и
воспитательную,
образовательную и развивающую функцию.
3.
Урок
должен
быть
интересным
для
учащихся
и
эффективным,
что
связано
с
отбором
содержания
обучения,
а
также
с
использованием
образовательных
технологий.
4.
Эффективность урока определяется интеллектуальной, познавательной и речевой
активностью учащихся, что требует отказа от преимущественного использования
фронтальных
форм
работы
в
пользу
групповых,
проектных
способов
форм
и
методов обучения.
5.
Урок должен готовить учащихся к выполнению домашнего задания.
6.
Используемые
на
уроке
задания
должны
отражать
определённую
последовательность
активных
шагов
учащихся
от
овладения
ими
языковыми
средствами общения до аутентичного общения на английском языке.
К
сожалению,
в
книгах
для
учителя
достаточно
часто
встречаются
неконкретные
формулировки задач, которые нельзя механически переносить в свои поурочные планы,
надо избегать формализма.
Чем конкретнее сформулированы цели и задачи, тем ощутимее успехи урока не только
для учителя, но и для учащихся.
Это позволит профессионально корректно определить:
1)
содержание урока (какой материал и какие средства обучения следует отобрать
для достижения цели и задач);
2)
форму
и
общую
стратегию
ведения
урока
(какие
действия
должны
совершить
ученики, чтобы быстрее и эффективнее достичь цели).
Не
секрет,
что
ода
и
та
же
цель,
например,
«формирование
способности
к
устному
общению
в
ситуациях…»
может
означать
для
одной
группы
учащихся
свободное
высказывание в условиях группового взаимодействия, а для других – подготовленное
высказывание с опорой на исходный текст или ключевые слова.
1
Здесь ещё возникает проблема взаимосвязи целевой установки учителя и мотивации
учащихся к изучению языка и общению на этом языке.
Опытные учителя знают, насколько легче работать и добиваться качественных результатов
в группе учащихся, отличающихся высокой мотивацией и осознающих цель и содержание
урока в качестве личностно значимых. Поэтому следует помнить, что для учащихся важно,
что
язык
привносит
в
их
жизнь.
Значит,
интерес
могут
вызвать
лишь
содержание
обучения (о чём писать, говорить, читать, слушать) и технология его усвоения (что и как
делать с этим содержанием). Отсюда очевидно, что важной составляющей любой целевой
установки
должно
быть
формирование
у
учащихся
мотивационной
готовности
к
её
выполнению. Из теории обучения иностранным языкам известно, что цель обучения
иностранному языку есть совокупность трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных
аспектов: прагматического, когнитивного и педагогического.
Так
для
прагматического
аспекта
цели
обучения
иностранному
языку
–
это
система
целевых практических установок урока, связанных с формированием необходимых для
иноязычного общения знаний, навыков и умений.
Когнитивный
аспект
цели
урока
формулируется
через
систему
образовательных
(обогащение языковой и концептуальной картин мира) и развивающих (способности и
стратегии овладения языком) задач.
Педагогический
аспект,
определяющий
модус
«внелингвистического
существования»
личности обучающегося, есть по сути воспитательный компонент урока.
Например, тема урока «Путешествие в страну изучаемого языка», цель – формирование у
учащихся способности и готовности к чтению на иностранном языке. Задачи:
практическая
– развитие
умения
читать
текст
–
проспект
с
пониманием
его
общего содержания;
образовательная – расширение представлений учащихся о стране изучаемого
языка;
воспитательная – воспитание внимательного отношения к печатному тексту,
интереса к достопримечательностям другой страны;
развивающая – развитие умения осуществлять содержательную идентификацию
(например, соотнесение вопроса и соответствующего фрагмента текста).
Для формулирования этих задач могут быть использованы следующие глаголы:
сформировать/активизировать навык:
слухо-произносительный,
лексический,
грамматический,
орфографический,
техники чтения;
развить умение:
2
диалогической
речи
(начать
диалог,
соблюдать
нормы
речевого
этикета,
реагировать согласием, возражением, одобрением),
монологической речи,
аудирования,
чтения, письменной речи.
Главное, чтобы практическая задача была сформулирована конкретно и позволяла чётко
представлять конечные результаты урока.
Воспитательные задачи могут встречаться в следующих формулировках:
вызвать интерес к…,
пробудить любознательность, творческую активность за счёт…,
пробудить гордость,
привлечь внимание,
стимулировать способность работать в коллективе.
Образовательные задачи:
расширить представления/знания о…
расширить (общий, лингвистический) кругозор за счёт…
познакомить с традициями, обычаями, реалиями…
Развивающие задачи:
развитие
речи
(обогатить
словарный
запас
школьников,
способность
самостоятельно высказываться),
развитие компенсаторных умений,
развитие
мышления
–
умения
анализировать,
обобщать,
систематизировать
языковые явления, выражать и обосновывать свою точку зрения,
развитие речевых механизмов устной и письменной речи,
развитие саморефлексии и универсальных учебных умений.
Поэтому
при
формулировании
целевых
установок
каждого
урока
учителю
важно
задуматься над следующими вопросами:
1.
Какие результаты ожидаемы по окончании урока?
2.
Как
обеспечивается
комплексность
и
взаимосвязь
четырёх
(практическая,
образовательная, воспитательная, развивающая) составляющих цели урока?
3.
Как учитываются особенности учебной группы?
4.
Какие
формы,
методы
и
содержание
обучения
будут
соответствовать
цели
и
задачам урока?
5.
Как можно оценить результаты урока?
Таким
образом,
технология
целеполагания
урока
предполагает
осуществление
таких
педагогических шагов, как:
определения места урока в системе/серии уроков,
анализ заданных извне установок и требований,
3
использование
личностных
возможностей,
потребностей
и
предпочтений
по
отношению к уроку,
чёткое определение результатов урока,
выявление способов для формирования мотивации обучающихся в реализации
цели и задач урока,
анализ и обобщение полученных результатов,
определение путей дальнейшего продвижения.
Таким
образом,
новые
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
заставили переосмыслить цели, содержание, структуру, форму учебного взаимодействия,
характер решаемых учебных задач, планируемые результаты.
В цели урока должно быть отражено устремление не учителя (научить, создать условия и
пр.),
а
самого
обучающегося,
который
сможет
выполнить
определённые
речевые
действия для решения той или иной коммуникативно-познавательной задачи.
Итак,
отличительной
особенностью
современного
урока
является
то,
что
учитель
и
обучающиеся
в
равной
мере
понимают
цели
совместной
деятельности
и
осознанно
стремятся к достижению запланированных результатов.
Учебные
задания,
выполняемые
во
фронтальном
режиме,
признаны
в
современной
методике малоэффективными и не экономными по времени. Основное учебное время
урока отводится парной, групповой, командной работе обучающихся, а также хоровой
работе,
что
позволяет
повышать
плотность
общения.
Поэтому
особое
значение
приобретает
умение
учителя
выявлять
и
реализовывать
оптимальные
условия
межличностного общения, обучать школьников правилам взаимоотношений в группе,
приёмам установления и поддержания эмоционального контакта.
В
терминологическом
поле
методической
науки
появилось
понятие
«технологическая
карта
урока».
Создание
технологической
карты
урока
можно
рассматривать
как
проектирование
определённого
отрезка
учебно-воспитательного,
то
есть
создание
концептуальной модели, прообраза урока. Она может иметь форму понятной таблицы, в
которой
обозначены
формулировки
целей
урока,
показаны
наиболее
рациональные
приёмы
и
технологии,
указаны
формы
учебного
взаимодействия
и
планируемые
результаты.
Урок иностранного языка в силу специфики учебной дисциплины является многоцелевым.
Поэтому в технологической карте обозначаются три – четыре практические цели, которые
формулируются
с
учётом
изучаемого
языкового
и
речевого
материала,
например:
«к
концу урока учащиеся смогут:
1)
использовать новую грамматическую структуру в небольших высказываниях;
2)
придумывать предложения, логически связанные с данными;
3)
выделять в прослушанном тексте основные смысловые элементы;
4)
составлять монологические высказывания по теме.
4
В соответствии с целями выбираются приёмы, технологии и прогнозируемые учебные
результаты.
Таким
образом
грамотное
планирование
приводит
к
достижению
запланированных
результатов.
В.И. Сухина
Заслуженный учитель РФ
5