Автор: Гукалова Лариса Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №276"
Населённый пункт: г. Гаджиево Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как способ вовлечения родителей, детей в образовательную деятельность
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей,
детей в образовательную деятельность.
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в
образовании, требуют новых форм организации педагогического процесса в школе.
Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых
(педагогов, родителей) и детей.
Совместная деятельность ребенка с взрослым понимается как партнерская
деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением. Выбор
форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими
особенностями школьного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от
интересов и предпочтений учащихся школы, от профессиональной компетентности
учителей и специалистов, привлекаемых для сотрудничества, от заинтересованности и
включенности родителей в совместную деятельность.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности
является проектная деятельность, которая охватывает разные стороны развития личности
школьников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей
позволяет осуществлять учителю интеграцию практически всех образовательных
областей, поскольку предполагает взаимодействие учащихся друг с другом и с учителями,
их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.
В современном информационном обществе метод проектов является особенно
актуальным. Основной тезис понимания метода проектов заключается в понимании
детьми, для чего им нужны получаемые знания, результаты, где и как они будут
использовать их в своей жизни.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического
процесса в образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями
учащихся. Родители и учителя – воспитатели одних и тех же детей, и результат
воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности:
отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной на-
циональной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей
культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы
сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его
эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными
воспитателями являются родители, а задача школы помочь им. Задача очень непростая. И
на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не
существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.
А ведь так важно не растерять душу подрастающего поколения! Поэтому забота о
воспитании детей становится важнейшим делом родителей, педагогов, всех членов
общества.
На данный момент во ФГОС определен принцип партнерского взаимодействия с
родителями. Он ориентирует родителей на участие в реализации программы, создание
условий для полноценного и своевременного развития школьника, чтобы не упустить
важнейший период в развитии его личности. Основная цель взаимодействия школы и
семьи – создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для
саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (школьников,
родителей, учителей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою
деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений
между ребенком, родителями и школой.
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и
перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и
опыта. Она основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой – на
основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные
пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами, фантазирование, наблюдение –
изучение – исследование).
Проектная деятельность – это создание руководителем проекта таких условий,
которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый
практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать
его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом,
поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным
деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к
обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие
познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные
представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве,
восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
- создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимание и доверие между всеми
участниками педагогического процесса;
- выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в школе и
семье;
- создать условия для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия
формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;
- повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях
распространять положительный опыт воспитания в семье;
- расширять сферу участия родителей в организации жизни школы, устанавливать
партнерские отношения с семьей каждого учащегося.
Ярким примером сотрудничества педагогов, родителей, учащихся является
ежегодное участие школы во Всероссийской акции «Я-гражданин России!». Цель акции –
вовлечение учащихся в общественно-полезную социальную деятельность, формирование
у них активной гражданской позиции, интеллектуального и личностного развития
учащихся посредством проектной деятельности. Одна из задач акции – приобретение
учащимися социального сотрудничества. Например, в рамках участия нашей школы в
акции «Я-гражданин России!» за последние несколько лет были реализованы социальные
проекты: «Заполярный Олимпионик», «Дорогами войны», «Радуга профессий»,
«Обыкновенное чудо». Каждый из этих проектов был создан и реализован совместно с
родителями уяащихся.
«Обыкновенное чудо»
Организация и проведение Всемирного Дня снега на базе школы
Всего- 214 чел.: 112 учащихся, 14 учителей, 28 родителей, 48 шефов,
12 неравнодушных жителей города
1.
Поиск информации по истории возникновения праздника, посвященного
Всемирному Дню снега (иное название – Международный день зимних видов
спорта) и саамским национальным играми.
2.
Создание эскиза будущей горки и эмблемы Дня снега на севере.
3.
Постройка горки.
4.
Благотворительная акция «Навстречу будущему».
Собрано 6 ледянок, 5 пар лыж, 3 пары коньков, 2 ватрушка и передано детям из
малообеспеченных семей.
5.
Проведение спортивных соревнований, посвященных Всемирному Дню снега.
«Дорогами войны»
В рамках празднования Великой Победы
Всего: 121 чел.: 66 учащихся, 12 учителей, 32 родителя, шефы – 6 чел.,
члены общественной организации «Дети Великой Отечественной войны» - 5 чел.
1.
Игра-путешествие «Дорогами войны».
2.
В рамках акции «Солдатский вещмешок» для формирования подарков сшили 15
вещмешков.
3.
К
организации
акции
«Поздравь
солдата»
были
привлечены
классы
школы,
сотрудники школы, родители.
«Радуга профессий»
Всего:102 чел.: 43 учащегося, 38 родителей, 8 учителей, 13 шефов
1.
Конкурс «Дизайнерские идеи».
2.
Ремонт 30 ящичков для обуви.
3.
Пошив 2 мешков для «потеряшек».
4.
Покраска гардероба для девочек.
5.
Приготовление печенья, блинов для угощения участников торжественного
открытия школьного гардероба.
6.
В течение месяца на классных часах проведение информационного марафона
«Рабочие профессии: за и против».
Практика школьного образования сегодня обновляется в соответствии с
требованиями общества, для которого важнейшим показателем качества деятельности
педагогов школы становится успешная социализация ребенка. Важнейшим условием
обновления практики школьного образования является освоение и применение педагогами
проектного метода, как средства обеспечения нового качества образовательной работы с
детьми в школе. Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает
условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим
образом влияет на результаты воспитательной работы.