Напоминание

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей, детей в образовательную деятельность


Автор: Гукалова Лариса Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №276"
Населённый пункт: г. Гаджиево Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как способ вовлечения родителей, детей в образовательную деятельность
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность как способ вовлечения родителей,

детей в образовательную деятельность.

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в

образовании, требуют новых форм организации педагогического процесса в школе.

Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых

(педагогов, родителей) и детей.

Совместная деятельность ребенка с взрослым понимается как партнерская

деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением. Выбор

форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими

особенностями школьного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от

интересов и предпочтений учащихся школы, от профессиональной компетентности

учителей и специалистов, привлекаемых для сотрудничества, от заинтересованности и

включенности родителей в совместную деятельность.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности

является проектная деятельность, которая охватывает разные стороны развития личности

школьников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей

позволяет осуществлять учителю интеграцию практически всех образовательных

областей, поскольку предполагает взаимодействие учащихся друг с другом и с учителями,

их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

В современном информационном обществе метод проектов является особенно

актуальным. Основной тезис понимания метода проектов заключается в понимании

детьми, для чего им нужны получаемые знания, результаты, где и как они будут

использовать их в своей жизни.

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического

процесса в образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями

учащихся. Родители и учителя – воспитатели одних и тех же детей, и результат

воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности:

отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной на-

циональной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей

культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы

сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его

эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными

воспитателями являются родители, а задача школы помочь им. Задача очень непростая. И

на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не

существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

А ведь так важно не растерять душу подрастающего поколения! Поэтому забота о

воспитании детей становится важнейшим делом родителей, педагогов, всех членов

общества.

На данный момент во ФГОС определен принцип партнерского взаимодействия с

родителями. Он ориентирует родителей на участие в реализации программы, создание

условий для полноценного и своевременного развития школьника, чтобы не упустить

важнейший период в развитии его личности. Основная цель взаимодействия школы и

семьи – создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для

саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (школьников,

родителей, учителей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою

деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений

между ребенком, родителями и школой.

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и

перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и

опыта. Она основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой – на

основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные

пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами, фантазирование, наблюдение –

изучение – исследование).

Проектная деятельность – это создание руководителем проекта таких условий,

которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый

практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать

его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом,

поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным

деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к

обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие

познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные

представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве,

восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

- создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимание и доверие между всеми

участниками педагогического процесса;

- выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в школе и

семье;

- создать условия для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия

формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;

- повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;

- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях

распространять положительный опыт воспитания в семье;

- расширять сферу участия родителей в организации жизни школы, устанавливать

партнерские отношения с семьей каждого учащегося.

Ярким примером сотрудничества педагогов, родителей, учащихся является

ежегодное участие школы во Всероссийской акции «Я-гражданин России!». Цель акции –

вовлечение учащихся в общественно-полезную социальную деятельность, формирование

у них активной гражданской позиции, интеллектуального и личностного развития

учащихся посредством проектной деятельности. Одна из задач акции – приобретение

учащимися социального сотрудничества. Например, в рамках участия нашей школы в

акции «Я-гражданин России!» за последние несколько лет были реализованы социальные

проекты: «Заполярный Олимпионик», «Дорогами войны», «Радуга профессий»,

«Обыкновенное чудо». Каждый из этих проектов был создан и реализован совместно с

родителями уяащихся.

«Обыкновенное чудо»

Организация и проведение Всемирного Дня снега на базе школы

Всего- 214 чел.: 112 учащихся, 14 учителей, 28 родителей, 48 шефов,

12 неравнодушных жителей города

1.

Поиск информации по истории возникновения праздника, посвященного

Всемирному Дню снега (иное название – Международный день зимних видов

спорта) и саамским национальным играми.

2.

Создание эскиза будущей горки и эмблемы Дня снега на севере.

3.

Постройка горки.

4.

Благотворительная акция «Навстречу будущему».

Собрано 6 ледянок, 5 пар лыж, 3 пары коньков, 2 ватрушка и передано детям из

малообеспеченных семей.

5.

Проведение спортивных соревнований, посвященных Всемирному Дню снега.

«Дорогами войны»

В рамках празднования Великой Победы

Всего: 121 чел.: 66 учащихся, 12 учителей, 32 родителя, шефы – 6 чел.,

члены общественной организации «Дети Великой Отечественной войны» - 5 чел.

1.

Игра-путешествие «Дорогами войны».

2.

В рамках акции «Солдатский вещмешок» для формирования подарков сшили 15

вещмешков.

3.

К

организации

акции

«Поздравь

солдата»

были

привлечены

классы

школы,

сотрудники школы, родители.

«Радуга профессий»

Всего:102 чел.: 43 учащегося, 38 родителей, 8 учителей, 13 шефов

1.

Конкурс «Дизайнерские идеи».

2.

Ремонт 30 ящичков для обуви.

3.

Пошив 2 мешков для «потеряшек».

4.

Покраска гардероба для девочек.

5.

Приготовление печенья, блинов для угощения участников торжественного

открытия школьного гардероба.

6.

В течение месяца на классных часах проведение информационного марафона

«Рабочие профессии: за и против».

Практика школьного образования сегодня обновляется в соответствии с

требованиями общества, для которого важнейшим показателем качества деятельности

педагогов школы становится успешная социализация ребенка. Важнейшим условием

обновления практики школьного образования является освоение и применение педагогами

проектного метода, как средства обеспечения нового качества образовательной работы с

детьми в школе. Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает

условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим

образом влияет на результаты воспитательной работы.



В раздел образования