Напоминание

Арт - терапевтические возможности применения техники "зентангл" в психокоррекционной работе психолога


Автор: Юдина Ольга Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Г(О)БУ Центр "СемьЯ"
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: Арт - терапевтические возможности применения техники "зентангл" в психокоррекционной работе психолога
Раздел: дополнительное образование





Назад




Арт-терапевтические возможности применения техники

«зентангл» в психокоррекционной работе психолога

Есть на свете три пути:

Верь,

Надейся,

И люби!

Меняй в своей жизни то, что можешь изменить. Ищи силы

принять то, что изменить не можешь и проси мудрость, чтобы

отличить одно от другого.

Жизнь - радуга, так играй красками!

Арт-терапия

-

это

метод

коррекции

и

развития

посредством

художественного

творчества.

Этот

метод

не

имеет

ограничений

и

противопоказаний. В большинстве случаев он используется при: внутри и

межличностных конфликтах, кризисных состояниях. Это особенно актуально

при

работе

с

детьми

и

делает

ее

незаменимым

инструментом

для

исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не

может выразить словами свое эмоциональное состояние. Особую ценность

арт-терапевтическая

работа

может

иметь

для

детей

и

взрослых,

испытывающих

определенные

затруднения

в

вербализации

своих

переживаний,

например,

из-за

речевых

нарушений,

малоконтактности,

а

также при стрессовых расстройствах.

Неосознаваемые конфликты и переживания легче выразить с помощью

зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания. Содержание и

стиль художественных работ дают возможность получить информацию о

ребенке. Совместное участие в художественной деятельности способствует

возникновению чувства эмпатии и взаимного принятия, облегчает процесс

коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на

сверстников детей.

Зентангл - это черно-белые рисунки, состоящие из линий, простых

элементов, зачастую повторяющихся. Он создается из узоров, не имеющих

смысловой нагрузки, на листе бумаги для рисования размером 9 х 9 см.

Такого

формата

достаточно,

чтобы

закончить

работу

за

относительно

короткий отрезок времени. Процесс представляет собой форму медитации с

использованием ручки и карандаша. Это довольно молодое направление,

которому

примерно

8

лет.

Считается,

что

зародилось

оно

в

Америке.

Основоположниками

являются

Мария

Томас

и

Рик

Робертс.

Название

Зентангл (Zentangle) получилось от слов "дзэн" — мистическое созерцание

и tangle, что по-английски означает "узор".

Зентангл

-

это

рисование

по определённому

алгоритму,

которому

может легко обучиться любой желающий, способ доступен и для тех, кто

первый раз берет в руки ручку; этим методом могут овладеть и люди, которые

думают,

что

не умеют

рисовать.

Также

это

способ

создания

красивых

рисунков при помощи структурированных орнаментов. Более того, не нужно

учиться рисовать - зентангл сам всему научит. Не требуются и специальные

приспособления,

оборудование,

место

или

технические

способности

-

рисовать может каждый и где угодно. Художественные знания и умения тоже

не нужны - зентангл подходит всем.

Для

данной

техники

необходимы

инструменты:

лист

уплотненной

бумаги, простой карандаш и гелиевая ручка. Особенностью является то, что

неспешное рисование повторяемых узоров вводит в медитативное состояние,

таким образом, рисуя "зентангл", человек фокусируется на процессе, а не

на результате,

что

имеет

терапевтический

эффект

выхода

эмоций,

расслабления и улучшения самочувствия.

Применение

техники

«зентангл»

в

психокоррекционной

работе

психолога создает

богатые

возможности

для

экспериментирования

с

кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их

восприятию,

оказывает

влияние

на

осознание

ребенком

своих

чувств,

переживаний

и

эмоциональных

состояний,

помогают

р а з в и т ь

художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом

является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления

скрытых талантов и их развития.

Арт-терапевтическая

работа

вызывает

положительные

эмоции,

помогает

преодолеть

апатию

и

безынициативность,

сформировать

более

активную жизненную позицию. Зентангл базируются на «переключении»

активности полушарий головного мозга: левое полушарие - это своеобразный

цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние

чувства, подавляя их, правое же полушарие, которое активизируется во время

творческой

деятельности,

запускает

бессознательные

проце ссы,

открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-

терапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и

работа

эта

направлена

на

осознание

и

исправление

внутренних,

бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д.

Результаты

исследований

показывают,

что

он

улучшает

память,

стимулирует творческие способности, поднимает настроение, успокаивает в

стрессовых ситуациях.

Зентанглу

приписывают

длинный

список

достоинств,

который

постоянно растет:

релаксация;

борьба с бессонницей;

появление вдохновения;

повышение самооценки;

развитие концентрации внимания и творческих способностей;

создание красивых произведений искусства, развитие мелкой моторики

руки, глазомера и др.

В своей деятельности я использую данную технику в групповых и

индивидуальных занятиях. Обычно это 30-60 минутные занятия. Особенно

яркий

эффект

дает

работа

в

группе.

Например,

предлагается

создание

индивидуальных

работ

в

группе,

а

также

создание

общей

работы.

Для

овладения данной техникой достаточно 1-3 занятия. В процессе рисования

также

можно

использовать

цветные

карандаши,

краски,

гуашь,

блестки.

Занятия проходят под расслабляющую спокойную музыку.

Рисование

зентанглов

приучает

детей

и

взрослых

доверять

своим

инстинктам.

При

рисовании

происходит:

-

расставание

с

негативными

эмоциями, пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Рисуя, человек

дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает,

иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для

него образы и события. Кроме того, оттачивая штрихи, совершенствуя узоры

и

рисунки,

корректируется

зрительно-моторная

координация,

что

очень

необходимо для развития дошкольников и младших школьников.

В занятии рисованием очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой

успех

в

этом

деле.

Если

он

видит,

что

имеет

успех

в

выражении

и

отображении своих эмоций, создании уникальных рисунков, к нему приходит

успех

в

общении,

а

взаимодействие

с

миром

становится

более

конструктивным.

Успех

в

творчестве

в

его

психике

бессознательно

переносится и на обычную жизнь. Ребенок замечает, что из простых узоров

(веточки,

листья,

цветы,

волны,

треугольники,

квадраты,

круги)

можно

создавать красивые картины. Дети, увлеченные этим направлением, не только

собирают свои рисунки, они обмениваются ими друг с другом. В процессе

занятий происходит выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями

своих проблем, самого себя; активный поиск новых форм взаимодействия с

миром,

подтверждение

своей

индивидуальности,

неповторимости

и

значимости; и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в

постоянно

меняющемся

мире

(гибкости). Это

и

есть

основная

цель

психокоррекционной работы.

Техника зентангл позволяет сделать

процесс рисования радостным,

интересным,

успешным,

индивидуальным

для

каждого,

способствует

гармонизации отношений в структуре ребенок-ребенок, ребенок-взрослый.

Изобразительное

творчество

является

мостом

между

миром

фантазии

и

реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать

некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи

художественных средств. Творя и созидая, дети и взрослые в используемых

для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы.

На мой взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление.

Зентангл - всегда сюрприз, который раскрывается перед глазами художника с

каждым новым штрихом. Дети и взрослые погружаются в увлекательнейший

мир, в котором предстоит совершить много самостоятельных открытий. А

главное, в зентангле невозможно ошибиться. Это одна из немногих форм

искусства, в которой ничего нельзя спланировать. Отсутствует возможность

следовать по четкому плану, именно поэтому он очень нравится детям и

взрослым!

Групповые и индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ

Творческие проекты

Арт-терапевтический мини-тренинг «Эффект ЗЕНТАНГЛ»

Литература:

1.

Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.

2.

Рудестам К. "Групповая психотерапия". СПб., 2000.

3.

Шевченко М."Я рисую успех и здоровье!". Питер, 2007.

4.

"Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина.

СПб., 2002.

5.

Бекка Крахула «Зентангл для релаксации, вдохновения и

удовольствия», СПб., 2014.



В раздел образования