Автор: Корнюшова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ ст. Евсино"
Населённый пункт: ст. Евсино, Искитимского района Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: "СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ"
Раздел: среднее образование
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ
Оглавление
Введение................................................................................................................... 3
1. Понятие, признаки, основные проявления и критерии оценки
социально-педагогической запущенности детей и подростков..........................4
2. Детерминанты и причины социально-педагогической запущенности
детей..........................................................................................................................9
3. Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности......14
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы................................................................... 20
Введение
Проблема социально-педагогической запущенности и дезадаптации у
школьников на сегодняшний день весьма актуальна, и представляет собой
одну из наиболее распространенных и обсуждаемых тем современности.
Актуальность и важность ее заключена в том, что ежегодно статистические
исследования фиксируют рост числа детской преступности и наркомании,
также наблюдается тенденция к постепенному увеличению числа детей с
девиантным
поведением.
Причинами
появления
отклонений
в
поведении
детей
могут
стать
как
нестабильность
политического,
социально-
экономического
и
экологического
устройства
общества,
увеличение
воздействия
псевдокультур,
изменение
в
содержании
ценностного
ориентирования детей, так и социально-педагогические условия, в которых
развивается
ребенок:
неблагоприятные
детско-родительские
отношения,
недостаточный контроль над поведением ребенка или же его отсутствие,
излишняя занятость родителей, а также большое количество разводов.
Дети,
имеющие
статус
запущенных,
по
сути,
не
адаптированы
к
полноценному
существованию
в
социуме
и
поэтому
требуют
большей
заботы,
внимания
и
тактичного
общения.
Вместе
с
тем,
зачастую
как
педагоги,
так
и
родители,
сталкиваясь
с
определенными
трудностями
в
воспитании и обучении детей, не знают признаков, которые предупреждают
социально-педагогическую
запущенность.
Они
не
до
конца
осознают
ее
опасность и связанные с ней негативные последствия; нередко оказываются
не подготовленными ни в организации, ни в координации воспитательных
взаимодействий,
направленных
на
предупреждение
этого,
бесспорно,
негативного явления. В данной ситуации необходима помощь социальных
педагогов и психологов.
Цель данной работы заключается в изучении сущности социально-
педагогической запущенности детей, а также особенностей коррекционной
работы с такими детьми.
2
1. Понятие, признаки, основные проявления и критерии оценки
социально-педагогической запущенности детей и подростков
Социально-педагогическая
запущенность
представляет
собой
состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у
него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и выражается в
нарушенном образе «Я» [7].
Главное противоречие социально-запущенного ребенка заключается в
его стремлении к принятию и признанию, успеху как потребности личности и
социальной
дезадаптации.
Неразрешимость
этого
противоречия,
с
одной
стороны,
вызывает
внутреннюю
и
внешнюю
конфликтность
ребенка,
компенсаторно-защитные реакции, а, с другой, – усугубляет его недостатки,
приводит к возникновению комплекса неполноценности.
Зачастую
термин
«социально-педагогиче ски
зап у щ е н н ы е
обучающиеся» используют в качестве синонима к термину «трудные» дети.
Но
между
ними
все
же
существуют
различия.
Дефиниция
«социально-
педагогически запущенный» характерна, скорее, для истории обучения и
воспитания конкретного ребенка, в то время как «трудный» характеризует,
прежде
всего,
результат
подобного
«обучения»
или
«воспитания»:
обучающийся может быть труден для работы с ним педагогов, по отношению
к такому обучающемуся малоэффективны или же не неэффективны совсем
общепринятые методы и формы педагогического воздействия [4].
Социально-педагогически
запущенному
ребенку
рано
или
поздно
суждено стать трудным. Изучение подростков-делинквентов показывает, что
истоки
их
учебных
неуспехов
и
аномального
поведения
лежат
в
их
педагогической
и
социальной
запущенности,
различных
отклонениях,
в
состоянии
физического
и
психического
здоровья
[1].
В
свою
очередь,
трудности
не
всегда
являются
следствием
социально-педагогической
запущенности. Они могут возникать как в результате заболеваний ребенка, в
силу
некоторых
наследственных
или
же
врожденных
факторов,
так
и
в
3
результате
других
причин.
Однако
подавляющее
большинство
случаев
подтверждают,
что
учащийся
становится
«трудным»
именно
вследствие
социально-педагогической запущенности.
Кроме того, анализ исследований по проблеме детской дезадаптации в
ХХ веке позволил выяснить, что самые популярные термины, так или иначе,
обозначающие
различные
отклонения
несовершеннолетних,
были:
трудновоспитуемые, труднообучаемые, трудные, педагогически запущенные,
безнадзорные,
бе спризорные,
социально
или
с о ц и о кул ьту р н о
неблагополучные,
девиантные,
делинквентные,
дискомфортные,
и,
в
конечном
счете,
дезадаптированные.
Как
составляющие
вышеназванных
разновидностей
отклонений
поведения
рассматривались:
неуспевающие,
недисциплинированные, конфликтные, депривированные и т.д. [5].
Обобщая
множественную
терминологию,
которая
относится
к
категории
определения
неблагополучных
внутренне
или
внешне
детей,
можно
определить,
что
большинство
из
них
объединено
тем,
что
хотя
«трудные»
дети
проявляют
сопротивление
педагогическому
воздействию,
педагогически запущенные недополучают «дозу» педагогического влияния, в
свою
очередь,
социально-запущенные
(асоциальные,
девиантные,
аддиктивные,
делинквентные)
нарушают
общественные
нормы,
дискомфортные
(агрессивные,
аппатичные,
тревожные,
негативные,
депривированные,
отчужденные)
имеют
признаки
внут реннего
неблагополучия, но все эти группы, в любом случае, носят в себе следы
дезадаптации.
При
всей
разнообразной
терминологии,
связанной
с
рассматриваемым явлением, ясно одно: в социуме существуют люди, которые
из него «выделяются» в связи с разными причинами (физиологическими,
психологическими, социальными и т.д.), а значит, эти люди дезадаптированы.
Социальную
запущенность
можно
противопоставить
воспитанности
как одному из уровней развития общественно значимых качеств и свойств
личности. Тем самым ее можно принимать за основу трудновоспитуемости, а
также социальной дезадаптации детей.
4
Признаки
социально-педагогической
запущенности
проявляются
у
ребенка
в
недостаточной
сформированности
у
него
качеств
субъекта
деятельности,
самосознания,
общения,
что
в
концентрированном
виде
отражается
в
формировании
нарушенного
образа
собственного
«Я».
Основные
признаки
такого
состояния
обычно
обусловлены
социально-
педагогическими условиями, окружающими ребенка в процессе его развития:
с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с
другой – воспитательное окружение сдерживает его [10].
К основным проявлениям социально-педагогической запущенности в
детском
и
подростковом
возрасте
относят:
неразвитые
социально-
коммуникативные
качества
и
свойства
личности,
низкую
способность
к
рефлексии в обществе, овладение социальными ролями.
Социально
и
педагогически
запущенные
дети
и
подростки,
как
правило,
характеризуются
неадекватной
самооценкой,
либо
завышенной,
либо
заниженной.
Они
менее
социально
приспособлены,
отличаются
недоверчивостью,
чрезмерной
обидчивостью,
слабой
интуицией
в
межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм,
упрямство,
эгоцентризм.
Запущенные
дети
выполняют
предложенные
учителем
задания,
используя
лишь
конкретно-ситуационные
признаки,
примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание,
быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе,
отличаются
неустойчивым
настроением,
трудно
адаптируются
к
новым
условиям.
В отношении с взрослыми запущенные дети чувствительны к угрозе,
застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны
предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается
избыток
побуждений,
которые
находят
разрядку
в
практической
деятельности.
Запущенный
ребенок
пытается
компенсировать
свое
положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью
привлечь
к
себе
внимание.
Однако
неудовлетворенность
его
основных
5
потребностей быть личностью (для младших школьников – быть хорошим
учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым, красивым) оказывает
на него разрушающее влияние.
У
социально-запущенных
детей
просматриваются
тенденции
непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в
признании,
трудностей
общения,
противоречивого
отношения
к
себе
и
окружающим. При этом у ребёнка возникают негативные эмоциональные
состояния:
общая
психическая
напряжённость,
эмоциональная
нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность.
Социально и педагогически запущенные школьники характеризуются
следующими особенностями учебной деятельности:
1.
Неуспешность,
затрудненность
учебы,
низкий
уровень
обучаемости, связанные с несбалансированным развитием индивидуально-
психических
качеств
личности,
низкий
уровень
развития
культуры,
познавательных интересов и мотивации, неподготовленность к обучению,
«застревание»
на
игровой
и
других
видах
деятельности,
в
которых
ему
сопутствует относительный успех.
2.
Социально-психологическая дезадаптация в школе, проявляющаяся
в
слабом
овладении
новой
социальной
ролью
ученика,
недоразвитие
социальной
чувствительности,
нарушения
общения
со
сверстниками,
э м о ц и о н а л ь н о е
о т в е р ж е н и е
и ,
к а к
с л е д с т в и е ,
н е г а т и в н о е
психоэмоциональное состояние.
Внешними
проявлениями
необученности
(необразованности)
можно
считать
устойчивую
нелюбознательность,
ненаблюдательно сть,
интеллектуальную
пассивность,
неуверенность
в
себе,
слабую
работоспособность, повышенную утомляемость на учебно-познавательных
занятиях, низкий учебный самоконтроль, низкую успеваемость [9].
Важным
аспектом
анализируемой
проблемы
является
его
оценка,
возможность
определения,
причисления
ребенка
к
состоянию
социально-
педагогической запущенности.
6
Основными
задачами
комплексной
диагностики
признаков
и
проявлений социально-педагогической запущенности детей являются:
определение
уровня
деформации
и
характера
дисгармонии
различных сторон, качеств и свойств личности ребенка, вызванных этим
состоянием;
выявление путей и способов их профилактики и коррекции;
прогнозирование
дальнейшего
развития
ребенка
как
субъекта
общения, деятельности и самосознания;
изучение
эффективности
проводимой
работы
в
реальных
изменениях личности ребенка и ситуации развития [2].
В качестве критериев, позволяющих оценить специфику социально-
педагогической ситуации развития ребенка выступают:
характер воспитательного окружения;
характер воспитательно-образовательной работы с детьми;
характер внутренней позиции самого ребенка.
Каждый критерий имеет свое содержательное наполнение. В частности,
первый
критерий
определяется
по
усугублению
отношения
к
ребенку,
находясь в промежутке от ориентированного на ребенка до враждебного к
нему отношения. Второй критерий базируется на специфике работы с детьми,
где
также
наблюдается
переход
от
личностно-
ориентированного
к
репродуктивному.
Третий
критерий
сопряжен
с
внутренней
позицией
ребенка, ее качественной направленностью. В этой связи мы ориентируемся
на взаимодействие, либо, спускаясь по линии ранжирования состояния, на
бездействие.
Все эти критерии в комплексе позволяют оценить наличную ситуацию
развития
ребенка,
его
социальное
окружение,
систему
обучения
и
воспитания, в которую он вовлечен и, в конечном итоге, подтвердить факт
социально- педагогической запущенности или же его опровергнуть [13].
Итак, социально-педагогическая запущенность, которая представляет
соб ой
со стоя ние
лич но ст и
ребенка,
которо е
проя вля ет ся
в
7
несформированности
у
него
свойств
субъекта
самосознания,
общения
и
деятельности,
концентрированно
выражается
в
нарушенном
образе
«Я»,
является
одной
из
самых
распространенных
разновидностей
отклонений
развития
в
детском
и
подростковом
возрасте,
часто
перерастающих
в
правонарушения и другие формы асоциальности.
2. Детерминанты и причины социально-педагогической запущенности
детей
Детерминантами социально-педагогической запущенности выступают
два
аспекта:
социальный
и
педагогический,
точнее,
условия,
которые
создаются в этих аспектах.
С о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к а я
з а п у щ е н н о с т ь
в ы з ы в а е т с я
соответствующим фактором, инициирующим деформации личности ребенка
в определенной ситуации. Как отмечает И. В. Чикова, если обратиться к
характеристике данного аспекта запущенности, то мы выходим на социально-
коммуникативные качества и свойства личности, которые специфицированы
неразвитостью, низкой рефлексией, сложностями в овладении социальными
ролями [12].
Второй
составной
компонент
рассматриваемой
дефиниции
–
педагогический
аспект.
Педагогическая
запущенность
в
своей
основе
базируется
на
недостатках
воспитательно-образовательной
работы,
а
уже
результирующими
этой
ситуации
становятся
нарушения
в
учебно-
познавательной,
игровой
и
других
видах
деятельности.
Эти
нарушения
связаны
с
самим
субъектом
деятельности,
которого
отличают
труднообучаемость, трудновоспитуемость [13].
Социальный
и
педагогический
аспекты
анализируемого
понятия
взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Причины
социально-педагогической
запущенности
подразделяют
на
внешние и внутренние.
8
Внутренними
причинами
возникновения
и
развития
запущенности
детей
могут
быть
индивидуальные
психофизиологические
и
личностные
особенности
ребенка:
генотип,
состояние
здоровья,
доминирующие
психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во
взаимодействии с окружающими.
Внешними
причинами
социально-педагогической
запущенности
в
детском
возрасте
являются
дефекты
семейного
воспитания,
на
которые
наслаиваются
недостатки
и
просчеты
в
воспитательно-образовательной
работе в детском саду и школе, семье [13].
Серьезным
фактором
возникновения
социально-педагогической
запущенности
являются
нарушения
детско-родительских
отношений.
В
младшем школьном возрасте, когда идет стремительное развитие ребенка,
нарушения
во
взаимоотношениях
оказывают
деструктивное
влияние
на
формирование его личности и укрепляют семью в дисфункциональности.
Поэтому здесь необходимо как можно раньше вмешаться специалистам для
коррекции и, по возможности, ликвидации таких нарушений.
С точки зрения влияния семьи на возникновение и развитие социально-
педагогической
запущенности
ребенка
необходимо
выяснить,
какую
роль
играют особенности личности родителей, их отношение к ребенку, семейный
эмоционально-психологический
микроклимат,
складывающиеся
в
определенную семейную ситуацию развития, каким образом та или иная
семейная
ситуация
воспринимается
ребенком,
какие
последствия
она
вызывает в его личностном развитии
Негативное влияние воспитательного микросоциума на запущенного
ребенка
связано
с
несостоятельностью
его
родителей,
авторитарным
отношением
взрослых,
дисгармонией
социальных
взаимодействий
в
микросреде,
фрустрированностью
воспитателей.
Неприятие
запущенных
детей
их
собственными
родителями,
их
социальная
неуверенность,
авторитаризм
деформируют
все
отношения
ребенка
в
микросреде.
Родительская несостоятельность и социальная неразвитость, неуверенность
9
родителей при недостаточном уровне культурного развития обусловливают
социально
нежелательный
тип
родительского
отношения
и
порождают
социокультурную запущенность детей.
По данным Р. В. Овчаровой, семейная ситуация запущенного ребенка
складывается
неблагоприятно
по
всем
параметрам:
низкий
уровень
социально-психологических
характеристик
личности
самих
родителей,
напряженность и неустойчивость эмоционально-психологической атмосферы
семьи,
дезинтегрирующее
влияние
родительского
отношения.
Основными
характеристиками семейной ситуации являются чувство вины у родителей и
неполноценности у ребенка, его отвержение родителями, авторитарное и
гиперсоциализированное к нему отношение, общая семейная и личностная
тревожность родителей, его несложившиеся отношения с близкими, особенно
матерью [8].
Дети подвержены негативному влиянию родительской аффективности –
бурных эмоциональных реакций недовольства и даже гнева, проявляющихся
в криках, ругани, и, зачастую, угрозах в адрес маленького ребенка. Также
нельзя не упомянуть такое явление как импульсивность – в данном случае
поведение родителей связано непосредственно с их физическим состоянием
и настроением, ребенок нередко испытывает стресс, так как не знает чего
можно ожидать от родителей и как на это реагировать. Зачастую родители,
из-за
испытываемых
сложностей
на
работе
или
же
в
супружеских
взаимоотношениях, все свое недовольство выплескивают на невинных детей,
которые всегда находятся рядом, требуют внимания и, безусловно, готовы к
взаимодействию. В особенности это можно отнести к детям дошкольного и
младшего школьного возраста. Данная группа детей еще не в состоянии
защитить себя, они даже не в состоянии понять причины такого поведения со
стороны
родителей,
что
оказывает
негативное
воздействие
на
психологическое состояние ребенка и его развитие, в целом [11].
Одной
из
причин
социально-педагогической
запущенности
детей
может быть доминантность и властность – такая личностная особенность
10
родителя, которая может проявляться как по отношению к ребенку, так и по
отношению
к
другим
членам
семьи,
что
приводит
к
исключению
эмоциональной близости и формализует отношения детей и родителей. В
данной ситуации у родителя может отсутствовать доверие к своему ребенку,
может проявляться категоричность или желание подчинения ребенка. Также
негативные последствия ведет за собой и демонстративность – родители, в
данной ситуации, жалуются на детей, обвиняя их публично, при этом они
имеют обыкновение преувеличивать последствия проступков ребенка, что в
основном приводит к утрате ребенком стыдливости, а также внутреннего
контроля за своим поведением.
Эгоцентризм, внутренняя конфликтность – центрирование родителя на
себе,
своих
потребностях,
внутриличностных
конфликтах
–
мешают
воспринимать
объективную
реальность,
должным
образом,
удовлетворять
потребности ребенка. Ребенок является помехой в самоанализе, организации
родительского досуга, общению с друзьями. Часто такие родители являются
изначально не готовыми иметь детей, либо дети являются нежеланными.
Непринятие
себя
отражается
на
всей
семье.
Дети
в
таких
семьях
часто
испытывают чувство вины, у них формируется неадекватная самооценка,
нарушается процесс идентификации, так как родитель является примером для
подражания.
Следует отметить общие критерии риска, свойственные как детям, так
и
взрослым,
а
иногда
являющиеся
взаимосвязанными.
Данные
критерии
усугубляются тем, что обе стороны вовлечены в определенную ситуацию,
проблему, переживание, что мешает объективно смотреть и реагировать хотя
бы
одной
стороне
взаимодействия.
Так,
существенным
фактором
возникновения
социально-педагогической
запущенности
может
стать
непережитая травма потери, горя ребенком или родителем.
Развод
родителей
(травма
потери)
переживается
дошкольниками
равноценно переживанию физической смерти родителя (горя), а к этому
присоединяется чувство вины, что это из-за ребенка родитель ушел из дома.
11
Травму горя необходимо пережить всем членам семьи, и тем тяжелее она
переживается, чем эмоционально ближе был ушедший человек. Здесь есть
риски, что родители уйдут в свои переживания и не помогут ребенку пройти
все стадии горевания.
Не менее весомой причиной социально-педагогической запущенности
являются деструктивные стили воспитания – авторитарный, либеральный и
гиперопека.
При
авторитарном
стиле
родитель
пытается
подчинить
себе
ребенка, тем самым подавляя его инициативу, подрывая веру в себя. Стиль
коммуникации
от
родителя
к
ребенку
может
вызвать
отчуждение
к
родителям.
Дети
из
неблагополучных
семей
с
авторитарным
стилем
воспитания не понимают убеждения, просьбы, поощрения специалистов, так
как
привыкли
повиноваться
и
выполнять
команды
родителей,
которые
воспроизводились на повышенных тонах, с криками и руганью.
При
либеральном
стиле
воспитания
родители
в
проявлении
своей
безусловной
любви
забывают
о
родительских
функциях -
установлении
границ, норм, правил. Их детям сложно адаптироваться в среде сверстников,
где существуют свои правила, и никто не будет выполнять желания и прихоти
вновь пришедшего члена группы.
Гиперопека
выражается
в
чрезмерном
и
мелочном
контроле,
тщательном наблюдении за ребенком. Такие родители имеют, как правило,
повышенный уровень тревожности, страхов, поэтому ребенок в подобной
семье лишается самостоятельности.
Нарушения привязанности, дефицит эмоционального тепла, близости
во взаимоотношениях особенно губительны в психологическом смысле для
ребенка.
У
ребенка
с
первых
дней
жизни
есть
жизненно
необходимая
потребность в установлении тесной привязанности с матерью или лицом, ее
заменяющим. Если нарушения привязанности были до трехлетнего возраста
– длительная разлука с матерью, дистантные отношения или, еще хуже,
отвержение – это непременно отразится на формировании личности и будет
причиной
тревожности
ребенка,
неуверенности
в
себе,
задержке
12
психического развития в целом и, как следствие – социально-педагогической
запущенности.
Итак,
причины
социально-педагогиче ской
з ап у щ е н н о с т и
подразделяются
на
две
группы:
внешние
и
внутренние.
Первая
группа
причин инициирована дефектами семейного воспитания, которые еще более
усугубляются
при
наложении
на
них
просчетов
в
воспитательно-
образовательной работе в учреждениях образования. Вторая группа причин
обусловлена
личностными
особенностями,
психофизиологическими.
Детерминантами в данном случае выступают генотипические программы,
состояние
здоровья
ребенка,
уровень
активности
субъекта
во
взаимодействии, преобладающие психоэмоциональные состояния и др.
3. Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности
Психолого-педагогическая
профилактика
социально-педагогической
запущенности
учащихся
–
система
предупредительных
мер,
связанных
с
устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или
иные недостатки в развитии детей.
Наиболее общим понятием в психологической науке, охватывающим
все формы проявления опережающего отражения, считается антиципация.
Психологические
процессы
мониторинга
и
подготовки
к
грядущим
мероприятиям, делам и поступкам свойственны любому виду активности.
Что бы ни делал человек, у него имеется образ будущего. Антиципация
рассматривается
как
способность
действовать
и
принимать
те
или
иные
решения
с
конкретным
временно-пространственным
упреждением
в
отношении ожидаемых событий. Таким образом, в психологии профилактика
социально-педагогической
запущенности
детей
и
подростков
в
образовательных
организациях
выступает
как
процесс
предупреждения
(упреждения),
то
есть
заблаговременного
устранения
неблагоприятных
13
факторов
для
развития
ребенка
и
реализации
комплекса
мер
психологического воздействия на его личность.
В педагогике также исследуются проблемы профилактики в области
социально-педагогической
запущенности
(О.
В.
Андрюшина,
С.
В.
Доедалина, А. Д. Гонеев, Л. В. Годовников, Э. В. Зауторова, Е. В. Звягина, Ю.
А. Клейберг, Д. А. Кураева, Н. Ф. Маслова, Л. В. Мардахаев, А. А. Кочин, Е.
Н. Фанина, А. Б. Фомин, С. Н. Щербакова и др.). С одной стороны, как и
психологи, педагоги рассматривают профилактику на уровне взаимодействия
субъект-субъектных отношений как учитывающую цели, задачи, интересы и
потребности
субъекта.
С
другой
стороны,
в
педагогических
концепциях
акцент ставится на повсеместное обучение и педагогическое просвещение
родителей, проведение социально-педагогических, психолого-педагогических
консультаций
по
выбору
форм
и
методов
воспитания.
Именно
педагоги
первыми
заговорили
об
активном
вовлечении
во
внеклассную
и
общественную деятельность педагогически запущенных детей и подростков,
об организации их свободного времени.
Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития
негативных
процессов
на
ранних
стадиях,
позволяет
с
меньшими
функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в
иное,
более
благоприятное
русло.
Правильный
подбор
методов
профилактического
воздействия,
их
своевременное
и
профессиональное
осуществление
обеспечивают
эффективность
профилактических
действий
[3].
Психолого-педагогическая
коррекция
–
совокупность
специальных
психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с
целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и
самосознания.
Таким образом, в педагогике превалируют социально-педагогические
подходы к профилактике в области социально-педагогической запущенности
детей
и
подростков
в
образовательных
организациях,
предполагающие
14
воздействие на образовательную среду, создание условий, которые снижали
бы вероятность возникновения данного феномена.
Общие
принципы
профилактики
и
коррекции
социа льно-
педагогической запущенности детей (по Р. В. Овчаровой):
1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и
коррекции.
2.
Учет
возрастных
и
индивидуально-личностных
особенностей
ребёнка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребёнка.
3. Профессиональная компетентность и разделение функций.
4.
Опора
на
положительное
в
личности
ребёнка
и
ориентация
на
гармонизацию её развития.
5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических
методов.
6. Дифференцированный подход.
Профилактика
запущенности
непосредственно
связана
с
качеством
во спит ат ельно-об разоват ельного
проце сс а
и
по этому
н о с и т
общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребёнка можно
выделить четыре группы методов профилактики:
1.
Стимулирование
и
мотивация
учебно-познавательной
и
игровой
деятельности:
познавательные игры,
создание ситуаций эмоционального переживания,
создание ситуаций опоры на жизненный опыт,
создание
ситуаций
успеха
в
учебно-познавательной
и
игровой
деятельности.
2.
Организация
жизни
и
деятельности
детского
воспитательного
коллектива:
создание ситуаций личностной и групповой перспективы,
коллективные игры,
выработка коллективно-единых требований,
15
коллективные соревнования.
3.
Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
уважение,
педагогическая требовательность,
убеждение, понимание, осуждение,
доверие, побуждение, сочувствие,
анализ поступка, педагогическое предостережение.
4.
Психолого-педагогическое
воздействие
и
стимулирование
активности ребенка:
пример, разъяснение,
ожидание радости,
снятие напряжения,
обращение к самолюбию, самоуважению, состраданию [7].
Основными
средствами
педагогической
коррекции
дисгармоний
развития,
эмоциональной
нестабильности,
неразвитости
произвольности
поведения
являются
понимание,
сочувствие
со
стороны
педагога,
снятие
напряжения,
рационализация
воспитательно-образовательного
процесса,
выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль
играет метод личностной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои
возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и
действующих
мотивов
его
поведения,
анализ
конфликтных
ситуаций,
в
которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное
воздействие
педагога
своим
авторитетом
на
отношения
ребёнка
со
сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных
детей,
преодолевать
трудности
общения,
неадекватность
поведения
и
повышают тем самым социальный статус ребёнка.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные
методы,
как
наглядные
опоры
в
обучении,
комментируемое
управление,
поэтапное
формирование
умственных
действий,
опережающее
консультирование
по
трудным
темам.
В
силу
особенностей
учебной
16
деятельности
«запущенных»
школьников
нужны
учебные
ситуации
с
элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а
также
щадящая
учебная
нагрузка.
Такие
личностные
проявления,
как
нарушение
образа
«Я»,
неадекватная
самооценка,
неудовлетворённое
притязание
на
признание,
комплекс
неполноценности
ребёнка,
могут
сглаживаться
при
безусловном
принятии
ребёнка,
выборочном
игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.
Следует
также
отметить,
что
одним
из
классических
считается
информационный подход и профилактике и коррекции, который исходит из
представления, что отклонения в поведении детей и поростков от социальных
норм
происходят
потому,
что
они
не
понимают
их.
Уже
теоретическая
посылка
данного
подхода
подразумевает,
что
профилактическая
работа
обязана
направляться
по
пути
информирования
детей
и
подростков
в
образовательных организациях о нормативных требованиях, предъявляемых
к ним государством и социумом. Это значит, что необходимо интенсивное
использование в данных целях средств массовой информации, а также кино,
театра, литературы и иных средств. Вместе с тем, следует учитывать, что
влияние
информатизации
может
быть
и
негативным,
что
обусловлено
снижением качества самой информации [6].
Итак, средства профилактики и коррекции социально-педагогической
запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их
целесообразное
сочетание
в
практической
деятельности
педагогов
и
психологов, направленность на преодоление недостатков развития личности
ребёнка могут дать положительные результаты.
17
Заключение
Растущая
и
развивающаяся
личность
находится
в
постоянном
изменении,
причем
они
привносятся
в
ее
жизнь
семейным
окружением,
образовательным
учреждением.
Попадая
в
каждую
микросреду,
ребенок
получает ее воздействия, а вот результат может быть как позитивным, так и
негативным. Социально-педагогическая запущенность возникает в первом
проявлении в раннем возрасте, точнее, речь может быть о закладке данного
состояния. Затем ее признаки и проявления при неблагоприятных условиях
переходят
в
качественно
иное
образование,
проникают
на
личностный
уровень.
При
таком
варианте
развития
событий
у
ребенка
обозначается
дисгармоничность психосоциального развития, искажается процесс развития
как
субъекта
деятельности,
стопорится
формирование
самосознания,
что
приводит ребенка к социальной дезадаптации. При сохранении примерно
одинакового механизма возникновения и развития социально-педагогическая
запущенность
в
детском
возрасте
имеет
свои
специфические
сферы
проявления.
Таким
образом,
социально-педагогическая
запущенность
есть
последствия
длительной
неблагоприятной
для
личности
социально-
педагогической
ситуации
развития,
связанной
с
недостаточным,
противоречивым
или
негативным
воздействием
воспитательного
микросоциума, преломляющимся через внутреннюю позицию ребенка (чаще
всего объектную).
Выход
из
ситуации
возможен
при
взаимодействии
всех
субъектов
образовательного процесса в ходе профилактики и коррекции проявлений
социально-педагогической запущенности.
18
Список использованной литературы
1.
Богомолова М. Ю. Социально-педагогическая запущенность подростков
как
детерминанта
их
деликвентного
поведения
//
Сборники
конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 19. – С. 56-59.
2.
Зайцева В. В., Куничева Ю. С. Диагностика социально-педагогической
запущенности детей // Нравственное воспитание в современном мире:
психологический и педагогический аспект: сб. ст. межд. научно-практ.
конф. (Самара, 13 мая 2017 г.). – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 149-151.
3.
Зауторова Э. В. Характеристика асоциального поведения воспитанников
детского дома // Социализация в образовательном пространстве детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей-инвалидов,
детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации: сб. материалов междунар. науч.-практ.
конф. (г. Калуга, 21–22 мая 2015 г.). – Калуга, 2015. – С. 161–165.
4.
Калмыкова
З.
И.
Проблема
преодоления
неуспеваемости
глазами
психолога. – М.: Знание, 1982. – 210 с.
5.
Молодцова Т. Д., Гура В. В., Шалова С. В. Исследование проблемы
дезадаптации детей и подростков в России в ХХ веке // Балтийский
гуманитарный журнал. – 2016. – № 1(14). – С. 115.
6.
Оботурова Н. С. Влияние информатизации образовательной среды на
формирование общекультурных компетенций обучающихся // Вестник
института: преступление, наказание, исправление. – 2016. – № 4 (36). –
С. 83–86.
7.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ
«Сфера», 1996. – 155 с.
8.
Овчарова
Р.
В.
Семья
как
фактор
социально-педагогической
запущенности ребенка // Психология трудного детства: материалы межд.
научно-практ. конф. (Курган, 18 марта 2014 г.). – Курган, 2017. – С. 189-
193.
19
9.
Овчарова
Р.
В.
Социально-педагогическая
запущенность
детей,
ее
генезис и динамика // Психология трудного детства: материалы межд.
научно-практ. конф. (18 марта 2014 г.). – Курган, 2014. – С. 103-113.
10.
Севостьянова В.Н. Понятие социально-педагогической запущенности
детей в психологии и педагогике // Наука, образование и инновации. –
Екатеринбург: Аэтерна, 2016 – С. 201.
11.
Силина.
Л.
А.
Личность
родителей
как
детерминант
социально-
педагогической запущенности ребенка младшего школьного возраста //
Азимут научных исследований: педагогика и психология. – Тольятти,
2016. – С. 405.
12.
Чикова И. В. К проблеме феноменологии агрессивности // Актуальные
вопросы и перспективы развития науки и образования: материалы межд.
научно-практ. конф. – Минск: Изд-во «Науковы свет», 2016. – С.137-140.
13.
Чикова И. В., Урлякова Л. Н. К проблеме социально-педагогической
запущенности несовершеннолетних // Теоретические и практические
аспекты научных исследований: материалы Межд. научно-практ. конф.
(София,
15
апреля
2017
г.)
/
под
общ.
ред.
А.
И.
Вострецова.
–
Нефтекамск, 2017. – С. 726-729.
20