Автор: Анучкина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №462
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: О педагогической культуре родителей дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Анучкина О.А., воспитатель
МБДОУ ЦРР № 462 г.о. Самара
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Детский
сад
-
первый
внесемейный
социальный
институт,
первое
воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где
формируется их педагогическая культура.
Среди
различных
социальных
институтов
решающее
влияние
на
становление человека оказывает семья: здесь формируются основы характера
человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям.
Успешность выполнения семьёй воспитательных функций зависит от ряда
факторов. Важнейшим среди них - педагогическая культура родителей, в
которой воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в
семье. Это качество, положительно влияя на уклад семейной жизни, служит
основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им
избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нестандартных
ситуациях.
Но как показывает практика и проведённые научные исследования,
родители
часто
допускают
типичные
ошибки
в
воспитании
детей,
испытывают определённые трудности. Среди проблем семейного воспитания
можно выделить следующие актуальные темы: - непонимание родителями
самоценности
периода
детства;
-неумение
родителей
рефлексировать
собственную
педагогическую
деятельность;
-выявление
и
корректировка
причины педагогических ошибок; - недостаточность информации у родителей
о деятельности детей в детском саду [7].
Задача педагогов – помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и
развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные
условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной,
гармоничной личности.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в
работах
В.А.
Сухомлинского,
считавшего,
что
сколько-нибудь
успешная
воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического
просвещения,
повышения
педагогической
культуры
родителей,
-
важной
составной частью общей культуры [7].
Педагогическая
культура
родителей
–
достаточная
подготовленность
родителей,
развитие
тех
качеств
личности,
которые
отражают
степень
их
зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по семейному
воспитанию.
Повышение
педагогической
культуры
родителей
включает
в
себя
необходимые знания о развитии, воспитании, обучении детей и практические
умения в воспитании, организации жизни и деятельности детей в семье.
Структура педагогической культуры родителей интегрирует в себе три
компонента:
когнитивный
(знания,
умения,
навыки),
операциональный
(способы деятельности по воспитанию детей) и аксиологический (наличие
определенных ценностей).
В
предлагаемой
системе
формирования
педагогической
культуры
родителей дошкольников присутствует оптимальное соотношение форм работы
и содержания соответствующее рассматриваемой проблеме.
Деятельность
воспитателя
по
формированию
педагогической
культуры
родителей строится на принципах: - использование навыков положительного
общения; -представление членам семей возможности делать выбор и принимать
решения; - определение и использование положительных черт, сильных сторон
ребенка и семьи; - уважение разнообразия и уникальности семей; - создание
дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.
Система предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех
участников
социально
–
педагогической
деятельности:
родителей,
дошкольников, воспитателя, социального педагога и психолога на протяжении
всего времени работы.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все
вопросы
воспитания
и
обучения
детей,
с
которыми
педагог
знакомит
родителей
дошкольников.
Для
обсуждения
с
родителями
не
существует
второстепенных
тем,
поскольку
родителям
необходимы
знания
об
особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации
предметно-игровой среды др.
В
качестве
предполагаемого
результата
рассматривается
повышение
уровня
педагогической
культуры
родителей:
продуктивный
характер
воспитания;
наличие
гуманистических
ценностей;
культуры
общения
с
ребёнком
и
постоянного
желания
саморазвития,
совершенствования
и
самореализации родителей.
При
формировании
когнитивного
компонента
происходит
передача
родителям
дошкольников
педагогом
знаний,
умений,
навыков;
усвоение
родителями
основ
психолого-педагогических
знаний
о
возрастных
особенностях детей, научных принципах семейного воспитания. Средствами
социально-педагогической
деятельности,
выступают
цикл
лекций;
консультации
«Отвечаем
на
вопросы»,
«Каким
мы
хотим
видеть
своего
ребенка»; педагогическую пропаганду «Уголок для родителей», конференции
для мам и пап.
Когнитивный компонент системы включает цикл лекционных занятий
для
родителей
по
темам:
«Физиологические
особенности
дошкольного
возраста»,
на
которой
социальный
педагог
сообщает
родителям
важную
информацию
о
физиологии
детей.
Родителям
необходимо
знать
физиологические особенности своего ребенка и учитывать их при воспитании.
«Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Семья – здоровый образ
жизни», «Во что играют наши дети?», Цель лекций: ознакомить родителей с
физиологическими
особенностями
детей
дошкольного
возраста,
особенностями нравственного воспитания и здорового образа жизни детей в
семье.
Содержание этих мероприятий позволяли решить проектную задачу –
повышение уровня психолого-педагогической культуры, в нашем понимании,
в значительной степени облегчает взаимодействие с семьей и помогает увлечь
родителей и сделать их активными участниками педагогического процесса.
Целью консультации по темам: «Отвечаем на вопросы», «Каким мы
хотим
видеть
своего
ребёнка»
является
уточнение
и
обобщение
знаний
родителей
по
проблеме
воспитания
ребёнка
и
детско-родительских
отношений; ознакомление с опытом социально-нравственного воспитания,
методами
поощрения
и
наказания,
направленными
на
коррекцию
нежелательного поведения ребёнка.
Психолого-педагогическое
консультирование
родителей
включает
беседы, направленные на эмоциональную поддержку родителей, обсуждение
их
личных
проблем
,
взаимоотношений,
путей
разрешения
внутренних
конфликтов, осуществление поиска направлений самореализации матерей – в
творчестве, на работе, в совместных занятиях с ребенком и т.д.
В
качестве
педагогической
пропаганды
нами
создан
наглядно-
демонстрационный
стенд
под
названием
«Уголок
для
родителей».
Там
размещаются советы и рекомендации для родителей по вопросам воспитания ,
рекомендации по реагированию на те или иные слова и поступки ребенка.
Также даны информационные объявления, тематика родительских собраний,
режим работы различных специалистов детского сада.
В систему работы были включены родительские конференции для мам и
пап.
Их
цель:
дать возможность родителям накопить
профессиональные
знания в области воспитания детей, смоделировать жизненные ситуации,
проигрывая их.
В содержание конференции для мам «Поговорим о маме» входит: диалог
с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений;
обыгрывание ситуаций.
При
формировании
операционального
компонента
педагогической
культуры
происходит
передача
родителям
дошкольников
способов
осуществления воспитательской деятельности. Этот компонент состоит из
комплекса
таких
мероприятий,
как
упражнения
«Идеальный
родитель»,
«Ладошки»; ролевой игры «Защищаем права ребенка в детском саду»; устного
журнала «Роль отца и матери в воспитании ребенка»; тренинга «Учимся
понимать друг друга».
В
содержании
аксиологического
компонента
входит
формирование
у
родителей гуманистических ценностей. Присвоение ценностей происходит
при
демонстрации
педагогами
образцов
отношений
с
детьми
в
ходе
социально
организованных
мероприятий:
лекций
«Ценностные
ориентации»;
встреча
за
круглым
столом
«Искусство
хвалить»;
познавательной беседы «Кто мы? Какие мы – родители?»; педагогических
ситуаций.
Усилия всего педагогического коллектива, направленные на улучшение
семейного микроклимата, формирование положительных взаимоотношений в
семье, повышение педагогической культуры родителей путем их активного
просвещения,
развитие
полноценной
личности
ребенка
совместными
усилиями, подготовку его к школе привели к результату, удовлетворившему
всех участников процесса.
На начальном этапе срез показал, что у 70% испытуемых индикатор семьи
группы повышенного риска, а результаты контрольного среза свидетельствуют,
что их количество уменьшилось до 40%. Индикатор в пределах допустимой
нормы имели 30% семей, но после работы социального педагога их количество
стало 60%.
Согласно методике «Рисунок семьи» Л.Кормана было выявлено очень
строгое отношение родителей к ребенку. У 20% детей выявлено непризнание
зависимости от родителей, и результаты остались прежними. Количество детей,
испытывающих
свою
отчужденность,
уменьшилось
с
20
до
10%.
Боязнь
физического наказания у детей с 20 снизилась до 10%.
Качественно
изменились
результаты
по
выявлению
родительского
отношения
к
детям
по
тесту-опроснику
А.Я.Варга,
В.В.Столина.
Так,
результаты
показали,
что
оптимальный
(высокий
уровень)
родительских
отношений,
который
характеризуется
достаточным
объемом
знаний
и
представлений
родителя
о
воспитании
ребенка,
вырос
с
30
до
40%,
нейтральный
(средний
уровень)
–
характеризующийся
недостаточным
объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка, вырос с 40
до
50%,
а
родительские
отношения,
носящие
отрицательный
характер
(низкий уровень знаний о воспитании детей), проявляется только у 10%
семей.
Список использованных источников
1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным
образовательным учреждением. 2002. - №4. - С.10–17.
2.Башлакова А. Сотрудничество детского сада и семей в условиях открытой
образовательной системы: методические рекомендации / Л.А. Башлакова, Л.Н.
Ласлинская, С.А. Брыскина. – Мн., 2001.
3.
Буцева
К.Н.
Психолого-педагогическое
просвещение
родителей
//
Дополнительное образование и воспитание. 2007. - №2. – С. 28 – 30.
4.Видт И.Е., Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы
Текст. /И.Е. Видт //Педагогика. 2002. - №3. – С. 3-7.
5. Волхина О.И. Аксиологическая концепция семьи. //Мир образования –
образование в мире. 2001.- №4. – С. 70-73
6. Гребенников И.В., Основы семейной жизни. – М., 1991.
7
.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979.