Напоминание

О педагогической культуре родителей дошкольников


Автор: Анучкина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №462
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: О педагогической культуре родителей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Анучкина О.А., воспитатель

МБДОУ ЦРР № 462 г.о. Самара

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Детский

сад

-

первый

внесемейный

социальный

институт,

первое

воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где

формируется их педагогическая культура.

Среди

различных

социальных

институтов

решающее

влияние

на

становление человека оказывает семья: здесь формируются основы характера

человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям.

Успешность выполнения семьёй воспитательных функций зависит от ряда

факторов. Важнейшим среди них - педагогическая культура родителей, в

которой воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в

семье. Это качество, положительно влияя на уклад семейной жизни, служит

основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им

избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нестандартных

ситуациях.

Но как показывает практика и проведённые научные исследования,

родители

часто

допускают

типичные

ошибки

в

воспитании

детей,

испытывают определённые трудности. Среди проблем семейного воспитания

можно выделить следующие актуальные темы: - непонимание родителями

самоценности

периода

детства;

-неумение

родителей

рефлексировать

собственную

педагогическую

деятельность;

-выявление

и

корректировка

причины педагогических ошибок; - недостаточность информации у родителей

о деятельности детей в детском саду [7].

Задача педагогов – помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и

развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные

условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной,

гармоничной личности.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в

работах

В.А.

Сухомлинского,

считавшего,

что

сколько-нибудь

успешная

воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического

просвещения,

повышения

педагогической

культуры

родителей,

-

важной

составной частью общей культуры [7].

Педагогическая

культура

родителей

достаточная

подготовленность

родителей,

развитие

тех

качеств

личности,

которые

отражают

степень

их

зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по семейному

воспитанию.

Повышение

педагогической

культуры

родителей

включает

в

себя

необходимые знания о развитии, воспитании, обучении детей и практические

умения в воспитании, организации жизни и деятельности детей в семье.

Структура педагогической культуры родителей интегрирует в себе три

компонента:

когнитивный

(знания,

умения,

навыки),

операциональный

(способы деятельности по воспитанию детей) и аксиологический (наличие

определенных ценностей).

В

предлагаемой

системе

формирования

педагогической

культуры

родителей дошкольников присутствует оптимальное соотношение форм работы

и содержания соответствующее рассматриваемой проблеме.

Деятельность

воспитателя

по

формированию

педагогической

культуры

родителей строится на принципах: - использование навыков положительного

общения; -представление членам семей возможности делать выбор и принимать

решения; - определение и использование положительных черт, сильных сторон

ребенка и семьи; - уважение разнообразия и уникальности семей; - создание

дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

Система предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех

участников

социально

педагогической

деятельности:

родителей,

дошкольников, воспитателя, социального педагога и психолога на протяжении

всего времени работы.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все

вопросы

воспитания

и

обучения

детей,

с

которыми

педагог

знакомит

родителей

дошкольников.

Для

обсуждения

с

родителями

не

существует

второстепенных

тем,

поскольку

родителям

необходимы

знания

об

особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации

предметно-игровой среды др.

В

качестве

предполагаемого

результата

рассматривается

повышение

уровня

педагогической

культуры

родителей:

продуктивный

характер

воспитания;

наличие

гуманистических

ценностей;

культуры

общения

с

ребёнком

и

постоянного

желания

саморазвития,

совершенствования

и

самореализации родителей.

При

формировании

когнитивного

компонента

происходит

передача

родителям

дошкольников

педагогом

знаний,

умений,

навыков;

усвоение

родителями

основ

психолого-педагогических

знаний

о

возрастных

особенностях детей, научных принципах семейного воспитания. Средствами

социально-педагогической

деятельности,

выступают

цикл

лекций;

консультации

«Отвечаем

на

вопросы»,

«Каким

мы

хотим

видеть

своего

ребенка»; педагогическую пропаганду «Уголок для родителей», конференции

для мам и пап.

Когнитивный компонент системы включает цикл лекционных занятий

для

родителей

по

темам:

«Физиологические

особенности

дошкольного

возраста»,

на

которой

социальный

педагог

сообщает

родителям

важную

информацию

о

физиологии

детей.

Родителям

необходимо

знать

физиологические особенности своего ребенка и учитывать их при воспитании.

«Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Семья – здоровый образ

жизни», «Во что играют наши дети?», Цель лекций: ознакомить родителей с

физиологическими

особенностями

детей

дошкольного

возраста,

особенностями нравственного воспитания и здорового образа жизни детей в

семье.

Содержание этих мероприятий позволяли решить проектную задачу –

повышение уровня психолого-педагогической культуры, в нашем понимании,

в значительной степени облегчает взаимодействие с семьей и помогает увлечь

родителей и сделать их активными участниками педагогического процесса.

Целью консультации по темам: «Отвечаем на вопросы», «Каким мы

хотим

видеть

своего

ребёнка»

является

уточнение

и

обобщение

знаний

родителей

по

проблеме

воспитания

ребёнка

и

детско-родительских

отношений; ознакомление с опытом социально-нравственного воспитания,

методами

поощрения

и

наказания,

направленными

на

коррекцию

нежелательного поведения ребёнка.

Психолого-педагогическое

консультирование

родителей

включает

беседы, направленные на эмоциональную поддержку родителей, обсуждение

их

личных

проблем

,

взаимоотношений,

путей

разрешения

внутренних

конфликтов, осуществление поиска направлений самореализации матерей – в

творчестве, на работе, в совместных занятиях с ребенком и т.д.

В

качестве

педагогической

пропаганды

нами

создан

наглядно-

демонстрационный

стенд

под

названием

«Уголок

для

родителей».

Там

размещаются советы и рекомендации для родителей по вопросам воспитания ,

рекомендации по реагированию на те или иные слова и поступки ребенка.

Также даны информационные объявления, тематика родительских собраний,

режим работы различных специалистов детского сада.

В систему работы были включены родительские конференции для мам и

пап.

Их

цель:

дать возможность родителям накопить

профессиональные

знания в области воспитания детей, смоделировать жизненные ситуации,

проигрывая их.

В содержание конференции для мам «Поговорим о маме» входит: диалог

с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений;

обыгрывание ситуаций.

При

формировании

операционального

компонента

педагогической

культуры

происходит

передача

родителям

дошкольников

способов

осуществления воспитательской деятельности. Этот компонент состоит из

комплекса

таких

мероприятий,

как

упражнения

«Идеальный

родитель»,

«Ладошки»; ролевой игры «Защищаем права ребенка в детском саду»; устного

журнала «Роль отца и матери в воспитании ребенка»; тренинга «Учимся

понимать друг друга».

В

содержании

аксиологического

компонента

входит

формирование

у

родителей гуманистических ценностей. Присвоение ценностей происходит

при

демонстрации

педагогами

образцов

отношений

с

детьми

в

ходе

социально

организованных

мероприятий:

лекций

«Ценностные

ориентации»;

встреча

за

круглым

столом

«Искусство

хвалить»;

познавательной беседы «Кто мы? Какие мы – родители?»; педагогических

ситуаций.

Усилия всего педагогического коллектива, направленные на улучшение

семейного микроклимата, формирование положительных взаимоотношений в

семье, повышение педагогической культуры родителей путем их активного

просвещения,

развитие

полноценной

личности

ребенка

совместными

усилиями, подготовку его к школе привели к результату, удовлетворившему

всех участников процесса.

На начальном этапе срез показал, что у 70% испытуемых индикатор семьи

группы повышенного риска, а результаты контрольного среза свидетельствуют,

что их количество уменьшилось до 40%. Индикатор в пределах допустимой

нормы имели 30% семей, но после работы социального педагога их количество

стало 60%.

Согласно методике «Рисунок семьи» Л.Кормана было выявлено очень

строгое отношение родителей к ребенку. У 20% детей выявлено непризнание

зависимости от родителей, и результаты остались прежними. Количество детей,

испытывающих

свою

отчужденность,

уменьшилось

с

20

до

10%.

Боязнь

физического наказания у детей с 20 снизилась до 10%.

Качественно

изменились

результаты

по

выявлению

родительского

отношения

к

детям

по

тесту-опроснику

А.Я.Варга,

В.В.Столина.

Так,

результаты

показали,

что

оптимальный

(высокий

уровень)

родительских

отношений,

который

характеризуется

достаточным

объемом

знаний

и

представлений

родителя

о

воспитании

ребенка,

вырос

с

30

до

40%,

нейтральный

(средний

уровень)

характеризующийся

недостаточным

объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка, вырос с 40

до

50%,

а

родительские

отношения,

носящие

отрицательный

характер

(низкий уровень знаний о воспитании детей), проявляется только у 10%

семей.

Список использованных источников

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным

образовательным учреждением. 2002. - №4. - С.10–17.

2.Башлакова А. Сотрудничество детского сада и семей в условиях открытой

образовательной системы: методические рекомендации / Л.А. Башлакова, Л.Н.

Ласлинская, С.А. Брыскина. – Мн., 2001.

3.

Буцева

К.Н.

Психолого-педагогическое

просвещение

родителей

//

Дополнительное образование и воспитание. 2007. - №2. – С. 28 – 30.

4.Видт И.Е., Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы

Текст. /И.Е. Видт //Педагогика. 2002. - №3. – С. 3-7.

5. Волхина О.И. Аксиологическая концепция семьи. //Мир образования –

образование в мире. 2001.- №4. – С. 70-73

6. Гребенников И.В., Основы семейной жизни. – М., 1991.

7

.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979.



В раздел образования