Напоминание

"Адаптированная образовательная программа и специальная индивидуальная программа развития"


Авторы: Перфилова Ирина Владимировна, Перман Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед ,воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Детский сад №329 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: программа
Тема: "Адаптированная образовательная программа и специальная индивидуальная программа развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптированная

образовательная программа и

специальная индивидуальная

программа развития

Адаптированная образовательная

программа – образовательная

программа, адаптированная для

обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья с учетом

особенностей их психофизического

развития, индивидуальных

возможностей и при необходимости

обеспечивающая коррекцию нарушений

развития и социальную адаптацию

указанных лиц.

Нормативная база

«….Содержание образования и условия организации обучения и воспитания

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются

адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в

соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида….»

«…Создать условия для детей с ограниченными

возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их

пребывания в учреждении…» Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13

распространяются на все дошкольные учреждения, независимо

от их вида, организационно-правовых форм и форм

собственности.

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря

2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«

Глава 11. Статья 79.

2. СанПиН 2.4.1.3049-13", утв. постановлением Главного

государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26

А О П

о с у щ е с т в л я е т с я

с

у ч е т о м

р е к о м е н д а ц и й

п с и х о л о г о - м е д и к о -

педагогической комиссии, индивидуальной

программы

реабилитации

инвалида

и

включает

следующие

н а п р а в л е н и я

деятельности:

анализ и подбор содержания;

изменение

структуры

и

временных

рамок;

использование разных форм, методов и

п р и е м о в

о р г а н и з а ц и и

у ч е б н о й

деятельности

.

Анализ требований государственного

образовательного стандарта, содержания

примерных программ, в том числе для

детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Учет особенностей психофизического

развития лиц с ОВЗ (по представленным

родителями документам).

Проектирование необходимых

структурных составляющих адаптированной

образовательной программы.

Этапы разработки

Определение временных границ

освоения АОП. При проектировании

АОП указывается отрезок времени,

покрываемый реализацией

содержания Программы.

Четкое формулирование цели АОП.

Определение круга задач,

конкретизирующих цель

адаптированной образовательной

программы.

Определение содержания АОП.

Планирование форм реализации АОП.

Планирование участия в реализации АОП

различных специалистов. Особое внимание

следует обратить на возможность

включения в реализацию АОП родителей

обучающегося с ОВЗ, или группы

обучающихся с ОВЗ со схожими

нарушениями развития.

Определение форм и критериев

мониторинга результатов освоения

адаптированной образовательной

программы.

Структура адаптированной образовательной программы для ребенка с

ОВЗ или ребенка - инвалида

(основные компоненты

)

Титульны

й лист

Пояснительная

записка

Индивидуальный

учебный план

Содержание

программы

Воспитательный

компонент

Коррекционный

компонент

Образовательный

компонент

Заключение и рекомендации

Индивидуальный коррекционно-

образовательный маршрут ,

траектория

Критерии и показатели

эффективности

наименование учреждения;

назначение программы;

срок реализации;

адресность программы (фамилия, имя

воспитанника, год обучения);

гриф утверждения руководителем;

согласование с родителями

Титульный лист

Пояснительная записка

сведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение,

интересы;

психолого-педагогическая характеристика ребенка;

описание особых образовательных потребностей на основе

данных углубленной диагностики различных сфер развития

ребенка;

цель и задачи АОП;

основные программы, на основании которых разработана

АОП;

обоснованность и варьирование используемых программ;

перераспределение количества часов, отводимых на изучение

определенных разделов и тем, изменение последовательности

изучения тем и др. (при необходимости)

Индивидуальный учебный план

Изменение количества часов на изучение

предметного содержания.

Усиление коррекционной направленности.

Варьирование внутри содержания

индивидуальной программы путем

усиления отдельных тем, разделов

программы.

«Академический» компонент

Рассматривается в структуре образования

обучающихся с ОВЗ как усвоенные знания и

умения, которые позволяют продолжить

образование в соответствии с возможностями

ребенка и его желанием и которые служат

основой для социального развития и

личностной самореализации и направлены на

обеспечение развития отношений с

окружением в настоящем

.

Рассматривается в структуре образования

обучающихся с ОВЗ как усвоенные знания и

умения, которые позволяют продолжить

образование в соответствии с возможностями

ребенка и его желанием и которые служат

основой для социального развития и

личностной самореализации и направлены на

обеспечение развития отношений с

окружением в настоящем

.

Компонент «жизненной»

компетенции

Овладение знаниями, умениями и навыками, уже

сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной

жизни. При этом движущей силой развития ее

становится также опережающая наличные

возможности ребенка интеграция в более

сложное социальное окружение.

Овладение знаниями, умениями и навыками, уже

сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной

жизни. При этом движущей силой развития ее

становится также опережающая наличные

возможности ребенка интеграция в более

сложное социальное окружение.

Содержание программы

Образовательный компонент

Проектируются в соответствии с ФГОС

обучающихся с ОВЗ и обучающихся с

умственной отсталостью и тяжелыми

множественными нарушениями в развитии.

Раскрывается содержание образования на

определенном году обучения с включением

календарно-тематического планирования,

критериев оценивания достижений по

учебным областям и др.

Коррекционный компонент

излагаются направления коррекционной

работы с обучающимся, ее приемы, методы

и формы. В коррекционном блоке

рекомендуется предусмотреть раздел

учителя-логопеда, педагога-психолога, а

также раздел учителя, который имеет

возможность реализовывать приемы и

методы коррекционной работы с

обучающимся в урочной и внеурочной

деятельности по предмету.

Воспитательный компонент

Содержит раздел классного

руководителя, (воспитателя, педагога

дополнительного образования, куратора,

тьютора, социального педагога и др.), а

также раздел, отражающий притязания

родителей обучающихся, в котором

описываются условия взаимодействия

специалистов и родителей в процессе

психолого- педагогического

сопровождения обучающегося

Программы

СКОУ

Гос. стандарт

Адаптированная образовательная

программа (АОП)

Критерии и показатели

эффективности

Содержат требования ФГОС

обучающихся с ОВЗ, включающие

личностные, метапредметные и

предметные результаты.

Основные требования к

результатам реализации АОП

Личностные. Готовность и способность

обучающихся к саморазвитию и личностному

самоопределению, сформированность их

мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности, системы значимых

социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих

личностные и гражданские позиции в

деятельности, социальные компетенции,

правосознание, способность ставить цели и

строить жизненные планы, способность к

осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме;

Метапредметные.

Освоенные

обучающимися межпредметные понятия и

универсальные учебные действия

способность их использования в учебной,

познавательной и социальной практике,

самостоятельность планирования и

осуществления учебной деятельности и

организации учебного сотрудничества с

педагогами и сверстниками, построение

индивидуальной образовательной

траектории;

Предметные.

Освоенные умения

специфические для данной предметной

области, виды деятельности по

получению нового знания в рамках

учебного предмета, его преобразованию и

применению в учебных, учебно-

проектных и социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа

мышления, научных представлений о

ключевых теориях, типах и видах

отношений, владение научной

терминологией, ключевыми понятиями,

методами и приемами.

Система контрольно-измерительных

материалов АОП

Тестовые материалы, тексты

контрольных работ, вопросы для

зачетных работ.

Количество контролирующих

материалов

Критерии оценки проверочных работ

Адаптированная образовательная программа

предназначена для работы с обучающимися

(указывается возраст и типология нарушения) с

ограниченными возможностями здоровья, которые

в силу особых образовательных потребностей не в

состоянии освоить образовательную программу

дошкольного образования.

Программа составлена в соответствии

с «Конвенцией о правах ребенка»,

Законом «Об образовании в

Российской Федерации», ФГОС

обучающихся с ОВЗ и на основании

заключения психолого-медико-

педагогической комиссии.

Цель и задачи программы

формулируются в соответствии с

вариантом ФГОС обучающихся с ОВЗ

Пример. формирование у ребенка знаний

об окружающем мире, развитие

элементарных математических

представлений и всестороннее развитие

психических процессов.

Задачи:

1. Развивать сенсорное восприятие и внимание.

2. Развивать мыслительные операции.

3. Развивать элементарные математические

представления.

4. Формировать целостное восприятие об окружающем

мире и представление о различных предметах и явлениях

окружающей действительности.

5. Развивать двигательную активность и

произвольность общей и мелкой моторики.

6. Совершенствовать познавательные действия,

инициативу и самостоятельность при взаимодействии с

предметами.

7. Воспитывать навыки организованного

взаимодействия и развивать речь, коммуникативные

способности.

Принципы:

Принцип системности опирается на представление о психическом

развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты,

которой находятся в тесном взаимодействии.

Принцип развития включает выделение в процессе коррекционной работы

тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип комплексности предполагает, что устранение психических

нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е.

опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ.

Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников

на уровне их реальных познавательных возможностей.

Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний

предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его

существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

В результате использования единой темы на занятиях учителя-дефектолога,

воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя дети прочно

усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная

работа должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию высших

психических функций: внимания

,

памяти, восприятия, мышления.

Содержание программы

представлено в трех

блоках

образовательный

коррекционно-

реабилитационный

воспитательный

Образовательный и воспитательный блоки

структурированы в соответствии с основной

общеобразовательной программой начального

общего образования или с адаптированной

основной образовательной программой, или с

примерной общеобразовательной программой

дошкольного образования.

Коррекционно-реабилитационный блок структурирован

на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ и включает

программы коррекционной работы в зависимости от

структуры нарушения.

Пример.

Коррекционно-реабилитационный блок структурирован

с учетом психофизических особенностей, а также с

учетом требований следующих программ: «Программа

коррекционно-развивающего обучения и воспитания»

(авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева), «Программа

логопедической работы по преодолению общего

недоразвития речи у детей» (авторы: Г.В. Чиркина,

Т.Б. Филичева).

Образовательная

деятельность при

проведении

режимных моментов

Физическое

развитие

социально-

личностное

развитие

Речевое

развитие

познавательн

ое развитие

художественн

о-

эстетическое

развитие

В процессе проведения режимных моментов

воспитателю рекомендуются следующие

мероприятия по физическому развитию:

- комплексы закаливающих процедур

(оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной

водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта

и горла после еды, воздушные ванны, ходьба

босиком по ребристым дорожкам до и после сна,

контрастные ножные ванны),

- обязательна утренняя гимнастика,

- упражнения и подвижные игры во второй

половине дня.

При

социально-личностном развитии

рекомендуется использовать: ситуативные беседы

при проведении режимных моментов,

подчёркивание их пользы; развитие трудовых

навыков через поручения и задания, дежурства,

навыки самообслуживания; помощь взрослым;

участие детей в расстановке и уборке инвентаря и

оборудования для занятий, в построении

конструкций для подвижных игр и упражнений (из

мягких блоков, спортивного оборудования);

формирование навыков безопасного поведения при

проведении режимных моментов.

Речевое развитие формируется посредством

создания речевой развивающей среды; свободного

диалога с детьми в играх, наблюдениях, при

восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов;

ситуативных разговоров с детьми; называния

трудовых действий и гигиенических процедур,

поощрения речевой активности детей; обсуждения

пользы закаливания, занятий физической культурой,

гигиенических процедур.

Формирование умений и навыков в области художественно-

эстетического развития в режимных моментах происходит через:

- использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в

досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной

деятельности, при проведении утренней гимнастики,

- привлечение внимания детей к разнообразным звукам в

окружающем мире,

- участие в оформлении помещений, созданию элементарного

оборудования.

В самостоятельной деятельности следует направлять на

включение ребенка в самостоятельные подвижные игры, игры на

свежем воздухе, а также в спортивные игры и занятия (катание на

санках, лыжах, велосипеде и пр.); инициировать индивидуальные

игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности,

предполагающие общение со сверстниками.

Для

познавательного развития эффективными

формами самостоятельной деятельности становятся:

самостоятельное чтение коротких стихотворений,

самостоятельные игры по мотивам художественных

произведений, самостоятельная работа в уголке

книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры,

рассматривание книг и картинок; самостоятельное

раскрашивание «умных раскрасок», развивающие

настольно-печатные игры, игры на прогулке,

автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-

вкладыши, парные картинки).

В целом внедрение данной программы в учебной

деятельности будет способствовать формированию и

развитию детей потребности и мотивов к учебной

деятельности, будет вести к созданию

соответствующих образцов мышления, содействовать

развитию творческой личности, повысит уровень

самостоятельности, самоконтроля и самооценки



В раздел образования