Автор: Чалова Елена Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей Классический"
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 5 - 11 классов " Я - личность".
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Лицей Классический » городского округа Самара
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 5-11 классов
« Я – личность ».
Форма организации: клуб
Направление: общекультурное
Срок реализации: 1 год
Программа составлена: Чаловой Еленой Ивановной, учитель.
Самара, 2018
2
Пояснительная записка
При составлении данной программы автором использованы следующие
нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10….»
р.
«Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в
действие
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного стандарта основного
общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в
ФГОС НОО»;
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в
ФГОС ООО»;
Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О
внеурочной деятельности»;
Григорьев
Д.В.,
Степанов
П.В.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический конструктор – М., 2010.
Цель программы для подростков 12-17 лет «Я – лидер»
Создание условий для выявления лидерских качеств у лицеистов и формирование
единого информационного поля деятельности органов ученического
самоуправления.
Задачи:
Сформировать у ребят позитивный образ «Я», основанный на адекватном
представлении о своих качествах, возможностях.
Убедить в талантливости каждого
Научить работать эффективнее за счет активизации интеллектуальных
возможностей
Научить определять трудоспособность, меру здоровья, меру способности к
развитию
3
На основе актуализации сильных сторон личности ребят, оптимизировать
ситуацию межличностного взаимодействия и взаимодействия с взрослыми.
Научить ставить конкретные цели и добиваться их реализации
Научить определять трудоспособность, меру здоровья, меру способности к
развитию
Показать гармоничность в развитии мышления и чувств
Обогатить жизнь юношей и девушек новыми переживаниями. Научить
адекватно реагировать на негативные переживания страха, тревоги.
Научить осознавать особенности личности эмоциональной сферы и научить
управлять собой
Познакомить ребят с глубинами своего характера, помочь глубже
почувствовать и оценить его сильные стороны, научить черпать силы в своей
индивидуальности, неповторимости
Помочь определить круг профессий, в соответствии с основными чертами
характера
4
Результаты освоения курса
I. Личностные:
принятие моральных норм и правил нравственного поведения с
представителями
разных
поколений
(ветераны,
инвалиды,
дети
младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей
различных социальных групп нашего города;
потребность
повышать
свой
культурный
уровень,
потребность в
самореализации в различных видах творческой деятельности.
способность анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков своих сверстников;
умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в
лицее, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
формирование бережного отношения к традициям своей семьи, лицея,
клуба.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины
достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах и
смотрах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих
учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий
разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку других людей;
умение справляться со страхами, обидами, гневом;
умение быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные:
умение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью
педагога-психолога;
исследование своих качеств и своих особенностей;
рассуждение, построение логических умозаключений;
структурирование знаний;
моделирование ситуаций(преобразование объекта из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель) с помощью
преподавателя;
5
сравнивание предметов, объектов: нахождение общего и различий;
группирование объектов на основе существенных признаков;
самостоятельное формулирование проблемы;
самостоятельное нахождение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
осуществление поиска и выделения необходимой информации;
Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом
и сверстниками в клубе;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения
поставленной задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
III. Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
ставить цели и задачи самосовершенствования.
понимать роль памяти и внимания в успешности учебной деятельности;
сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать необходимость самопознания для саморазвития человека;
осознавать уникальность своей личности и личности другого ;
владеть навыками конструктивного общения.
IV. Воспитательные результаты:
По итогам освоения программы внеурочной деятельности обучающиеся должны
достичь трёх уровней результатов.
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых,
психологических знаний):
иметь общие представления о внутреннем мире человека;
иметь общие представления о самопознании и саморазвитии;
иметь общие представления о процессах памяти и внимания и способах их
развития;
понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы;
знать способы саморегуляции, доступные возрасту.
Формы контроля результатов первого уровня:
анкетирование (снижение уровня школьной тревожности, повышение
групповой сплоченности.)
6
анкета самооценки знаний, умений и качеств учащегося в области
самосовершенствования личности «Знаете ли вы себя?» (автор Г.К. Селевко),
анкета «Мой друг- какой он?».
Формы достижения результатов первого уровня:
диагностика познавательных интересов, потребностей и склонностей детей;
составление списков занятости учащихся во внеурочное время;
индивидуальное консультирование по проблемам;
проведение акции «Выбери дело по душе» - вовлечение учащихся в кружки и
секции;
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений
школьников):
уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям;
уметь свободно выражать свои чувства и переживания;
уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
иметь навыки самопознания, доступные возрасту;
иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту;
владеть навыками конструктивного общения.
Формы достижения результатов второго уровня: агитбригада, инсценирование,
трудовые десанты, оздоровительные акции, социально-значимые акции в клубе и в
лицее.
Формы контроля результатов второго уровня: ежегодные мероприятия в лицее,
Результаты третьего уровня (зрелый уровень самосовершенствования):
понимать необходимость самопознания для саморазвития человека;
осознавать уникальность своей личности и личности другого;
осознавать самоценность каждого человека и ценность общения;
понимать роль памяти и внимания в успешности учебной деятельности;
иметь осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
иметь высокий уровень самостоятельности личности;
проявлять творческий характер деятельности;
ставить цели и задачи самосовершенствования.
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного
действия):
приобретение опыта исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления;
опыт
самообслуживания,
самоорганизации
и
организации
совместной
деятельности с другими детьми.
Формы достижения результатов третьего уровня: исследовательские работы,
социально-значимые
акции
в
социуме
(вне
ОУ),
художественные
акции,
краеведческие экспедиции и слёты, фестивали и конкурсы.
7
Формы контроля результатов третьего уровня: исследовательские конференции,
участие в олимпиадах.
Содержание курса внеурочной деятельности
8
1 год обучения (5-11класс)
Тема 1
Я и общество .(4 ч)
Знакомство с новыми членами коллектива. Осознание себя как части класса.(5класс)
Формы организации занятия: познавательная беседа.
Виды деятельности: познавательная.
Тема 2
Моё лето перед школой.(2ч)
Формы организации занятия: познавательная беседа.
Виды деятельности: познавательная.
Тема 3
Мои любимые вещи: цвет, имя, плод, праздник, певец…(2ч)
Формы организации занятия: познавательная беседа.
Виды деятельности: познавательная.
Тема 4
Я и моя индивидуальность.(9ч)
Формы организации занятий: познавательная беседа, тестирование, разучивание и
исполнение песен и стихов, участие в конкурсах в лицее.
Виды
деятельности:
познавательная,
проблемно-ценностное
общение,
художественное творчество.
Тема 5
Я и моё здоровье. (5 часов)
Формы организации занятий: игры на природе, спортивные конкурсы, игры внутри
класса.
Виды деятельности: игровая .
Тема 6
Я – и моё поведение. (5ч)
9
Беседа «Школьник и закон», «Если рядом с тобой обижают человека». Игра
«Знакомство с правилами жизни».
Формы организации занятий: познавательная беседа, круглый стол, театральная
постановка.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.
Тема 7
Добро в твоём сердце .(5ч)
Формы организации занятий: познавательная беседа,
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.
Тема 8
Я и общение. (7ч)
«Что такое общение?», «Если со мной не хотят общаться», «Как заслужить уважение
окружающих людей, учителя?»,
Формы организации занятий: познавательная беседа, ролевые игры, тестирование,
презентации.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.
Тема 9
Я – мои эмоции и чувства.(8ч)
Что такое эмоции, чувства и поступки, о красоте человеческого сердца, как не стать
равнодушным человеком, люди которыми гордиться наш народ, добрым быть
приятнее, как воспитать уверенность и бесстрашие.
Формы
организации
занятий:
познавательная
беседа,
игровые
тренинги,
тематический кинолекторий, беседы, дебаты.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-
развлекательная деятельность.
Тема 10
Я – творческая личность . (7ч)
Празднование памятных дат в жизни учащихся, дней их рождения. Участи в жизни
лицея.
Формы организации занятий: познавательная беседа, конкурсы, разучивание и
исполнение песен, участие в концертах.
Виды
деятельности:
познавательная,
проблемно-ценностное
общение,
художественная деятельность.
10
Тема 11
Я – взрослый. На месте учителя.(4ч)
Подготовка и проведение дня учителя. Проведение тематического занятия «Что я
знаю, что умею» .
Формы организации занятий: игра, беседа.
Виды деятельности: познавательная , проблемно-ценностное общение.
Тема 12
Краски нашей жизни. (6ч)
Формы организации занятий: анкетирование, рисование, поделки.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное
творчество, конкурсы.
Тема 13
«Любите братьев наших меньших» (3ч)
Формы организации занятий: фотовыставка.
Виды деятельности: познавательная.
Тема 14
Итоговый концерт (1 час).
Формы организации занятия: итоговый концерт.
Виды деятельности: художественное творчество.
Тематическое планирование
11
1 год обучения
№
п/
п
Тема
Общее
количество
часов
Теоретические
занятия
Практиче
ские
занятия
1
Я и общество
4
3
1
2
Моё лето перед школой
2
1
1
3
Мои любимые вещи: цвет,
имя, плод, праздник, певец…
2
1
1
4
Я и моя индивидуальность.
9
4
5
5
Я и моё здоровье
5
2
3
6
Я и моё поведение
5
1
4
7
Добро в твоём сердце
5
1
4
8
Я и общение
7
2
5
9
Я – мои эмоции и чувства.
8
4
4
10
Я –творческая личность.
7
2
5
11
Я – взрослый. На месте
учителя.
4
2
2
12
Краски нашей жизни
6
2
4
13
«Любите братьев наших
меньших»
3
1
2
14
Итоговый концерт.
1
1
1
Итого:
68
26
42