Автор: Федосеева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок"
Населённый пункт: город Алатырь Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем
богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче высказывать ему свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира,
содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми,
тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в
дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игровой
метод обучения способствует созданию
заинтересованной, непринуждённой обстановки;
повышает речевую мотивацию; побуждает детей
к общению друг с другом; процесс мышления
протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения
и развития, используемое при усвоении любого программного материала.
В игре ребёнок получает возможность обогатить и закрепить
словарь, развивать связную речь, расширить знания об окружающем
мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные
навыки
Виды дидактических игр
Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия
направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что из чего
сделано»?; «Ассоциации»; «Большой-маленький» и т. д.
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие
тактильных ощущений, умение манипулировать с различными
предметами и игрушками, развитие творческого мышления
и воображения: «Что изменилось?»; «Магазин»;
«Кто скорее соберёт?»; «Парикмахерская» и др.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания,
коммуникативных способностей, а также развитию связной
речи: «Доскажи словечко»;
«Назови одним словом»; «Когда это бывает?» и т. д.
Дидактические игры с мячом являются уникальной
формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в
игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся
эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр
с мячом развитие новых способностей происходит значительно
успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук
детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных
называй»;
«Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»;
«Съедобное – не съедобное»).
Таким образом, использование дидактических игр даёт больше
возможности для развития речи у детей-дошкольников:
Повышается речевая мотивация,
успешно развиваются коммуникативные навыки;
Обеспечивается психологический комфорт;
Дети запоминают большее количество речевого материала;
Активизируются высшие психологические функции (память, внимание,
мышление