Напоминание

Формирование благоприятного социально - психологического климата в объединении


Автор: Кирсанова Ольга Алексеевна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Шолоховский ЦТ"
Населённый пункт: Ростовская обл,ст.Вёшенская
Наименование материала: статья
Тема: Формирование благоприятного социально - психологического климата в объединении
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование благоприятного социально-психологического климата в

объединении

В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии.

Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую,

тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между

людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического

климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска

психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их

близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это

устойчивое состояние объединения как группы, относительно стабильный и

типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную

ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии социально-психологического климата выделяются три

"климатические зоны":

Первая климатическая зона - социальный климат, который

определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и

задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех

прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который

определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе

являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те

неофициальные отношения, которые складываются между людьми,

находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть,

психологический климат - это микроклимат, зона действия которого

значительно локальнее морального и социального.

Создание благоприятного климата является делом не только ответственным,

но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования,

умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов

детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического

климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального

состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с

другом.

Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в объединении

педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

1.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между

ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах

сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям

нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное

время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика

высказывается с добрыми пожеланиями.

2.

Существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко

всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их

защиту, помогают новичкам.

3.

Высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность,

трудолюбие и бескорыстие.

4.

Члены объединения активны, полны энергии, они быстро откликаются,

если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких

показателей в учебной и досуговой деятельности.

5.

Успехи или неудачи отдельных обучающихся вызывают

сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического

климата:

1.

Преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются

конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу,

присутствует соперничество; члены коллектива проявляют

отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом;

критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов,

ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает

свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2.

Отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях,

он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых",

здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их,

новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют

враждебность.

3.

Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие,

бескорыстие, не в почете.

4.

Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся

обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

5.

Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных

членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или

злорадство.

6.

Возникают конфликтующие между собой группировки,

отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

7.

Не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные

обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими

коллективами.

8.

Для изучения и формирования социально-психологического климата

используются различные психолого-педагогические приемы,

направленные на:

выявление лидера и его роли в группе;

определение уровня сплоченности объединения и его психологической

атмосферы;

применение игр, направленных на сплочение коллектива;

определение причин конфликтов в объединении и применение

социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

развитие коммуникативных навыков;

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на

психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям,

чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая

вооружённость).

ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что

является следствием личностной и профессиональной

подготовленности к действиям, формирующим благоприятный

психологический климат.

Эмпирические референты

1) благоприятного

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный

фон

Словесное выражение

позитивного отношения к

процессу взаимодействия и

отдельным ученикам.

Доброжелательные улыбки,

смех. Позитивный или

спокойный тон высказываний.

Способность к

сотрудничеству

Обращения к собеседнику с

уточняющими вопросами.

Высказывание

заинтересованности в

мнении других ("А как ты

думаешь?", "Вам это

нравится?" и др.)

Выслушивания с

демонстрацией внимания

(поддакиванием, угуканием),

контактом глаз. Равноправные

позиции (по предпочитаемой

позе, расположению в

помещении и относительно

друг друга).

Эффективность

взаимодействия

Словесное подтверждение

решения поставленной

задачи. Словесное

выражение удовлетворения

результатом.

Жесты, выражающие

удовлетворение проделанной

работой. Улыбка при

подведении итогов работы.

1) неблагоприятного

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный

фон

Словесное выражение

негативного отношения к

процессу взаимодействия и

отдельным ученикам.

Недоброжелательные улыбки,

смех, обидные слова в адрес

одноклассников. Печальный

или враждебный тон

высказываний.

Способность к

сотрудничеству

Перебивание собеседника.

Высказывание

незаинтересованности в

мнении других ("А кто тебя

спрашивает?", "А ты здесь

причем?" и др.)

Отсутствие угукания,

поддакивания или контакта

глаз. Неравноправные

позиции (стремление

доминировать или

подчиняться, по позе и

расположению).

Эффективность

взаимодействия

Словесное отрицание

решения поставленной

задачи. Словесное выражение

неудовлетворения

результатом.

Жесты, выражающие

неудовлетворение

проделанной работой. Печаль

или враждебность при

подведении итогов работы.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического

климата в объединении аналогичны способам формирования и управления

детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей,

отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной

деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой

организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны,

отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами

коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления

коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания

социально-психологического климата в объединении, которые могут

использоваться и педагогами и школьными психологами, являются

следующие:

так как, социально-психологический климат - это результат совместной

деятельности объединения, их межличностного взаимодействия, то для

его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для

организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе

реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу,

креативность;

находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их

основе организовывать общие дела;

формировать традиции объединения, участвовать в общешкольных

традиционных делах;

если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе:

сходить в поход, отдохнуть и т.п.

поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным

способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое

мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему,

компромиссному решению;

развивать коммуникативную культуру, навыки общения и

сотрудничества;

развивать эмпатийные способности членов группы, умение и

потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение

Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление

благоприятного социально-психологического климата в объединении

1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение

степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что

каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные

вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире(ответы детей) - Эверест!

Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что

пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив,

где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой

высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до

10), подумайте и ответьте".

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После

этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл.

Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка.

Как правило, это 6-7 баллов.)

2. Создание "Дневника класса"

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-

то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи

можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка.

Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять

рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и

дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего

использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные

листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики.

Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о

правилах класса, показать "Дневник" и т.д.

Примеры игр и упражнений на сплочение объединения:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до

определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на

ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако

на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде

ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов

(например, по пять). Игра тоже "на вылет".

3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа

впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что

команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна,

например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку;

все, что придет в голову.

4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и

ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его,

поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях

группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого

поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть

следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву;

балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень

волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п.

По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей

атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что

исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:

1.

Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя

бы попытаться что-либо сделать.

2.

Действия руководителя должны свидетельствовать о его

заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

3.

Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

4.

Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах

деятельности.

5.

Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

6.

Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

7.

Забудьте о покровительственном тоне.

8.

Создавайте условия, а не диктуйте их.

9.

Верьте людям, с которыми работаете.

10.Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего

коллегу.

11.Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте

людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная

человеческая чуткость.

12.Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.



В раздел образования