Автор: Куликова Анна Константиновна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20 "Алиса"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Особенности
современных
Особенности
современных
форм
,
методов
работы
в
форм
,
методов
работы
в
ДОУ
по
развитию
речи
ДОУ
по
развитию
речи
дошкольников
дошкольников
Куликова
Анна
Константиновна
,
Куликова
Анна
Константиновна
,
учитель
–
логопед
МБДОУ
Детскийсад
учитель
–
логопед
МБДОУ
Детскийсад
«
Алиса
»
г
.
Димитровграда
Ульяновской
«
Алиса
»
г
.
Димитровграда
Ульяновской
обл
.
обл
.
Актуальность
проблемы
речевого
Актуальность
проблемы
речевого
развития
развития
Современное
дошкольное
образование
должно
Современное
дошкольное
образование
должно
быть
политехнологичным
.
быть
политехнологичным
.
Педагогические
технологии
для
развития
речи
Педагогические
технологии
для
развития
речи
детей
должны
быть
адекватны
возрастным
детей
должны
быть
адекватны
возрастным
возможностям
детей
и
гарантировать
возможностям
детей
и
гарантировать
результат
.
результат
.
Конечным
результатом
речевого
развития
детей
Конечным
результатом
речевого
развития
детей
дошкольного
возраста
является
развитие
у
них
дошкольного
возраста
является
развитие
у
них
качественной
устной
связной
речи
,
качественной
устной
связной
речи
,
существующей
в
форме
диалога
и
монолога
.
существующей
в
форме
диалога
и
монолога
.
Современные
инновационные
образовательные
Современные
инновационные
образовательные
технологии
технологии
формирования
связной
речи
детей
формирования
связной
речи
детей
Здоровьесберегающие технологии (физминутки,
подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая
гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный
массаж) и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-
дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими
игрушками моторного характера (игры с вкладышами,
разборными шарами, башенками), дидактические игры с
предметами, словесные игры, театрально-игровая
деятельность, пальчиковый театр)
Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится
мнемотехника - (греч.) – «искусство запоминания» - это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников
позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы
(перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти,
внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами
работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Типы мнемодорожек и мнемотаблиц
Развивающие Обучающие
Воробьева Валентина Константиновна
называет эту методику сенсорно-
графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна –
предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления
рассказа.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка,
который позволяет быстро получить результат, является
работа над созданием нерифмованного стихотворения,
синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк»,
пяти строчная строфа стихотворения.
Составление дидактического синквейна является формой
свободного творчества, требующей от автора умения
находить в информационном материале наиболее
существенные элементы, делать выводы и кратко их
формулировать. Эти способности очень востребованы в
современной жизни.
«Карты Проппа»
Сказки — это первые произведения детей, через которые они
начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание
являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как
духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает
формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего
времяпрепровождения, может ничего не дать. Задача педагогов
попытаться заинтересовать ребенка книгой, помочь понять
прочитанное, ну и конечно же запомнить это.
Помогут нам в этом карты Проппа.
Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп
проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в
них набор постоянных функций. У Проппа этих функций — тридцать
одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может
нарушаться и последовательность функций.