Напоминание

"Поверь в себя, малыш..."


Автор: Фасенко Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ 239 детский сад комбинированного вида "Город мастеров"
Населённый пункт: г. Кемерво Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Поверь в себя, малыш..."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Фасенко Татьяна Викторовна

педагог дополнительного образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №239

«Детский сад комбинированного вида»

(МАДОУ № 239 «Детский сад комбинированного вида»

Город мастеров г. Кемерово

Театральная деятельность как инструмент формирования личности ребенка дошкольного

возраста. Поверь в себя, малыш.

«Создание творческой личности,

устремленной в будущее,

подготовляется творческим воображением,

воплощающимся в настоящем»

Л. Выготский

Театральная

деятельность

является

уникальным

средством

развития

художественно-творческих способностей детей. Занятия театром предлагает воспитаннику

проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык сценического искусства.

Собственная

театральная

деятельность

интересна,

любима,

наиболее

близка

и

доступна

ребенку,

поскольку

в

основе

ее

лежит

игра,

которая,

по

убеждению

Л.С.

Выготского, является корнем всякого детского творчества.

Давайте попробуем вернуться в детство. Пусть каждый вспомнит себя в этом

возрасте. Что вам хотелось? Чем вы жили? Игра, фантазия, воображение, вера – элементы

системы К.С. Станиславского – составляют основную деятельность ребенка.

Большую часть своего времени ребенок проводит в предлагаемых обстоятельствах

выдуманных им самим. То он - врач, то он учитель, парикмахер, продавец и т.д. Он

мечтает, верит в свои фантазии и ведет себя очень органично и естественно. Настолько

естественно,

насколько

естественна

сама

природа.

Поведение

детей

пронизано

искренностью, еще не успели развиться комплексы, дети еще не научились надевать на

себя так называемые «маски».

Актерское мастерство обычно, начинается с волшебного слова «если бы».

Упражнение на развитие воображения:

Если бы ты попал под дождь?

Если бы ты потерял машинку?

Если бы ты была снежинкой?

Взяв 5-6 предметов, дать детям поочередно в протянутые руки предметы:

а) платок - «вот вам мышь!»

б) коробку - «здесь лягушка!»

в) пакет - «это конфеты!» и т.д.

Реакция на эти слова у детей обычно бывает мгновенная и очень интересная.

Итак,

«если

бы»

начинает

творчество,

а

продолжает

его

предлагаемые

обстоятельства. Одно без другого существовать не может.

Предлагаемые обстоятельства. Упражнения:

1. Если бы ты был один дома. Мама скоро вернется из магазина, ты полез на шкаф за

мячом, и разбил ее любимую вазу. Что ты будешь делать?

2. Если бы ты был

выставлен за дверь за плохое поведение. Продолжи действие в

предлагаемых обстоятельствах.

3. Если бы ты гулял во дворе, сел на лавочку и увидел маленького котенка. Продолжи

действие в предлагаемых обстоятельствах и т.д.

А

теперь

перенесемся

в

область

несбыточного,

сказочного,

предлагаем

воспитанникам оказаться:

а) в царстве царевны Морковки…

б) в царстве царевны Сосульки…

б) в царстве заколдованного принца... и т.д.

Упражнения на зрительное внимание:

а) Составить из спичек или счетных палочек, или конструктора какую-нибудь фигурку и

показать детям, потом, закрыв изображенную фигуру, предложить им самим сделать

такую же, когда работа закончится – сравнить.

б)

Упражнение

«Зеркало».

Поставить

двух

детей

друг

против

друга.

Один

делает

простейшее движение рукой или головой (мимикой). Другой же, являясь его отражением,

как бы зеркалом повторяет его движения. Хорошо опробовать это упражнение сначала с

настоящим зеркалом для полного понимания задания ребенком.

в) Рассмотреть любой предмет в комнате и описать его, рассмотреть узор на ковре,

отвернуться и нарисовать его и т.д.

Развиваем внутреннее видение:

Говорим ли мы, думаем ли, вспоминаем ли, фантазируем ли о каком-либо явлении,

предмете, действии, о событиях и моментах, пережитых в реальной или воображаемой

жизни, мы видим все это на экране нашего внутреннего зрения и останавливаем на этих

представляющихся нам образах наше внимание.

1.Вспомнить дорогу из дома в детский сад, в магазин и т.д. Рассказать, стараясь указывать

отличительные

и

характерные

приметы

дороги,

по

которой

можно

найти

дом

или

магазин.

2.Рассказать

о

своей

комнате

(подробно

указывая,

какая

в

ней

мебель

и

как

она

расположена).

Очень увлекательный и важный процесс придумывание сказок.

Пусть один из детей начнет сказку (о ком, о чем), затем

произвольно дети

добавляют и продолжают фантазировать. Необходимо, что у сказки были начало, середина

и конец. Следующим заданием будет распределить между собой роли и разыграть сказку

на площадке.

Большое внимание необходимо уделять речевой культуре воспитанников, особенно

правильному

дыханию.

Правильное

дыхание

это

лучшая

профилактика

многих

заболеваний. Научившись управлять своим дыханием, человек может легко справиться с

различного рода нагрузками. Из всех типов дыхания, наиболее правильным

является

смешанно-диафрагматический

тип

дыхания,

называемый

также

реберно-диафраг-

матическим или грудо-диафрагматическим. Дыхание является физиологической основой

речеголосового звучания.

Рекомендуется дышать всегда носом по следующим соображениям:

1. Дыхание через нос естественно и более гигиенично.

2. Носовое дыхание нормализует не только дыхательную систему, но и голосовую, а

также артикуляционную.

3. Носовое дыхание дает меньше возможности для перебора воздуха.

4. Процесс дыхания через нос имеет

большое психофизическое значение, т.к. при нем

более

нормально

работает

нервная

система и

мозговые

центры,

управляющие

автоматической

установкой

голосового

аппарата,

правильнее

вырабатываются

нужные

рефлексы.

Формирование навыков носового дыхания

Цель

упражнений

выработка

правильной

рефлекторности

носового

дыхания,

профилактика

заболеваний

верхних

дыхательных

путей,

подготовка

речеголосового

аппарата к ощущению правильного резонирования.

Занятия по сценической речи нужно начинать с постановки голоса, разработки

правильного дыхания, совершенствования дикции. Большое значение, как при постановке

голоса, так и в работе над дикцией К.С. Станиславский придавал верному произношению

согласных и гласных звуков. Отдавая должное согласным звукам

в актерской речи, о

гласных говорят, что это жизнь слова, дыхание речи.

Дикция – это произношение звуков речи. Хорошей дикцией называется отчетливое,

ясное точное произношение звуков речи. Ясная

и точная дикция – основа воспитания

навыков

правильной

артикуляции.

Артикуляцией

называется

работа

и

расположение

органов речи при произношении звуков. К органам артикуляции относится работа губ,

нижней

челюсти,

языка,

мягкого

неба.

В

общем

комплексе

методики

работы

над

исправлением

произношения,

овладение

правильной

артикуляцией

имеет

решающее

значение.

Артикуляционная гимнастика губ:

Вытягиваем

губы

«пятачком»

(до

предела),

а

затем

растягиваем

в

улыбку,

не

показывая зубы (4-8 раз)

Губы «пятачком» переносим и фиксируем на несколько секунд, сначала вправо,

затем влево (4-8 раз)

Губы «пятачком» вращаются по кругу вправо, влево (4-8 раз)

Верхняя губа тянется к носу (до предела) и возвращается обратно.

Нижняя губа тянется к подбородку (до предела), оголяя зубу и обратно.

«Красим губки» - потираем губы

Нижняя челюсть осторожно опускается вниз, сначала мягко, затем резче и резко

Язычок поднимаем сначала к нёбу, а затем резко опускаем его в подъязычную

область

Язычком во рту делаем круговые движения (вправо 4 раза, влево 4 раза)

Язычком играем в «болтанку»

Останавливаем «лошадку» напором воздуха через губы - тпррр, тпрр. (4-8 раз)

Далее следует работа со скороговорками, пословицами, стихотворениями.

Таким образом, занимаясь театральной деятельностью в детском саду, ребенок

становится более раскрепощённым, контактным, эмоционально отзывчивым, он тоньше

чувствует и глубже познает окружающий мир. Во время занятий актерским мастерством и

сценической

речью

происходит

благоприятное

воздействие

на

память,

воображение,

внимание, мышление детей. Развивается логика, усидчивость и самоконтроль.

Ребенок

получает

возможность

развиваться

в

соответствии

со

своими

психофизическими особенностями, осуществляется его потребность в самовыражении,

проявлении художественных способностей, и что очень важно адаптация и социализация

личности

ребенка

к

быстроменяющимся

социально-экономическим

условиям

жизни.

Спектакль для юных воспитанников становится не только конечным результатом их труда,

но и серьезным опытом, полученным в ходе коллективной работы.

То, что дети любят, игра, становится во сто крат интереснее с использованием

костюмов, декораций, музыки, света. Через живое слово, звуки, движения, краски, формы,

ритмы,

ребенок

вовлекается

в

театрально-творческую

деятельность

и,

приобщаясь

к

искусству, формируется как личность.

Волшебный мир театра многогранен, глубок и чрезвычайно интересен.

Он открывает малышам удивительные дали и помогает раскрыть мир во всех его

красках.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте –– СПб.: СОЮЗ, 1997. –

96 с.

2. Буренина. А.И. Театр Всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля: Учебно -метод.

пособие.- 2-е изд., перераб. И доп. – СПб., 2002.

3. Виллар. Ж. О театральной традиции. – М., 1956.

4. Прокопова Н.Л. Основы технологий совершенствования сценической речи. –

Кемерово., 1999.

5. Станиславский. К.С. Собр. соч. В 8 т. – М., 1954-1961. Т. 1: Моя жизнь в искусстве. – М.,

1954; т. 2-3: Работа актера над собой. – М., 1954 – 1955.

6. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных

коллективов / Под ред. Никитиной А.Б.. – М.: Гуманит. Изд.



В раздел образования