Напоминание

«Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания».


Автор: Чернятович Татьяна Григорьевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: г.Салехард, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания».
Раздел: среднее образование





Назад




Тема «Технология развития критического мышления на уроках истории и

обществознания».

Современное образование в России находится в стадии реформирования. В

настоящее

время,

когда

приоритетным

направлением

обучения

выбрано

личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной

стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и

интересным. Любое новшество, как обычно это происходит, встречает на своем

пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня всегда на первом месте

стоит

вопрос,

как

сделать

свои

уроки

увлекательными

и

ёмкими

в

плане

содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к

выводу,

что

на

предметах

гуманитарного

характера,

таких,

как

история,

обществознание, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными

текстами,

очень

актуальна

технология

критического

мышления.

Некоторые

приёмы

позволяют

сделать

урок

более

продуктивным,

помогают

ученикам

сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками,

справочниками.

Активизация

мыслительной

деятельности

учащихся

является

условием

успешной социализации ребёнка в реальном социуме. Одной из современных

образовательных технологий,

применяемой

в

школе,

является технология развития критического мышления. Это открытое мышление,

не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на

личный жизненный опыт.

В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке:

образовательная технология развития критического мышления средствами

чтения и письма» И.О.Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически

мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки

информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы

присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь

не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами

информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На

уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно

взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально

принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования

разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей».

Специфика образовательной технологии развития критического мышления

состоит в том, что учебный процесс, строится на научно-обоснованных

закономерностях взаимодействия личности и информации и позволяет все

обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного

планирования и осмысленности.

Данная технология ставит следующие цели:

1)

Формирование

нового

стиля

мышления,

для

которого

характерны

открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек

зрения, альтернативности принимаемых решений.

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,

коммуникативность,

креативность,

мобильность,

самостоятельность,

толерантность,

ответственность

за

собственный

выбор

и

результаты

своей

деятельности.

3) Развитие аналитического, критического мышления.

Своей задачей, как учитель истории, я вижу научить школьников:

- выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы,

идейные установки отражают текст или говорящий человек;

- избегать категоричности в утверждениях;

- быть честным в своих рассуждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения

и личного мнения;

-

подвергать

сомнению

логическую

непоследовательность

устной

или

письменной речи;

-

отделять

главное

от

существенного

в

тексте

или

в

речи

и

уметь

акцентировать на первом.

4)

Формирование

культуры

чтения,

включающей

в

себя

умение

ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями

чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки

зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые

знания, делать выводы и обобщения.

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности,

запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

В ходе организации учебного процесса главная роль отводится тексту. Его

читают,

пересказывают,

анализируют,

трансформируют,

интерпретируют,

дискутируют,

наконец,

сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить

себя

ясно,

доказательно,

уверенно.

Чрезвычайно

важно

умение

слушать

и

слышать

другую

точку

зрения,

понимать,

что

и

она

имеет

право

на

существование. Свою роль, как учителя, вижу как координирующую

На разных стадиях используются приёмы и методы:

- Инсерт (активное чтение с маркировкой)

-Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его

графическое оформление в виде грозди.

- Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из

пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

- Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки –

основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы,

отражающие суть.

Остановлюсь на

некоторых из

приёмов

работы

с

текстами на

уроках

истории.

На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМ. Одним из них

является

составление

КЛАСТЕРА.

Это

способ

графической

организации

материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые

происходят при погружении в ту или иную тему.

Кластер

является

отражением

нелинейной

формы

мышления.

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или

предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,

образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с

ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются

«веточки»,

устанавливаются

новые

логические

связи.

В

итоге

получается

структура,

которая

графически

отображает

наши

размышления,

определяет

информационное поле данной темы.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В

дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует

конкретизировать направления развития темы.

Другим приемом, используемым для систематизации материала, является

ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма

складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting

(размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения

и) thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или

маркером делает пометки на полях: «V» - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе,

«?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом

исторического источника. В пояснительной записке к программе по истории

России говорится, что школьники «…должны уметь вести поиск информации в

исторических

источниках,

анализировать

их…».

Приём

ИНСЕРТ

помогает

ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему

запоминанию материала.

Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём

ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает

высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и

самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль,

начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому

что…».

Подтверждается

эта

мысль

словами

из

текста:

«Я

могу

это

подтвердить…».

И,

делается

вывод:

«Следовательно…».

Вывод

не

должен

противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить

Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и

подкрепляет

это

решение

разумными,

обоснованными

доводами.

Он

также

сознает, что возможны иные решения той или иной проблемы, и старается

доказать,

что

выбранное

им

решение

логичнее

и

рациональнее

прочих».

Предлагаю

познакомиться

с

опытом

применения

СИНКВЕЙНА.

Название

приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение,

состоящее

из

пяти

строк.

Используется

как

способ

синтеза

материала.

Лаконичность

формы

развивает

способность

резюмировать

информацию,

излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание;

для

работы

в

парах;

реже

как

коллективное

творчество

Обычно

синквейн

используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная

форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в

качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4)

способа выражения

своего

отношения

к

событию или

исторической

личности

Процесс

написание

синквейна

очень

нравиться

моим

ученикам.

Это

творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда

зачитываются работы, повышается самооценка.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую

навыки

работы

с

информацией

в

процессе

чтения

и

письма.

Критическое

мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который

характеризуется

высоким

уровнем

восприятия,

понимания,

объективности

подхода к окружающему его информационному полю.

Алгоритм урока в режиме данной технологии состоит из трёх основных

этапов: вызов, осмысление и рефлексия.

Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют,

трансформируют,

интерпретируют,

дискутируют,

наконец,

сочиняют.

Тексты

бывают

трёх

типов

-

повествование,

описание,

рассуждение.

И

подразделяются

на

следующие

стили:

разговорный,

научный,

деловой,

публицистический и художественный.

Опыт

применения

технологии

критического

мышления

позволяет

подтвердить его высокую эффективность в процессе преподавания истории и

обществознания.



В раздел образования