Автор: Осипенко Нелли Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Елочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Экспериментальная деятельность
Тема: НОД "Вода – источник жизни"
Раздел: дошкольное образование
НОД
«Вода – источник жизни»
(экспериментальная деятельность)
Программное содержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о
свойствах, формах и видах воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения;
- Воспитывать экологическую культуру;
-Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование:
*прозрачные пластиковые стаканчики,
* емкости разной формы,
*кубики деревянные,
* шарики резиновые,
* земля,
* соль,
*сахар,
* лимонная кислота,
* молоко,
* ватные диски,
* воронки,
* сливочное масло,
* салфетки тряпичные,
* аудиозапись «Вода»,
* трубочки коктейльные,
*кувшин с водой
* экспериментальный лист,
*фломастеры.
Предварительная работа:
Проведение серии опытов с водой, наблюдения, рисование, чтение рассказов,
беседы, познавательные минутки.
Ход НОД
- Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!»
-Ребята поздороваемся с нашими гостями , скажем «доброе утро»,
(Дети здороваются)
-Задумывались ли вы когда – нибудь, почему мы такими словами
приветствуем друг друга по утрам?
( желаем добра, радостного дня, хорошего настроения.)
-Молодцы, верно! Очень важно, чтобы именно утро было добрым, ведь оно
начинает новый день, даёт нам энергию, необходимую для дел – и так
приятно видеть с утра ваши улыбчивые лица, сияющие глаза и слышать:
«Доброе утро, Здравствуйте!»
(Дети присаживаются на стульчики).
(Звучит запись журчания ручейка.)
- Что за звуки вы слышите?
(это журчит ручеёк)
-Что мы можем сказать о воде?
(вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.)
Опыты
Вот сейчас мы это проверим – так ли это.
1. Вода – жидкость
- Вы сказали: вода льётся, течёт, переливается. Давайте подойдём к столу.
Здесь вы видите много посуды. Какая она?
(Стеклянная)
-Как нужно обращаться с такой посудой?
(Осторожно. Постараться не ударить её друг о друга.)
-Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать
нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на
блюдечке.
(Самостоятельная работа детей).
- Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко?
- Почему она растеклась по блюдечку?
(Потому что вода жидкая.)
-Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в
реках, ручейках, не текла бы из крана.
Вывод - вода жидкая и может течь, её называют жидкостью.
2. Вода не имеет собственной формы
Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?
(Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.)
- Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку,
изменят ли они свою форму?
(Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.)
- А есть ли форма у воды?
(Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в
блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.)
(Самостоятельная работа детей)
- Что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку?
- Какую форму она принимает?
(Форму баночки.)
- что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?
(Вода приняла форму этих предметов.)
- Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили –
чашки, блюдца, баночки.
- Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в
который её наливают.
Вывод – вода не имеет собственной формы
(В экспериментальном листе рисуем условные обозначения – вода жидкость,
вода не имеет собственной формы).
3. - Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле.
- Скажите, для чего вода необходима? (для растений, для животных, для
человека, для тушения пожаров, для приготовления пищи, в хозяйстве и т.д.).
А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо – плохо».
Разделимся на две команды.
Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?».
Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».
Итак, начинаем: «Вода – это хорошо. Почему?»
( Вода нужна для питья, для того, чтобы готовить еду, умываться, мыть
посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода
нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде
живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.)
-Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй
команды: «Вода – это плохо. Почему?».
(Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни
кого и ничего. Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть.
Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и
пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать
растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть..)
Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему
опыту.
Давайте мы с вами поиграем в игру «Фрукты».
- Я вас сейчас превращу в фрукты:
Хлопните 3 раза в ладоши
И в чудо фрукты превратитесь.
(Дети превращаются в фрукты).
-Называем кто в какой фрукт превратился.
Дети называют.
-А что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, салат)
- Дети, вот вы сказали, что из фруктов можно приготовить варенье, сок, салат.
А знаете ли вы, как сварить вкусный компот. А какие бывают компоты?
(клюквенные, яблочные, брусничные). Давайте вы не только расскажите, как
сварить компот, но и покажите. А помогут нам в этом наши маленькие
человечки.
Хлопните 3 раза в ладоши
И в маленьких человечков превратитесь.
- Сначала надо взять кастрюлю.
- Кто хочет показать, какая это кастрюля, мне нужны опять помощники. Дети,
какие вы человечки?
- Мы твёрдые человечки (встают в круг и крепко держатся за руки)
- Как ведут себя твёрдые человечки?
- Они крепко держатся за руки.
- Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты. Какие они? (они тоже
твёрдые)
- А чего не хватает? Правильно, воды.
-Сейчас зальём фрукты водой. Какие это человечки? (жидкие). Как они себя
ведут? Приглашаю 2 человека.
- Ставим кастрюлю на плиту. Вода закипает. Как ведут себя человечки
кипящей воды?
- Они бурлят, двигаются, подвигайтесь, закипайте.
- Компот всегда вкусно пахнет, я всё думаю, почему?
- Это газообразные человечки из него выскакивают.
- Кто хочет быть паром, выходите, мне нужны помощники.
- Вот компот и готов. Какой у нас получился вкусный, сладкий, ароматный,
полезный компот.
- А теперь вы снова превращаетесь в детей. Спасибо, садитесь