Напоминание

"Музыкальное оформление занятий (классический танец)"


Автор: Костычева Наталья Аркадьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Мурманская область, Ловозерский район, п.Ревда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкальное оформление занятий (классический танец)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Методическая разработка

Музыкальное оформление

занятий

(

классический танец)

Составитель: Костычева Н.А.

концертмейстер

с.Ловозеро

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...………3

Особенности музыкального аккомпанемента на занятиях классического

танца……………………………………………………………………………..…3

Рекомендации музыкального оформления классического танца…………...…6

Музыкальное сопровождение к движению plie……………………………..…..7

Прыжки (allegro) и пальцевый раздел……………………………………….…10

Литература…………………………………………………………………….…11

Приложение

2

ВВЕДЕНИЕ

В

своей

практике

концертмейстеры

хореографических

детских

коллективов

встречаются

с

определёнными

проблемами

музыкального

сопровождения занятий

классического танца, испытывают затруднения в

поисках и использовании нотного материала.

Хореографическое искусство призвано отображать и раскрывать смысл

музыки. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении

устанавливается тесная взаимосвязь. Их объединяет одно и то же образное

содержание.

Значение

музыки

на

любом

этапе

хореографического

обучения

предполагает обязательное участие музыканта-аккомпаниатора.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО АККОМПАНЕМЕНТА НА

ЗАНЯТИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

В учебный процесс хореографических

детских учреждений

входит

изучение

предмета

«классический

танец»,

являющийся

основой

всего

балетного образования.

Неотъемлемой частью всего учебного процесса является музыкальное

сопровождение

занятий.

Для

правильного

использования

музыкального

аккомпанемента

на

занятиях

концертмейстеру

необходимо

точно

представлять

схемы

комбинаций,

заданные

педагогом-хореографом.

Концертмейстеру необходимо получить знания о построении урока в целом,

последовательности движений в экзерсисе у станка и на середине. Следует

изучить все особенности подготовительных положений, метроритмические и

темповые

закономерно сти

т анцева льных

движений,

а

т а к ж е

хореографическую терминологию на французском языке.

Занятия классического танца состоит из четырёх разделов:

- экзерсис у станка;

- экзерсис на середине;

- прыжки (allegro);

- пальцевый раздел.

3

В

э кз е р с и с е

у

с т а н ка

н а и б ол е е

р а с п р о с т р а н е н а

т а к а я

последовательность движений:

plie,

battement

tendu,

battement

tendu

jete,

port

de

jamble

par

terre,

battement fondu или battement soutenu, battement trope, pord de jamble en l′air,

petit batterment, battement deve lope, grand battement jete.

Принцип построения движений у станка основан на контрасте, т. е.

чередовании чётких и резких движений с мягкими, плавными.

Концертмейстеру

следует

внимательно

следить

за

изменением

характера

исполняемых

движений,

используя

при

этом

соответствующий

музыкальный материал.

Комбинации занятий принято строить с учётом музыкальной фразы

(тактовой квадратности).

При

подборе

музыкального

аккомпанемента

важно

учитывать

соотношение

танцевальной

и

музыкальной

фраз.

Малые

и

большие

музыкальные

фразы

состоят

соответственно

их

четырёх

тактов,

восьми,

шестнадцати, тридцати двух и т. д. Возможно построение комбинации на

полторы фразы: двенадцати, двадцати четырёх и т. д. тактов.

Аккомпанемент

в

младших

и

средних

группах

должен

содержать

некоторые

различия,

отличаться

определённостью

формы

и

ритма

в

экзерсисе и приобретать большую эмоциональную окраску в дальнейшей

части урока. Характер музыкального сопровождения должен соответствовать

характеру

исполняемых

движений,

составлять

единый

ансамбль

с

исполнителем.

На раннем этапе изучения того или иного элемента аккомпанемент,

включающий

музыкальные

примеры

на

4/4

или

2/4,

соответствует

традиционной методической раскладке изучаемых движений.

Музыкальный

размер

3/4

используется,

в

основном,

для

таких

движений, как port de bras, pas balance и ряда других движений.

Исключение

составляет

работа

с

педагогом -хореографом ,

разрабатывающим свою методику преподавания основ классического танца в

4

условиях

Центра

детского

творчества,

допускающую

использование

музыкального размера ¾ при изучении plie,

pord de jambe par terre,

battmtnt

todu, pord de jambe en l′air.

Музыка

на

занятиях

классического

танца

является

полноправной

участницей учебного процесса. Она должна вызывать у учащихся стремление

выполнить

задание

педагога

не

только

качественно,

но

и

осмысленно,

увлечённо, т. е. творчески, а не формально.

Музыка льный

мат е риа л

на

за ня т ии

д олже н

о т л и ч а т ь с я

танцевальностью и мелодичностью. Концертмейстер должен воспитывать у

детей

умение

слушать

музыку,

проникаться

её

содержанием,

любить

и

понимать

её,

способствовать

эмоциональному

восприятию

мелодии,

музыкальной темы.

Концертмейстер должен помогать учащимся расширять музыкальный

кругозор,

используя

на

занятиях

классического

репертуара

русских

и

зарубежных

композиторов.

Фрагменты

из

опер

и

балетов

должны

быть

доступны детскому восприятию. При подборе музыкального аккомпанемента

важно

учитывать

возрастные

особенности

детей.

Образное

содержание

музыки должно соответствовать исполнительским возможностям учащихся.

В

учебной

практике

у

концертмейстеров

приняты

два

способа

музыкального

оформления

занятий

классического

танца.

Первый

предусматривает

использование

нотного

материала,

второй

основан

на

музыкальной импровизации.

Первый способ даёт возможность наряду с обучением танцевальным

движениям

пропагандировать

классическую

музыку,

вырабатывать

у

у ч а щ и х с я

с т р о г о с т ь ,

а к а д е м и з м

и с п о л н е н и я ,

п р и в и в а т ь

высокохудожественный вкус.

Второй

способствует

изучению

технически

сложных

элементов,

сочетая ритмический рисунок с творческой фантазией пианиста.

5

Концертмейстер, зная характер, ритм и составные элементы учебного

задания,

может

соответственно

предложить

тему,

размер

и

акценты

музыкальной импровизации.

Среди

музыкантов

и

хореографов

бытуют

разные

точки

зрения

на

приоритет

того

или

иного

способа

хореографического

аккомпанемента.

Учитывая

общеэстетическое

направление

в

хореографических

студиях,

в

музыкальном сопровождении уроков в младших, средних и старших классах

предпочтение отдаётся нотному материалу, используя импровизированный

материал как вспомогательный.

РЕКОМЕНДАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ

КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Занятия у станка на занятиях начинаются с комплекса упражнений для

разогрева мышц. В такой комплекс могут входить движения, проученные

ранее: demi-plie, battment tendu, passé pan terre.

Данные

движения

могут

исполняться

в

различных

сочетаниях.

Соответственно, музыкальный аккомпанемент может быть:

- 2/4 – чёткий, конкретный;

- 4/4 – предполагая сдержанность, широту;

- 3/4 – настраивающий на кантиленность исполнения.

При переходе исполнения движений боком к станку (одной рукой за

палку) особое внимание необходимо уделить музыкальному сопровождению

PREPARATIONS

(подготовительным

движениям),

как

наиболее

сложному

для концертмейстера.

Препарасьон

исполняется

перед

началом

какого-либо

движения

экзерсиса и на середине.

Концертмейстеру

необходимо

изучить

подготовку

к

каждому

изучаемому

элементу,

так

как

правильно

исполненное

музыкальное

вступление не только концентрирует внимание учащихся на начале всего

задания, но и задаёт темп и характер исполнения учебного элемента или всей

комбинации.

6

На начальном этапе обучения в экзерсисе у станка в движениях plie,

batetment tendu,

batteme tendi

jete

в preparations одна рука открывается на

вторую позицию.

Музыкальным

вступлением

при

использовании

нотного

материала

является

заключительное

построение,

входящее

в

музыкальный

период,

заканчивающийся устойчивым звуком.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ PLIE

В младших группах по методике классическому танцу соответствует

размер 4/4. В таком размере достаточно чётко прослеживаются доли, которые

помогают ученику ориентироваться в тактовой раскладке.

Для качественной смены позиций ног в музыкальных примерах нотного

материала необходимо исполнить два такта заключительного построения.

Учитывая

специфику

учебного

процесса

Центра

детского

творчества,

некоторые

педагоги

допускают

в

своей

практике

использование

музыкального аккомпанемента на 3/4 при исполнении plie.

Такой аккомпанемент имеет свои преимущества – более танцевальный,

мелодичный

характер

музыкальных

произведений

способствует

большей

мышечной «наполняемости» каждого такта, развивает мягкое, эластичное plie,

что исключает возможность «зажима». На наших занятиях используются оба

варианта музыкального аккомпанемента путём чередования.

Основная комбинация BATTMENTS TENDU в экзерсисе у станка на

уроках исполняется в традиционном построении, т. е. на 4/4 с постепенным

переходом на 2/4, на сильную долю.

Характер музыкального аккомпанемента на 4/4 – чёткий, но более

сдержанный, на 2/4 – чёткий.

Использование в нашей практике двух вариантов исполнения battement

tendu (чёткого и кантеленного), разнообразного музыкального сопровождения

даёт хороший результат, дополняет традиционную раскладку, способствует

лучшему усвоению данного элемента.

7

Дети, слушая музыку, определяя размер, активизируют своё внимание в

самом начале занятий у станка, что даёт вдумчивое, а не механическое,

однажды проученное исполнение.

В качестве аккомпанемента к движению BATTEMENTS TENDU

JETE

используются примеры с музыкальным размером 2/4. Характер

сопровождения резкий, чёткий. Используем музыкальный аккомпанемент со

штрихом staccato.

PONDS

DE

JAMBE

PAR

TERRE.

В

младших

группах

данное

движение исполняется по традиционной методике, на 4/4. Использование

педагогом-хореографом

собственных

методических

разработок

допускает

аккомпанемент в размере 3/4.

На занятиях в младших классах предпочтение отдаётся музыкальному

размеру 4/4 с постепенным переходом на 2/4.

Музыкальные

примеры

на

¾

используются

в

средних,

старших

группах и в дальнейшем обучении. Характер музыкального аккомпанемента

плавный в младших группах, дальнейшем более определённый, отчётливый.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

АККОМПАНЕМЕНТ

К

ДВИЖЕНИЮ

BATTEMENT FONDU на занятиях соответствует принципу «мышечного

наполнения» длительностей (мышечного legato), способствующему развитию

мышечной эластичности.

Характер

исполняемого

движения

допускает

музыкальное

сопровождение как на 4/4, так и на ¾ (в дальнейшем – чередование 2/4 и 3/4).

Если

движение battment fondu исполняется в сочетании с battement

frappe, то ритмический рисунок музыкальной фразы должен отличаться по

характеру звучания, подчёркивать плавность battements fondues и переходить

на staccatoв движении battements frappe.

Музыкальный размер аккомпанемента к движению BATTEMENT

FRAPPE («удар» - акцент, приходится на сильную долю) – 4/4, с переходом

на музыкальный размер 2/4 движение начинается на затакт и исполняется на

один такт. Характер музыкального сопровождения чёткий, отрывистый.

8

Музыкальные примеры для сопровождения RELEVE LENT И

BATTEMENT

PEVELOPPE.

В

качестве

аккомпанемента

используются

примеры с музыкальным размером 4/4, а также широкие 3/4 («Концертный

вальс». Раков). Характер звучания музыки должен соответствовать характеру

мышечных усилий.

Исполнение

концертмейстером

музыкальных

примеров

к

данным

движениям требует большей выразительности, эмоциональности.

После мягкой, плавной, но рассчитанной на развитие выносливости

adagio

(медленно,

спокойно,

не

спеша)

в

которую

могут

входить

вышеописанные движения, следует выполнение резких, энергичных бросков

работающей ноги на 90 градусов.

Характер аккомпанемента к движению AND BATTEMENT JETE

соответственно бодрый, энергичный. Музыкальный размер 2/4, 4/4, а также

при

дальнейшем

изучении

и

усложнении

используется

аккомпанемент

в

размере 3/4.

В завершении экзерсиса у станка в младших классах на уроках

исполняется (лицом к станку) releve на полупальцы, перегибы корпуса назад

и в сторону, а также pas de bouree simple с переменой ног, придерживаясь

принципа поурочного чередования. Музыкальный аккомпанемент может быть

достаточно разнообразным.

PAS

DE

BOUREE

SIMPLE.

На

начальном

этапе

следует

неукоснительно

придерживаться

методической

раскладки

на

4/4,

так

как

именно

последняя

четверть

каждого

такта

даёт

возможность

ученику

сосредоточиться, исправить ошибку в исполнении.

И

только

после

проучивания

движения

в

медленном

темпе

на

4/4

рекомендуем

переход

на

музыкальные

примеры

с

размером

3/4.

Аккомпанемент с размером 2/4 используется на наших уроках в младших

группах.

Большое внимание уделяется port de bra, изучается такое движение, как

temp plie parterre, которого нет в экзерсисе у станка. Отдельно проучивается

9

подготовка

и pirouette

(вращение)

по

программе,

что

требует

изучение

концертмейстером специфики исполнения данных элементов и консультаций

педагога-хореографа.

В

случае

уже

известных

движений

концертмейстер

использует

примеры, аналогичные произведениям, использованным в экзерсисе у станка.

ПРЫЖКИ (ALLEGRO) И ПАЛЬЦЕВЫЙ РАЗДЕЛ

Достаточно

сложным

для

концертмейстера

является

поиск

музыкального материала для раздела ALLEGRO.

Данный раздел состоит из трёх видов (групп) прыжков: маленькие,

средние и большие.

Существует

специфика

техники

исполнения

прыжка

на

начальном

этапе обучения. В младшем классе (первый год обучения) прыжки развивают

силу

ног

на

эластичном,

мягком plie

и

начинают

изучаться

достаточно

сдержанно, в медленном темпе.

В музыкальном размере 4/4 уместны импровизации.

В

музыкальном

размере

сочетаются

два

характера:

плавный

сопровождает demi-plie и отрывистый, энергичный – подчёркивает прыжок. В

дальнейшем происходит переход на 2/4, но чередование двух характеров

аккомпанемента остаётся. Темп moderato.

В практике в изучении раздела

ALLEGRO мы используем принцип

максимальной подачи материала.

Сначала

педагог

объясняет

правило

исполнения

прыжка,

затем

уточняется музыкальная раскладка, и обязательно акцентируется внимание

ученика на необходимой доле, соответствующей самому прыжку. Далее, в

момент исполнения учеником самого прыжка, концертмейстер делает лишь

«лёгкий» акцент в музыкальном сопровождении. В дальнейшем изучении

аккомпанемент становится более чётким и ровным.

При переходе на изучение трамплиновых прыжков на более коротком

(по времени), но очень упругом plie характер музыкального аккомпанемента

10

становится более чётким и энергичным. В данном случае целесообразнее

использовать примеры в характере польки.

При изучении таких прыжков, как pas de basgue, сценический sissonne

используются

музыкальные

примеры

с

размером

3/4.

Характер

сопровождения

соответствует

плавному,

лёгкому

вальсу

или

медленной

мазурке.

В

прыжках sissonne torbe,

temps lie sauté

возможно использование

музыкальных

примеров

как

на

4/4,

так

и

на

3/4.

В

музыкальном

сопровождении чередуются чёткость и плавность. В качестве музыкального

вступления к прыжкам на первом этапе обучения используются два такта

заключительного

построения. Plie перед прыжком исполняется на сильную

долю.

В дальнейшем обучении при переходе исполнения plie и прыжка на

затакт в качестве музыкального вступления используются дополнительные

два

такта

или

один

такт,

предваряющий

тему,

с

ритмическим

рисунком

аккомпанемента левой руки в соответствующем музыкальном размере.

Такое вступление даёт ученику возможность определить ритм, темп и

характер

музыкального

примера

и

соответственно

передать

характер

исполнения самого прыжка.

Освоив

данный

материал,

концертмейстер,

может

в

дальнейшем

самостоятельно подбирать примеры к новым элементам, на испытывая при

этом затруднений.

ЛИТЕРАТУРА

1.Сборник « Азбука классического танца», составитель Базарова Н.,

Мей В.

2.Сборник « Искусство аккомпанемента как предмет обучения» издание

1950,1961г.

3. «Аттитюда»// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-

1907г.,

4. « Русский балет: Энциклопедия»-Brise-1997г.

11

Приложение 1

Хореографические термины:

Adagio (адажио)

медленно, спокойно, не спеша. В уроке классич.

танца

танц.

композиция,

состоящая

из

плав.

д в и ж е н и й ,

у с т о й ч и в ы х

п о в о р о т о в ,

вращений.

Allegro (аллегро)

весёлый,

живой.

Заключительная

часть

упр.

на

середине, состоящих из прыжковых движений.

Allonge (алонже)

удлинённый. Положение в позициях рук.

Arabesgue (арабеск)

арабский. Одна из основных поз классич. танца.

Assemble (ассамблее)

прыжок с собиранием ног в воздухе.

Balanse, pas (балансе)

покачиваться.

Па,

состоящее

из

переступаний

с

ноги на ногу, чаще из стороны в сторону.

Battements (батман)

биение,

удары.

Разнообразные

движения

работающей ноги.

Battement tendu (батман

тандю)

движение вытянутое.

Battement tendu jete

(батман тандю жете)

вытянутое движение с броском.

Battement frappe (батман

фраппе)

ударное движение.

Battement fondu (батман

фондю)

плавное, тающее движение.

Battement souteni (батман

сутеню)

движение с подтягиванием ног.

Battement developpe

(батман девлопе)

развёрнутое движение.

Bourre, pas de (буре)

мелкие переступания с ноги на ногу.

Changement de pied

(шажман де пье)

прыжок с переменной ногой.

Demi- plie ( деми плие)

полуприседание.

Exercice (экзерсис)

упражнения у станка и на середине зала.

Echappe (этаппе)

прыжок с раскрыванием ног во 2-ю позицию.

Grant battement (грант

батман)

большое бросковое.

Jete pointe ( жете пуанте)

движение на носок.

Par terre (пар тер)

по земле.

Passe (пассе)

проходящее.

Pas (па)

шаг.

12

Pas de basgue (па де баск)

шаг басков.

Petit battement (пти

батман)

маленький батман на щиколотке

Sur le cou-de-pied (сюр

лек у-ду-пье)

опорной ноги.

Pirouette (пируэт)

оборот тела на 360 градусов на полу.

Por de bras (пор де бра)

упражнения, слагающиеся

из одновременных

движений рук, корпуса и головы.

Preparation (препарасьон)

приготовление,

подготовка

подготовительные

движения.

Releve (релеве)

поднимание на полупальцах.

Releve lent (релеве лян)

медленное поднимание ноги.

Rond de jambe par terre

(рон де пар терр)

круговые движения ноги на полу.

Rond de jambe en l′air (рон

де жамб ан Лер)

круг ногой в воздухе.

Sissone tombe (сиссон

томбе)

п р ы ж о к

с

д в у х

н о г

н а

о д н у

с

быстро следующим падением на другую ногу.

Sisson simple (сиссон

семпль)

прыжок с двух ног на одну.

Temps lie (тан лие)

связующее, плавное, слитное движение.

Temps leve sauté (тан леве

соте)

прыжок с двух ног на две.

13



В раздел образования