Напоминание

"Типы сложных предложений и средства связи в них". 9 класс


Автор: Замальтдинова Розалия Менналиевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №168 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова"
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Типы сложных предложений и средства связи в них". 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 9Д классе

Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.

Учитель: Замальтдинова Р.М.

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении.

Развивающие:

Конструирование сложных предложений разных типов.

Коррекционные:

Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими

терминами, формирование языковых средств связности речи.

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления

совершенствовать устную и письменную речь.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power;

алгоритм; раздаточный тестовый материал.

Ход урока:

I. Организационный момент: /экран/ К

1. Приветствие учителя. Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые

коллеги!

2.Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД 1

Тема нашего урока: "Пунктуационный анализ. Знаки препинания в

сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

-Ребята, запишите в тетрадях тему нашего урока. Тема из ОГЭ, это задание

№12.

-Для того чтобы перейти к обобщению знаний выполним первое задание.

Задание 1. На партах есть файлы с конвертом, достаньте, пожалуйста,

откройте их и посмотрите , какая это часть речи? (союзы-это служебные

слова)

-Определите, по какому принципу можно разделить эти союзы? (по значению

и употреблению в речи делятся на две группы: сочинительные и

подчинительные)

Задание 2. Распределить на две группы союзы

1группа- сочинительные: и, а, но, однако, или, либо, то-то, не только -но и.

2группа-подчинительные: если, что, чтобы, как, словно, так как, точно,

потому что.

Поднимите союзы. Хорошо.

-Ребята, когда используются сочинительные союзы? Приведите примеры.

Соединяют однородные члены или части сложного предложения. Ветер по

морю гуляет и кораблик подгоняет/запятая ставится?почему? Выпал снег,

и наступили морозы.

Для чего используются подчинительные союзы? Приведите примеры.

Используются только для связи придаточной части с главной. Я знаю, что

скоро пойдет дождь.

Задание 3. Составьте предложения, используя эти союзы.

Оценивание. Кто давал верные ответы у доски и сумел найти ошибки при

поверке, поставьте + в тетради на полях!

IV. Актуализация знаний /фронтальный опрос/

-Что мы сейчас изучаем?

-Какие бывают предложения по количеству основ?

-Сколько основ в простом и сложном предложениях?

Давайте вместе составим общую схему всех сложных предложений.

Типы сложных предложений.

бессоюзные (БСП) союзные

сложносочиненные (ССП) сложноподчиненные (СПП)

союзы: и, а, но, однако, или, либо, союзы: если, что, чтобы, как,

то-то, не только -но и. словно, так как, точно, потому что.

= x

[ ], и [ ]. [ ],что ( ).

-На какие две группы делятся сложные предложения (в зависимости от

наличия и отсутствия союзов)?

-Что такое "БСП"? Это сложное предложение, части которого связаны по

смыслу и интонации, без помощи союзов и союзных слов.

-Приведите примеры, запишите в тетрадь. Наступила весна, стало тепло.

-Составьте схему этого предложения. [ ], [ ].

-Какие знаки препинания используются в БСП? (, ; : -)

-Что такое "ССП"? ССП -это сложное предложение, части которого

равноправны (нельзя задать вопрос от одной части к другой) и связаны

сочинительными союзами и интонацией. Солнце светило, но оно не грело.

-Приведите примеры, составьте схему.

Докажите, почему это ССП?[ ],но [ ].

-Какие предложения называются СПП? Это сложное предложение, части

которого неравноправны по смыслу (от одной можно задать вопрос к другой)

соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов и

интонации.

Мы подошли к дому, где живет моя подруга. [ ],где ( ).

Какие знаки препинания ставятся между частями СПП и ССП? (между

частями СПП И ССП чаще всего ставятся запятые.

V. Углубление пройденного материала: от теории к практике /работа у доски/

- по схемам определить вид сложных предложений (СБП,ССП,СПП).

а) [ ] ; [ ]. - БСП в) [ ], с. [ ]. -ССП д) (с. ), [ ]. -СПП

б) [ ], (с. ). -СПП г) [ , (с. ), ]. - СПП е) [ ] - [ ]. -БСП

Оценивание. Кто правильно работал у доски, поставьте + в тетради на полях!

VI. Конструирование лингвистической модели /работа в тетрадях/

- перестроить СБП в ССП и СПП.

ПРОВЕРКА-СЛАЙД 17

Ярко сверкнула молния, послышался громкий раскат грома. СБП

Ярко сверкнула молния, и послышался громкий раскат грома. СБП

Ярко сверкнула молния, поэтому послышался громкий раскат грома. СБП

Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!

-Мы все повторили для того, чтобы выполнить задание №12 из ОГЭ.

А теперь вместе разберем это предложение.

-Ребята на партах есть файлы, достаньте, пожалуйста, алгоритм выполнения

задания. Один ребенок зачитывает вслух.

Образец выполнения задания.

Задание. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного

предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, (1) сердце у

него бешено заколотилось, (2) и он постоял несколько минут, (3)

отдышался, (4) а затем твёрдым военным шагом пересёк улицу.

(В.Железников).

1. Николай Николаевич увидел

2. сердце заколотилось

3.он постоял, отдышался, пересёк

Союзы: когда, и

1- запятая разделяет две части сложноподчиненного предложения (связь

подчинительная). От главного предложения можно задать вопрос, части

сложного предложения связаны подчинительным союзом - когда.

2- запятая разделяет две части сложносочиненного предложения (связь

сочинительная). Два равноправных предложения, части сложного

предложения связаны сочинительным союзом - и.

3, 4 - запятые между однородными членами.

Ответ: 1.

VII. Работа с карточками:

- самостоятельная работа по тестовым материалам.

Проверка.

Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!

VIII. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания,

умения и навыки. Давайте узнаем, каких результатов вы сегодня достигли на

уроке.

Мы повторили

- сведения о сложных предложениях; сочинительные и подчинительные

союзы;

Мы выяснили

-особенности сложного бессоюзного предложения;

-чем отличается ССП от СПП ;

Мы весь урок учились

- отличать друг от друга типы сложных предложений ,

- правильно ставить знаки в ССП и в СПП перед средствами связи в них.

Посмотрите в свои тетради и посчитайте + на полях

- Сегодня на уроке самыми активными были… Они давали правильные

ответы и получают отметки …

Спасибо всем за работу! Я очень рада, что этот урок для вас был

познавательным.

Мне было приятно с вами общаться!

Домашнее задание:

-упражнение № 211. Задание вслух: дописать сложные предложения,

выделить грамматические основы+ схемы к СП).

Алгоритм выполнения задания.

1) определите, сколько грамматических основ в данном предложении:

-если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

-если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным;

2) выявите границы простых предложений в составе сложного;

3) посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе

сложного:

- если на границе предложений нет союзов, а присутствует только

пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие и тире), значит,

перед вами сложное бессоюзное предложение;

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз(И,

А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), следовательно,

предложение сложносочиненное; но проверьте, не соединяет ли

сочинительный союз однородные члены.

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или

союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО,

ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), значит предложение

сложноподчиненное.

Примечание:

При выполнении задания укажите именно ту цифру, которая стоит на границе

простых предложений в составе сложного.



В раздел образования