Напоминание

Программа элективного курса в соответствии ФГОС


Автор: Стефановская Наталья Михайловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г.Ангарск, Иркутской области
Наименование материала: Рабочая программа элективного курса "Основы неорганической химии" – для учащихся 9 классов
Тема: Программа элективного курса в соответствии ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Основы современной неорганической химии» в 9 классе составлена на основе авторской

программы «Основы современной неорганической химии» Н.М. Стефановской, 2016г; тематического планирования учебного материала по

данному курсу (1час в неделю, общее число часов по курсу – 32). Программа используется без изменений её содержания, но с увеличением числа

практических работ в соответствии с рекомендациями автора.

Одной из основных направлений повышения уровня знаний по химии является умелая

организация связи теории с практикой. Углубления в изучении химии можно добиться с внедрением дополнительных образовательных курсов. При работе в

предпрофильных 9-х классах одним из таких курсов является элективный курс «Основы современной неорганической химии». Как показывает опыт работы,

практико-ориентированные занятия способствуют повышению интереса к преподаваемому предмету, углублению знаний, формируют умения и навыки

практической работы, развивают способности учащихся и укрепляют их желание посвятить себя работе по химической специальности. Программа данного

курса предусматривает проведение лекций, семинаров, практических и исследовательских работ. Важнейшим условием успешного проведения этого курса

является предоставление учащимся возможности самостоятельно проводить опыты, составлять отчеты по практическим работам, искать необходимую

информацию

для

презентаций

и

отчетов.

Рабочая программа курса состоит из пяти блоков: 1 - математическая химия, 2 - окислительно-

восстановительные реакции, 3 - свойства электролитов, 4 - закономерности течения химических процессов, 5 – Практическая химия. Металлы на

службе человека. Программа данного курса включает 12 разнообразных по содержанию практических работ. Учащиеся на каждом практическом

занятии работают непосредственно с веществами, изучают их свойства, знакомятся с методами анализа, с правилами работы в химической

лаборатории,

техникой

безопасности,

типовым

лабораторным

оборудованием,

химической

посудой,

методикой

проведения

отдельных

практических

работ.

В

ходе

курса

учащиеся

отрабатывают

правила

написания

реакций

ионного

обмена,

составляют

окислительно-

восстановительные уравнения, решают расчетные задачи, учатся анализировать результаты, сравнивать и прогнозировать.

В программе

предусмотрены

опыты

с

пищевыми

продуктами,

практические

работы,

связанные

с

распознаванием

веществ,

работы

по

изучению

закономерностей течения химических процессов и эксперименты, связанные на распознавание растворов солей с использованием качественных

реакций на катионы металлов.

Особое внимание в программе курса уделяется исследовательской работе с экологической направленностью и прикладного

характера. Выбор объектов анализа определяется главным образом интересом к ним учащихся и местными условиями. Цель таких работ: сформировать

знания об экологической безопасности и привлечь учащихся к исследовательской и проектной деятельности. С учетом возможности кабинета проводятся

опыты по определению качества пищевых продуктов; проводится экспертиза на определение йода, аскорбиновой кислоты, минеральных солей в продуктах

питания, качественное обнаружение ионов в растворах электролитов. Последнее занятие курса – зачетное, на котором проводится тестирование учащихся

(цель: выявление эффективности курса) и презентация творческой работы по выбранной теме.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

практическая направленность.

системность;

целостность;

объективность;

научность;

доступность для учащихся основной школы;

реалистичность.

Данный образовательный курс является источником знаний, он расширяет и углубляет базовый компонент, является практико-ориентированным,

обеспечивает интеграцию необходимой информации химического, биологического, экологического характера. Курс позволит полнее учесть

интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и,

соответственно, получить более высокие результаты.

Ведущая идея курса:

Развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человеком и

человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно применять.

Основные цели элективного курса:

Повышение интереса к познанию химии и профориентация учащихся в области естествознания;

Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни;

Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества;

Развитие внутренней мотивации учения;

Развитие личности учащегося средствами данного курса;

Обеспечение химико-экспериментального образования;

Развитие экологической культуры учащихся.

Задачи курса:

Развитие познавательного интереса к естественным наукам

Привлечение школьников к исследовательской, творческой, научной деятельности

Развитие навыков самостоятельной работы

Создание среды, побуждающей учащихся к занятиям естественными науками

Знакомство с актуальными вопросами в области естествознания

Экологическое образование и воспитание

Ориентирование на химико-биологический или химико-физический профиль обучения.

Принципы курса:

Практическая направленность;

Развивающий характер;

Региональный компонент;

Профессиональная направленность;

Учет возрастных особенностей школьников;

Возможность практического применения знаний, умений и навыков;

Проектная и исследовательская деятельность;

Здоровьесберегающий компонент.

Формы и методы обучения:

словесные, наглядные, экспериментальные;

самостоятельное изучение дополнительной литературы и поиск информации через интернет;

научно-исследовательская и проектная деятельность;

тестирование.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа

России,

чувство

ответственности

и

долга

перед

Родиной,

идентификация

себя

в

качестве

гражданина

России,

субъективная

значимость

использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность

и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Сформированность

ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание

значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,

гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как

полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых

способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к

ведению переговоров).

6.

Освоенность

социальных

норм,

правил

поведения,

ролей

и

форм

социальной

жизни

в

группах

и

сообществах.

Освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской

деятельности;

интериоризация

ценностей

созидательного

отношения

к

окружающей

действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе

и

организации,

ценности

«другого»

как

равноправного

партнера,

формирование

компетенций

анализа,

проектирования,

организации

деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего

возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного

безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию

природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе

экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

10. осознанность значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение

к членам своей семьи.

Метапредметными результатами:

1.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать

будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии

решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной

проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и

познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной

и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им

задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и

самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта,

проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для

их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач

определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и

критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов

и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в

рамках

предложенных

условий

и

требований;

оценивать

свою

деятельность,

аргументируя

причины

достижения

или

отсутствия

планируемого

результата;

находить

достаточные

средства

для

выполнения

учебных

действий

в

изменяющейся

ситуации

и/или

при

отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений

ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками

продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для

получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять

критерии

правильности

(корректности)

выполнения

учебной

задачи;

анализировать

и

обосновывать

применение

соответствующего

инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и

имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки

своих

внутренних

ресурсов

и

доступных

внешних

ресурсов;

фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных

результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся

сможет:

наблюдать

и

анализировать

собственную

учебную

и

познавательную

деятельность

и

деятельность

других

обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и

делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха

или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или

параметры

этих

действий

привели

к

получению

имеющегося

продукта

учебной

деятельности;

демонстрировать

приемы

регуляции

психофизиологических/

эмоциональных

состояний

для

достижения

эффекта

успокоения

(устранения

эмоциональной

напряженности),

эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

6.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его

признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак

двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным

признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять

обстоятельства,

которые

предшествовали

возникновению

связи

между

явлениями,

из

этих

обстоятельств

выделять

определяющие,

способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к

частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно

указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать

эмоциональное

впечатление,

оказанное

на

него

источником;

объяснять

явления,

процессы,

связи

и

отношения,

выявляемые

в

ходе

познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или

обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные

причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе

критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или

явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или

явления;

строить

модель/схему

на

основе

условий

задачи

и/или

способа

ее

решения;

создавать

вербальные,

вещественные

и

информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с

ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную

по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к

которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки

и

реализации

учебного

проекта,

исследования

(теоретического,

эмпирического)

на

основе

предложенной

проблемной

ситуации,

поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.

Смысловое

чтение.

Обучающийся

сможет:

находить

в

тексте

требуемую

информацию

соответствии

с

целями

своей

деятельности);ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь

описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую

модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный); критически

оценивать содержание и форму текста.

9.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и

профессиональной

ориентации.

Обучающийся

сможет:

определять

свое

отношение

к

природной

среде;

анализировать

влияние

экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания

и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,

проектные работы.

10.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе:

находить

общее

решение

и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учета

интересов;

формулировать,

аргументировать

и

отстаивать

свое

мнение.

Обучающийся

сможет:

определять

возможные

роли

в

совместной

деятельности;

играть

определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение

(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые

способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной

деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать

свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять

общую

точку

зрения

в

дискуссии;

организовывать

учебное

взаимодействие

в

группе

(определять

общие

цели,

распределять

роли,

договариваться друг с другом и т. д.);

11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые

средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме

развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с

коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать

решение

в

ходе

диалога

и

согласовывать

его

с

собеседником;

создавать

письменные

«клишированные»

и

оригинальные

тексты

с

использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых

блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством

учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и

обосновывать его.

12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся

сможет:

целенаправленно

искать

и

использовать

информационные

ресурсы,

необходимые

для

решения

учебных

и

практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих

мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект

задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии для решения информационных

и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и

др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных

аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,

«валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

составлять уравнения химических реакций;

соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

раскрывать смысл закона Авогадро;

раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

характеризовать физические и химические свойства воды;

раскрывать смысл понятия «раствор»;

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

называть соединения изученных классов неорганических веществ;

характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

определять вид химической связи в неорганических соединениях;

изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель»,

«степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

определять степень окисления атома элемента в соединении;

раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

определять возможность протекания реакций ионного обмена;

проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

определять окислитель и восстановитель;

составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

классифицировать химические реакции по различным признакам;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная

кислота;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами,

основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности

вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными

характеристиками вещества;

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления

элементов, входящих в его состав;

составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической

реакции;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств,

способов получения и распознавания веществ;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.

Содержание курса: «Химическая экспертиза»

(1 ч в неделю, всего 32 ч)

Введение – 1 час.

Цели и содержание курса. Методы и формы работы. Правила безопасного поведения в лаборатории. Посуда и оборудование химической

лаборатории. Понятие культуры здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Роль химического эксперимента в определении пригодности среды

существования и продуктов питания для нормальной жизнедеятельности.

Блок №1 – 6 часов.

Математическая химия

Основные законы и понятия в химии. Математическая экспертиза химических задач. Знакомство с основными типами и способами

решения расчетных задач: на «избыток и недостаток», % концентрацию, выход продукта по массе и объему исходного вещества, задачи на

газовые законы и задачи повышенной сложности.

Блок №2 – 6 часов.

Окислительно-восстановительные реакции

Экспертиза окислительно-восстановительных реакций. Классификация, признаки и условия их протекания, анализ ОВР. Отличие ОВР от РИО.

Составление уравнений ОВР. Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях. Реакции окисления в быту и природе

(горение метана, коррозия железа, фотосинтез). Демонстрационные опыты: «Окисление этанола смесью KMnO

4

и H

2

SO

4

»; «Окисление

глицерина KMnO

4

»; «Действие серной кислоты на кристаллический KMnO

4

».

Практическая работа № 1

«Влияние среды на ход течение окислительно-восстановительных реакций».

Блок № 3 – 6 часов

Свойства электролитов.

Электролиты и их свойства. Качественные реакции растворов электролитов. Гидролиз солей и условия его течения, зависимость случая

гидролиза от типа солей. Электролиз растворов и расплавов электролитов. Алгоритм написания реакций гидролиза и электролиза электролитов.

Практическая работа № 2

«Реакции в растворах электролитов»;

Практическая работа № 3

«Гидролиз солей»

Практическая работа № 4

«Цветные реакции в неорганической химии (качественные реакции)».

Блок № 4 – 6 часов.

Закономерности течения химических реакций.

Движение как количественное и качественное изменение вещества. Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций

от разных факторов (природы реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, концентрации, температуры, наличия

катализатора, ингибитора). Природные катализаторы. Химическое равновесие, условия смещения систем от условий внешней среды.

Практическая работа № 5

«Факторы, влияющие на скорость химической реакции».

Практическая работа № 6

«Влияния изменения концентраций реагирующих веществ, температуры на смещение химического равновесия »

Блок № 5 – 6 часов.

Металлы на службе человека. Практическая химия.

Металлы и их свойства. Значение металлов для народного хозяйства. Экологические аспекты применения металлов. Что нужно знать, когда

покупаешь продукты и готовишь пищу? Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Содержание нитратов в растительной пище и советы

по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи.

Практическая работа №7.

Определение ионов металлов главных и побочных подгрупп. Качественные реакции на ионы железа: Fe2+ , Fe3+,Cu2+, Li+, Na+, Ba2+, Al3+),

Практическая работа №8.

Определение нитратов щелочных металлов в плодах и овощах.

Практическая работа №9.

Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

Практическая работа №10. «Исследование пищевых продуктов на наличие тяжелых металлов и йода (соль, молоко, хлеб)».

Практическая работа №11.

«Исследование качества чая. Определение содержания аскорбиновой кислоты в различных сортах чая».

Практическая работа №12.

«Исследование качества кофе. Определение содержания кофеина в различных сортах кофе».

Экскурсия на аптечное предприятие г. Ангарска.

Итоговое занятие – 1 час. Творческий отчет. Презентация работ. Анкетирование. Вручение сертификатов.

Тематическое планирование

п/

п

Тема, изучаемые вопросы

Кол-

во

часов

Демонстрации, лабораторные

опыты

Форма занятия, организационной

деятельности учащихся

Образовательный

продукт

1

Введение в курс.

1

Презентация факультативного

курса

лекция

с элементами

беседы

Записи в тетрадях

Блок № 1. Математическая химия (6 часов)

2

Основные законы и понятия в

1

лекция

Опорный конспект

химии

3

К а ч е с т в е н н а я

и

количественная

характеристика растворов

1

О п ы т,

д е м о н с т р и р у ю щ и й

качественные

характери-стики

растворов

Комбинированное занятие

Опорный конспект

Самостоятельная работа

4

Решение задач когда одно из

исходных

веществ

взято

в

избытке (задачи на «избыток и

недостаток».

1

Практикум по решению задач

Работа по

индивидуальным

карточкам

5

Решение задач на % выход

1

Практикум по решению задач

Самостоятельная работа

6-

7

Решение

задач

повышенной

сложности

и

задач

с

экологическим содержанием.

2

Практикум по решению задач

Совместная работа

учащихся с учителем по

решению задач

Блок № 2. Окислительно-восстановительные реакции (6 часов)

8-

9

Классификация окислительно-

восстановительных

реакций.

Признаки

и

условия

и х

протекания.

2

лекция

Опорный конспект

10

-11

Влияние среды на ход течение

окислительно-

восстановительных реакций

2

Практическая работа №1

Отчет о проделанной

работе

12

-

13

Окислительно-

восстановительные реакции

2

П р а к т и к у м

п о

н а п и с а н и ю

Окислительно-

восстановительных реакций

Самостоятельная работа

учащихся

Блок № 3. Свойства электролитов (6 часов)

14

Электролиты и их свойства.

1

Демонстрационный

эксперимент,

доказывающий

свойства электролитов.

Лекция с элементами беседы

Запись в тетради

15

Р е а к ц и и

в

р а с т в о р а х

электролитов

1

Практическая работа №2

Отчет о проделанной

работе

16

К а ч е с т в е н н ы е

р е а к ц и и

растворов электролитов

1

Практическая работа№3 «Цветные

реакции

в

неорганической

химии

(качественные реакции)»

Отчет о проделанной

работе

17

Гидролиз солей и условия его

течения,

зависимость

случая

гидролиза от типа солей.

1

Демонстрационный

эксперимент

по

гидролизу

солей

лекция

Опорный конспект

18

Гидролиз солей и условия его

течения.

1

Практическая работа № 4

Отчет о проделанной

работе

19

Э л е к т р о л и з

р а с т в о р о в

и

р а с п л а в о в

э л е к т р о л и т о в .

Алгоритм

написания

уравнений

р е а к ц и й

э л е к т р о л и з а

электролитов

1

Демонстрационный

эксперимент

« Эл е кт р ол и з

растворов электролитов»

Комбинированное занятие

Опорный конспект

Блок № 4. Закономерности течения химических реакций (6 часов)

20

Движение как количественное

и

качественное

изменение

в е щ е с т в а .

С к о р о с т ь

химических реакций.

1

Демонстрационный

эксперимент

лекция

Опорный конспект

21

З а в и с и м о с т ь

с к о р о с т и

химиче ских

ре акций

о т

разных факторов.

1

Практиче ская

работа

5

«Факторы, влияющие на скорость

химической реакции».

Отчет о проделанной

работе

22

Катализ

гомогенный

и

гетерогенный.

П р и р о д н ы е

катализаторы.

1

лекция

Опорный конспект

23

Природные

катализаторы.

Влияние

катализаторов

на

скорость течения химических

процессов.

1

П р а к т и ч е с к а я

р а б о т а

6

«Катализ».

Отчет о проделанной

работе

24

Химиче ское

р а в н о в е с и е ,

условия смещения систем от

условий внешней среды.

1

лекция

Опорный конспект

25

Химиче ское

р а в н о в е с и е ,

условия смещения систем от

условий внешней среды.

1

П р а к т и ч е с к а я

р а б о т а

7

«Влияние изменения концентраций

р е а г и р у ю щ и х

в е щ е с т в ,

т е м п е р а т у р ы

н а

с м е щ е н и е

химического равновесия»

Отчет о проделанной

работе

Блок № 5. Практическая химия. Металлы на службе человека (6 часов)

26

Металлы

и

их

с во й с тва .

К а ч е с т в е н н ы е

р е а к ц и и

металлов.

1

П р а к т и ч е с к а я

р а б о т а

№ 8 .

«Определение

ионов

металлов

главных

и

побочных

подгрупп.

Качественные

реакции

на

ионы

железа: Fe2+, Fe3+,Cu2+, Li+, Na+,

Ba2+ ,Al3+)».

Отчет о проделанной

работе

27

П р а к т и ч е с к а я

х и м и я .

Э кол о г и ч е с к и е

а с п е к т ы

применения металлов.

1

П р а к т и ч е с к а я

р а б о т а

№ 9 .

Определение

нитратов

щелочных

металлов в плодах и овощах.

28

П р а к т и ч е с к а я

х и м и я .

Р а с ш и ф р о в к а

п и щ е в ы х

добавок,

их

значение

и

д е й с т в и е

н а

о р г а н и з м

человека

1

Практическая работа №10. Анализ

состава

продуктов

питания

(по

этикеткам).

Отчет о проделанной

работе

29

Практическая химия

1

П р а к т и ч е с к а я

р а б о т а

№ 11 .

Исследование пищевых продуктов

на

наличие

тяжелых

металлов

и

йода (соль, молоко, хлеб).

Отчет о проделанной

работе.

30

Практическая химия

1

П р а к т и ч е с к а я

р а б от а

№ 1 2 .

«Экспертиза

фруктовых

соков»,

« Э к с п е р т и з а

ч а я

и

к о ф е » ,

«Прохладительных напитков».

Отчет о проделанной

работе.

31

Аптечное производство.

Э к с к у р с и я

н а

а п т е ч н о е

предприятие г. Ангарска.

Отчёт об экскурсии

32

Итоговое занятие

1

Творческий

отчет,

анкетирование,

вручение сертификатов.

.

Презентация творческих

работ

Итого

32

Из них:

Теоретических – 18 часов;

Практических – 12 часов

Экскурсия – 1 час;

Итоговое занятие – 1 час.

Литература:

1.

Аликберова Л.Ю. «Полезная химия» Дрофа Москва 2006г

2.

Астафуров В.А. «Основы химического анализа»

3.

Богданова Н.Н. «Химия Лабораторные работы 8-11класс» Москва Астрель АСТ 2001г

4.

Васильева З.Г., Грановская А.А. «Лабораторные работы по общей и неорганической химии»

5.

Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. «Экология и безопасность питания» Москва. «Экологический вестник России”, 1995 год

6.

Журнал «Химия в школе» №5 2001г, №9 2004г, №8 2007г

7.

Коровин Н.В., Э.И. Мингулина Э.И., Рыжова.Н.Г. «Лабораторные работы по химии» Высшая школа 1998г

8.

Степин.Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Занимательные задания и эффектные опыты по химии»

9.

Эпштейн. Д.А. «Факультативные занятия по химии в средней школе».



В раздел образования