Автор: Петров Александр Иванович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 77 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная продуктивная деятельность педагогов–предметников в рамках внеурочной деятельности"
Раздел: дополнительное образование
1
Петров Александр Иванович,
учитель технологии высшей категории
МАОУ «Лицей №77 г. Челябинска»
Совместная продуктивная деятельность педагогов-предметников в
рамках внеурочной деятельности
Совместная продуктивная деятельность – система взаимоотношений
учащихся, учителей и родителей, в основе которой совместная реализация
больших
и
малых
дел,
совместное
осуществление
планирования,
организации, рефлексии различных проектов, особая организация учебной и
внеурочной деятельности.
Совместная
продуктивная
деятельность
-
это
такая
деятельность,
которая
изменяет
всю
систему
условий
организации
образовательных
отношений, тип управления образовательными отношениями, поскольку в
центр этой системы ставится сама развивающаяся личность ученика, а не
факт достижения определённых знаний.
В организации процесса усвоения знаний на первый план выдвигаются
не его рутинные, репродуктивные, а творческие компоненты.
Над этой темой МАОУ «Лицей № 77» работает многие годы. Здесь с
1999
года
реализуется
проект
«Совместная
продуктивная
деятельность
учащихся, учителей и родителей как фактор соразвития личности и учебно-
педагогического коллектива» [1].
Совместная
продуктивная
деятельность
является
одной
из
тех
технологий,
которые
позволяет
реализовать
обучение
в
соответствии
с
требования ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования)
В «Законе об образовании в Российской Федерации» читаем: «Участники
образовательных
отношений
-
обучающиеся,
родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогические
работники
и
их
представители,
организации,
осуществляющие
образовательную деятельность» [3].
Совместная
продуктивная
деятельность
позволяет
эффективно
включать в деятельность всех участников образовательных отношений, что
1
2
обеспечивает государственно-общественный характер реализации основной
образовательной программы основного общего образования.
В
основе
ФГОС
(Федерального
государственного
образовательного
стандарта) лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
-
формирование
готовности
к
саморазвитию
и
непрерывному
образованию;
-
проектирование
и
конструирование
социальной
среды
развития
обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-
построение
образовательного
процесса
с
учетом
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
о собенно стей
обучающихся [2].
Совместная
продуктивная
деятельность
–
это
одно
из
средств
применения на практике системно - деятельностного подхода.
Я поделюсь с вами своим опытом в работе над проектами, в которых
прослеживаются
межпредметные
связи
и
совместная
продуктивная
деятельность всех участников творческого процесса.
Исследовательский
проект
«Мегалитические
комплексы
Южного
Урала»
осуществлялся
в
условиях
СПД
ученика,
родителей,
учителя
технологии
и
преподавателей
педагогического
университета
на
базе
археологических раскопок
на озере Тургояк
(остров Веры). В результате
исследований была выдвинута гипотеза, что мегалитические сооружения на
острове Вера являются самой древней пригоризонтной обсерваторией.
Научно - прикладной проект «Проволочные фантазии» это совместная
работа учителя технологии и истории. Цель: написание статьи об истории и
технике проволочного плетения с использованием бусин, для популяризации
и распространения этого древнейшего декоративно-прикладного искусства.
Задачи:1.
Изучить историю создания проволочных украшений;
2.
Изучить технологию изготовления украшений;
3.
Изготовить
подарочный
набор
для
мамы:
браслет,
ожерелье,
серьги и подвеску «Сова»
2
3
Исследовательский
проект
«Чувство
страха
у
девочек
младшего
возраста
на
уроках
физической
культуры» - это результат совместной
продуктивной
деятельности учителей технологии, физической культуры
Кожевникова Олега Михайловича и педагога-психолога.
Цель: Выявить, определить и обосновать педагогические средства оказания
помощи младшим школьникам в преодолении чувства страха в процессе
занятий физической культурой и экспериментально проверить эффективность
этих средств.
Исследовательская
работа
«Золотое
сечение
в
дизайне
кузова
автомобиля»
-
это
результат
совместной
продуктивной
деятельности
с
учителем математики Боженовой Натальей Александровной. В этой работе
был дан сравнительный анализ моделей кузовов машины Мерседес-Бенц и
Москвича 412, с дальнейшим
построением модели Москвича
412
по
правилам золотого сечения. Была выдвинута гипотеза, что такой подход в
конструировании кузова позволил бы этой модели быть конкурентной на
автомобильном мировом рынке сбыта.
Творческая работа «Женские ордена в истории России» раскрыла роль
женщины в создании и укреплении Российского государства и их значимости
в современном мире. По образованию я учитель истории и эта работа мне
была интересна с точки зрения
рассмотрения
духовно- нравственного
потенциала женщины в тысячелетней истории России.
Новую исследовательскую работу этого учебного года «И всё-таки она
вертится….» делает ученик 5 класса - Бетехтин Михаил. Тема этого проекта
предполагает слияния двух областей: технологии и физики.
Значимость работы заключается в том, чтобы дать возможность ученикам на
уроках физики наглядно убедиться в процессе вращения Земли вокруг своей
оси при помощи настольной демонстрационной установки маятника Фуко.
Целью
этой
работы
является
создание
настольной
действующей
модели
маятника Фуко и апробирование установки в школьных условиях.
Научно - прикладной проект ученика 9 класса Филенкова Константина
«Без
пайки
и
литья»
является
продолжением
изучения
технологий
изготовления
изделий и
украшений из медной проволоки. Новая работа
предполагает
изучение
и
практическое
применения
химического
способа
окрашивания объёмных украшений из медной проволоки.
3
4
Разработка
интересных
для
ученика
и
учителя
тем
межпредметного
характера в условиях СПД делает внеурочную деятельность интересной для
каждого участника образовательных отношений.
Список литературы:
1.Наша новая школа: совместная продуктивная деятельность / [ред. группа:
В.М. Брюхова и др.]. – Челябинск: Взгляд, 2011. – 392 с.
2.
Учебно-исследовательская
и
проектная
деятельность
в
условиях
взаимодействия
муниципальных
инновационных
площадок
Челябинска:
материалы городского семинара
(6 декабря 2012 г.) / ред. группа: И.И.
Дейнеко, М.А. Саблина. – Челябинск: Взгляд, 2012. – 240 с.
3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
(в
ред.
от
2
марта
2016
г.)
//
Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2012. – №53 (часть I). – Ст. 7598.
4