Автор: Маляр Инна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 18 "Рябинушка"
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки
Наименование материала: Проект по нравственно–патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Я и Родина моя»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «Рябинушка»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Я и Родина моя»
Воспитатель: И.А.Маляр
г.о.г. Кулебаки
2018г.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
Тема: «Я и Родина моя»
Именно
на
основе
любви
к
малой
Родине,
к
семье,
к
дому
основывается
патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят
в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны.
Продолжительность – 3 месяца
Вид проекта: информационный, познавательно-творческий интегрированного типа.
Место реализации – детский сад, семья.
Участники – воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, педагог
дополнительного образования (хореограф).
Девиз проекта:
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!»
Актуальность темы:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют
огромную
роль
в
становлении
личности
ребенка.
В
последние
годы
идет
переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма
и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится
задачей
государственной
важности.
Современные
исследователи
в
качестве
основополагающего
фактора
интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
и
гражданском
воспитании
дошкольников
рассматривают
национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание
любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство
детей
с
родным
краем:
с
историко-культурными,
национальными,
географическими,
природными
особенностями
формирует
у
них
такие
черты
характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь,
яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве,
нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост
научно-технического
прогресса,
новые
открытия
и
технические
изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у
подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых
и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования,
произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло
изменения
содержания
образования.
Одним
из
приоритетных
направлений
стало
знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным
наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому
и культурному наследию народов России;
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового,
демократического
государства,
способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений.
Проведенное
среди
детей
и
родителей
воспитанников
нашего
дошкольного
учреждения анкетирование показывает:
к 5-6 годам у 65% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и
культурному наследию города, края;
у 70 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
85 % родителей не имеют возможности посещать местные культурные учреждения из-
за высокой занятости;
45 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
6 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась
в
ДОУ,
но
результаты
исследования
показали
необходимость
усиления
работы
в
данном
направлении,
наполнение
ее
новым
содержанием.
Поэтому
возникла
необходимость
изменить
формы
организации
педагогического
процесса
по
ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной
проблемы стала реализация проекта: «Я и Родина моя»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий
материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая
познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность
развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу
развиваться как творческой личности.
Новизна
Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним
из приоритетных в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости
в
социальном
развитии
ребёнка,
приобщение
его
к
активной
целенаправленной
деятельности.
Материал подается в интересной и доступной для детского восприятия
форме – интерактивный альбом, который состоит из стихов, рисунков и творческих
заданий. Такой интерактивный прием в работе с детьми, в отличие от пассивного
запоминания, предполагает осмысленный подход ребенка к материалу, более глубокую
его
проработку
и
запоминание.
Такое
построение
психолого-педагогической
деятельности, поможет ребятам разобраться в сложных вопросах и узнать:
- о себе и о своей семье, осознать себя членом семьи;
- об истории своего края;
- о родной стране, государственных символах Российской Федерации.
Цель проекта:
Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного
возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной.
Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма,
развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного
края.
Задачи проекта:
1.
Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.
2.
Помочь детям осознать себя членом семьи.
3.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, родном городе.
4.
Ознакомить детей с символами родного города, района, государства.
5.
Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
6.
Воспитание уважения к труду.
7.
Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.
8.
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
9.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;
расширять знания об его истории.
10.Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
11.Воспитывать желание быть полезным своему городу.
12.Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях
патриотического воспитания.
Гипотеза реализации проекта:
Реализация проекта «Я и Родина моя» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для
углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя,
умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному
краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей
* позитивная установка на восприятие патриотического материала
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками
* повышенный интерес к истории своему г.о.г. Кулебаки, Кулебакскому району,
Нижегородской области, России
* бережное отношение к природе своего края
* освоение доступных знаний детей в символах родного города, области, государства
* ощущение любви к своему родному краю и государству
* осознанное желание быть полезным своей Родине.
* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и
взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.
У родителей
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и
художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
проявление
позиции
активных
участников
воспитательно-образовательного
процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического
воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
Подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому
воспитанию.
Разработка консультативно-практического материала для родителей
«Патриотическое воспитание дошкольников».
Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.
Составление и изготовление интерактивного познавательно-творческого
альбома.
Разработка итогового открытого мероприятия «Моя родословная».
Этапы реализации проекта
1.
Разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста и родителей по
нравственно-патриотическому воспитанию.
2.
Проведение диагностики нравственно-патриотической сферы детей старшего
дошкольного возраста и родителей.
3.
Подведение итогов диагностики патриотической сферы детей и родителей.
4.
Беседа и групповые консультации с родителями на родительском собрании по
теме: «Всё начинается с детства».
5.
Разработка
и
издание
познавательно-творческого
альбома
по
нравственно-
патриотическому воспитанию.
6.
Разработка
и проведение цикла
бесед для детей старшего дошкольного
возраста на темы: «Я и моя семья», «Мой родной город Кулебаки», «Природа
родного края», «Россия – Родина моя», «Русский национальный костюм».
7.
Совместная
разработка
с
музыкальным
работником
и
педагогом
дополнительного
образования
итогового
открытого
мероприятия
«Моя
Родословная».
8.
Проведение открытого мероприятия «Моя Родословная».
9.
Контрольная диагностика детей нравственно-патриотической сферы.
10.Проведение родительского собрания по итогам контрольной диагностики детей
нравственно-патриотической сферы. Оценка этапов реализации проекта детьми.
Реализация содержания проекта.
Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ детский сад № 18 «Рябинушка» в
2018
учебном
году
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
в
специально
организованной
деятельности;
совместной
деятельности
педагога
и
ребенка
(подгруппы
детей);
самостоятельной
детской
деятельности;
деятельности
детей
и
родителей.
В
ходе
реализации
проекта
мы
пришли
к
выводу,
что
подобные
занятия,
игры,
продуктивная деятельность по индивидуально созданному альбому объединяют детей
общими
впечатлениями,
переживаниями,
эмоциями,
способствуют
формированию
коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурно-историческим
наследием родного города, края
помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала
некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе воспитателями
помогла осуществить основные направления музейной педагогики. А самое главное
были созданы необходимые условия реализации проекта:
интерес детей и родителей;
методические разработки,
интеграция со специалистами детского сада.
Достигнутые результаты:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но
если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике,
достопримечательностях,
будут
знать
имена
тех,
кто
основал
и
прославил
город,
начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в
продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
И
по
итогам
контрольной
диагностики
детей
по
нравственно-патриотическому
воспитанию,
мы
можем
смело
утверждать,
что
практически
все
ожидания
от
проведения
данного
проекта
оправдались:
познавательный
интерес
к
истории
и
культурному наследию родного края и государства повысилось на 25%;
уровень
знаний истории родного города повысилось на 40%; повышение значимости ребенка в
жизни семьи повысилось на 45%.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного
проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из
четырех блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение»
2 блок «Детский сад – мой второй дом»
3 блок «Родной свой край люби и знай!
4 блок «Россия – Родина моя»
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и
привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение
за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его
достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.