Напоминание

«Я и Родина моя»


Автор: Маляр Инна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 18 "Рябинушка"
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки
Наименование материала: Проект по нравственно–патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Я и Родина моя»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «Рябинушка»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Я и Родина моя»

Воспитатель: И.А.Маляр

г.о.г. Кулебаки

2018г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

Тема: «Я и Родина моя»

Именно

на

основе

любви

к

малой

Родине,

к

семье,

к

дому

основывается

патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят

в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны.

Продолжительность – 3 месяца

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий интегрированного типа.

Место реализации – детский сад, семья.

Участники – воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, педагог

дополнительного образования (хореограф).

Девиз проекта:

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое

Это все мое родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!»

Актуальность темы:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют

огромную

роль

в

становлении

личности

ребенка.

В

последние

годы

идет

переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма

и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится

задачей

государственной

важности.

Современные

исследователи

в

качестве

основополагающего

фактора

интеграции

социальных

и

педагогических

условий

в

патриотическом

и

гражданском

воспитании

дошкольников

рассматривают

национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание

любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство

детей

с

родным

краем:

с

историко-культурными,

национальными,

географическими,

природными

особенностями

формирует

у

них

такие

черты

характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь,

яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве,

нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рост

научно-технического

прогресса,

новые

открытия

и

технические

изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у

подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых

и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования,

произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло

изменения

содержания

образования.

Одним

из

приоритетных

направлений

стало

знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным

наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и

развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому

и культурному наследию народов России;

воспитание

патриотов

России,

граждан

правового,

демократического

государства,

способных к социализации в условиях гражданского общества;

формирование мира и межличностных отношений.

Проведенное

среди

детей

и

родителей

воспитанников

нашего

дошкольного

учреждения анкетирование показывает:

к 5-6 годам у 65% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и

культурному наследию города, края;

у 70 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

85 % родителей не имеют возможности посещать местные культурные учреждения из-

за высокой занятости;

45 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

6 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась

в

ДОУ,

но

результаты

исследования

показали

необходимость

усиления

работы

в

данном

направлении,

наполнение

ее

новым

содержанием.

Поэтому

возникла

необходимость

изменить

формы

организации

педагогического

процесса

по

ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной

проблемы стала реализация проекта: «Я и Родина моя»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий

материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая

познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность

развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу

развиваться как творческой личности.

Новизна

Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним

из приоритетных в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости

в

социальном

развитии

ребёнка,

приобщение

его

к

активной

целенаправленной

деятельности.

Материал подается в интересной и доступной для детского восприятия

форме – интерактивный альбом, который состоит из стихов, рисунков и творческих

заданий. Такой интерактивный прием в работе с детьми, в отличие от пассивного

запоминания, предполагает осмысленный подход ребенка к материалу, более глубокую

его

проработку

и

запоминание.

Такое

построение

психолого-педагогической

деятельности, поможет ребятам разобраться в сложных вопросах и узнать:

- о себе и о своей семье, осознать себя членом семьи;

- об истории своего края;

- о родной стране, государственных символах Российской Федерации.

Цель проекта:

Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного

возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной.

Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма,

развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного

края.

Задачи проекта:

1.

Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.

2.

Помочь детям осознать себя членом семьи.

3.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, родном городе.

4.

Ознакомить детей с символами родного города, района, государства.

5.

Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

6.

Воспитание уважения к труду.

7.

Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.

8.

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

9.

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;

расширять знания об его истории.

10.Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.

11.Воспитывать желание быть полезным своему городу.

12.Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях

патриотического воспитания.

Гипотеза реализации проекта:

Реализация проекта «Я и Родина моя» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для

углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя,

умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному

краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей

* позитивная установка на восприятие патриотического материала

* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми

и сверстниками

* повышенный интерес к истории своему г.о.г. Кулебаки, Кулебакскому району,

Нижегородской области, России

* бережное отношение к природе своего края

* освоение доступных знаний детей в символах родного города, области, государства

* ощущение любви к своему родному краю и государству

* осознанное желание быть полезным своей Родине.

* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и

взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей

активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и

художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;

проявление

позиции

активных

участников

воспитательно-образовательного

процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического

воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.

Подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому

воспитанию.

Разработка консультативно-практического материала для родителей

«Патриотическое воспитание дошкольников».

Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.

Составление и изготовление интерактивного познавательно-творческого

альбома.

Разработка итогового открытого мероприятия «Моя родословная».

Этапы реализации проекта

1.

Разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста и родителей по

нравственно-патриотическому воспитанию.

2.

Проведение диагностики нравственно-патриотической сферы детей старшего

дошкольного возраста и родителей.

3.

Подведение итогов диагностики патриотической сферы детей и родителей.

4.

Беседа и групповые консультации с родителями на родительском собрании по

теме: «Всё начинается с детства».

5.

Разработка

и

издание

познавательно-творческого

альбома

по

нравственно-

патриотическому воспитанию.

6.

Разработка

и проведение цикла

бесед для детей старшего дошкольного

возраста на темы: «Я и моя семья», «Мой родной город Кулебаки», «Природа

родного края», «Россия – Родина моя», «Русский национальный костюм».

7.

Совместная

разработка

с

музыкальным

работником

и

педагогом

дополнительного

образования

итогового

открытого

мероприятия

«Моя

Родословная».

8.

Проведение открытого мероприятия «Моя Родословная».

9.

Контрольная диагностика детей нравственно-патриотической сферы.

10.Проведение родительского собрания по итогам контрольной диагностики детей

нравственно-патриотической сферы. Оценка этапов реализации проекта детьми.

Реализация содержания проекта.

Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ детский сад № 18 «Рябинушка» в

2018

учебном

году

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

в

специально

организованной

деятельности;

совместной

деятельности

педагога

и

ребенка

(подгруппы

детей);

самостоятельной

детской

деятельности;

деятельности

детей

и

родителей.

В

ходе

реализации

проекта

мы

пришли

к

выводу,

что

подобные

занятия,

игры,

продуктивная деятельность по индивидуально созданному альбому объединяют детей

общими

впечатлениями,

переживаниями,

эмоциями,

способствуют

формированию

коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурно-историческим

наследием родного города, края

помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала

некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе воспитателями

помогла осуществить основные направления музейной педагогики. А самое главное

были созданы необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

Достигнутые результаты:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но

если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике,

достопримечательностях,

будут

знать

имена

тех,

кто

основал

и

прославил

город,

начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в

продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

И

по

итогам

контрольной

диагностики

детей

по

нравственно-патриотическому

воспитанию,

мы

можем

смело

утверждать,

что

практически

все

ожидания

от

проведения

данного

проекта

оправдались:

познавательный

интерес

к

истории

и

культурному наследию родного края и государства повысилось на 25%;

уровень

знаний истории родного города повысилось на 40%; повышение значимости ребенка в

жизни семьи повысилось на 45%.

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного

проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из

четырех блоков:

1 блок «Семья и ближайшее окружение»

2 блок «Детский сад – мой второй дом»

3 блок «Родной свой край люби и знай!

4 блок «Россия – Родина моя»

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и

привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение

за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его

достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.



В раздел образования