Автор: Хон Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Нижнеомский детский сад № 1
Населённый пункт: с. Нижняя Омка, Омская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Составление описательного рассказа о зиме"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи на тему «Составление
описательного рассказа о зиме»
Подготовительная группа
Цель: формирование у детей навыков составления описательного
рассказа о зиме.
Задачи:
1.Формировать умение составлять описательный рассказ, используя
мнемотаблицу.
2.Развивать связную речь, активизировать словарь;
3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
Оборудование: видеокамера, мнемотаблица, мяч.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня - улыбнитесь и подарите мне
свою улыбку. А теперь повернитесь и улыбнитесь друг другу. И у всех, у нас
стало хорошее настроение.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают и всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает), если знаешь ответ, руку …(подними).
Ребята, сегодня утром мне на телефон пришло сообщение из Африки,
от мальчика Джека (показываю фотографию негретенка). Джон живет в
Африке, он никогда не видел зиму и просит вас познакомить его с этим
временем года. Но так как он в Африке, а мы здесь, то как мы его познакомим
с зимой? Как вы думаете? (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на
видеокамеру, сделать фотоснимки на прогулке и отправить ему видеодиск по
почте. Согласны? (устанавливаю камеру).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зима это хорошо или плохо.
Давайте назовем, когда зима это хорошо (ответы детей) и когда зима это
плохо (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте мы, выразим свое состояние и настроение
в разное время зимы. (Психогимнастика).
- Как мы радуемся снегу (покажите: подпрыгиваем и хлопаем в
ладоши).
- Как ежимся от холодного ветра (трем ладошками щеки).
- Как нас пробирает дрожь до самых костей в морозную студеную
погоду (показать дрожь, потирая руку об руку).
Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, чем отличается зима от
других времён года?
Дети: зимой холодно, снежные сугробы, деревья стоят голые, дни
короткие хмурые, часто идёт снег...
Воспитатель: Что происходит в морозы с водой в реках, озёрах и
прудах?
Дети: вода превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки,
укрыты снегом и льдом...
Воспитатель: Какими словами можно сказать о солнце зимой?
Дети: оно светит, но не греет
Воспитатель: Правильно, когда холодно, чтобы не замерзнуть, что мы
делаем?
Дети: Одеваемся.
Воспитатель: А есть те, кто наоборот не одеваются, а раздеваются
зимой. Вы догадались, о чем я говорю?
Дети: О деревьях.
Воспитатель: Как живётся деревьям зимой?
Дети: Деревья грустные, прячутся от мороза в снежные шубы и шапки,
спят под снегом, укрывшись снегом, отдыхают...
Воспитатель: Как же зимуют в лесу звери и птицы?
Дети: Дети дают полные ответы.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какая зима?». Передавая мяч
друг другу, назовите какая у нас в России зима (холодная, морозная, снежная,
красивая, вьюжная, лютая и т.д.)
Ребята, а теперь давайте мы с вами для Джека составим рассказ о зиме,
а поможет нам мнемотаблица. Прежде чем начать составлять интересные
рассказы, давайте сделаем разминку:
Закружились, завертелись (покружиться на месте) белые снежинки
Вверх взлетели белой стаей (руки поднять)
Белые пушинки (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду (развести руки в стороны).
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение "ножницы")
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки.
Воспитатель: Посмотрите, что на схеме:
Буква «З» - что обозначает? (наступила зима).
«Тучка» - ? (небо скрыто тучами).
«Снежинки» - ? (часто идет снег).
Девочки, мальчики и буква «У» - ребята гуляют на улице.
«Снеговик» - лепят из снега снежную бабу.
Коньки, санки – катаются на коньках и санках.
Составление рассказов детьми. Предлагается одному желающему
ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице. Детям даётся
установка на анализ рассказа ребёнком. Затем рассказывают рассказы ещё
двое-трое детей.
Воспитатель: Ребята, вам понравились рассказы? О чем были ваши
рассказы? Я думаю, что Джеку они тоже понравятся. Трудно ли было вам
составлять рассказ о зиме? Чей рассказ больше запомнился вам? А давайте, с
приходом весны, мы с вами составим рассказы для Джека и об этом времени
года. Думаю, что он будет рад. Ой, посмотрите, опять сообщение! Джон
прислал картинки животных жарких стран. Я их распечатаю и вы в свободное
время их раскрасите.