Автор: Свободина Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская Школа искусств
Населённый пункт: МР Стерлитамакский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над произведением крупной формы в старших классах ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
Тема урока: «Работа над произведением крупной формы в старших классах
ДМШ»
Цель урока: формирование представлений об особенностях строения и
исполнения произведений крупной формы на примере «Маленьких
вариаций» Т. Николаевой.
Задачи урока.
Образовательные:
-раскрыть особенности формы изучаемого произведения
-научить объединять музыкальный материал в единое
художественное целое
Развивающие:
-развитие музыкального мышления
-развитие музыкальных слуховых представлений
-расширить объем исполнительных навыков
Воспитательные:
-воспитание умения слушать и анализировать услышанное
-воспитание музыкально-эстетического и художественного вкуса
Здоровьесберегающие:
-создание благоприятной рабочей обстановки на уроке
-чередование различных видов учебной деятельности (игра на
инструменте, беседа, слушание музыки)
Межпредметные связи:
-сольфеджио, музыкальная литература
Методы реализации поставленных задач :
-метод сравнения
-словесно-пояснительный
-наглядно-иллюстративный
-практический
Тип урока: тематический
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, аудиозаписи, ноты
План урока
1.
Вводная часть:
-приветствие
-организационный момент
-сообщение о теме урока
2. Основная часть:
-проверка домашнего задания
-теоретическая часть
-прослушивание в исполнении педагога Вариаций на тему
русской народной песни «Во поле береза стояла» Берковича И.
-работа с музыкальным материалом
-прослушивание произведения в аудиозаписи
-закрепление пройденного материала
3. Заключительная часть:
-итоги урока
-оценка
-домашнее задание
Ход урока
Вводная часть.
Мы начинаем урок с ученицей пятого класса Чариковой Ангелиной.
Педагог
приветствует
ученицу,
предлагает
ей
приготовить
к
уроку
дневник и ноты, настраивает на занятие.
Тема нашего урока «Работа над произведениями крупной формы в
старших классах ДМШ».
Основная часть.
П: Давай вспомним, какие произведения относятся к крупной форме.
У: Сонатины, сонаты, рондо, концерты, вариации.
П: Правильно. Вот именно «Маленькие вариации» Т. Николаевой находятся у
нас в разборе. К сегодняшнему уроку тебе было задано выучить уверенно
текст, выполнять штрихи и аппликатуру. Сыграй, пожалуйста, произведение
до шестой вариации. Ее мы поиграем позже отдельно каждой рукой.
Ученица играет не очень уверенно, чувствуется, что произведение находится
в работе не очень большой промежуток времени.
П: Давай послушаем как звучит это произведение в исполнении известной
пианистки М. Гринберг. Звучит аудиозапись.
П:
Что
же
такое
вариации,
что
это
за
форма?
Вариации
в
переводе
с
латинского – изменение , разнообразие, одно из старинных музыкальных
форм, бытующее в народных песнях и танцах. В профессиональной музыке
Западной Европы вариации тесно связаны с развитием инструментальной
музыки. Так сложилась форма вариаций – изложение темы и ее последующие
видоизмененные
повторения.
В
таком
виде
вариации
окончательно
сформировались
в
ХVI
веке
и
стали
звучать
как
самостоятельные
произведения и как часть сонатно-симфонического цикла. Вариационный
цикл – форма импровизационная, дающая композитору большую свободу и
вместе с тем обладающая строгими внутренними закономерностями. Как бы
не
менялся
фактурный
рисунок,
как
бы
не
изменялись
регистровые
гармонические краски, в каждой вариации обязательно прослушивается ,если
не тема, то ее контур. Существует два вида вариаций: строгие, в которых
сохраняются
структурные
свойства
темы
:
ее
протяженность,
темп,
тональность, и свободные, на которые не распространяются эти ограничения.
Я сыграю тебе Вариации И. Берковича на тему русской народной песни «Во
поле береза стояла». К какому виду ты отнесешь эти вариации и почему?
Педагог играет произведения, ученица внимательно слушает.
У: Наверное, к строгим, потому что тема узнаваема во всех вариациях.
П: А «Маленькие вариации» Николаевой?
У: К свободным, потому что тема меняется очень сильно.
П: Молодец, верно. Меняется лад , темп, протяженность.
Давай поговорим и разберем более подробно тему и каждую вариацию.
Вспомним слова Д. Кабалевского о «трех китах»: песня, танец, марш. Каждая
вариация представляет собой один из этих жанров. Тема изложена в форме
периода. По характеру это детская полька, простая, незамысловатая. Мелодия
состоит
из
мелких
мотивов
и
при
исполнении
важно
собрать
их
в
предложение, не сместить сильную долю на четверть. В левой руке звучит
характерный для польки аккомпанемент с опорой на бас. Чтобы подчеркнуть
танцевальность, можно играть почти стаккато. Элементарное гармоническое
сопровождение можно поиграть аккордами, услышать последовательности
главных трезвучий, заранее готовить смену позиций руки. Попробуй сделать
это левой рукой отдельно.
Ученица играет аккомпанемент аккордами.
А теперь сыграй мелодию правой руки легко, просто, беззаботно.
В исполнении двумя руками добиваются единого взмахового движения левой
и правой руки.
Вар. 1 - это колыбельная песня. Покачивающие интонации в мелодии (можно
спеть с подтекстовкой «баю-баю»), плавное движение по арпеджио в левой
руке, все это создает образ убаюкивающей, спокойной песни. Парный штрих
в мелодии подразумевает мягкое погружение руки на первой доле и легкое
снятие на второй. При этом не следует терять половинную ноту, додержать ее
(играем
отдельно
правой
рукой
мелодию,
левой
рукой
аккомпанемент,
соединяем).
Вар.
2
–
решительный
марш,
с
элементами
имитационной
полифонии.
Широкие
скачки-переклички,
чередующиеся
с
двухголосным
изложением
мелодии, очень отдаленно напоминает тему. Найди имитационные моменты,
сыграй их.
Вар. 3 – тарантелла. Все триоли надо исполнить легким пальцевым leggiero, с
едва заметной опорой на первый звук. Правая рука как бы передразнивает
левую, в точности повторяя каждый мотив, создавая впечатление шутливого
спора. Педагог показывает на инструменте нужное движение рук и просит
ученицу повторить.
Вар.
4
–
романс,
написанный
в
одноименном
миноре.
Полутоновые
интонации, с мягким погружением tenuto в окончания на четверть с точкой в
правой руке, в сочетании с виолончельным звучанием в левой, придают
мелодии гибкость и выразительность.
Ремарка dolce, деликатное Р, спокойное движение подсказывают нам туше,
которое надо выбрать для мягкой кантилены. Сыграй глубоким пальцевым
легато мелодию. Рука должна двигаться плавным, скользящим движением.
Вар. 5 исполняет педагог и просит ученицу определить, движения какого
танца
изобразила
композитор
в
этой
части
произведения.
Совместно
определяют
это
торжественное
шествие
как
менуэт
с
его
галантными
реверансами, поклонами, танцевальными шагами кавалера и грациозными
пируэтами дамы.
И, наконец, вар. 6.(финал) - это виртуозный вальс, технически сложная, самая
объемная часть произведения. В полетной порхающей мелодии слышится
балетная грация, блеск и театральность. Партия левой руки требует к себе
самого
пристального
внимания.
Здесь
надо
добиться
беглости,
строго
выучить
точную
аппликатуру,
обратить
внимание
на
потактовую
смену
позиций. Надо проучивать партию левой руки отдельно, добиваясь ровности,
но и не умаляя ее роли в раскрытии художественного образа. В этом помогут
различные пианистические приемы: проигрывание в медленном и среднем
темпе, проигрывание на f и
p, игра non legato, использование различных
метро-ритмических вариантов. Попробуем поиграть приемом 3 быстро. 3
медленно. Педагог показывает, ученица повторяет несколько раз. А теперь
наоборот, 3 медленно, 3 быстро. Продолжают работу подобным образом.
Многократное повторение первоначального мотива в разных октавах (найди
их в тексте) помогает собрать воедино такие разнохарактерные части. В этом
сложность исполнения крупной формы, в частности вариаций, т.к. понятие
крупной
формы
предполагает,
в
первую
очередь,
протяженное
развитие
.глубину замысла, наличие контрастных образов. Отсюда и связанные с ними
специфические исполнительские задачи, а именно: умение передать характер
каждого образа (вариации), умение моментально перестроиться с одного
образа
на
другой,
умение
гибко
переключиться
на
новые
звуковые
и
технические
задачи,
и
в
то
же
время,
уловить
черты
сходства
каждой
вариации с темой, тем самым удержать общность целого произведения.
Заключительная часть.
Преодоление
этих
трудностей
-
дело
не
одного
занятия.
Сегодня
мы
совершили «обзорную экскурсию» по масштабному произведению, чтобы
составить общее представление о его строении, разножанровости образов, о
художественных
и
технических
сложностях,
о
способах
их
преодоления.
Работу над вариациями мы продолжим на следующих уроках.
Дома еще раз обдумай жанр каждой вариации, поработай над штрихами,
динамикой, аппликатурой. В последней вариации проучи партию каждой
руки отдельно.
Ты хорошо потрудилась на сегодняшнем занятии. Спасибо тебе за работу.
Урок окончен.