Автор: Цымбаленко Светлана Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: г. Ливны
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
« СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ФГОС»
Цымбаленко С.И
Труд в жизни каждого человека в жизни и в жизни общества имеет
определенное значение. Человеческим трудом создаются все духовные и
материальные ценности; в процессе труда совершенствуется и сам человек,
формируется его личность. От того, как человек относится к труду, как он
умеет трудится, во многом зависит его судьба. Об этом образно говорят
народная педагогика, народное творчество, великие люди.
! Землю солнце красит, а человека труд.
! О человеке судят по его труду.
! За всякое дело берись умело.
«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что
хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в
нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого».
(Жюль Верн)
« Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в
воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».
( А.С. Макаренко)
Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого
раннего детства. Труд является одним из средств развития психики
нравственных установок личности. Нельзя говорить об успешном развитии
психики нравственных установок личности. Нельзя говорить об успешном
развитии личности, если ребенок отвлечен от труда.
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование
положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все
представления о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под
влиянием успехов достигнутых ребенком в труде. Согласно ФГОС
дошкольного образования содержание образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие» по организации трудовой
деятельности должно обеспечить развитие личности, мотивации и
способностей детей.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и
творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных
государственных стандартах дошкольного образования в области
« Социально – коммуникативное развитии»
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений
в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является
формирование положительного отношения к труду через решение
следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и
творчества;
- Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя
реализовывать в различных видах труда и творчества.
Принципы:
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником образовательных отношений
- Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства,
обогащения (амплификации) детского развития
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования ( соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- Принцип развивающего образования (систематичность и
последовательность)
- Принцип новизны ( использование новейших информационных технологий)
- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов
деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и
образовательных технологий)
Виду труда в ДОУ:
- Самообслуживание
- Хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
Организация труда детей
В каждой возрастной группе в начале года воспитатель распределяет детей на
подгруппы, учитывая при этом их склонности, способности, психологические
особенности, симпатии, уровень навыков и умений. Ребятам старшей и
подготовительной к школе групп предлагает объединиться в подгруппы
самостоятельно по интересам и желанию. Дети сами придумывают названия
своих подгрупп, которые закрепляются за ними на весь год ( при желании
ребята могут изменить эти названия). Во второй младшей группе детей
распределяют на 4 подгруппы; В средней старшей и подготовительной к
школе группах - на 5 подгрупп. Все виды работы планируются поочередно с
каждой подгруппой.
Организация дежурств в каждой возрастной группе соответствует возрасту и
возможностям детей. Во всех возрастных группах дежурство организуют по
подгруппам, устанавливая очередность ( один день в неделю).
Во второй младшей группе малыши начинаю дежурить по столовой со второй
половины учебного года. Обычно по понедельникам в этой возрастной
группе данную работу не планируют, а привлекаю к ней детей по желанию:
после выходных дней детям нередко приходят в детский сад в плохом
настроении, поэтому от воспитателя в этот день требуется особое внимание к
каждому ребенку.
В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по
столовой всей подгруппой. Усложнение идет за счет увеличения объема
работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинают
обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям.
В старших группах вводятся дежурство по природному уголку. В каждом
виде дежурств участвует уже по два дежурных. Детям предлагают
самостоятельно распределиться в труде. Каждая подгруппа дежурит 1 раз в
неделю. На следующей неделе виду труда меняются. Обычно дети
самостоятельно соблюдают очередность.
Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возростной
группе строятся по разному. По мере приобретения детям навыков объем
плановой работы уменьшается.
Работа по привитию детям навыков самообслуживания в процессе ирговой и
трудовой деятельности ( убрать на место игрушки, подготовить к занятиям
свое рабочее место и убрать его и пр.) в группах младшего и среднего
дошкольного возраста планируется в игровой деятельности, в поручениях на
занятиях.
Совместный труд детей и взрослых планируется со второй младшей группы.
Значимость этого вида труда с каждым годом возрастает, содержание
усложняется, доля участия детей в нем увеличивается. В группах среднего и
старшего дошкольного возраста этот труд деятельности планируется чаще.
В старшей и подготовительной к школе группах вводятся коллективный
(фронтальный) труд, предусматривающий одновременную организацию всех
детей группы. Это хозяйственно-бытовой труд направленный на поддержание
чистоты и порядка в помещениях, на участке; труд в природе, ручной труд.
Такая форма объединения детей в трудовом общении упражняет их в
самостоятельной организации деятельности целого коллектива; развивает
умение трудится вместе для осуществления единой цели; дает возможность
оценить сформированность детского коллектива.
В процессе детской деятельности всегда бывают ситуации, когда помимо
запланированной работы возникает необходимость в индивидуальном
подходе к детям( сделать замечание, предложение, направить внимание на
положительный пример)
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому
воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать
следующие результаты:
- повысить интерес дошкольников к труду;
- формируются навыки совместной деятельности;
- расширять представления детей об окружающем;
- возрастает значимость положительного влияния коллектива на личность;
- сотрудничество и поддержка станут нормой пведения;
- Формируется чувство общественного долга;
- труд станет для детей потребностью.
Так же важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для
родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат
«прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые
присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться т
родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение
требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что
от него требуют. Для этого необходимо проводить индивидуальные беседы,
родительские собрания, круглые столы. Только объединившись можно
добиться положительных результатов.
Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на
максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему
воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и
получать уважение близких и друзей.
Важно отметить, что работа по трудовому воспитанию нужно в соответствии
с возрастными особенностями и обязательно учитывать индивидуальные
возможности каждого ребенка. И только вместе с родителями можно
полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с
ФГОС!