Автор: Яшина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Электроугли Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Рисование песком для детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Рисование песком для детей младшего дошкольного возраста
“Часто руки знают,
как распутать то,
над чем тщетно бьётся разум”
К.Г.Юнг
С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице
приобретает
бесценный
опыт.
Каждый
может
быть
мизерный
наш
навык
с
годами
превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период
развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в
раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и
красоту окружающей действительности давно научно доказана.
Становление
эстетического
отношения
у
дошкольников
происходит
на
основе
практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а
не
в
созерцательном
сопереживании.
В
этой
связи
особо
актуальным
становится
воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений,
чувства прекрасного.
Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел
возможность
самостоятельно
творить
также
как
и
в
и з о б р а з и т е л ь н о й .
Знакомя
с
различными
нетрадиционными
техниками
рисования,
перед
ребёнком
открываются новые возможности развивать фантазию. Ведь подлинный творец способен
начертать что-либо и пальцем на песке.
Узнавать что-либо новое всегда и всем очень интересно. Убеждаюсь я в этом
каждый раз, когда знакомлю воспитанников с какой-либо новой техникой. И на этот раз
решили мы чуть глубже освоить «песчаное рисование».
Ни для кого не секрет, что любой ребенок любит играть с песком. На детей песок
действует как магнит. Оказавшись на песке, прежде чем они успеют осознать, что они
делают, их руки сами начинают просеивать песок, увлечённо строить тоннели, горы, замки
из
песка.
Песок
природный
материал,
обладающий
собственной
энергетикой.
По
сравнению с другими материалами для творчества - он имеет ряд преимуществ.
Песок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью
чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные
морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто
напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире…
Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а
рисование
песком
—
это
уникальный
новый
вид
искусства,
который
проявляет
многогранность
каждого ребёнка.
Ведь
задача
педагога
—
дать
возможность ребёнку
окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным,
почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей
жизни. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему
интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится.
Ребёнок включается в
игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом
создаются
благоприятные
условия
для
проявления
у
детей
концентрации
внимания,
любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и
эмоциональные резервы.
Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ
столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин
Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её
работы
распространились
по
всему
миру
и
завоевали
сердца
многих
зрителей
и
художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет,
повествуя
целую
историю…
Позднее
её
опыт
переняли
многие
аниматоры,
они
попробовали создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании.
Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству
рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком
сразу приковало к себе внимание психологов.
Рисование песком - удивительно интересное и очень "живое" занятие для детей и
взрослых.
Песочные
рисунки
дают
прекрасную
возможность
принять,
раскрыть
и
проявить в творчестве множество граней собственного "Я".
Когда ребенок работает с песком, о нем можно многое узнать:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет и
т. д.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает игрушки, расспрашивает о
незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. д.);
•
уровень общей
осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему
незнакомы);
• умение обобщать (игрушки расставлены по лексическим темам);
•
личностные
характеристики
(темперамент,
тревожность,
уверенность
в
себе,
агрессивность, общее эмоциональное состояние).
•
уровень развития
речи (звукопроизношение,
грамматический
строй
речи,
лексику);
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице,
присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
•
эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации,
устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
•
у р о в е н ь развития
таких
психических
процессов,
как
произвольная
и
непроизвольная память, восприятие формы, цвета, размера;
У песка
как
материала
для
развивающих
игр
есть
несколько
достоинств.
Во-
первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное
напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий
с малышами, которые совсем не любят учиться. Через работу с песком можно разобрать
массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.
Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач.
Рисование песком помогает развивать моторику, сенсорику, креативное мышление; когда
малыш
рисует
сразу
двумя
руками,
это
способствует
развитию
межполушарной
асимметрии.
В-третьих,
песок
нивелирует
страх
неудачи
у ребенка:
при
работе
с ним
невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно
д л я детей
с повышенной
тревожностью.
А если
что-то
не получается,
всегда
можно
встряхнуть песок и начать заново.
Как начать работать с
песком
Первое,
что
нужно
сделать, —
познакомить
ребенка
с возможностями
песка
и собственных
рук.
Пусть
малыш
погрузит
обе
руки
в песок,
почувствует
его,
попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования.
Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать»
ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый
рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь
видишь?».
Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки
для
визуализации,
особенно
при игре
с детьми
3−4
лет.
Например,
можно
слепить
колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький
колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните
с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать
тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу:
прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая
тропинка
для
него
слишком
узкая.
Давай
сделаем
ее пошире».
Крепко
соедините
указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию,
потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом
рук
могут
столкнуться
с трудностями:
им будет
сложно
держать
два
пальца
вместе
и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.
Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже
тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку
использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести
по планшету или подносу, то образуется широкая линия.
Продолжаем
игру:
«Наши
герои
пошли
гулять
по пустыне,
посмотрели
вверх
и увидели
красивые
пышные
облака».
Используем
ту же часть
кулачка,
прижимаем
к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось
кучевое
облако.
Можно
еще
показать
ребенку,
что
можно
рисовать
ребром
ладони.
Главное,
чтобы
он попробовал
все
названные
способы
рисования:
одним
пальцем,
несколькими и так далее.
Развитие межполушарной асимметрии
Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть
взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат»,
мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста,
когда головной мозг в активной стадии развития.
Начните
с рисования
симметричных
предметов,
сначала
вы,
а потом
ребенок
по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право
и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить
не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее
по пальцу
правой
и левой
руки
и начнет
совершать
обеими
руками
одновременные
и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим
указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево.
Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг.
А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится
солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.
Чтобы
упражнение
было
эффективным,
следите,
чтобы
обе
руки
двигались
одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте.
Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую
часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.
Развитие пространственной ориентации
Попросите
ребенка:
«Нарисуй
в середине
нашего
подноса
яркое
солнышко».
Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце.
Дальше,
в зависимости
от знаний
малыша,
рисуем
картину
в пространстве:
просим
изобразить
облако н а д солнышком, п од ним
домик, справа от домика дерево. Можно
добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее.
Познание окружающего мира
Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы.
Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки
зеленого,
желтого,
красного,
голубого
цветов.
Кладите
их на поднос
в том
порядке,
в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок
и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку
вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно
дальше
и видим
зеленый
цвет:
это
весна.
Пусть
малыш
снова
рисует
ствол,
но уже
с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.
Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки:
березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под
которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?».
Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.
В
заключение,
хочется
выделить
причины,
из-за
которых
следует
научиться
рисовать песком,
и
это
совсем
не
удивительно
— рисование при помощи песка или
песочная анимация обладает рядом положительных моментов:
1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной
анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок
и поднос.
2. Красота и пластичность. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый
образ плавно и динамично перетекает в следующий.
3. Борьба со стрессами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется
от отрицательных эмоций.
4. Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют проявить свою
фантазию.
5.
При
работе
с песком
на
плоскости
движения
становятся
размеренными,
синхронизируются с ритмом дыхания.
6. Работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и
кинестетический каналы.
7. Техника помогает развить моторику, что особенно полезно для детей (потому что
через
стимуляцию
пальцев
рук развивается
мозг)
. Рисовать
можно
двумя
руками
симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга,
и внутреннему центрированию.
8. Рисование песком или на песке влияет на развитие активной речи ребёнка.
Рисование песком - это изобразительная техника, способствующая точности и
координации
движения,
гибкости
рук,
глазомера,
психической
и
эмоциональной
устойчивости (логическое мышление, воображение, внимание, память, речь), а так же
самостоятельно достигать задуманной цели и обеспечивать контроль над собственными
действиями.
У
ребёнка
расширяется
кругозор,
развивается
художественный
вкус
и
приобретается способность находить красоту в обыденном.
Тебе страшно, мой дружок?
Страхи все развеем.
Посмотри, какой песок
У Песочной феи.
В этот ящик – цвета неба
Фея бросит горсть песка,
И закружит в танце пальчик,
Уходи печаль, тоска.
И в мгновенье, на картине
Золотистого песка
Появились дом и солнце,
Ручейки и облака,
Вот весёлый зайчик скачет,
Рыбка юркая плывёт.
Что уже никто не плачет?
Маму горько не зовёт?