Автор: Терентьева Татьяна Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №7"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективная работа с одаренными детьми"
Раздел: среднее образование
Терентьева Татьяна Александровна
Учитель технологии МБОУ «Гимназия №7»
Ново-Савиновского района г.Казани
420126 г.Казань, улица Адоратского, 25а
E-mail terenteva_tatiana17@mail
Эффективная работа с одаренными детьми
«Одаренность
человека
-
это
маленький
росточек,
едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного
внимания.
Необходимо
холить
илелеять,
ухаживать
за
ним,
сделать
все
необходимое, чтобы он вырос и дал обильный
плод».
В. А. Сухомлинский.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но
возможность
творить
–
это
не
талант,
а
умение,
которое
каждый
может
в
себе
выработать.
Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.
В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений, потребность
общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-
экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен
социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране
получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел
«Одаренные дети». В «Концепции модернизации Российского образования говорится, что школа (1) –
в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-
экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающему
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Во всех этих документах
развитие способностей, одаренности личности детей ставится в качестве одной из приоритетных
задач.
В
нашем
образовательном
учреждении
МБОУ
«Гимназия
№7»
имеется
широкий
диапазон
включенности обучающихся в творческую деятельность, обеспечивая их благополучное развитие.
Обязательным условием формирования у школьников успешности является обеспечение их
участия
в
различных
конкурсах,
предметных
олимпиадах,
научно-практических
конференция,
проектной и исследовательской деятельности.
Образовательная
область
«Технология»
является
одним
из
предметов
учебного
плана,
где
созданы
благоприятные
условий
для
самореализации
одаренных
обучающихся
и
талантливой
молодежи для проявления творческих и интеллектуальных способностей.
Олимпиадное
движение
—
это
часть
большой
и
серьезной
работы
по
развитию
талантов,
интеллекта и одарённости школьников.
Основными целями Всероссийской олимпиады школьников по технологии являются:
1.
в ы явл е н и е
и
п о о щр е н и е
н а и б ол е е
с п о с о б н ы х
и
т а л а н тл и в ы х
у ч а щ и х с я ;
2. повышение уровня и престижности технологического образования школьников, развитие
т в о р ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
у ч а щ и х с я ;
3. повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого
потенциала детей;
4.
привлечение
школьников
к
выполнению
конкретных
и
практически
важных
социально
значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях одаренных: неординарно
мыслящих,
творческих,
активных,
способных
нестандартно
решать
поставленные
задачи
и
формулировать новые, перспективные цели.
Одаренность (
Лейтес, 2000) - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный
ребенок
-
это
ребенок,
который
выделяется
яркими,
очевидными,
иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности.
В
образовательной
области
«Технология»
выделяются
дети
с
творческим
и
продуктивным
мышлением (творческая одаренность). Такие дети отличаются независимостью, неконформностью
поведения,
умением переструктурировать информацию, способностью продуцировать оригинальные
идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Но для подготовки к олимпиаде по
технологии
этого
недостаточно.
Учащиеся
должны
обладать
высокой
степенью
одаренности
в
академической
сфере.
При
предпочтительности
развития
интеллектуальной
сферы
ребенок
отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую
смекалку. Именно это сочетание качеств одаренности ребенка при высокой мотивации позволяет ему
достичь высоких результатов в олимпиадном движении. Под влиянием такой общей одаренности
проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения
конкретной деятельности. Задача педагога не только выявить эти качества, но и совершенствовать,
развивать их.
Педагог должен видеть одаренного ребенка, уметь работать с ним.
Реализуются эти задачи с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.
К одаренным детям необходим индивидуальный личностный подход. Во-первых, способного
ребенка необходимо выявить на ранней ступени занятий технологией. Уже в 5 классе такой ребенок
все делает быстро, аккуратно, а, главное, с интересом. Ему все хочется познать, попробовать сделать
самостоятельно, объем выполненных работ у такого ученика гораздо выше остальных. За счет более
глубокого овладения предметом ребенок видит задачу, поставленную учителем, по-новому, а значит и
её решение, как правило, бывает интересным и неожиданным.
Одаренные
дети
уже
с
раннего
возраста
отличаются
высоким
уровнем
способности
к
самообучению, поэтому при подготовке к олимпиаде они нуждаются не столько в активном обучении,
сколько в создании индивидуальной вариативной образовательной среды.
В план подготовки учащегося включается самостоятельное решение тестовых и практических
заданий
по
различным
разделам
технологии.
Повышенная
познавательная
потребность
ребенка
проявляется в готовности по собственной инициативе выходить за пределы школьной программы.
Постепенно окунаясь в мир «Технологии», он приобретает способность видеть изучаемый предмет в
системе разнообразных связей, формулировать общие
закономерности. А ведь задания тестов
зачастую тесно связаны с знаниями из области физики, биологии, истории, экономики и других
предметов.
Но для достижения высоких результатов учащимся недостаточно лишь одного-двух уроков
технологии в неделю (а у старшеклассников нет и этого!), требуется постоянный контакт ученика с
учителем, совместная деятельность по индивидуальному плану.
Для этого помимо работы на уроке, организуются консультативная помощь «учитель-ученик».
На индивидуальных занятиях проводится работа со справочной литературой, разбор решения задач.
Следующим этапом является контроль знаний методом тестирования, который моделирует ситуацию
олимпиадного состязания и позволяет скорректировать дальнейшую подготовку.
Если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания, вряд ли участие в
олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.
Учителю
важно
выявить
интерес
к
тому
или
иному
занятию или
сфере
деятельности,
увлеченность
каким-либо
видом
творчества.
Здесь
можно
наблюдать
мотивационный
аспект
поведения одаренного ребенка. Занятие любимым делом должно
сопровождаться
переживанием
чувства удовольствия.
Важным
фактором
успешности
усвоения
знаний,
а
также
развития
познавательных
способностей
и
личностных
качеств
учащихся
при
подготовке
к
олимпиаде
являются
методы
обучения.
Основными являются методы творческого характера:
- проблемный,
- поисковый,
- исследовательский.
Создание
на
занятиях
ситуации
познавательного
затруднения,
при
которой
школьники
поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной
или
несколькими
мыслительными
операциями:
анализом,
синтезом,
сравнением,
аналогией,
обобщением
позволяет
организовать
активную
самостоятельную
деятельность
учащихся.
В
результате
происходит
творческое
овладение
знаниями,
навыками,
умениями
и
развитие
мыслительных способностей.
Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию
мотивации к получению учащимися знаний.
Важное место в подготовке к олимпиаде имеет проектный метод обучения, когда учащийся
самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно
формулирует
проблему,
осуществляет
сбор
необходимой
информации,
планирует
возможные
варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, постепенно формируя
новые знания и приобретая жизненный опыт.
Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда ребенок сам
предлагает интересную тему для разработки. А бывает, что на решение вопроса с тематикой работы
уходит
много
времени. Но как бы то ни было, при выборе учеником темы творческого проекта
следует придерживаться следующих принципов:
- заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;
- проект должен раскрыть творческие способности учащегося;
- большое значение имеет оригинальность идеи;
- важна социальная и практическая значимость творческого проекта;
-
доступность
выполнения
проекта
учеником
с
учётом
его
возрастных,
физических,
интеллектуальных особенностей и способностей;
- соответствие материально-технической базы мастерской.
Поскольку оценка за творческий проект складывается из оценок за отдельные критерии, следует
уделять
внимание
оформлению
пояснительной
записки,
качеству
изготавливаемого
изделия,
и
конечно защите проекта. Шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет
артистично доказать, что его проект самый лучший.
Особо хотелось бы отметить важную роль сотрудничества с родителями учащегося в период
подготовки
к
олимпиаде.
Их
поддержка,
понимание,
а
зачастую
и
материальная
помощь
способствуют высоким результатам.
Есть в нашей гимназии свои таланты:
Беус Анна - Призер Регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 2012г,
2013г.
Проекты: «Современный костюм в фольклорном стиле», «Костюм журналиста Универсиады».
Проект; «Кукольный театр из лоскутов»
Каримова Лия - Призер Регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 2014г,
2015г. Победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 2016г
Проекты: «Гобелен в технике ручного ткачества», «Времена года. Панно в технике объемной
вышивки», «Кукольный театр «Ладушки».
Валиева
Нелли
–
Призер
республиканской
олимпиады
по
технологии,
2016г,
Призер
Регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 2017г.
Проекты: «Великолепный квилт. Расшитые картины из лоскутков», «Очарование кружева».
Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю
два основных подхода:
- поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и
поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные
ситуации, конкурсные мероприятия;
-
индивидуальный
подход
к
каждому
участнику
олимпиады
(консультации,
рекомендации
литературы и интернет-сайтов для подготовки к олимпиаде).
Большую
роль
в
работе
по
подготовке
к
предметной
олимпиаде
может
оказать
школьный
психолог.
Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его
основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого должен быть создан
специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога,
своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик,
психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).
Немаловажную роль играют тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых
развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся.
На таких занятиях диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью
оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
Контакт
учащегося
с
психологом
носит
информационный
характер:
ребенок
узнает
о
психологической
природе
своей
личности,
приобщается
к
психологическим
знаниям
и
психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей,
коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ)
одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования.
Ну и в заключение, несколько слов об учителе одаренного ребенка. Специалистами разработаны
несколько программ специально для работы с одаренными детьми. Хотелось бы отметить программу
«Astor»,
где
наиболее
четко
выделены
те
специфические
качества,
которыми
должен
обладать
учитель, работающий с одаренными детьми.
Учитель должен:
-быть доброжелательным и чутким;
-разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
-иметь высокий уровень интеллектуального развития;
-иметь широкий круг интересов и умений;
-иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
-быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных
детей;
-иметь живой и активный характер;
-обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
-проявлять
гибкость,
быть
готовым
к
пересмотру
своих
взглядов
и
по стоянному
самосовершенствованию;
-иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
-обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
-иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к
дальнейшему приобретению специальных знаний.
1.Концепция
модернизации
российского
образования
на
период
до
2010
года
(п.
1.2.
Новыесоциальные требования к системе российского образования)
2 Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность школьников». М., Академия, 2000.
3.“Одаренные дети”. Под. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М М., Прогресс, 1991.
4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. — М.: Знание, 1991.
5. Лейтес Н.С. “Легко ли быть одаренным?” / Н. С. Лейтес. — Ж. “Семья и школа”. № 6, 1990.
6. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж / Н. С. Лейтес. – Ж. “Семья и школа”. № 12, 1990.
7. “Одаренные дети”. / Под. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М М., Прогресс, 1991.
8. Хуторской А. В. «Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения».