Напоминание

"Эффективная работа с одаренными детьми"


Автор: Терентьева Татьяна Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №7"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективная работа с одаренными детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




Терентьева Татьяна Александровна

Учитель технологии МБОУ «Гимназия №7»

Ново-Савиновского района г.Казани

420126 г.Казань, улица Адоратского, 25а

E-mail terenteva_tatiana17@mail

Эффективная работа с одаренными детьми

«Одаренность

человека

-

это

маленький

росточек,

едва

проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного

внимания.

Необходимо

холить

илелеять,

ухаживать

за

ним,

сделать

все

необходимое, чтобы он вырос и дал обильный

плод».

В. А. Сухомлинский.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но

возможность

творить

это

не

талант,

а

умение,

которое

каждый

может

в

себе

выработать.

Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений, потребность

общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-

экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен

социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране

получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел

«Одаренные дети». В «Концепции модернизации Российского образования говорится, что школа (1) –

в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-

экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающему

обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные

последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Во всех этих документах

развитие способностей, одаренности личности детей ставится в качестве одной из приоритетных

задач.

В

нашем

образовательном

учреждении

МБОУ

«Гимназия

№7»

имеется

широкий

диапазон

включенности обучающихся в творческую деятельность, обеспечивая их благополучное развитие.

Обязательным условием формирования у школьников успешности является обеспечение их

участия

в

различных

конкурсах,

предметных

олимпиадах,

научно-практических

конференция,

проектной и исследовательской деятельности.

Образовательная

область

«Технология»

является

одним

из

предметов

учебного

плана,

где

созданы

благоприятные

условий

для

самореализации

одаренных

обучающихся

и

талантливой

молодежи для проявления творческих и интеллектуальных способностей.

Олимпиадное

движение

это

часть

большой

и

серьезной

работы

по

развитию

талантов,

интеллекта и одарённости школьников.

Основными целями Всероссийской олимпиады школьников по технологии являются:

1.

в ы явл е н и е

и

п о о щр е н и е

н а и б ол е е

с п о с о б н ы х

и

т а л а н тл и в ы х

у ч а щ и х с я ;

2. повышение уровня и престижности технологического образования школьников, развитие

т в о р ч е с к и х

с п о с о б н о с т е й

у ч а щ и х с я ;

3. повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого

потенциала детей;

4.

привлечение

школьников

к

выполнению

конкретных

и

практически

важных

социально

значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях одаренных: неординарно

мыслящих,

творческих,

активных,

способных

нестандартно

решать

поставленные

задачи

и

формулировать новые, перспективные цели.

Одаренность (

Лейтес, 2000) - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,

которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в

одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный

ребенок

-

это

ребенок,

который

выделяется

яркими,

очевидными,

иногда

выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или

ином виде деятельности.

В

образовательной

области

«Технология»

выделяются

дети

с

творческим

и

продуктивным

мышлением (творческая одаренность). Такие дети отличаются независимостью, неконформностью

поведения,

умением переструктурировать информацию, способностью продуцировать оригинальные

идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Но для подготовки к олимпиаде по

технологии

этого

недостаточно.

Учащиеся

должны

обладать

высокой

степенью

одаренности

в

академической

сфере.

При

предпочтительности

развития

интеллектуальной

сферы

ребенок

отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую

смекалку. Именно это сочетание качеств одаренности ребенка при высокой мотивации позволяет ему

достичь высоких результатов в олимпиадном движении. Под влиянием такой общей одаренности

проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения

конкретной деятельности. Задача педагога не только выявить эти качества, но и совершенствовать,

развивать их.

Педагог должен видеть одаренного ребенка, уметь работать с ним.

Реализуются эти задачи с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.

К одаренным детям необходим индивидуальный личностный подход. Во-первых, способного

ребенка необходимо выявить на ранней ступени занятий технологией. Уже в 5 классе такой ребенок

все делает быстро, аккуратно, а, главное, с интересом. Ему все хочется познать, попробовать сделать

самостоятельно, объем выполненных работ у такого ученика гораздо выше остальных. За счет более

глубокого овладения предметом ребенок видит задачу, поставленную учителем, по-новому, а значит и

её решение, как правило, бывает интересным и неожиданным.

Одаренные

дети

уже

с

раннего

возраста

отличаются

высоким

уровнем

способности

к

самообучению, поэтому при подготовке к олимпиаде они нуждаются не столько в активном обучении,

сколько в создании индивидуальной вариативной образовательной среды.

В план подготовки учащегося включается самостоятельное решение тестовых и практических

заданий

по

различным

разделам

технологии.

Повышенная

познавательная

потребность

ребенка

проявляется в готовности по собственной инициативе выходить за пределы школьной программы.

Постепенно окунаясь в мир «Технологии», он приобретает способность видеть изучаемый предмет в

системе разнообразных связей, формулировать общие

закономерности. А ведь задания тестов

зачастую тесно связаны с знаниями из области физики, биологии, истории, экономики и других

предметов.

Но для достижения высоких результатов учащимся недостаточно лишь одного-двух уроков

технологии в неделю (а у старшеклассников нет и этого!), требуется постоянный контакт ученика с

учителем, совместная деятельность по индивидуальному плану.

Для этого помимо работы на уроке, организуются консультативная помощь «учитель-ученик».

На индивидуальных занятиях проводится работа со справочной литературой, разбор решения задач.

Следующим этапом является контроль знаний методом тестирования, который моделирует ситуацию

олимпиадного состязания и позволяет скорректировать дальнейшую подготовку.

Если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания, вряд ли участие в

олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Учителю

важно

выявить

интерес

к

тому

или

иному

занятию или

сфере

деятельности,

увлеченность

каким-либо

видом

творчества.

Здесь

можно

наблюдать

мотивационный

аспект

поведения одаренного ребенка. Занятие любимым делом должно

сопровождаться

переживанием

чувства удовольствия.

Важным

фактором

успешности

усвоения

знаний,

а

также

развития

познавательных

способностей

и

личностных

качеств

учащихся

при

подготовке

к

олимпиаде

являются

методы

обучения.

Основными являются методы творческого характера:

- проблемный,

- поисковый,

- исследовательский.

Создание

на

занятиях

ситуации

познавательного

затруднения,

при

которой

школьники

поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной

или

несколькими

мыслительными

операциями:

анализом,

синтезом,

сравнением,

аналогией,

обобщением

позволяет

организовать

активную

самостоятельную

деятельность

учащихся.

В

результате

происходит

творческое

овладение

знаниями,

навыками,

умениями

и

развитие

мыслительных способностей.

Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию

мотивации к получению учащимися знаний.

Важное место в подготовке к олимпиаде имеет проектный метод обучения, когда учащийся

самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно

формулирует

проблему,

осуществляет

сбор

необходимой

информации,

планирует

возможные

варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, постепенно формируя

новые знания и приобретая жизненный опыт.

Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда ребенок сам

предлагает интересную тему для разработки. А бывает, что на решение вопроса с тематикой работы

уходит

много

времени. Но как бы то ни было, при выборе учеником темы творческого проекта

следует придерживаться следующих принципов:

- заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;

- проект должен раскрыть творческие способности учащегося;

- большое значение имеет оригинальность идеи;

- важна социальная и практическая значимость творческого проекта;

-

доступность

выполнения

проекта

учеником

с

учётом

его

возрастных,

физических,

интеллектуальных особенностей и способностей;

- соответствие материально-технической базы мастерской.

Поскольку оценка за творческий проект складывается из оценок за отдельные критерии, следует

уделять

внимание

оформлению

пояснительной

записки,

качеству

изготавливаемого

изделия,

и

конечно защите проекта. Шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет

артистично доказать, что его проект самый лучший.

Особо хотелось бы отметить важную роль сотрудничества с родителями учащегося в период

подготовки

к

олимпиаде.

Их

поддержка,

понимание,

а

зачастую

и

материальная

помощь

способствуют высоким результатам.

Есть в нашей гимназии свои таланты:

Беус Анна - Призер Регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 2012г,

2013г.

Проекты: «Современный костюм в фольклорном стиле», «Костюм журналиста Универсиады».

Проект; «Кукольный театр из лоскутов»

Каримова Лия - Призер Регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 2014г,

2015г. Победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 2016г

Проекты: «Гобелен в технике ручного ткачества», «Времена года. Панно в технике объемной

вышивки», «Кукольный театр «Ладушки».

Валиева

Нелли

Призер

республиканской

олимпиады

по

технологии,

2016г,

Призер

Регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 2017г.

Проекты: «Великолепный квилт. Расшитые картины из лоскутков», «Очарование кружева».

Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю

два основных подхода:

- поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и

поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные

ситуации, конкурсные мероприятия;

-

индивидуальный

подход

к

каждому

участнику

олимпиады

(консультации,

рекомендации

литературы и интернет-сайтов для подготовки к олимпиаде).

Большую

роль

в

работе

по

подготовке

к

предметной

олимпиаде

может

оказать

школьный

психолог.

Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его

основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого должен быть создан

специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога,

своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик,

психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).

Немаловажную роль играют тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых

развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся.

На таких занятиях диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью

оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении.

Контакт

учащегося

с

психологом

носит

информационный

характер:

ребенок

узнает

о

психологической

природе

своей

личности,

приобщается

к

психологическим

знаниям

и

психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей,

коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ)

одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования.

Ну и в заключение, несколько слов об учителе одаренного ребенка. Специалистами разработаны

несколько программ специально для работы с одаренными детьми. Хотелось бы отметить программу

«Astor»,

где

наиболее

четко

выделены

те

специфические

качества,

которыми

должен

обладать

учитель, работающий с одаренными детьми.

Учитель должен:

-быть доброжелательным и чутким;

-разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

-иметь высокий уровень интеллектуального развития;

-иметь широкий круг интересов и умений;

-иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

-быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных

детей;

-иметь живой и активный характер;

-обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

-проявлять

гибкость,

быть

готовым

к

пересмотру

своих

взглядов

и

по стоянному

самосовершенствованию;

-иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

-обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

-иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к

дальнейшему приобретению специальных знаний.

1.Концепция

модернизации

российского

образования

на

период

до

2010

года

(п.

1.2.

Новыесоциальные требования к системе российского образования)

2 Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность школьников». М., Академия, 2000.

3.“Одаренные дети”. Под. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М М., Прогресс, 1991.

4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. — М.: Знание, 1991.

5. Лейтес Н.С. “Легко ли быть одаренным?” / Н. С. Лейтес. — Ж. “Семья и школа”. № 6, 1990.

6. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж / Н. С. Лейтес. – Ж. “Семья и школа”. № 12, 1990.

7. “Одаренные дети”. / Под. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М М., Прогресс, 1991.

8. Хуторской А. В. «Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения».



В раздел образования