Автор: Мамаева Светлана Генджиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДЮЦ "Радуга" Образцовый детский коллектив спортивной хореографии "Фантазия"
Населённый пункт: Пущино, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие двигательной памяти посредством образного мышления у детей младшего возраста
Раздел: дополнительное образование
Развитие двигательной памяти посредством образного мышления у
детей младшего возраста
В хореографию и гимнастику приходят дети самого раннего возраста, это
малыши от 4-х лет. Развивая у них самые разные физические качества (гибкость,
координацию, прыгучесть) через различные игры, приходит понимание, что и
элементы хореографии дети с большим интересом осваивают через игровые и
сюжетные зарисовки.
Исходя
из
психофизических
возможностей
детей
дошкольного
возраста,
видно,
что
исключив
монотонность
и
многократный
повтор
в
занятиях,
задействовав совсем другие нервные центры, дети могут освоить большой объем
двигательных навыков. В нашем образцовом коллективе спортивной хореографии
«Фантазия» используются некоторые приемы:
1.
Наблюдение окружающего мира. Игра – «Найди подобное».
2.
Ритмическое сопровождение.
3.
Стишки-рассказки.
4.
Рисунки как запоминание (домашнее задание).
5.
Игры в магазин.
Поговорим подробнее об этих приемах. Поскольку в 4-5 лет словарный
запас
детей
еще
недостаточен
для
сложных
объяснений
с
использованием
терминологии, достаточно найти доступные или образные сравнения, например:
для гимнастики положение рук в стороны – «крестик» или «достать стенки»; руки
вверх – «ушки» (заяц); подтянуть таз – «хвостик» спрятать. При изучении позиции
рук вводится понятие «держать мяч», большой – II позиция, маленький – I,
III
позиции; установка педагога направлена на «удержание мяча», поворот кисти вниз
– «мяч упал».
Очень хорошо работает прием «цветок» и для запоминания композиции:
«поляна», «клумба», « букет», и для действия: «день-ночь» - это открыться (наклон
назад) и закрыться (наклон вперед). Для развития выразительности достаточно
сказать, что цветы днем радуются солнышку, смотрят, где же там бабочки и ждут,
чтобы именно к этому цветку они летели. Наши «цветы» тут же оживляются,
становятся трепетными6 выразительными.
Один
из
важных
факторов
в
хореографии
–
научить
слышать
или
чувствовать паузы, потому что акценты - это язык выразительности. Лучше всего
паузу не просто считать, а обозначать каким-то словом. Например, раз, два, три –
сидим; правой, левой, три – стоим; раз-присели – два, три (потому что считаем
только шаги, тогда не будет лишней суеты и ошибок.
Для
того
чтобы
быстро
формировался
двигательный
стереотип,
нужно
вовлечь как можно больше анализаторов. Для этого мы сначала вместе сочиняем
историю, которую хотим показать, например, «осенний лист» - он грустный, сухой,
может летать или кружиться, если его подхватывает ветерок, может опускаться на
землю
и
снова
взлететь.
Затем
ищем
ключевые
слова,
чтобы
составить
ритмический стишок и так за 5-10 минут закрепляется целая хореографическая
связка: и вперед, и назад, покружились – опустились, правой (это уже про руки),
левой и взлетели; вправо-влево – поворот».
Если мы хотим ускорить запоминание, то даем детям домашнее задание:
нарисовать
свою
партию
из
танца
(«кукла»,
«пингвин»,
«медведь»)
или
упражнение с лентой, или связку из акробатического упражнения. Ребенок пока
рисует, многократно «проделывает» внутри себя это действие. Часто это задание
дети выполняют вместе с родителями, это создает определенный микроклимат в
семье – понятие «общее дело». А еще просим, укладываясь спать, закрыв глаза,
посмотреть на « девочку, которая выступает на сцене». Это тоже способствует
выработке двигательного стереотипа, а он – залог устойчивой памяти на этот навык
(см. Приложение).
Наши дети очень любят играть в магазин, где часть из них покупатели, а
остальные
–
«игрушки».
Эти
«игрушки»
выполняют
заданные
фрагменты
из
концертных номеров, а покупатели выбирают ту, которая понравилась больше. Так
они учатся анализировать ошибки, хотят в своем выступлении их исправить, чтобы
стать «красивой куклой».
Такие
«придумки»
можно
сочинять
бесконечно,
главное,
чтобы
обучающимся было интересно, ведь чем ярче образ, тем быстрее формируется
запоминание различных навыков.
Приложение.