Напоминание

Развитие двигательной памяти посредством образного мышления у детей младшего возраста


Автор: Мамаева Светлана Генджиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДЮЦ "Радуга" Образцовый детский коллектив спортивной хореографии "Фантазия"
Населённый пункт: Пущино, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие двигательной памяти посредством образного мышления у детей младшего возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие двигательной памяти посредством образного мышления у

детей младшего возраста

В хореографию и гимнастику приходят дети самого раннего возраста, это

малыши от 4-х лет. Развивая у них самые разные физические качества (гибкость,

координацию, прыгучесть) через различные игры, приходит понимание, что и

элементы хореографии дети с большим интересом осваивают через игровые и

сюжетные зарисовки.

Исходя

из

психофизических

возможностей

детей

дошкольного

возраста,

видно,

что

исключив

монотонность

и

многократный

повтор

в

занятиях,

задействовав совсем другие нервные центры, дети могут освоить большой объем

двигательных навыков. В нашем образцовом коллективе спортивной хореографии

«Фантазия» используются некоторые приемы:

1.

Наблюдение окружающего мира. Игра – «Найди подобное».

2.

Ритмическое сопровождение.

3.

Стишки-рассказки.

4.

Рисунки как запоминание (домашнее задание).

5.

Игры в магазин.

Поговорим подробнее об этих приемах. Поскольку в 4-5 лет словарный

запас

детей

еще

недостаточен

для

сложных

объяснений

с

использованием

терминологии, достаточно найти доступные или образные сравнения, например:

для гимнастики положение рук в стороны – «крестик» или «достать стенки»; руки

вверх – «ушки» (заяц); подтянуть таз – «хвостик» спрятать. При изучении позиции

рук вводится понятие «держать мяч», большой – II позиция, маленький – I,

III

позиции; установка педагога направлена на «удержание мяча», поворот кисти вниз

– «мяч упал».

Очень хорошо работает прием «цветок» и для запоминания композиции:

«поляна», «клумба», « букет», и для действия: «день-ночь» - это открыться (наклон

назад) и закрыться (наклон вперед). Для развития выразительности достаточно

сказать, что цветы днем радуются солнышку, смотрят, где же там бабочки и ждут,

чтобы именно к этому цветку они летели. Наши «цветы» тут же оживляются,

становятся трепетными6 выразительными.

Один

из

важных

факторов

в

хореографии

научить

слышать

или

чувствовать паузы, потому что акценты - это язык выразительности. Лучше всего

паузу не просто считать, а обозначать каким-то словом. Например, раз, два, три –

сидим; правой, левой, три – стоим; раз-присели – два, три (потому что считаем

только шаги, тогда не будет лишней суеты и ошибок.

Для

того

чтобы

быстро

формировался

двигательный

стереотип,

нужно

вовлечь как можно больше анализаторов. Для этого мы сначала вместе сочиняем

историю, которую хотим показать, например, «осенний лист» - он грустный, сухой,

может летать или кружиться, если его подхватывает ветерок, может опускаться на

землю

и

снова

взлететь.

Затем

ищем

ключевые

слова,

чтобы

составить

ритмический стишок и так за 5-10 минут закрепляется целая хореографическая

связка: и вперед, и назад, покружились – опустились, правой (это уже про руки),

левой и взлетели; вправо-влево – поворот».

Если мы хотим ускорить запоминание, то даем детям домашнее задание:

нарисовать

свою

партию

из

танца

(«кукла»,

«пингвин»,

«медведь»)

или

упражнение с лентой, или связку из акробатического упражнения. Ребенок пока

рисует, многократно «проделывает» внутри себя это действие. Часто это задание

дети выполняют вместе с родителями, это создает определенный микроклимат в

семье – понятие «общее дело». А еще просим, укладываясь спать, закрыв глаза,

посмотреть на « девочку, которая выступает на сцене». Это тоже способствует

выработке двигательного стереотипа, а он – залог устойчивой памяти на этот навык

(см. Приложение).

Наши дети очень любят играть в магазин, где часть из них покупатели, а

остальные

«игрушки».

Эти

«игрушки»

выполняют

заданные

фрагменты

из

концертных номеров, а покупатели выбирают ту, которая понравилась больше. Так

они учатся анализировать ошибки, хотят в своем выступлении их исправить, чтобы

стать «красивой куклой».

Такие

«придумки»

можно

сочинять

бесконечно,

главное,

чтобы

обучающимся было интересно, ведь чем ярче образ, тем быстрее формируется

запоминание различных навыков.

Приложение.



В раздел образования