Автор: Долгова Валентина Геннадьевна
Должность: Педагог дополнительного образования, руководитель коллектива
Учебное заведение: МБУДО ДЮЦ "Радуга" Образцовый детский коллектив спортивной хореографии "Фантазия"
Населённый пункт: Пущино, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Возможности дополнительного образования в формировании личности, ориентированной на успех»
Раздел: дополнительное образование
МБУДО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «РАДУГА»
ОДКСХ «Фантазия»
Руководитель Долгова В.Г.
ПДО Мамаева С.Г.
«Возможности дополнительного
образования в формировании
личности, ориентированной на
успех»
Опыт работы за 40 лет педагогической деятельности показал, что не всегда
у детей школьного возраста есть возможность заявить о себе в рамках общего
образования. И неважно, что является причиной: отсутствие способностей,
интереса к изучаемым предметам, методические недоработки в подаче
учебного материала, недостаток коммуникативности ребенка и адаптация его на
начальном этапе. Все это можно перечислять бесконечно, но важно то, что
именно у дополнительного образования есть все возможности компенсировать
многие проблемы в развитии ребенка, помочь выбрать тот самый вектор,
который поможет ему найти свое любимое дело. У нас есть возможность на
первом этапе пообщаться с родителями и совместно, проанализировав желание
и возможности ребенка, найти ему более успешное занятие. Любое дело –
всегда труд, который учит ставить себе задачи на конкретном этапе, чтобы идти
к цели. Совершенно незаметно это умение идти вперед автоматически начинает
переноситься на общее образование. Об том я хочу рассказать на примере
коллектива «Фантазия» ДЮЦ «Радуга».
Нам исполнилось 25 лет. Накопился опыт, которым хочется поделиться.
Поскольку первые 15 лет своей деятельности я работала тренером по
спортивной гимнастике, то создавая свою программу, ориентировалась на
развитие личностных свойств и способностей, которые дает спорт, а также
развитие полета фантазии и импровизации, которые дает творческая
деятельность в рамках хореографии. Отчетные концерты каждого учебного года
дарят городу возможность окунуться в атмосферу праздника, радости и
удовольствия видеть детей в качестве артистов очередного хореографического
представления. Педагоги школ с удивлением находят некоторых своих учеников
среди выступающих, видя их в новом качестве: яркими, интересными,
счастливыми.
Наверное, педагоги школы №3 помнят Любовь Ульянкину, которая в 5 классе
была просто средней девочкой с оценками «3» и «4», но 9-ый класс она
закончила только с двумя «4» остальные «5». Потом окончила Государственное
цирковое училище, а теперь артистка цирка с собственным номером и сейчас
работает за пределами России и продолжает учиться в ГИТИСе. Учителя школ
города могут вспомнить своих медалистов: Юлию Махову, Касеко Ирину,
Бойцову Кристину, Селезневу Татьяну, Мулланурову Ольгу, Дарью Обухову –
победителей многих олимпиад по разным предметам. Всем этим девочкам
занятия в коллективе «Фантазия» с 4-х - 5-ти лет не только не мешали, а
наоборот, помогали. Такими целеустремленными и трудолюбивыми их сделала
система обучения по нашей программе, в которой есть такой раздел как
«соревнования по физической и технической подготовке».
Здесь ребенок учится отвечать лично за себя, свой уровень подготовки,
оценивать себя по отношению к другим. Но при этом здесь же формируется
психологическая устойчивость к негативной ситуации, т.к. первично эти
оценивания строим в игровом формате «какая кукла лучше выступила», «какой
зайчик лучше прыгнул» и т.д. Поэтому мы не боимся оценивать постепенно
растущее мастерство, все чаще и больше предоставляя возможности в чем-то
быть лучшим. В этот момент важным является еще то, что мы учим
сопереживанию, взаимовыручке, радоваться успехам других, вырабатываем
волю к победе, умение чувствовать время.
Необходимо отметить тот факт, что начиная занятия до школы, у ребенка к 7
годам вырабатывается запас прочности, основанный на развитии координации,
мышечной силы, скорости реакции на поставленный вопрос. Развивается
коммуникативность, стрессоустойчивось и готовность быть в центре внимания,
такому ребенку комфортнее 1 сентября начинать новый этап жизни.
Занятия в разновозрастных группах помогают удобнее выстроить учебный
процесс, используя преемственность в освоении рабочего материала, а также
формируют взаимовыручку и умение поддержать в сложных ситуациях.
Последние 17 лет мы много ездим по Российским конкурсам, где с
удовольствием общаюсь с лучшими коллективами страны. Анализ показал, что
успешнее других работают те, кто создал бригадный метод, т.е. руководитель и
педагоги-репетиторы: по гимнастике, классической и современной хореографии
и т.д. такие коллективы работают с главной целью: как можно глубже и
индивидуальнее развить возможности ребенка. Однажды запустив механизм
«работы на успех», мы получим личность с возможностью к саморазвитию.
Занятия в учреждениях дополнительного образования дают больше шансов
увидеть просторы нашей родины, участвуя в конкурсах, фестивалях,
соревнованиях, где дети обязательно посещают музеи, экскурсии. Приобщаясь к
общечеловеческим ценностям, расширяя свой кругозор, они все больше
повышают самооценку, а в школе и среди одноклассников у них растет
авторитет.
Последние 11 лет коллектив «Фантазия» тоже работает бригадным
методом. Педагог Мамаева С.Г. отвечает за физическую подготовку, основные
элементы акробатики, адаптацию новичков в начальной подготовке и как
репетитор отдельных хореографических связок. Т.к. наши группы
разновозрастные и разноуровневые мы их делим на подгруппы и
дифференцированно ставим задачи, в результате плотность урока
увеличивается, дети осваивают больше рабочего материала. Результаты не
заставили себя ждать. В нашей копилке более 80 дипломов победителей
областного, Российского и международного уровня. Последнее наше
достижение это Победители Областного конкурса «Таланты Московии», Гран-
при конкурса «Тульский сувенир» в 2015году, Международный конкурс
«Мегаполис» с участием трех стран: Россия, Украина, Белоруссия 1-ое место,
Международный конкурс в Белоруссии «Дорога к солнцу» два 1-х места в 2016
году.
12 наших учеников окончили специальные учебные заведения творческих
и педагогических профессий. Лучшие из них: Булгаков Дмитрий и Ульянкина
Любовь – артисты цирка, Исаева Виктория – успешно работает в коллективе
«Вероника» г. Серпухова (кстати, коллектив тоже работает по бригадному
методу, Виктория ведет гимнастику и классическую хореографию). Особенно
хочется выделить Кубышеву Анастасию – победителя и призера многих
областных, российских и международных конкурсов, несмотря на учебу в
Губернском колледже, будучи лучшей студенткой хореографического факультета,
все 4 года работала с нами, помогая девочкам и мальчикам осваивать новые
тенденции в хореографии. А на юбилейном концерте все смогли увидеть, с чего
она начинала и к чему пришла благодаря преданности выбранному делу,
таланту и трудолюбию.
Подводя итоги, хочется сказать, как важно, когда на этой траектории
развития ребенка встречаются чуткие и думающие педагоги. Работая в общей
связке с педагогами общего образования, нам надо научиться радоваться
успехам наших учеников, как в рамках школьных предметов, так и на
творческом уровне, совместными усилиями способствовать их самореализации
и дальнейшему развитию в целом. Тогда мы будем иметь надежду на то, что мы
воспитаем креативных и деятельных граждан нашей страны.