Напоминание

«Возможности дополнительного образования в формировании личности, ориентированной на успех»


Автор: Долгова Валентина Геннадьевна
Должность: Педагог дополнительного образования, руководитель коллектива
Учебное заведение: МБУДО ДЮЦ "Радуга" Образцовый детский коллектив спортивной хореографии "Фантазия"
Населённый пункт: Пущино, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Возможности дополнительного образования в формировании личности, ориентированной на успех»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «РАДУГА»

ОДКСХ «Фантазия»

Руководитель Долгова В.Г.

ПДО Мамаева С.Г.

«Возможности дополнительного

образования в формировании

личности, ориентированной на

успех»

Опыт работы за 40 лет педагогической деятельности показал, что не всегда

у детей школьного возраста есть возможность заявить о себе в рамках общего

образования. И неважно, что является причиной: отсутствие способностей,

интереса к изучаемым предметам, методические недоработки в подаче

учебного материала, недостаток коммуникативности ребенка и адаптация его на

начальном этапе. Все это можно перечислять бесконечно, но важно то, что

именно у дополнительного образования есть все возможности компенсировать

многие проблемы в развитии ребенка, помочь выбрать тот самый вектор,

который поможет ему найти свое любимое дело. У нас есть возможность на

первом этапе пообщаться с родителями и совместно, проанализировав желание

и возможности ребенка, найти ему более успешное занятие. Любое дело –

всегда труд, который учит ставить себе задачи на конкретном этапе, чтобы идти

к цели. Совершенно незаметно это умение идти вперед автоматически начинает

переноситься на общее образование. Об том я хочу рассказать на примере

коллектива «Фантазия» ДЮЦ «Радуга».

Нам исполнилось 25 лет. Накопился опыт, которым хочется поделиться.

Поскольку первые 15 лет своей деятельности я работала тренером по

спортивной гимнастике, то создавая свою программу, ориентировалась на

развитие личностных свойств и способностей, которые дает спорт, а также

развитие полета фантазии и импровизации, которые дает творческая

деятельность в рамках хореографии. Отчетные концерты каждого учебного года

дарят городу возможность окунуться в атмосферу праздника, радости и

удовольствия видеть детей в качестве артистов очередного хореографического

представления. Педагоги школ с удивлением находят некоторых своих учеников

среди выступающих, видя их в новом качестве: яркими, интересными,

счастливыми.

Наверное, педагоги школы №3 помнят Любовь Ульянкину, которая в 5 классе

была просто средней девочкой с оценками «3» и «4», но 9-ый класс она

закончила только с двумя «4» остальные «5». Потом окончила Государственное

цирковое училище, а теперь артистка цирка с собственным номером и сейчас

работает за пределами России и продолжает учиться в ГИТИСе. Учителя школ

города могут вспомнить своих медалистов: Юлию Махову, Касеко Ирину,

Бойцову Кристину, Селезневу Татьяну, Мулланурову Ольгу, Дарью Обухову –

победителей многих олимпиад по разным предметам. Всем этим девочкам

занятия в коллективе «Фантазия» с 4-х - 5-ти лет не только не мешали, а

наоборот, помогали. Такими целеустремленными и трудолюбивыми их сделала

система обучения по нашей программе, в которой есть такой раздел как

«соревнования по физической и технической подготовке».

Здесь ребенок учится отвечать лично за себя, свой уровень подготовки,

оценивать себя по отношению к другим. Но при этом здесь же формируется

психологическая устойчивость к негативной ситуации, т.к. первично эти

оценивания строим в игровом формате «какая кукла лучше выступила», «какой

зайчик лучше прыгнул» и т.д. Поэтому мы не боимся оценивать постепенно

растущее мастерство, все чаще и больше предоставляя возможности в чем-то

быть лучшим. В этот момент важным является еще то, что мы учим

сопереживанию, взаимовыручке, радоваться успехам других, вырабатываем

волю к победе, умение чувствовать время.

Необходимо отметить тот факт, что начиная занятия до школы, у ребенка к 7

годам вырабатывается запас прочности, основанный на развитии координации,

мышечной силы, скорости реакции на поставленный вопрос. Развивается

коммуникативность, стрессоустойчивось и готовность быть в центре внимания,

такому ребенку комфортнее 1 сентября начинать новый этап жизни.

Занятия в разновозрастных группах помогают удобнее выстроить учебный

процесс, используя преемственность в освоении рабочего материала, а также

формируют взаимовыручку и умение поддержать в сложных ситуациях.

Последние 17 лет мы много ездим по Российским конкурсам, где с

удовольствием общаюсь с лучшими коллективами страны. Анализ показал, что

успешнее других работают те, кто создал бригадный метод, т.е. руководитель и

педагоги-репетиторы: по гимнастике, классической и современной хореографии

и т.д. такие коллективы работают с главной целью: как можно глубже и

индивидуальнее развить возможности ребенка. Однажды запустив механизм

«работы на успех», мы получим личность с возможностью к саморазвитию.

Занятия в учреждениях дополнительного образования дают больше шансов

увидеть просторы нашей родины, участвуя в конкурсах, фестивалях,

соревнованиях, где дети обязательно посещают музеи, экскурсии. Приобщаясь к

общечеловеческим ценностям, расширяя свой кругозор, они все больше

повышают самооценку, а в школе и среди одноклассников у них растет

авторитет.

Последние 11 лет коллектив «Фантазия» тоже работает бригадным

методом. Педагог Мамаева С.Г. отвечает за физическую подготовку, основные

элементы акробатики, адаптацию новичков в начальной подготовке и как

репетитор отдельных хореографических связок. Т.к. наши группы

разновозрастные и разноуровневые мы их делим на подгруппы и

дифференцированно ставим задачи, в результате плотность урока

увеличивается, дети осваивают больше рабочего материала. Результаты не

заставили себя ждать. В нашей копилке более 80 дипломов победителей

областного, Российского и международного уровня. Последнее наше

достижение это Победители Областного конкурса «Таланты Московии», Гран-

при конкурса «Тульский сувенир» в 2015году, Международный конкурс

«Мегаполис» с участием трех стран: Россия, Украина, Белоруссия 1-ое место,

Международный конкурс в Белоруссии «Дорога к солнцу» два 1-х места в 2016

году.

12 наших учеников окончили специальные учебные заведения творческих

и педагогических профессий. Лучшие из них: Булгаков Дмитрий и Ульянкина

Любовь – артисты цирка, Исаева Виктория – успешно работает в коллективе

«Вероника» г. Серпухова (кстати, коллектив тоже работает по бригадному

методу, Виктория ведет гимнастику и классическую хореографию). Особенно

хочется выделить Кубышеву Анастасию – победителя и призера многих

областных, российских и международных конкурсов, несмотря на учебу в

Губернском колледже, будучи лучшей студенткой хореографического факультета,

все 4 года работала с нами, помогая девочкам и мальчикам осваивать новые

тенденции в хореографии. А на юбилейном концерте все смогли увидеть, с чего

она начинала и к чему пришла благодаря преданности выбранному делу,

таланту и трудолюбию.

Подводя итоги, хочется сказать, как важно, когда на этой траектории

развития ребенка встречаются чуткие и думающие педагоги. Работая в общей

связке с педагогами общего образования, нам надо научиться радоваться

успехам наших учеников, как в рамках школьных предметов, так и на

творческом уровне, совместными усилиями способствовать их самореализации

и дальнейшему развитию в целом. Тогда мы будем иметь надежду на то, что мы

воспитаем креативных и деятельных граждан нашей страны.



В раздел образования