Автор: Чомская Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 236
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Чомская Светлана Геннадьевна,
Воспитатель МБДОУ
№ 236, г. Кемерово
Воспитание патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста.
Аннотация:
Дошкольные
образование
-
начальное
звено
системы
образования, которое формирует у детей первое представление об окружающем
мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Поэтому,
необходимо
определить
нравственные
ориентиры,
способные
вызвать
чувства
самоуважения и единения.
Ключевые
слова: Дошкольное
образовательное
учреждение,
Родина,
патриотизм, воспитание, семья.
В
настоящее
время
одной
из
острейших
проблем
является
воспитание
патриотизма.
Дошкольные
образовательные
учреждения,
являясь
начальным
звеном
системы
образования,
призваны
формировать
у
детей
первое
представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине,
своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные
ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям –
отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из
окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками,
и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок.
И
хотя
многие
его
впечатления
еще
им
не
осознанны,
все
начинается
с
во схищением
тем,
ч то
вид ит
перед
соб ой
ма ленький
ч е л о в е к .
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания.
Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего
человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей,
трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому,
н а с т о я щ е м у
и
б у д у щ е м у
с в о е г о
н а р о д а .
Каково же содержание проблемы?
Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу
возрастных
особенностей,
их
воспитание
целиком
зависит
от
окружающих
ребенка
взрослых.
По
мнению
педагогов,
социологов
и
врачей,
именно
бездуховность
часто
приводит
к
тому,
что
такой
ребенок
оказывается
незащищенным
внутренним
эмоциональным
интеллектуальным
барьером.
Воспитательные
традиции
Древней
Руси
насчитывают
более
двух
тысяч
лет.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку,
традициям начли формироваться ещё в древности.
Стержнем
всего
российского
воспитания
является
патриотизм.
Понятие
«патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,
г о р д о с т ь
з а
и с т о р и ч е с к и е
с в е р ш е н и я
н а р о д а .
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному
краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко
всему человечеству».
Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому
чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Он
прямо
связан
с
духовностью
человека,
её
глубиной.
Поэтому,
не
будучи
патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.
Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
Поэтому,
необходимо сформировать
у
детей
дошкольного
возраста
патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре
на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание
собственного
достоинства
как
представителя
своего
народа,
уважения
к
прошлому, настоящему, будущему родного края.
При этом автоматически реализуются следующие задачи:
1.
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через
ознакомление с родным городом.
2.
Формирование
гражданской
позиции
и
патриотических
чувств
к
прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую
Родину.
3.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному
дому, земле, где он родился.
4.
Воспитание
любви
и
уважения
к
своему
народу,
его
обычаям,
традициям.
5.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам
Отечества.
6.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
В
работе
с
дошкольниками
мною
выделены
следующие
направлении:
1 .
З н а к о м с т в о
с
р о д н ы м
г о р о д о м ,
е г о
и с т о р и е й
2 .
З н а к о м с т в о
с
р о д н ы м
к р а е м
и
Р о с с и е й
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и
народа.
4. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
В процессе работы с детьми использую: игры – занятия, игры – развлечения,
праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия
города,
чтение
художественной
литературы,
занятия
с
использованием
электронных презентаций и т.д.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с
семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда,
отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают
надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны
оказываю
педагогическую
поддержку
семье
в
этих
вопросах,
через
встречи,
ко н с ул ьт а ц и и
и
б е с е д ы ,
с о в м е с т н ы е
п р а зд н и к и
и
э к с к у р с и и .
Родителям
можно
посоветовать
и
такие
формы
привлечения
детей
к
общественной
жизни,
как
прогулки
и
экскурсии
и
целью
знакомства
с
историческими
местами
(близкой
истории),
памятниками
погибшим
воинам;
посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.
В результате проделанной работы у старших дошкольников формируются
основы патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины
и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
А
также:
ребенок
овладевает
основными
культурными
способами
деятельности,
проявляет
инициативу
и
самостоятельность
в
разных
видах
деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий; обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и
самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх;ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется
в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными
формами
и
видами
игры,
различает
условную
и
реальную
ситуации,
умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;ребенок способен к волевым
усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных
в и д а х
д е я т е л ь н о с т и ,
в о
в з а и м о о т н о ш е н и я х
с о
в з р о с л ы м и
и
сверстниками;проявляет
любознательность,
задает
вопросы
взрослым
и
сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,
о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.