Напоминание

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Чомская Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 236
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чомская Светлана Геннадьевна,

Воспитатель МБДОУ

№ 236, г. Кемерово

Воспитание патриотических чувств у детей старшего

дошкольного возраста.

Аннотация:

Дошкольные

образование

-

начальное

звено

системы

образования, которое формирует у детей первое представление об окружающем

мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Поэтому,

необходимо

определить

нравственные

ориентиры,

способные

вызвать

чувства

самоуважения и единения.

Ключевые

слова: Дошкольное

образовательное

учреждение,

Родина,

патриотизм, воспитание, семья.

В

настоящее

время

одной

из

острейших

проблем

является

воспитание

патриотизма.

Дошкольные

образовательные

учреждения,

являясь

начальным

звеном

системы

образования,

призваны

формировать

у

детей

первое

представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине,

своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные

ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям –

отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из

окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками,

и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок.

И

хотя

многие

его

впечатления

еще

им

не

осознанны,

все

начинается

с

во схищением

тем,

ч то

вид ит

перед

соб ой

ма ленький

ч е л о в е к .

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания.

Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего

человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей,

трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому,

н а с т о я щ е м у

и

б у д у щ е м у

с в о е г о

н а р о д а .

Каково же содержание проблемы?

Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу

возрастных

особенностей,

их

воспитание

целиком

зависит

от

окружающих

ребенка

взрослых.

По

мнению

педагогов,

социологов

и

врачей,

именно

бездуховность

часто

приводит

к

тому,

что

такой

ребенок

оказывается

незащищенным

внутренним

эмоциональным

интеллектуальным

барьером.

Воспитательные

традиции

Древней

Руси

насчитывают

более

двух

тысяч

лет.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку,

традициям начли формироваться ещё в древности.

Стержнем

всего

российского

воспитания

является

патриотизм.

Понятие

«патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,

г о р д о с т ь

з а

и с т о р и ч е с к и е

с в е р ш е н и я

н а р о д а .

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному

краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко

всему человечеству».

Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому

чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Он

прямо

связан

с

духовностью

человека,

её

глубиной.

Поэтому,

не

будучи

патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное

самоопределение.

Поэтому,

необходимо сформировать

у

детей

дошкольного

возраста

патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре

на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание

собственного

достоинства

как

представителя

своего

народа,

уважения

к

прошлому, настоящему, будущему родного края.

При этом автоматически реализуются следующие задачи:

1.

Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через

ознакомление с родным городом.

2.

Формирование

гражданской

позиции

и

патриотических

чувств

к

прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую

Родину.

3.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному

дому, земле, где он родился.

4.

Воспитание

любви

и

уважения

к

своему

народу,

его

обычаям,

традициям.

5.

Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам

Отечества.

6.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

В

работе

с

дошкольниками

мною

выделены

следующие

направлении:

1 .

З н а к о м с т в о

с

р о д н ы м

г о р о д о м ,

е г о

и с т о р и е й

2 .

З н а к о м с т в о

с

р о д н ы м

к р а е м

и

Р о с с и е й

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и

народа.

4. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

В процессе работы с детьми использую: игры – занятия, игры – развлечения,

праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия

города,

чтение

художественной

литературы,

занятия

с

использованием

электронных презентаций и т.д.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с

семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда,

отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают

надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны

оказываю

педагогическую

поддержку

семье

в

этих

вопросах,

через

встречи,

ко н с ул ьт а ц и и

и

б е с е д ы ,

с о в м е с т н ы е

п р а зд н и к и

и

э к с к у р с и и .

Родителям

можно

посоветовать

и

такие

формы

привлечения

детей

к

общественной

жизни,

как

прогулки

и

экскурсии

и

целью

знакомства

с

историческими

местами

(близкой

истории),

памятниками

погибшим

воинам;

посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.

В результате проделанной работы у старших дошкольников формируются

основы патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины

и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

А

также:

ребенок

овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляет

инициативу

и

самостоятельность

в

разных

видах

деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,

конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий; обладает установкой

положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и

самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в

совместных играх;ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется

в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными

формами

и

видами

игры,

различает

условную

и

реальную

ситуации,

умеет

подчиняться разным правилам и социальным нормам;ребенок способен к волевым

усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных

в и д а х

д е я т е л ь н о с т и ,

в о

в з а и м о о т н о ш е н и я х

с о

в з р о с л ы м и

и

сверстниками;проявляет

любознательность,

задает

вопросы

взрослым

и

сверстникам,

интересуется

причинно-следственными

связями,

пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,

о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями

детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой

природы, естествознания, математики, истории и т.п.



В раздел образования