Напоминание

"Формирование основ обучения грамоте в совместной деятельности взрослого и ребенка"


Автор: Перевозчикова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Частинский детский сад"
Населённый пункт: с. Частые, Пермский край
Наименование материала: Конспект
Тема: "Формирование основ обучения грамоте в совместной деятельности взрослого и ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование основ обучения грамоте в совместной деятельности

взрослого и ребенка»

Перевозчикова И.В.,

старший воспитатель

Центра развития ребенка –

Частинский детский сад

Одним из основных принципов, заложенных в ФГОС дошкольного

образования, является личностно-развивающий и гуманистический характер

взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников

Организации)

и

детей.

Это

предполагает

построение

образовательной

деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного

на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную

ситуацию его развития. В связи с этим организация совместной деятельности

взрослого

и

ребенка

в

процессе

формирования

основ

обучения

грамоте

привлекает внимание несомненной актуальностью.

Обучение грамоте и развитие речи входят в образовательную область

«Речевое развитие» (по ФГОС ДО).

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает в себя владение

речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-

синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Интегрируемые образовательные области.

«Социально-коммуникативное

развитие»

-

умение

осознанно

и

произвольно взаимодействовать с окружающими, иметь позитивный настрой.

«Познавательное

развитие»-развитие

мышления,

и н т е р е с а ,

познавательных интересов.

«Художественно-эстетическое развитие» - развитие у детей творческих

действий,

способностей.

Умение

воспринимать

художественные

произведения, инсценирование отдельных сказок.

«Физическое

развитие»-

умение

детьми

повторять

за

педагогом

движения пальчиковых игр, участие детей в раз

личных физкультминутках.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей.

Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого

развития

детей

в

детском

саду:

развитие

связной

речи,

словаря,

грамматической

стороны

речи,

воспитание

звуковой

культуры

речи,

подготовка к обучению чтению и письму.

Что же такое обучение грамоте дошкольников? – это процесс овладения

родным языком, который нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно

говорить, привить внимание и интерес к звуковому, слоговому и словесному

составу единиц языка и речи.

При

определении

содержания

работы

по

подготовке

к

обучению

грамоте целесообразно выделить следующие направления:

-

ознакомление

детей

со

словом

-

вычленение

слова

как

самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

-

ознакомление

с

предложением

-

выделение

его

как

смысловой

единицы из речи;

-

ознакомление

со

словесным

составом

предложения

-

деление

предложения на слова и составление из слов (2 - 4) предложений;

- ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2 - 3

слогов) на части и составление слов и слогов;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков

звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков

(фонем)

и

составление

слов

с

определенными

звуками,

понимающие

смыслоразличительной роли фонемы.

Обучение грамоте строится по единому алгоритму, который отражает

иерархию (обобщенную модель) русского языка – от звука к слогу, от слога к

слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.

Подготовка

к

обучению

грамоте

предусматривается

не

только

в

старших группах, она начинается значительно раньше. Обучение грамоте

начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а

когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Так, уже в первой и

второй младшей группе формируется умение

вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с

терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово»,

«звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти

слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что

слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове

произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание

на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие

согласные

(без

выделения

терминов),

определять

и

изолированно

произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат

выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак),

громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой

структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре

слова;

качественно

характеризовать

выделяемые

звуки

(гласные,

твердый

согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению

основами грамоты. Для детей этого возраста рекомендуется:

-

дать

детям

представления

о

предложении

(без

грамматического

определения);

-

упражнять

в

составлении

предложений

из

2-4

слов,

в

членении

простых предложений на слова с указанием их последовательности;

- учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов,

делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

В ходе реализации Программы Гербовой «Развитие речи в детском саду»

предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе

занятий (познавательно-исследовательской деятельности), в игре, общении,

самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия,

сопровождает ее, поддерживает.

Рассмотрим

методику

ознакомления

дошкольников

со

словом

и

предложением. Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах

обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание

полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и

обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем

можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т.

д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом

стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).

При

обучении

на

занятиях

воспитатель

применяет

различные

дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и

качественно усваивать программный материал.

Все

упражнения

проводятся

в

игровой,

занимательной

форме

с

элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры

составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству

хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в

названии которых есть заданный звук или слог.



В раздел образования