Автор: Перевозчикова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Частинский детский сад"
Населённый пункт: с. Частые, Пермский край
Наименование материала: Конспект
Тема: "Формирование основ обучения грамоте в совместной деятельности взрослого и ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование основ обучения грамоте в совместной деятельности
взрослого и ребенка»
Перевозчикова И.В.,
старший воспитатель
Центра развития ребенка –
Частинский детский сад
Одним из основных принципов, заложенных в ФГОС дошкольного
образования, является личностно-развивающий и гуманистический характер
взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников
Организации)
и
детей.
Это
предполагает
построение
образовательной
деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного
на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития. В связи с этим организация совместной деятельности
взрослого
и
ребенка
в
процессе
формирования
основ
обучения
грамоте
привлекает внимание несомненной актуальностью.
Обучение грамоте и развитие речи входят в образовательную область
«Речевое развитие» (по ФГОС ДО).
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает в себя владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Интегрируемые образовательные области.
«Социально-коммуникативное
развитие»
-
умение
осознанно
и
произвольно взаимодействовать с окружающими, иметь позитивный настрой.
«Познавательное
развитие»-развитие
мышления,
и н т е р е с а ,
познавательных интересов.
«Художественно-эстетическое развитие» - развитие у детей творческих
действий,
способностей.
Умение
воспринимать
художественные
произведения, инсценирование отдельных сказок.
«Физическое
развитие»-
умение
детьми
повторять
за
педагогом
движения пальчиковых игр, участие детей в раз
личных физкультминутках.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей.
Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого
развития
детей
в
детском
саду:
развитие
связной
речи,
словаря,
грамматической
стороны
речи,
воспитание
звуковой
культуры
речи,
подготовка к обучению чтению и письму.
Что же такое обучение грамоте дошкольников? – это процесс овладения
родным языком, который нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно
говорить, привить внимание и интерес к звуковому, слоговому и словесному
составу единиц языка и речи.
При
определении
содержания
работы
по
подготовке
к
обучению
грамоте целесообразно выделить следующие направления:
-
ознакомление
детей
со
словом
-
вычленение
слова
как
самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
-
ознакомление
с
предложением
-
выделение
его
как
смысловой
единицы из речи;
-
ознакомление
со
словесным
составом
предложения
-
деление
предложения на слова и составление из слов (2 - 4) предложений;
- ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2 - 3
слогов) на части и составление слов и слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков
звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков
(фонем)
и
составление
слов
с
определенными
звуками,
понимающие
смыслоразличительной роли фонемы.
Обучение грамоте строится по единому алгоритму, который отражает
иерархию (обобщенную модель) русского языка – от звука к слогу, от слога к
слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.
Подготовка
к
обучению
грамоте
предусматривается
не
только
в
старших группах, она начинается значительно раньше. Обучение грамоте
начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а
когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.
Так, уже в первой и
второй младшей группе формируется умение
вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с
терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово»,
«звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти
слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что
слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове
произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание
на длительность звучания слов (короткие и длинные).
У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие
согласные
(без
выделения
терминов),
определять
и
изолированно
произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат
выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак),
громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой
структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре
слова;
качественно
характеризовать
выделяемые
звуки
(гласные,
твердый
согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
правильно употреблять соответствующие термины.
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению
основами грамоты. Для детей этого возраста рекомендуется:
-
дать
детям
представления
о
предложении
(без
грамматического
определения);
-
упражнять
в
составлении
предложений
из
2-4
слов,
в
членении
простых предложений на слова с указанием их последовательности;
- учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов,
делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.
В ходе реализации Программы Гербовой «Развитие речи в детском саду»
предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе
занятий (познавательно-исследовательской деятельности), в игре, общении,
самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия,
сопровождает ее, поддерживает.
Рассмотрим
методику
ознакомления
дошкольников
со
словом
и
предложением. Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах
обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание
полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и
обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем
можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т.
д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом
стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).
При
обучении
на
занятиях
воспитатель
применяет
различные
дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и
качественно усваивать программный материал.
Все
упражнения
проводятся
в
игровой,
занимательной
форме
с
элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры
составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству
хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в
названии которых есть заданный звук или слог.