Напоминание

Анализ методических подходов к профилактике нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи


Автор: Платонова Ирина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Анализ методических подходов к профилактике нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Анализ методических подходов к профилактике нарушений письма у детей с об-

щим недоразвитием речи

В статье рассмотрена проблема нарушений предпосылок письма у детей дошколь-

ного возраста с общим недоразвитием речи. Проанализированы подходы отечественных

исследователей по профилактике нарушений письма у детей с ОНР.

Требования к будущим первоклассникам в современном мире возросли, а программы

усложнились

и

насыщены

разнообразным

материалом.

По

мнению

специалистов

на

успеваемость влияют множество факторов, но одним из главных является – трудность в

овладении навыком письма.

Основной целью современной логопедии является разработка научно-обоснованной

системы

обучения

детей

с

расстройствами

речи. Исследования, посвящённые, поиску

путей эффективной и качественной подготовки детей с общим недоразвитием речи к

успешному

освоению

программы

начального

общего

образования

становится

очень

актуальным.

В методике О. И. Азовой при исследовании предпосылок формирования навыков

письма предлагается выявить при обследовании:

1. состояния фонематического восприятия: воспроизведение слогов с меняющемся

ударением;

фонематическое

восприятие;

исследование

умения

находить

ударные

и

безударные в слогах.

2. состояние языкового анализа и синтеза: фонематический анализ; фонематический

синтез; анализ состава предложения; выделение первого и последнего звука в слове;

придумывание слова с заданным звуком.

3. состояние грамматического строя речи: умение употреблять существительные в

единственном

и

множественном

числе;

умение

согласовывать

прилагательное

с

существительным в роде и числе; умение образовывать имена существительные при

помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

4. состояние зрительно-пространственных функций и особенности ручной моторики

исследуют: праксис по зрительному образцу, по кинестетическому (тактильному) образцу

кинетический (динамический); перенос поз; пространственный гнозис; конструирование

(реконструирование) букв.

В работе А. Н. Корнева имеется широкий ассортимент клинико-психологических и

психолого-педагогических

методик.

Основными

задачами

обследования

являются:

уточнение

характера

трудностей

и

степени

отставания

в

этих

навыках;

диагностика

интеллекта; исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков,

необходимых для овладения грамотой; анализ психопатологической картины, особенно

двух её аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребёнка на

трудности в освоении программного материала.

Автор подчёркивает важность исследования импрессивной и экспрессивной речи,

основных языковых средств (фонетики, лексики, грамматики).

В

работах

Н. С. Жуковой,

Е. М. Мастюковой

говорится

об

устранении

звуковых

заменах в устной речи, отмечается, что полные замены одних речевых звуков другими

является одним из характерных проявлений «детского возрастного косноязычия», которое

в норме должно исчезнуть к 5-6 годам. Если такие замены сохраняются, то они являются

предпосылкой

артикуляторно-акустической

дисграфии.

Неправильное

проговаривание

слов в процессе их записи приводит к появлению однотипных буквенных замен.

Профилактическую работу с ребёнком чаще всего начинают с воспитания у него

слуховой

дифференциации

заменяемых

звуков.

Затем

правильное

произношение

заменяемого им звука самими родителями по подражанию и с привлечением логопеда.

Работа завершается дифференциацией ранее заменявшегося звука от звука «заменителя»,

до полного исчезновения смешений данных звуков в устной речи ребёнка.

Л. П. Б а р ы л к и н а ,

И . П.

М а т р а е в а ,

Л . А. О бу хо в а

уд е л я ю т

в н и м а н и е

сформированности

звукового

анализа

слов

и

выделяют

следующие

направления

исследования: умение правильно слышать и выделять звуки речи; сформированность

звукопроизношения;

развитие

моторных

и

графических

навыков;

сформированность

звуко-буквенного анализа; развитие словаря.

По

исследованиям

Н. В. Микляевой

показано,

что,

если

ребёнок

научится

безошибочно «чувствовать» каждый звук в слове, он не будет при обучении грамоте

допускать соответствующие буквенные замены на письме. И предлагает упражнения на

фонематический анализ слов. Ребёнок в процессе игры, должен определить наличие или

отсутствие каждого из звуков в предлагаемом слове, а также место в этом слове (в начале,

в середине, в конце).

Согласно исследованиям, В. К. Орфинской детям дошкольного возраста должны быть

доступны

виды

фонематического

анализа

слов:

узнавание

звука

на

фоне

слова;

определение примерного места звука в слове по принципу: в середине, в начале, в конце

слова; выделение звука из начала и конца слова.

По данным исследования Л. Г. Парамоновой 25 % детей массовых детских садов не

владеют простыми видами фонематического анализа слов. Необходимо подчеркнуть, что

ребёнок

овладевает

полным

фонематическим

анализом

слов

постепенно,

и

только

в

процессе

обучения

его

грамоте.

Профилактическая

работа,

способна

предупредить

проявление нарушения письменной речи на почве несформированности анализа и синтеза

речевого потока.

В исследованиях Г. А. Волковой говорится о том, что у многих детей не вполне

сформированы оптико-пространственные представления. Это пагубно влияет на письмо в

целом. Достаточный уровень развития, является необходимым условием для усвоения

зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв.

Указывается,

что

данную несформированность важно выявить и устранить до начала

обучения ребёнка грамоте. Чтобы тот не успел усвоить неправильные начертания букв и

ввести их в «моторную память» руки.

Для

устойчивой дифференциации букв

русского

алфавита

необходимо

обладать

достаточно

хорошими

пространственными

представлениями

и

тонким

зрительным

анализом и синтезом, Так как все они, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят

из набора одних и тех же элементов, которые, в свою очередь, неизбежно приводят к

наличию нескольких оптически сходных букв.

Состояние у ребёнка зрительно-пространственных представлений можно проверить

при обследовании, используя задания:

понимание пространственных предлогов;

самостоятельное называние ребёнком пространственных предлогов;

ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном

расположении предметов по отношению друг к другу;

представление о форме и величине предметов;

узнавание предметов в усложнённых условиях;

состояние зрительного анализа и синтеза;

знание букв и узнавание их в усложнённых условиях.

В

результате

целенаправленной

работы

ребёнок

старшего

дошкольного

возраста

сможет различать все буквы без труда.

По

исследованиям

А. Н.

Гвоздева

формирование

грамматических

систем

словоизменения и словообразования, непосредственно связано с возможностью овладения

ребёнком морфологическим принципом письма. Ребёнок должен практически усвоить

основные правила словоизменения и словообразования, что выражается в грамматически

правильном построении устных высказываний, заканчивается примерно к четырём годам,

а системы словообразования – к восьми или даже к девяти годам.

Чтобы помочь ребёнку полноценно пройти дограмматический период усвоения языка,

то есть до начала изучения грамматических правил, необходима целенаправленная и

продолжительная

работа

с

использованием

большого

количества

подобранного

однородного типа материала.

Функцию словоизменения можно проверить: образованием множественного числа

имён

существительных;

согласованием

существительных

с

числительными;

согласованием

прилагательных

с

существительными;

правильность

употребления

предлогов.

Функцию словообразования, у ребёнка старшего дошкольного возраста проверяют:

образованием

имён

существительных

при

помощи

уменьшительных

суффиксов;

образованием

глаголов

при

помощи

приставок;

образованием

относительных

и

притяжательных прилагательных.

Каждый из этих способов можно использовать как для выявления сформированности

морфологических

операций,

так

и

для

устранения

возможных

отклонений,

применяя

речевые упражнения и задания О. С. Ушаковой.

В обогащении словарного запаса, необходима специальная и углубленная работа.

Необходимо как можно раньше познакомить ребёнка и систематизировать слова по частям

речи, в доступной для него, игровой форме: предметы (имена существительные); признаки

(имена

прилагательные);

действия

и

состояния

предметов

(глаголы);

признаки

этих

действий и состояний (наречия).

По мнению, С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Г.

Топорковой,

С. В. Щербининой

подготовка

руки

к

письму

является

одним

из

важных

этапов

подготовки

ребёнка

к

систематическому

обучению,

что

связано

с

психофизическими

особенностями

дошкольника

5-6

лет.

В

старшем

дошкольном

возрасте

работа

по

развитию

мелкой

моторики и координации движений руки должна стать важной частью для подготовки

детей к школе. Запускание пальцами мелких волчков; разминание пальцами пластилина;

катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок, горошинок; сжимание и

разжимание кулачков; с кистями рук делать фонарик; игры с конструктором, мозаикой,

кубиками;

рисование,

в

том

числе

и

различными

материалами,

раскрашивание,

штрихование; работа с ножницами; завязывание узлов на толстой верёвке и так далее –

упражнения и задания для подготовки руки к письму.

В умении владеть своими пальчиками, считает Е.

И. Светлова, поможет теневой театр.

При помощи рук дети могут изображать различных животных, птиц, насекомых и вести

между ними беседы.

По

развитию

графомоторных

навыков

Т.

П. Буцыкина,

Г. М. Вартапетова

рекомендуют

проводить

работу

в

следующих

направлениях:

формировать

мелкую

мускулатуру

пальцев

рук

(упражнения

на

развитие

силы

пальцев

и

быстроты

их

движений); развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и

левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам,

игры с условиями по выбору нужных направлений);обучению рисования (задания по

штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей,

предметов с натуры, дорисовывание: незаконченных рисунков, рисунков с недостающими

деталями; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти); формирование

графической

символики

(задания

на

развитие

умений

рисовать

узоры,

а

также

на

символизацию предметов).

Таким

образом,

анализ

теоретических

работ

ведущих

специалистов

в

области

логопедии,

а

также

рекомендаций

практиков

показал,

что

данные

о

специфики

предрасположенности детей с общим недоразвитием речи к нарушениям письма и методах

профилактики на настоящий момент практически недостаточны, а имеющиеся описания

носят

фрагментарный

характер.

В

связи

с

этим

затрудняется

разработка

программ

логопедической коррекции и внедрение различных организационных форм деятельности

логопедов и педагогов в работу дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.



В раздел образования