Автор: Платонова Ирина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Анализ методических подходов к профилактике нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование
Анализ методических подходов к профилактике нарушений письма у детей с об-
щим недоразвитием речи
В статье рассмотрена проблема нарушений предпосылок письма у детей дошколь-
ного возраста с общим недоразвитием речи. Проанализированы подходы отечественных
исследователей по профилактике нарушений письма у детей с ОНР.
Требования к будущим первоклассникам в современном мире возросли, а программы
усложнились
и
насыщены
разнообразным
материалом.
По
мнению
специалистов
на
успеваемость влияют множество факторов, но одним из главных является – трудность в
овладении навыком письма.
Основной целью современной логопедии является разработка научно-обоснованной
системы
обучения
детей
с
расстройствами
речи. Исследования, посвящённые, поиску
путей эффективной и качественной подготовки детей с общим недоразвитием речи к
успешному
освоению
программы
начального
общего
образования
становится
очень
актуальным.
В методике О. И. Азовой при исследовании предпосылок формирования навыков
письма предлагается выявить при обследовании:
1. состояния фонематического восприятия: воспроизведение слогов с меняющемся
ударением;
фонематическое
восприятие;
исследование
умения
находить
ударные
и
безударные в слогах.
2. состояние языкового анализа и синтеза: фонематический анализ; фонематический
синтез; анализ состава предложения; выделение первого и последнего звука в слове;
придумывание слова с заданным звуком.
3. состояние грамматического строя речи: умение употреблять существительные в
единственном
и
множественном
числе;
умение
согласовывать
прилагательное
с
существительным в роде и числе; умение образовывать имена существительные при
помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
4. состояние зрительно-пространственных функций и особенности ручной моторики
исследуют: праксис по зрительному образцу, по кинестетическому (тактильному) образцу
кинетический (динамический); перенос поз; пространственный гнозис; конструирование
(реконструирование) букв.
В работе А. Н. Корнева имеется широкий ассортимент клинико-психологических и
психолого-педагогических
методик.
Основными
задачами
обследования
являются:
уточнение
характера
трудностей
и
степени
отставания
в
этих
навыках;
диагностика
интеллекта; исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков,
необходимых для овладения грамотой; анализ психопатологической картины, особенно
двух её аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребёнка на
трудности в освоении программного материала.
Автор подчёркивает важность исследования импрессивной и экспрессивной речи,
основных языковых средств (фонетики, лексики, грамматики).
В
работах
Н. С. Жуковой,
Е. М. Мастюковой
говорится
об
устранении
звуковых
заменах в устной речи, отмечается, что полные замены одних речевых звуков другими
является одним из характерных проявлений «детского возрастного косноязычия», которое
в норме должно исчезнуть к 5-6 годам. Если такие замены сохраняются, то они являются
предпосылкой
артикуляторно-акустической
дисграфии.
Неправильное
проговаривание
слов в процессе их записи приводит к появлению однотипных буквенных замен.
Профилактическую работу с ребёнком чаще всего начинают с воспитания у него
слуховой
дифференциации
заменяемых
звуков.
Затем
правильное
произношение
заменяемого им звука самими родителями по подражанию и с привлечением логопеда.
Работа завершается дифференциацией ранее заменявшегося звука от звука «заменителя»,
до полного исчезновения смешений данных звуков в устной речи ребёнка.
Л. П. Б а р ы л к и н а ,
И . П.
М а т р а е в а ,
Л . А. О бу хо в а
уд е л я ю т
в н и м а н и е
сформированности
звукового
анализа
слов
и
выделяют
следующие
направления
исследования: умение правильно слышать и выделять звуки речи; сформированность
звукопроизношения;
развитие
моторных
и
графических
навыков;
сформированность
звуко-буквенного анализа; развитие словаря.
По
исследованиям
Н. В. Микляевой
показано,
что,
если
ребёнок
научится
безошибочно «чувствовать» каждый звук в слове, он не будет при обучении грамоте
допускать соответствующие буквенные замены на письме. И предлагает упражнения на
фонематический анализ слов. Ребёнок в процессе игры, должен определить наличие или
отсутствие каждого из звуков в предлагаемом слове, а также место в этом слове (в начале,
в середине, в конце).
Согласно исследованиям, В. К. Орфинской детям дошкольного возраста должны быть
доступны
виды
фонематического
анализа
слов:
узнавание
звука
на
фоне
слова;
определение примерного места звука в слове по принципу: в середине, в начале, в конце
слова; выделение звука из начала и конца слова.
По данным исследования Л. Г. Парамоновой 25 % детей массовых детских садов не
владеют простыми видами фонематического анализа слов. Необходимо подчеркнуть, что
ребёнок
овладевает
полным
фонематическим
анализом
слов
постепенно,
и
только
в
процессе
обучения
его
грамоте.
Профилактическая
работа,
способна
предупредить
проявление нарушения письменной речи на почве несформированности анализа и синтеза
речевого потока.
В исследованиях Г. А. Волковой говорится о том, что у многих детей не вполне
сформированы оптико-пространственные представления. Это пагубно влияет на письмо в
целом. Достаточный уровень развития, является необходимым условием для усвоения
зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв.
Указывается,
что
данную несформированность важно выявить и устранить до начала
обучения ребёнка грамоте. Чтобы тот не успел усвоить неправильные начертания букв и
ввести их в «моторную память» руки.
Для
устойчивой дифференциации букв
русского
алфавита
необходимо
обладать
достаточно
хорошими
пространственными
представлениями
и
тонким
зрительным
анализом и синтезом, Так как все они, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят
из набора одних и тех же элементов, которые, в свою очередь, неизбежно приводят к
наличию нескольких оптически сходных букв.
Состояние у ребёнка зрительно-пространственных представлений можно проверить
при обследовании, используя задания:
понимание пространственных предлогов;
самостоятельное называние ребёнком пространственных предлогов;
ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном
расположении предметов по отношению друг к другу;
представление о форме и величине предметов;
узнавание предметов в усложнённых условиях;
состояние зрительного анализа и синтеза;
знание букв и узнавание их в усложнённых условиях.
В
результате
целенаправленной
работы
ребёнок
старшего
дошкольного
возраста
сможет различать все буквы без труда.
По
исследованиям
А. Н.
Гвоздева
формирование
грамматических
систем
словоизменения и словообразования, непосредственно связано с возможностью овладения
ребёнком морфологическим принципом письма. Ребёнок должен практически усвоить
основные правила словоизменения и словообразования, что выражается в грамматически
правильном построении устных высказываний, заканчивается примерно к четырём годам,
а системы словообразования – к восьми или даже к девяти годам.
Чтобы помочь ребёнку полноценно пройти дограмматический период усвоения языка,
то есть до начала изучения грамматических правил, необходима целенаправленная и
продолжительная
работа
с
использованием
большого
количества
подобранного
однородного типа материала.
Функцию словоизменения можно проверить: образованием множественного числа
имён
существительных;
согласованием
существительных
с
числительными;
согласованием
прилагательных
с
существительными;
правильность
употребления
предлогов.
Функцию словообразования, у ребёнка старшего дошкольного возраста проверяют:
образованием
имён
существительных
при
помощи
уменьшительных
суффиксов;
образованием
глаголов
при
помощи
приставок;
образованием
относительных
и
притяжательных прилагательных.
Каждый из этих способов можно использовать как для выявления сформированности
морфологических
операций,
так
и
для
устранения
возможных
отклонений,
применяя
речевые упражнения и задания О. С. Ушаковой.
В обогащении словарного запаса, необходима специальная и углубленная работа.
Необходимо как можно раньше познакомить ребёнка и систематизировать слова по частям
речи, в доступной для него, игровой форме: предметы (имена существительные); признаки
(имена
прилагательные);
действия
и
состояния
предметов
(глаголы);
признаки
этих
действий и состояний (наречия).
По мнению, С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Г.
Топорковой,
С. В. Щербининой
подготовка
руки
к
письму
является
одним
из
важных
этапов
подготовки
ребёнка
к
систематическому
обучению,
что
связано
с
психофизическими
особенностями
дошкольника
5-6
лет.
В
старшем
дошкольном
возрасте
работа
по
развитию
мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью для подготовки
детей к школе. Запускание пальцами мелких волчков; разминание пальцами пластилина;
катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок, горошинок; сжимание и
разжимание кулачков; с кистями рук делать фонарик; игры с конструктором, мозаикой,
кубиками;
рисование,
в
том
числе
и
различными
материалами,
раскрашивание,
штрихование; работа с ножницами; завязывание узлов на толстой верёвке и так далее –
упражнения и задания для подготовки руки к письму.
В умении владеть своими пальчиками, считает Е.
И. Светлова, поможет теневой театр.
При помощи рук дети могут изображать различных животных, птиц, насекомых и вести
между ними беседы.
По
развитию
графомоторных
навыков
Т.
П. Буцыкина,
Г. М. Вартапетова
рекомендуют
проводить
работу
в
следующих
направлениях:
формировать
мелкую
мускулатуру
пальцев
рук
(упражнения
на
развитие
силы
пальцев
и
быстроты
их
движений); развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и
левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам,
игры с условиями по выбору нужных направлений);обучению рисования (задания по
штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей,
предметов с натуры, дорисовывание: незаконченных рисунков, рисунков с недостающими
деталями; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти); формирование
графической
символики
(задания
на
развитие
умений
рисовать
узоры,
а
также
на
символизацию предметов).
Таким
образом,
анализ
теоретических
работ
ведущих
специалистов
в
области
логопедии,
а
также
рекомендаций
практиков
показал,
что
данные
о
специфики
предрасположенности детей с общим недоразвитием речи к нарушениям письма и методах
профилактики на настоящий момент практически недостаточны, а имеющиеся описания
носят
фрагментарный
характер.
В
связи
с
этим
затрудняется
разработка
программ
логопедической коррекции и внедрение различных организационных форм деятельности
логопедов и педагогов в работу дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.