Автор: Кизилова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №165"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ
Тема: "ПРИЛЕТ ВЕСЕННИХ ПТИЦ"
Раздел: начальное образование
МБДОУ «Детский сад №165» г. Владивосток
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ЭКОЛОГИИ
«ПРИЛЕТ ВЕСЕННИХ ПТИЦ»
Подготовила воспитатель
Кизилова Галина Викторовна
Программное содержание:
Расширить знания детей о жизни перелетных птиц; грачах, скворцах,
ласточках кукушках. Об их внешнем виде, повадках, питании; о пользе,
которую приносят эти птицы. Дать детям знания об особенностях перелета
птиц, способах организации при перелете: стая, косяк, клин, вереница.
Упражнять детей в умении связно излагать свои мысли, используя в речи
красочные обороты, сравнения, эпитеты.
Подготовка: иллюстрации
перелетных
птиц:
грач,
скворец,
ласточка,
кукушка. Магнитная запись голосов птиц.
ХОД НОД
-
Ребята,
я
пришла
к
вам
в
гости
и
приготовила
много
интересного.
Послушайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)
- Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная,
звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая).
-
А что происходят весной? (Тает снег, появляются проталины, набухают
почки, пробивается травка, появляются первые цветы).
- А еще именно весной к нам прилетают птицы и приносят весну на своих
крыльях. Весной происходят большие изменения в жизни птиц. Сегодня мы с
вами
вспомним
и
уточним
наши
знания:
особенности
внешнего
вида,
повадки,
питание,
польза
птиц.
Поговорим
об
изменениях,
которые
происходят с птицами в разное время года, особенно весной.
«Кричат, торопятся с утра
В халатах черных мастера,
На ветках вяза и осины
Они себе плетут корзины.
- О ком я прочитала четверостишье? Правильно, это – грач (показываю
иллюстрацию грача). Кто мне расскажет про грача? (Грач черный, как уголек,
а на солнце его оперение вспыхивает фиолетовым цветом. У грача лобастая
голова, умный взгляд, а клюв его крепок).
- Какой клюв у этого грача? (Белоносый).
- Почему? Это у старых грачей так бывает, перышки вытираются вокруг
клюва, только белая кожа видна, будто белое колечко. Почему? Грач целые
дни копается носом в земле, достает личинок, червяков. У молодого грача
белого кольца нет, нос черный, его белоносым никак не назовешь. Кто еще
хочет дополнить рассказ про грача? (Грачи первые вестники весны).
-
Правильно,
дети.
Грачей
называют
первыми
вестниками
весны.
В
народе говорят: «Увидел грача – весну встречай!»
- «Отшумели бураны, откружили метели
Вновь грачи прилетели, вон грачи прилетели»
- Где вьют гнезда грачи и из чего? (На голых ветках, над крышами
домов, в рощах, в старых заброшенных парках. Грачи вьют гнезда из веток.
На дно гнезда они укладывают пух, сено, вату, солому. Место обитания
грачей – грачевник).
- Какую пользу приносят грачи? (Грачей считают полезной птицей. Они
собирают вредных гусениц, слизняков, личинки которые поедают молодые
всходы).
- Куда улетают и где зимуют грачи? (грачи зимуют на юге и улетают
поздней осенью).
- Дети, а кто узнал эту птицу? Какая это птица, кто расскажет о ней?
(Это ласточка, ее легко отличить от других птиц. Головка, спина у нее темная,
а грудка и брюшко беленькие. Словно она нарядилась в белый фартучек. А
хвост напоминает вилку).
-
Дети,
а
какие
бывают
ласточки?
(Ласточки
бывают
городские
и
деревенские. Деревенских ласточек называют касатками).
- А чем отличается городская ласточка от деревенской? У ласточек
касаток
хвост
похож
на
две
черные
косицы.
Как
питаются
ласточки?
(ласточки питаются насекомыми и ловят их на лету в воздух).
- А где они строят свои гнезда и из чего? (Ласточки строят свои гнезда на
домах под крышей. Ласточки не вьют гнезда из прутьев и веток: они лепят
его из комочков глины. Сядут возле воды на берег пруда, отщипнут клювом
кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту она от слюны
становится липкой, легко пристает к стене. Так, комочек к комочку и вылепят
птицы из глины свое уютное гнездышко.
- В народе ласточек называют «Вестники погоды». Почему? (В ясный
солнечный денек летают ласточки высоко и громко щебечут. В плохую погоду
ласточки летают низко над землей, значит будет дождь).
- Куда улетаю ласточки на зиму? (Зимуют ласточки в далекой Африке, но
каждый год возвращаются на свою Родину).
- А эту птицу вы узнали? Кто назовет ее и расскажет о ней? (Это –
скворец. Скворец похож на черного дрозда, только все же попестрее, да перья
больше
блестят,
радугой
переливаются.
Черные
с
зеленоватым
отливом
перышки. Прилет скворцов – верный признак близкой надежной весны).
- Кто еще дополнит про скворца?
Алина: «С солнцем скворушка встает.
Ест жучков, росинки пьет.
Сдвинув шапку на бекрень,
Распевает целый день».
-
Правильно,
скворец
большой
любитель
петь.
Скворцы
умело
подражают голосам многих птиц. То засвистят, затрещат, а то вдруг заквакают
лягушкой или как курица закудахтают. Слушаешь их и дивишься, какие
только звуки в их песенке не встречаются. Скворец является лучшим другом
человека. Почему скворцов называют верными друзьями человека? (Они
уничтожают вредных насекомых. Поэтому скворечники вешают близко к
садам и огородам).
- Где устанавливают скворечники? (Над крышами домов, на шестах, на
стволах деревьев).
- Дети, а кто нам расскажет, где зимуют скворцы? (Они улетают в
далекие,
жаркие
страны.
Зимуют
на
юге
нашей
страны,
на
побережье
Каспийского моря и в других теплых краях, где не бывает зимы).
- А кто это изображен на картинке? Назовите эту птицу и расскажите о
ней. (Это кукушка, она серого цвета, грудка белая в темных пятнышках, хвост
у нее длинный, похож на ястребка).
- Кто еще хочет рассказать про кукушку? (Это единственная из всех
птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не
выкармливает своих птенцов. Она, снеся на землю яйцо, лапами или клювом
переносит его и кладет в чужое гнездо).
Физкультминутка.
«Руки подняли и покачали
Это к нам птицы летят
Как они сядут, мы тоже покажем
Крылья сложим назад».
- Ребята, кукушка последняя перелетная птица, с прилетом кукушки
кончается весна и наступает… (лето).
- Ребята, а вы хотите узнать как растет кукушонок?
- Слушайте. Когда рождается кукушонок, он обычно появляется раньше
других
птенцов,
-
и
тут
же
начинает
хозяйничать
в
чужом
гнезде
и
выбрасывать из него птенцов, еще не вылупившихся, находящихся в скорлупе
яйца, и остается в гнезде один. Приемные родители заботливо выкармливают
наглого
приемыша,
он
растет
быстро
и
скоро
становится
больше
своих
родителей.
- Дети, смотрите, к нам летят «перелетные птицы», встречайте!
Под музыку «песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» вылетают
перелетные птицы.
Перелетные птицы: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Скворец (подлетев к синичке):
Здравствуй, птичка-невеличка.
Здравствуй, добрая синичка.
Грач:
Здравствуй, дятел, наш приятель!
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел:
Расскажите, птицы, где вы побывали?
Расскажите, птицы, что вы повидали?
Скворец:
В жарких странах жаркое лето –
Ни зимы, ни снега там нету.
Дятел:
Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили,
В странах незнакомых?
Скворец:
Мы скучали по деревьям.
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям.
По соседу воробью.
Дети:
Всем мы рады вам, друзья!
Будьте с нами вы всегда.
Ласточка:
Гнезда вы не разоряйте.
Скворец.
Птичьих гнезд не трогайте.
Ребенок:
Нет, гнезд не будем разорять,
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
Детям
раздаются
дощечки
и
кусочки
соленого
теста.
Дети
лепят
жаворонков.
Занятие заканчивается